Представление опыта работы «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие реализации ФГОС»
статья
Предварительный просмотр:
Представление опыта работы
«Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие реализации ФГОС»
«Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе игровую»
Н.Н. Поддьяков
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, стимулируется развитие речи.
В федеральном государственном образовательном стандарте говорится:
- «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
- познавательно-исследовательская деятельность – как сквозной механизм развития ребенка) ( ФГОС 2.7).
- развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. ( ФГОС 3.3.4).
- целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. ( ФГОС 4.7)
Исследовательский подход в обучении включает: опору на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности; активное освоение мира; создание проблемной ситуации, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
Цель: Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс детского сада и семьи через развитие у детей исследовательских способностей, устойчивого интеллектуально-творческого потенциала личности дошкольника.
Задачи:
- Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
- Развивать познавательные интересы и мыслительные процессы
- Повышать компетентность родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе детского исследования дома.
- Воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
- формирование интеллектуальных впечатлений;
- развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
- умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Мотивы: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». Средства: язык, речь, поисковые действия.
Формы: элементарно-поисковая деятельность, эксперименты, опыты. Условия: постепенное усложнение, организация условий для совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности, использование проблемных ситуаций.
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Классификация экспериментов
По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- с растениями;
- с животными;
- с объектами неживой природы;
- объектом которых является человек.
По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке;
По количеству детей:
- индивидуальные,
- подгрупповые,
- фронтальные.
По причине их проведения:
- случайные,
- запланированные,
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные,
- многократные, или циклические.
По месту в цикле:
- первичные,
- повторные,
- итоговые.
По характеру мыслительных операций:
- констатирующие ;
- сравнительные ;
- Обобщающие.
По характеру познавательной деятельности детей:
- иллюстративные ;
- поисковые.
Основные характеристики детского экспериментирования:
Старший дошкольный возраст:
1. Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности.
2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная).
3. Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.
Приемы повышения активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности:
1.Обеспечивать интерес к предстоящей деятельности через: мотивацию, образность, эмоциональность, значимость и необходимость участия каждого в деятельности.
2.Стимулировать исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения;
3. Обсуждать с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования и результата;
4.Использовать приемы развития творческого воображения (РТВ).
Структура детского экспериментирования:
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- Выдвижение гипотезы;
- Поиск и предложение возможных вариантов решения;
- Сбор материала;
Обобщение полученных данных.
Содержание опытно – экспериментальной деятельности
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми
2. Совместная деятельность с детьми
3. Самостоятельная деятельность детей
4. Совместная работа с родителями
Принципы реализации системно-деятельного подхода:
- Принципы реализации системно-деятельного подхода
- Принцип субьективности воспитания
- Принцип учета ведущих видов деятельности
- Принцип преодоления зоны ближайшего развития
- Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности
- Принцип высокой мотивированности
- Принцип обязательной рефлективности любой деятельности
Таким образом, результат опытно экспериментальной деятельности как условие успешной социализации показал, что дети выдвигают гипотезы, высказывают предположения, выбирают способ решении познавательной задачи, обобщают полученные данные и делают выводы, пользуются приборами – помощниками, соблюдают правила безопасности, взаимодействуют друг с другом при выполнении коллективного задания. Повысилась компетентность родителей по данной теме.
Список использованной литературы:
1. Иванова А. И. Естественно–научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005.
2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
4. ФГОС ДО – М.: Министерство образования и науки РФ, 2014.
5. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
О комплексно-тематическом планировании образовательной деятельности с дошкольниками – как одном из необходимых условий реализации ФГОС. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ НА 2016-2017 г
ФГОС о комплексно- тематическом планировании. Особенности тематического планирования в логопедической группе. Распределение работы учителя-логопеда и воспитателей по видам деятельности. Ка...
«Организация образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в современных условиях реализации ФГОС»
ДОКЛАДк педагогическому советутема: «Организация образовательной деятельностипо речевому развитию детей дошкольного возрастав современных условиях реализации ФГОС»...
Статья "Проектно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО"
Статья "Проектно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО" для педагогов детского сада...
Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации
В этой статье раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников. Представлен проект «Образовательная среда ...
Педагогический совет «Организация образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в современных условиях реализации ФГОС».
Цель: Обобщение работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста....