Проект «Значение сюжетно-ролевых игр для ранней профориентации детей»(средний возраст)
проект (средняя группа)
Проект «Значение сюжетно-ролевых для ранней профориентации детей»(средний возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области
«Значение сюжетно-ролевых для ранней профориентации детей»
«Значение сюжетно-ролевых для ранней профориентации детей»
Выполнила: воспитатель
средней логопедической
группы Карпаева Г.В.,
1 квалификационная
категория.
Аша
2023
Актуальность:
Ранняя профориентация дошкольников – актуальное и перспективное направление работы в дошкольном образовательном учреждении. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» перед педагогами стоит задача воспитать человека, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям 21 века, который бы легко социализировался в обществе, успешно реализовался в профессиональной сфере. Это невозможно, если ребенок еще на этапе дошкольного детства не освоил первоначальные представления социального характера, в том числе и ознакомление с профессиями. Ведь именно в детском саду дети начинают знакомится с самыми разными профессиями. Ранняя детская профориентация в детском саду ставит цель - расширить знания детей о мире профессий, сформировать интерес к трудовой деятельности взрослых, и осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Особенно через игровую деятельность. Это приводит к повышению интереса детей к миру профессий, закреплению представлений и успешной социализации каждого ребёнка. Одной из ведущих форм работы с детьми по ранней профориентации- сюжетно-ролевая игра.
Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению, готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.
Цель проекта:
Расширять знания и представления детей о людях разных профессий через сюжетно-ролевую игру.
Задачи проекта:
1.Формирование знаний дошкольников о сюжетно-ролевой игре.
2.Развитие любознательности, наблюдательности, интереса к сюжетно-ролевой игре, связанной с профессиями.
3.Воспитание у дошкольников умения общаться в игре.
Проект предусматривает следующие формы реализации:
1.Беседа с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях.
2.Чтение произведений о профессиях.
3.Сюжетно-ролевые игры.
4.Просмотр иллюстраций, слайдов и видеоматериалов о профессиях.
Одним из направлений деятельности ДОУ по ранней профориентации детей является взаимодействие с родителями. В этом направлении используются следующие формы работы:
1.Открытый просмотр занятий.
2.Идивидуальные беседы, консультации по запросам родителей.
3.Тематические родительские собрания.
4.Анкетирование, опрос.
Методы реализации проекта:
1.Словесные – объяснение, беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы.
2.Наглядные – показ, иллюстрации.
3.Практические – продуктивная деятельность, опыт хозяйственно-бытового труда.
3.Игровые - дидактические игры, с/ролевые игры, игровые ситуации.
Предполагаемые результаты:
1.Обогащение игрового опыта детей, расширение сюжета игр, подведение детей к созданию собственных игровых замыслов.
2.Развивать умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе полученных знаний; развивать умение выбирать роль и действовать согласованно, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (врач - пациент); поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.
Вид проекта: ролевой, игровой.
Участники проекта: дети средней группы, их родители, воспитатель группы.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Этапы проекта.
I. Подготовительный этап. 1.Проведение консультации для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни младшего дошкольника».
2.Создание совместно с родителями атрибутов к сюжетно-ролевым играм: пошив белого халата и головного убора для врача; изготовление атрибутов для инспектора ДПС; пополнение атрибутами сюжетно-ролевых игр: «Строители» - инструментами строителя, «Парикмахерская» - игрушечными ножницами, расческами, «Прачечная» - утюгами, муляжами стирального порошка, «Магазин» - продуктами, деньгами, одеждой продавца.
3.Беседы с просмотром иллюстраций «Какие мы знаем профессии», «Строители», «Что делают в прачечной?», «Как вести себя в магазине», «Айболит спешит на помощь», «Врач-профессия очень важная», «Что нам приготовил повар?», «Зачем мы ходим в парикмахерскую». 4.НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Хорошо у нас в детском саду», целью которого было проведение экскурсии в прачечную, на кухню и в кабинет медсестры. (Закрепление знаний о профессиях повара, прачки и медсестры.)
5. Настольно-печатные игры: «Кто что делает?», «Профессии», «Кому что нужно для работы?», целью которых было обогащать и закреплять знания детей о профессиях людей, пополнять словарный запас детей. 6.В свободное время чтение детям литературных произведений о людях разных профессий; чтение сказок: русской народной сказки «Теремок», сказки С. Михалкова «Три поросенка», К. Чуковского «Айболит» и С. Михалкова «Дядя Степа».
2.Основной этап:
Организация сюжетно-ролевых игр «Мир профессий».
1) «Стройка»
Задачи: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Роли: строители, шофёр, грузчик.
Игровые действия: выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.
Игровой материал: различные строительные материалы, инструменты, предметы-заместители.
2) «Прачечная»
Задачи: развитие интереса к игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам — результату ее труда.
Роли: работницы прачечной.
Игровые действия: предлагаю выбрать детям работников прачечной. Разъясняю их трудовые действия. Помогаю применить данные действия в ходе игры. Знакомлю с техникой безопасности при пользовании бытовой техникой и химией.
Игровой материал: Стиральная машина, стиральный порошок, мыло, утюги, гладильная доска, кукольная одежда, кукольное постельное белье.
3) «Парикмахерская»
Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера; воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу
Роли: парикмахеры, клиенты.
Игровые действия: посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, благодарят за услуги. Парикмахер моет волосы, сушит, причесывает, делает стрижки, красит волосы. (Можно соединить с игрой «Дом, семья»)
Игровой материал: зеркало, набор расчесок, фен для сушки, бигуди, лак для волос, одеколон, халаты, пелеринки.
4) «Скорая помощь»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость; воспитывать культуру общения.
Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.
Игровые действия: больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет фамилию и имя больного, сообщает возраст, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т. д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.
Игровой материал: телефон, халат доктора, шапочка доктора, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, шприц, лекарства, и т. д.(Можно соединить с игрой «Ветеринарная клиника»)
6) «Повара»
Задачи: воспитывать интерес и уважение к труду поваров, развивать воображение, поощрять детскую инициативу, создавать интересную перспективу игры на завтрашний день.
Роли: повара.
Игровые действия: выбрать детей на роли. Разъяснить и показать детям, как они должны это делать.
Игровой материал: фартуки, косынки, овощи, фрукты, продукты, плита.
7) «Магазин»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Роли: продавец - кассир, покупатели, водитель, грузчик.
Игровые действия: водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы раскладывает товар на полках. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек.
Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, деньги.
III. Заключительный этап
1.Был проведен анализ подготовительного этапа: составлен список какого игрового материала и оборудования не хватило для проведения сюжетно-ролевых игр, чем необходимо пополнить игровые зоны.
2.Был проведен анализ основного этапа: проявляли ли дети желание участвовать в сюжетно-ролевых играх, проявляли ли они самостоятельность при выборе ролей и атрибутов для игры.
3.Был проведен анализ речевой активности детей: умение вступать в речевой контакт и активно участвовать в нем.
4.Были проведены беседы с детьми о проведенных сюжетно-ролевых играх: что им понравилось, какие игры были более интересные и будут ли они играть в них самостоятельно.
5.Была подготовлена презентация проекта.
Вывод: дети приобрели начальные знания о профессиях, представленных в проекте. Все дети охотно принимали участие в сюжетно – ролевых играх, предложенных воспитателем. Они получили представление о том, как можно организовать игру, используя полученные знания, как можно разнообразить сюжет любой игры. В свободной деятельности некоторые дети развивают предложенный сюжет, часть детей строит игру по-своему. Следует развивать интерес к сюжетно – ролевым играм, предлагать новые варианты игры, расширять предметно – развивающую среду.
Значение сюжетно-ролевых игр:
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Огромное значение игры для развития психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей. Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Список используемой литературы
1. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Средняя группа / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. - М. :МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2015.
4. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
5. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
6. Татьяна Березенкова: Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр. Средняя группа. Издательство: Учитель, 2017 г. Серия: ФГОС ДО: практика реализации
7. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. - № 4.- 2005.- с. 33-37
8. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. : Линка-Пресс, 2009
9. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н. В. Краснощекова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
: Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевые игры – это игры, которые придумывают сами дети. В них отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения между людьми.Полноценная...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/18/picture-906175-1489818063.jpg)
Сюжетно – ролевая игра как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста
Сюжетно – ролевая игра как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/21/picture-1021310-1534833019.jpg)
Проект «Железнодорожное путешествие» Ранняя профориентация детей среднего дошкольного возраста.
Проект, получивший название «Железнодорожное путешествие» отражает работу по ранней профариентации детей. Проект разработан с учётом возрастных особенностей детей средней групп...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/05/picture-172741-1357374387.jpg)
Презентация «Значение сюжетно-ролевых игр для ранней профориентации детей» (средний возраст)(из опыта работы)
Презентация «Значение сюжетно-ролевых для ранней профориентации детей» (средний возраст)(из опыта работы)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-972463-1546961449.jpg)
Индивидуальный план работы по самообразованию "Формирование ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста"
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профе...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/17/picture-291623-1615960454.jpg)
Образовательный маршрут совместной деятельности родителей и детей в сети Интернет «Все профессии важны, все профессии нужны» по ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста
Автором представлен образовательный маршрут в сети интернет по ранней профориентации дошкольников....