«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности»
статья
Процесс ознакомления ребенка с миром профессий является актуальной проблемой современности. Проблема самоопределения человека как профессионального специалиста является центральной задачей на пути становления личности – от этого зависит будущее ребенка, то, кем он станет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya_i_proektnaya_deyatelnost.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооружённых сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Доклад на тему:
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности»
Выполнил воспитатель:
Каликанова О.А.
2022гг.
В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с нормативно-правовыми документами (Законе РФ «Об образовании в РФ», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС) образовательное учреждение должно:
•обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
•обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;
•реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений;
•помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;
•привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт;
•обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность.
В результате проектной деятельности, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность. Важно отметить, что любой проект должен опираться на игровую деятельность, так как главным видом деятельности дошкольника является игра
Именно поэтому считаю эффективным использование метода проекта по формировании у дошкольников ранней профориентации.
Процесс ознакомления ребенка с миром профессий является актуальной проблемой современности. Проблема самоопределения человека как профессионального специалиста является центральной задачей на пути становления личности – от этого зависит будущее ребенка, то, кем он станет. Истоки зарождения профессионального самоопределения лежат в дошкольном детстве, и его становление происходит на протяжении всей жизни. Еще в дошкольном возрасте у ребенка проявляется склонность к какому-либо занятию, и, эта склонность, в будущем, может перейти в профессиональную деятельность. Поэтому важно с дошкольного возраста знакомить детей с широкими возможностями профессионального мира взрослых, чтобы они имели представления об основных профессиях, особенностях профессиональных действий и качествах взрослых. Особую значимость представляет реализация работы педагогов дошкольного учреждения, а, также, родителей по обогащению дошкольников представлениями о многообразии мира профессий. Кроме того, погружение ребенка в мир профессий, ранняя профориентация.
В работе по формированию представлений дошкольников о профессиях важная роль отведена воспитателю, который должен знать каким образом методически грамотно использовать широкий спектр методов и приемов для ознакомления дошкольников с трудом взрослых (проводить занятия, повседневные дела, наблюдать, проводить экскурсии, прогулки, беседы, встречи с людьми разных профессий, организовывать игровую и изобразительную деятельность, читать художественные произведения, рассматривать картины и иллюстрации). Несмотря на то, что с каждым днем появляются все новые профессии (к примеру: эколог, менеджер, программист, визажист, дизайнер и др.), все же в основа формирования представлений детей о профессиях строится на базовых, традиционных профессиях (например, повара, врача, водителя, продавца). Только с опорой на традиционные профессии, на основе сложившихся и усвоенных первичных представлений можно формировать более сложные, расширенные и углубленные представления (например, о том, что разные виды труда призваны обеспечивать разные потребности людей).
Обращение к такой педагогической технологии, как проектная
деятельность для формирования представлений детей дошкольного возраста
о профессиях имеет свои преимущества и положительные стороны.
Так, участвуя в проекте, дети могут реализовать свой потенциал при
условии целенаправленного, последовательного и непрерывного
педагогического воздействия. В рамках проекта и разработки системы
мероприятий осуществляется успешное овладение детьми представлениями о
профессиях.
Поскольку у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, то важно подбирать такие формы работы с детьми
(например, экскурсию, наблюдение, встречу с людьми труда), где они могут
увидеть, познакомиться с тем, как трудятся люди, представители той или
иной профессии, узнать, как работает производство и техника, понять, как
происходит процесс трудовой деятельности, увидеть результаты труда
человека. Именно на живом примере трудящихся взрослых, через
приближение и приобщение их трудовой деятельности у ребенка
формируется устойчивое, положительное отношение к труду людей разных
профессий
Проект предоставляет возможность сочетания интересов всех его
участников:
- Педагогу в рамках проекта предоставляется возможность проявить
свое творчество и профессионализм;
- Родители получают возможность взаимодействия с детьми и
педагогом в решении поставленных проектом задач;
- Деятельность детей организуется в соответствии с их интересами,
желаниями и потребностями.
Использование проектной деятельности, как в обучении, так и
воспитании детей предполагает совместную познавательную, творческую
или игровую деятельность детей, регулируемую определенной целью,
направленную на достижение результата по разрешению практической
проблемы.
Целесообразность метода проектов при формировании представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях очевидна. Участвуя в проекте, дети вовлекаются в различные виды деятельности, используют разнообразные источники информации, приобретая, тем самым, разносторонние знания о труде взрослых. Участвуя в проекте, дети реализуют свой потенциал при условии целенаправленного, последовательного и непрерывного педагогического воздействия. Профориентация является важным звеном социальной адаптации ребенка, успешным разрешением профессионального самоопределения в будущем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЮНОГО ИНЖЕНЕРА»
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА1. ранняя профориентация естественно-научного и технического направлений2. информационное сопровождение и продвижение позитивного обр...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности.
В статье представлен опыт работы, по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.Изложены методы работы по проекту....
Мастер-класс для педагогов по формированию основ ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством различных видов театра
Как театрализованная деятельность с детьми старшей группы влияет на раннюю профориентацию детей...
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством LEGO-технологий
laquo;У меня растут года,будет и семнадцать.Где работать мне тогда,чем заниматься?»В. Маяковский«Кем быть?»Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности...
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья. Профориентация детей в ДОУ начинается со знакомства с профессиями людей, которые работают в дошкольном учреждении, затем спектр профессий расширяется....
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через технологию лэпбукинга»
В чем же особенность организации воспитательно-образовательной деятельности в детском саду на современном этапе по ранней профориентации дошкольников? Это уход от учебной деятельности (зан...
Консультация: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством вовлечения в техническое конструирование»
Целью ранней (детской) профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дош...