Проект «Значение сюжетно-ролевых игр для ранней профориентации детей»(средний возраст)
проект (средняя группа)
Проект «Значение сюжетно-ролевых для ранней профориентации детей»(средний возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_proforientatsii_sredniy_vozrast.docx | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области
«Значение сюжетно-ролевых для ранней профориентации детей»
«Значение сюжетно-ролевых для ранней профориентации детей»
Выполнила: воспитатель
средней логопедической
группы Карпаева Г.В.,
1 квалификационная
категория.
Аша
2023
Актуальность:
Ранняя профориентация дошкольников – актуальное и перспективное направление работы в дошкольном образовательном учреждении. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» перед педагогами стоит задача воспитать человека, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям 21 века, который бы легко социализировался в обществе, успешно реализовался в профессиональной сфере. Это невозможно, если ребенок еще на этапе дошкольного детства не освоил первоначальные представления социального характера, в том числе и ознакомление с профессиями. Ведь именно в детском саду дети начинают знакомится с самыми разными профессиями. Ранняя детская профориентация в детском саду ставит цель - расширить знания детей о мире профессий, сформировать интерес к трудовой деятельности взрослых, и осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Особенно через игровую деятельность. Это приводит к повышению интереса детей к миру профессий, закреплению представлений и успешной социализации каждого ребёнка. Одной из ведущих форм работы с детьми по ранней профориентации- сюжетно-ролевая игра.
Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению, готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.
Цель проекта:
Расширять знания и представления детей о людях разных профессий через сюжетно-ролевую игру.
Задачи проекта:
1.Формирование знаний дошкольников о сюжетно-ролевой игре.
2.Развитие любознательности, наблюдательности, интереса к сюжетно-ролевой игре, связанной с профессиями.
3.Воспитание у дошкольников умения общаться в игре.
Проект предусматривает следующие формы реализации:
1.Беседа с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях.
2.Чтение произведений о профессиях.
3.Сюжетно-ролевые игры.
4.Просмотр иллюстраций, слайдов и видеоматериалов о профессиях.
Одним из направлений деятельности ДОУ по ранней профориентации детей является взаимодействие с родителями. В этом направлении используются следующие формы работы:
1.Открытый просмотр занятий.
2.Идивидуальные беседы, консультации по запросам родителей.
3.Тематические родительские собрания.
4.Анкетирование, опрос.
Методы реализации проекта:
1.Словесные – объяснение, беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы.
2.Наглядные – показ, иллюстрации.
3.Практические – продуктивная деятельность, опыт хозяйственно-бытового труда.
3.Игровые - дидактические игры, с/ролевые игры, игровые ситуации.
Предполагаемые результаты:
1.Обогащение игрового опыта детей, расширение сюжета игр, подведение детей к созданию собственных игровых замыслов.
2.Развивать умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе полученных знаний; развивать умение выбирать роль и действовать согласованно, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (врач - пациент); поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.
Вид проекта: ролевой, игровой.
Участники проекта: дети средней группы, их родители, воспитатель группы.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Этапы проекта.
I. Подготовительный этап. 1.Проведение консультации для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни младшего дошкольника».
2.Создание совместно с родителями атрибутов к сюжетно-ролевым играм: пошив белого халата и головного убора для врача; изготовление атрибутов для инспектора ДПС; пополнение атрибутами сюжетно-ролевых игр: «Строители» - инструментами строителя, «Парикмахерская» - игрушечными ножницами, расческами, «Прачечная» - утюгами, муляжами стирального порошка, «Магазин» - продуктами, деньгами, одеждой продавца.
3.Беседы с просмотром иллюстраций «Какие мы знаем профессии», «Строители», «Что делают в прачечной?», «Как вести себя в магазине», «Айболит спешит на помощь», «Врач-профессия очень важная», «Что нам приготовил повар?», «Зачем мы ходим в парикмахерскую». 4.НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Хорошо у нас в детском саду», целью которого было проведение экскурсии в прачечную, на кухню и в кабинет медсестры. (Закрепление знаний о профессиях повара, прачки и медсестры.)
5. Настольно-печатные игры: «Кто что делает?», «Профессии», «Кому что нужно для работы?», целью которых было обогащать и закреплять знания детей о профессиях людей, пополнять словарный запас детей. 6.В свободное время чтение детям литературных произведений о людях разных профессий; чтение сказок: русской народной сказки «Теремок», сказки С. Михалкова «Три поросенка», К. Чуковского «Айболит» и С. Михалкова «Дядя Степа».
2.Основной этап:
Организация сюжетно-ролевых игр «Мир профессий».
1) «Стройка»
Задачи: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Роли: строители, шофёр, грузчик.
Игровые действия: выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.
Игровой материал: различные строительные материалы, инструменты, предметы-заместители.
2) «Прачечная»
Задачи: развитие интереса к игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам — результату ее труда.
Роли: работницы прачечной.
Игровые действия: предлагаю выбрать детям работников прачечной. Разъясняю их трудовые действия. Помогаю применить данные действия в ходе игры. Знакомлю с техникой безопасности при пользовании бытовой техникой и химией.
Игровой материал: Стиральная машина, стиральный порошок, мыло, утюги, гладильная доска, кукольная одежда, кукольное постельное белье.
3) «Парикмахерская»
Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера; воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу
Роли: парикмахеры, клиенты.
Игровые действия: посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, благодарят за услуги. Парикмахер моет волосы, сушит, причесывает, делает стрижки, красит волосы. (Можно соединить с игрой «Дом, семья»)
Игровой материал: зеркало, набор расчесок, фен для сушки, бигуди, лак для волос, одеколон, халаты, пелеринки.
4) «Скорая помощь»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость; воспитывать культуру общения.
Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.
Игровые действия: больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет фамилию и имя больного, сообщает возраст, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т. д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.
Игровой материал: телефон, халат доктора, шапочка доктора, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, шприц, лекарства, и т. д.(Можно соединить с игрой «Ветеринарная клиника»)
6) «Повара»
Задачи: воспитывать интерес и уважение к труду поваров, развивать воображение, поощрять детскую инициативу, создавать интересную перспективу игры на завтрашний день.
Роли: повара.
Игровые действия: выбрать детей на роли. Разъяснить и показать детям, как они должны это делать.
Игровой материал: фартуки, косынки, овощи, фрукты, продукты, плита.
7) «Магазин»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Роли: продавец - кассир, покупатели, водитель, грузчик.
Игровые действия: водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы раскладывает товар на полках. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек.
Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, деньги.
III. Заключительный этап
1.Был проведен анализ подготовительного этапа: составлен список какого игрового материала и оборудования не хватило для проведения сюжетно-ролевых игр, чем необходимо пополнить игровые зоны.
2.Был проведен анализ основного этапа: проявляли ли дети желание участвовать в сюжетно-ролевых играх, проявляли ли они самостоятельность при выборе ролей и атрибутов для игры.
3.Был проведен анализ речевой активности детей: умение вступать в речевой контакт и активно участвовать в нем.
4.Были проведены беседы с детьми о проведенных сюжетно-ролевых играх: что им понравилось, какие игры были более интересные и будут ли они играть в них самостоятельно.
5.Была подготовлена презентация проекта.
Вывод: дети приобрели начальные знания о профессиях, представленных в проекте. Все дети охотно принимали участие в сюжетно – ролевых играх, предложенных воспитателем. Они получили представление о том, как можно организовать игру, используя полученные знания, как можно разнообразить сюжет любой игры. В свободной деятельности некоторые дети развивают предложенный сюжет, часть детей строит игру по-своему. Следует развивать интерес к сюжетно – ролевым играм, предлагать новые варианты игры, расширять предметно – развивающую среду.
Значение сюжетно-ролевых игр:
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Огромное значение игры для развития психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей. Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Список используемой литературы
1. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Средняя группа / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. - М. :МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2015.
4. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
5. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
6. Татьяна Березенкова: Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр. Средняя группа. Издательство: Учитель, 2017 г. Серия: ФГОС ДО: практика реализации
7. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. - № 4.- 2005.- с. 33-37
8. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. : Линка-Пресс, 2009
9. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н. В. Краснощекова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
: Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевые игры – это игры, которые придумывают сами дети. В них отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения между людьми.Полноценная...
Сюжетно – ролевая игра как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста
Сюжетно – ролевая игра как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей «Использование сюжетно-ролевой игры как средство ранней профориентации детей младшего дошкольного возраста»
Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя - помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенны...
Проект «Железнодорожное путешествие» Ранняя профориентация детей среднего дошкольного возраста.
Проект, получивший название «Железнодорожное путешествие» отражает работу по ранней профариентации детей. Проект разработан с учётом возрастных особенностей детей средней групп...
Презентация «Значение сюжетно-ролевых игр для ранней профориентации детей» (средний возраст)(из опыта работы)
Презентация «Значение сюжетно-ролевых для ранней профориентации детей» (средний возраст)(из опыта работы)...
Индивидуальный план работы по самообразованию "Формирование ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста"
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профе...