Ранняя профориентация детей среднего возраста посредством лэпбука
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Толмачева Елена Вячеславна

данный материал поможет педагогам организовать работу с детьми по ранней профориентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ранняя профориентация детей среднего возраста посредством лепбука»

Приобщение ребенка к трудовой деятельности начинается с самых ранних лет. И одной из важнейших задач трудового обучения дошкольников, является знакомство с трудом взрослых, воспитания уважения к нему. Как правило, младшие дошкольники имитируют трудовые действия взрослых, повторяя их в игре, а уже в старшем дошкольном возрасте дети в сюжетно-ролевых играх разворачивают сложившиеся представления о различных профессиях взрослых.

      Для того, чтобы эти представления были шире и полнее детей необходимо знакомить с как можно большим количеством профессий. Знакомство детей с профессиями своих родителей, людей с которыми они взаимодействуют каждый день, подразумевает их подготовку к профессиональному самоопределению.

    Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому необходима целенаправленная работа с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.

В практике мною используются различные методы, способствующие формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, видеопрезентации, беседы о труде, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

Кроме привычных сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр, применяемых в образовательном пространстве, внедряются и новые формы организации игровой деятельности. Примером такой новой формы игровой деятельности служит лэпбук.

Лепбук – сравнительно новое средство обучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС. Это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде .

- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по теме ранней профориентации, а не подбирать различный дидактический материал);

- полифункционален: использование игрового материала в разных видах детской деятельности, имеется возможность свободного перемещения по желанию ребёнка;

- обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части).

-его структура и содержание доступно детям младшего дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность играющего.

Работа с лэпбуком отвечает основным требованиям организации партнерского взаимодействия , а именно:

• воспитатель является активным участником игровой и образовательной деятельности;

• дети по своему желанию присоединяются и участвуют в игре ;

• совместное обсуждение темы и свободное перемещение в предметно-пространственной среде;

• деятельность каждого ребенка не ограничена по времени.

Значение  лэпбука по задаче  ранней профориентации для педагогов: способствует организации материала по изучаемой теме в рамках планирования, оформлению результатов совместной проектной деятельности и может быть формой представления итогов проекта или тематической недели, организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми, подачи всей имеющейся информации в компактной форме.

Значение лэпбука по задаче ранней профориентации для ребенка: помогает ребенку по своему желанию организовать поиск информации по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал, отличный способ для повторения пройденного материала.

За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.

Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

 Родители при создании лэпбука обеспечили поддержку: информационную (сбор информации для лэпбука), организационную (экскурсии), техническую (фото), мотивационную (поддерживание интереса,    уверенности в успехе).

Лэпбук в своей работе могут использовать не только воспитатели, но и узкие специалисты.

Занятия с лэпбуком провожу во вторую половину дня. Он хорошо подходит как  для индивидуальных занятий,  работы в парах  , так и для групповых и подгрупповых занятий.

Можно выбрать задания под силу каждому (одним - кармашки с карточками, а другим детям - задания, подразумевающие умение рисовать и т.д.) и сделать коллективную книжку.

Наша группа активно работает по теме «Ранняя профориентация дошкольников», и я стараюсь сделать для ребят, как можно больше наглядного дидактического материала в разных его вариантах, одним из которых , и стали лэпбуки.

Мною были созданы лэпбуки  «Строители», «Профессия повар», «Профессия парикмахер», «В мире профессий. Полиция», «В мире профессий. Спасатели», «Профессия врач».

Цель: знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями.

Задачи: формировать представления о содержании труда строителя, полицейского, спасателя, врача, парикмахера, повара, формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям; способствовать воспитанию уважения к труду людей.

С помощью данных лэпбуков,  знакомлю детей с профессиями в игровой форме. В пособии представлены дидактические игры: «Собери картинку», «Что лишнее», «Найди половинку», «Готовим еду», «Какая каша». Также есть раскраски, материал по речевому развитию: загадки, «Расскажи о том, что видишь».

Лэпбук включает в себя различные игры, направленные на сенсорное развитие, развитие памяти, внимания, познавательной активности, творческого воображения, коммуникативных навыков и речевое развитие.

С помощью лепбука дети в игровой форме знакомятся с профессиями строителя, полицейского, спасателя, врача, парикмахера, повара,, содержанием труда, с орудиями труда, с результатом труда.

Не маловажным является тот факт, что дети могут играть как самостоятельно, так и командно, совместно с воспитателем или без него.

Лэпбук позволяет закреплять пройденный материал по теме – названия профессий, орудия труда, содержание труда. Запоминать слова, которые в привычном обиходе не используются – фанедоскоп, скальпель, наручники, мастерок, сварочный аппарат и т.д. 

Хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

     Таким образом, лэпбук в ранней профориентации дошкольников - это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЮНОГО ИНЖЕНЕРА»

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА1.     ранняя профориентация естественно-научного и технического направлений2.     информационное сопровождение и продвижение позитивного обр...

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности»

Процесс ознакомления ребенка с миром профессий является актуальной проблемой современности. Проблема самоопределения человека как профессионального специалиста является центральной задачей на пути ста...

Мастер-класс для педагогов по формированию основ ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством различных видов театра

Как театрализованная деятельность с детьми старшей группы влияет на раннюю профориентацию детей...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством LEGO-технологий

laquo;У меня растут года,будет и семнадцать.Где работать мне тогда,чем заниматься?»В. Маяковский«Кем быть?»Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности...

Презентация «Значение сюжетно-ролевых игр для ранней профориентации детей» (средний возраст)(из опыта работы)

Презентация «Значение сюжетно-ролевых для ранней профориентации детей» (средний возраст)(из опыта работы)...

Проект «Значение сюжетно-ролевых игр для ранней профориентации детей»(средний возраст)

Проект «Значение сюжетно-ролевых для ранней профориентации детей»(средний возраст)...

Консультация: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством вовлечения в техническое конструирование»

Целью ранней (детской) профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дош...