Проект "Деревья нашего края"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Данный проект направлен на формирование представлений детей о деревьях родного края через различные виды детской деятельности. Предназначен для педагогов дошкольного образования и родителей. Проект составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_derevya.docx | 42.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малышок»
ПРОЕКТ
«Деревья нашего края»
Для детей 3 – 4 лет (младшая группа «Ромашки»)
Срок реализации: 19 – 30 апреля 2021 года.
Воспитатели:
Ярчихина О.Ю.
Тихонюк Ж.Т.
п. г. т. Березово
2021
Краткая аннотация проекта: Данный проект направлен на формирование представлений детей о деревьях родного края через различные виды детской деятельности. Предназначен для педагогов дошкольного образования и родителей. Проект составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Актуальность: Взаимоотношения человека с природой - очень актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья - прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Поддерживая интерес и стремление детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность сделать первые открытия. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку достичь свой более высокий уровень.
Проект «Деревья нашего края» предоставляет большие возможности для творчества, самостоятельности, умения работать в коллективе; дает возможность проявить себя не только детям, но и родителям. Проект составлен с учетом индивидуальных особенностей и способностей детей.
Обоснование необходимости проекта: По результатам мониторинга выявилась проблема (на уровне ребенка): недостаточный запас знаний о деревьях родного края и их роли в жизни человека.
Цель: Формирование познавательного интереса детей к деревьям родного края через различные виды детской деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные
- Формировать элементарные представления о деревьях родного края и их роли в жизни человека;
- Активизировать и пополнить словарный запас детей.
Развивающие
- Развивать речь, память, наблюдательность, познавательный интерес, творческие способности через разнообразные формы и методы работы.
Воспитательные
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Тип проекта: групповой, познавательно - иследовательский, краткосрочный.
Сроки реализации проекта: 2 недели (с 19 по 30 апреля 2021 г.)
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»,
- «Социально – коммуникативное развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Физическое развитие»,
- «Художественно – эстетическое развитие».
Участники проекта:
- Воспитатели,
- Дети младшей группы «Ромашки»,
- Родители,
- Инструктор по физической культуре.
Взаимодействие с социумом:
- Экскурсия в музей на тему: «Лес - наше богатство»
- Выездная экскурсия из библиотеки «Сказки и стихи о лесе»
Методы и приёмы:
- Наглядные (наблюдение, рассматривание картин, фотоальбомов, репродукций, показ презентаций, экскурсии)
- Словесные (беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов детьми)
- Практические (игры, опыты, изготовление игр, совместные выставки, разучивание стихов)
Мониторинг:
- Знает и называет некоторые деревья.
- Знает и называет части дерева (корень, ствол, крона, ветки, листья)
- Имеет представление о правилах поведения в лесу.
Ожидаемый результат:
- Имеют представление о деревьях родного края.
- Имеют представление о частях дерева (ствол, корни, крона, ветки и т.д.)
- Имеют простейшие представления об использовании древесины в различных областях.
- Сформированы первоначальные представления о правилах безопасного поведения в лесу.
- Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.
Планирование и организация деятельности
1 этап – подготовительный.
№ | Мероприятия | Цель | Результат | Ответственные |
1. | Опрос детей: «Какие деревья вы знаете?», «Что вы хотите узнать о деревьях?», «Где мы можем найти информацию?», «Что вы можете сделать с родителями, чтобы не забыть того, что узнаем?». | Выявить объем знаний детей по теме: «Деревья». | У детей недостаточный запас знаний о деревьях. | Воспитатель |
2. | Диагностика | Уточнить объем знаний детей на тему «Деревья» | Начало проекта: Высокий – 0% Средний – 46% Низкий – 54% | Воспитатель |
3. | Разработка проекта | Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. | Детям предоставляется возможность работать над одной темой, чтобы получить ответ на интересующие их вопросы | Воспитатель |
4. | Родительское собрание | Сформировать интерес, познакомить с проектной деятельностью. | Определение объема помощи родителями по теме проекта. Анкетирование. | Воспитатель |
5. | Создание предметной среды в группе по теме проекта | Вызвать заинтересованность и сотрудничество родителей. | Работа над созданием мини-библиотеки, альбома по теме проекта, выставка рисунков на тему «Деревья – наши друзья». | Воспитатель Родители |
2этап – основной.
№ | Мероприятия | Цель | Результат | Ответственные |
1. Познавательное развитие | ||||
1. | 1.ООД ознакомление с окружающим миром: «Деревья в нашем саду» (1 неделя) | Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев нашего края. | Сформировано представление детей о деревьях, дети ориентируются, какие деревья есть на территории детского сада. | Воспитатель, дети. |
«Знакомство со свойствами дерева» (2 неделя) | Формировать представление детей о свойствах деревьев. Формировать первичные представления о безопасном поведении в природе и в быту. | У детей сформированы представления о свойствах деревьев, о безопасном поведении в природе и в лесу. | Воспитатель, дети. | |
2. Развитие познавательно – исследовательской деятельности: Целевая прогулка в парк | Дать детям представление о деревьях, растущих в парке, о их значимости для человека и в целом для экологии. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. | У детей сформировано представление о деревьях, растущих на территории парка; о значимости их для человека. Дети знают и соблюдают правила поведения на природе. | Воспитатель, дети. | |
Целевая прогулка по территории детского сада. | Уточнить знания о деревьях, растущих на территории детского сада. Дать представление о значимости деревьев на участке детского сада для людей. | У детей имеются представления о деревьях на территории детского сада и о значимости их для окружающей среды и непосредственно для людей, находящихся на территории (защищают от солнца, очищают воздух и т.д.). Дети знают и соблюдают правила поведения на природе. | Воспитатель, дети. | |
3. Беседы с детьми: «Что такое лес?»; «Здравствуй, дерево!»; «Какие деревья растут на участке»; «Как деревья помогают человеку»; «Как появляются деревья»; «Почему нужно беречь и охранять деревья»; «Как сберечь деревья?». | Совершенствовать знания о разных профессиях и орудиях труда. Пополнить объем знаний об истории появления разных профессий. Расширить знания и представления о труде взрослых. Формировать представление о труде взрослых. | Расширенные и систематизированные знания детей о профессиях, орудиях труда, истории профессий. | Воспитатель, дети. | |
4.Рассматривание: фотоальбомов, репродукций, иллюстраций, альбомов с изображением разных деревьев и предметами, сделанными из дерева. | Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи; обогащать речь детей | Обогатили и расширили речь детей. | Воспитатель, дети. | |
2. Речевое развитие. | ||||
2. | 1.ООД: Составление рассказа - описания «Одинокая сосна» (1 неделя) | Учить детей составлять рассказ с опорой на схему и опорные картинки. Формировать умение составлять рассказы описательного характера, дополнять свои рассказы деталями. Развивать память и внимание. | Дети внимательно рассматривают картину, могут выделить и описать главные объекты и предметы на картине с опорой на картинки и схему, дополняют рассказ воспитателя прилагательными при описании объектов на картине. | Воспитатель, дети. |
Заучивание стихотворения «Тополиная метель» Е. Серова (2 неделя) | Учить детей интонационно и выразительно рассказывать наизусть стихотворение. | Дети с удовольствием придумывают продолжение рассказа, пробуют пересказать близко к тексту. | Воспитатели, дети. | |
2. Чтение художественной литературы. П. Воронько «Липка», «Берёзка»; М. Ивенсен «Ёлочка»; И. Семенова «Березка; И. Токмакова «Ива»; А. Прокофьев «Наш лесок»; О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель». | Развивать любознательность, кругозор Использовать в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, эмоционально откликаться на прочитанные произведения. | Используют в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, эмоционально откликаются на прочитанные произведения. | Воспитатели, дети. | |
3. Художественно – эстетическое развитие | ||||
3. | 1.Рисование: «Деревья весной» (1 неделя) | Закрепить умение детей передавать образ весеннего дерева используя нетрадиционную технику рисования «выдувания». Воспитывать бережное отношение к природе. | Выставка работ | Воспитатели, дети. |
2.Рисование: «Наш парк» коллективная работа (2 неделя) | Учить детей приемам рисования (закрашивание, не выходя за контур); передавать образы разных деревьев; развивать аккуратность; воспитывать любовь к рисованию. | Выставка работ | Воспитатели, дети. | |
3.Аппликация: коллективная работа «Волшебное дерево» (1 неделя) | Учить детей создавать коллективную работу и передавать в ней образ волшебного дерева из ладошек. Пользоваться аккуратно клеем. | Выставка работ | Воспитатели, дети | |
4.Лепка: «Веточка вербы» (2 неделя) | Формировать и закреплять у детей представление о веточках вербы и их особенностях. Использовать различные приемы лепки. | Выставка работ | Воспитатели, дети. | |
4. Социально – коммуникативное развитие | ||||
4. | 1.Сюжетно – ролевые игры: «Строители», «Семья», «Пожарная часть», «Путешествие в весенний лес», «Лесные спасатели». | Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Организовать совместную, познавательно – продуктивную деятельность. | Совместно с воспитателем организовывают игру и подбирают необходимые атрибуты. | Воспитатели, дети |
2.Дидактические игры: Лото «От какого дерева лист»; «Найди дерево по описанию»; «Часть и целое»; «Детки с какой ветки»; «Четвертый лишний»; «Домино». | Учить детей обобщать и классифицировать. Учить из четырёх и более частей собирать целое. Развивать у детей внимание, память, воображение. | У детей сформированы знания и представления по теме проекта. | Воспитатели, дети | |
3.Беседы о безопасном поведении в природе. | Формировать навыки безопасного поведения в природе. | Сформированы навыки безопасности | Воспитатели, дети, родители. | |
5.Физическое развитие. | ||||
5. | Подвижные игры: «Во поле береза стояла»; «Найди свой дом»; «Найди листок, какой покажу», «Лесник и елочки». | Формировать двигательные навыки, развивать воображение, внимание | Сформированы двигательные навыки и умения. | Воспитатели, инструктор по физической культуре, дети |
6.Взаимодействие с родителями | ||||
6. | Консультации:
Папка – передвижка:
| Усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. | Родителями приобретены новые знания, усвоены новые факты по тематике проекта. | Воспитатели, родители, дети |
3 этап – заключительный.
1. | Выставка совместных работ: «Наш волшебный лес» | Формировать умение использовать разнообразные методы и приемы рисования, способствовать развитию сотрудничества родителей с детьми, воспитывать доброжелательность и самостоятельность. | Выставка работ | Родители, дети, воспитатели. |
2. | Развлечение: «День рождения березки» | Создать радостное настроение от участия в развлечении, способствовать развитию положительных эмоций, сопереживания. Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции, координацию движений. Доставить детям радость от игры с персонажами. | У детей созданы положительные эмоции от игр; развиты внимание, координация движений, быстрота реакций. | Воспитатели, инструктор по физической культуре, родители, дети. |
3. | Лэпбук: «Деревья» | Закрепить и систематизировать изученный материал. | Создание лэпбука на тему «Деревья» | Воспитатели, родители, дети |
4. | Итоговая диагностика по проекту | Выявить знания детей по проведенному проекту | Высокий – 58% Средний – 42% Низкий – 0% | Воспитатели |
5. | Подведение итогов проекта | Обработка и оформление материалов проекта | Презентация проекта перед родителями и воспитателями | Воспитатели |
Результаты проекта:
- Дети имеют представления о деревьях родного края и их роли в жизни человека.
- Овладели расширенным словарным запасом;
- У детей сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе;
- Оформлены выставки работ по данной теме;
- Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Деревья».
- Повысился интерес родителей к жизни детского сада.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Продукты проекта:
- Создан лэпбук: «Деревья нашего края».
- Изготовлены дидактические игры «Собери дерево», «С какого дерева лист?», «Собери картинку».
- Оформлена выставка совместных работ детей и родителей;
Перспективы развития проекта:
- участие в конкурсах различного уровня,
- публикации проекта и его результатов на сайте ДОУ, на сайте сетевых педагогических сообществ,
- дальнейшее продолжение работы над проектом.
Заключение:
Знания, полученные во время реализации проекта, помогли повысить уровень представлений детей о деревьях родного края, о роли деревьев в жизни человека, расширить словарный запас детей; проект помог детям обогатить имеющиеся знания и навыки, дал возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволила каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечила выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Деревья нашего края» предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Список литературы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 144с.
- Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2008. - 128с
- Веракса Н.Е. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» для второй младшей группы/Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А,Васильева. – Волгоград, Издательство «Учитель», 2013. – 184с.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа / В.В. Гербова. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 80с.
- Ковалько В.Н. Азбука физкультминуток для дошкольников. / В.Н. Ковалько. – М.: «ВАКО», 2006. – 176с.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 96с.
- Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. -.: ТЦ Сфера, 2008. - 128с. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для детей 4 – 7 лет / Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 80с.
- Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы / Т.И. Подрезова, - М.: Айрис – пресс, 2009. – 256с.
- Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений: Младшая группа / И.А. Помораева, В.А. Позина, - М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 64с.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 96с.
- Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет / Э.Я. Степаненкова – М., Мозаика-Синтез, 2013. – 144с.
- Хрестоматия для дошкольников 2 – 4 года. Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. Н.П. Ильчук и др. – М.: АСТ, 1998. – 608 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Животный мир нашего края и птицы нашего края.
Презентация для занятия....
презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа
В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....
Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края: «Реки нашего города».
Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края:«Реки нашего города»....
БЕСЕДА "СОХРАНИМ НАШУ ПРИРОДУ ВО ВСЕЙ ЕЁ КРАСЕ В НАШЕМ КРАЕ"
Не надо мусорить в лесу,Природы портя всю красу,Должны мы срочно прекращатьЛеса в помойку превращать!В лесу играйте и гуляйте,Но мусор там не оставляйте-Когда лес чист, красив, опрятен,То отдых в нём ...