Познание родного края с детьми дошкольного возраста через реализацию краеведческой деятельности
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)
Краеведческая деятельность с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, осознать значение родного края в жизни большой страны, воспитать патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, его традиции, памятники истории и культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью». В.А. Сухомлинский. Через приобщение к сокровищам родной культуры наши маленькие воспитанники «дорастут», «поднимутся» до поисковых, вершинных достижений культуры мировой, прогрессивной, культуры Человечества. Л.С. Выготский «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». В.А. Сухомлинский.
совокупность знаний об истории, экономике, природе, быте, культуре того или иного края. обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов; опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура; наследство, которое мы должны беречь, развивать и распространять среди потомков. Что же такое краеведение?
Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, осознать значение родного края в жизни большой страны, воспитать патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, его традиции, памятники истории и культуры.
Краеведческая деятельность как средство познания родного края может развиваться по ряду направлений :
Формы и методы работы
разработки и внедрении рабочей программы по краеведению «ЛЮБИ И ЗНАЙ ТАТАРСКИЙ КРАЙ» использование дидактических игр проектная деятельность Педагогические условия
Задачи программы: Образовательные задачи: расширять знания и представления детей о родном крае, знакомить с объектами неживой и живой природы Татарстана, учить употреблять в речи некоторые местные географические названия, формировать систему элементарных научных экологических знаний и представлений о животном и растительном мире республики, формировать правильные представления об исторических событиях, (процессах, явлениях, объектах), культуры прошлого и современной жизни Республики Татарстан. Развивающие задачи: формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных и творческих способностей; формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни. Воспитательные задачи: воспитывать гражданские качества у детей старшего дошкольного возраста, высокие патриотические чувства и нравственные принципы, развивать культуру ребёнка как одну из составляющих любви к малой Родине, воспитывать любовь к литературе, художественному слову, музыке. Цель программы: Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Интеграция
Реализации регионального компонента
Блочная система программы
Интеграция рабочей программы по краеведению в схему планирования образовательной деятельности согласно тематике образовательного комплекса Месяц Неделя Старшая Реализация рабочей Подготовительная группа Реализация рабочей Группа программы программы по краеведению по краеведению Сентябрь 1 «День Знаний» «День Знаний» . 2 «Овощи, фрукты» «Овощи, фрукты» + способ выращивания, + стадии роста и развития, условия роста, части, понятия «ярмарка», «рынок», сбор урожая история появления овощей 3 «Грибы, ягоды» В режимных моментах (беседы, «Грибы, ягоды» Часть ОД «Ядовитые грибы игры, наблюдения) + грибы, ягоды татарского В режимных моментах наших лесов» края (беседы, игры, наблюдения) 4 «Краски осени» В режимных моментах (беседы, «Краски осени» Часть ОД . + периоды, + осень в игры, наблюдения) + осень в Татарстане, осень в В режимных моментах нашем городе стихах русских (татарских) (беседы, игры, наблюдения) поэтов и картинах художников Октябрь 1 «Я вырасту здоровым» «Я вырасту здоровым» (ОБЖ + ЗОЖ) + (анатомия, условия жизни человека, правила ухода за собой) 2 «Наша страна, наш ОД «Познание» «Наша страна, наш край, наш ОД «Познание» край, наш город» Тема: город» Тема: + мой город – «Знакомство с Зеленодольском» + Татарстан на карте, «История возникновения Зеленодольск Беседа в режимных моментах история происхождения культуры Булгар» , мой домашний адрес Тема: Беседа в режимных моментах «Памятники истории и Тема: культуры нашего города» «Памятники истории и В режимных моментах (беседы, культуры Казани» игры, наблюдения) 3 «Дикие животные» ОД «Экология» «Дикие животные» ОД «Экология» «Животный мир тат. лесов» Волжско-Камский заповедник) 4 + как звери готовятся к Тема: + как звери готовятся к зиме, ОД по аппликации зиме, дикие животные «Животные татарских дикие животные нашего леса «Конструирование оригами Татарстана лесов» Правила поведения в природе «Бурый медведь» В режимных моментах (беседы, В режимных моментах игры, наблюдения) (беседы, игры, наблюдения)
Учебный план по реализации рабочей программы по краеведению Старшая группа (5-6 лет) Месяц № Виды непосредственно организованной Количество Объём Количество Объём месячной образовательной деятельности в неделю недельной в месяц образовательной образовательной нагрузки нагрузки Октябрь 1. ООД «Познание» Тема: «Знакомство с Зеленодольском» 1 20 мин. 2. ООД по Речевому развитию 1 20 мин. 2 40 мин. Тема: «Животные татарских лесов» Ноябрь 1. ООД «Экология» Тема: «Лесные птицы Татарстана» 1 20 мин. 2 40 мин. 2. ООД «Познание» 1 20 мин. Тема: «Опасные явления: как себя вести» Декабрь 1. ООД «Физическое развитие» Тема: «Зима в Татарстане» 1 20 мин. 2 40 мин. 2. ООД ( рисование) Тема: «Зимний пейзаж из окна моего дома» 1 20 мин. Январь 1. ООД (рисование) Тема: «Тюбетейка», «Калфак» 1 20 мин. 2 2. ООД (аппликация) Тема: «Татарские узоры» 1 20 мин. 40 мин. Февраль 1. ООД «Экология» Тема: «Знакомство с оврагом» 1 20 мин. 1 20 мин. Март 1. ООД «Экология» 1 20 мин. Тема: «Водоёмы Зеленодольска» Часть 1. Родники 2 40 мин. 2. ООД «Экология» 1 20 мин Тема: «Водоёмы Татарстана» Часть 2. Реки родного края Апрель 1. ООД «Экология» 1 20 мин. Тема: «Хвойный лес полон чудес» 2 40 мин. 2. ООД (рисование) Тема: «Сосновый бор» 1 20 мин. Май 1. ООД по Речевому развитию 1 20 мин. Тема: «Как медведица медвежий корень искала» 2 40 мин. 2. ООД ( рисование) 1 20 мин. Тема: «Растения моего края»
Подготовительная группа (6-7 лет) Месяц № Виды непосредственно организованной Количество Объём Количество Объём месячной образовательной деятельности в неделю недельной в месяц образовательной образовательной нагрузки нагрузки Октябрь 1. ООД «Познание» 1 20 мин. Тема: «История возникновения Татарстана» 2 40 мин. 2. ООД (аппликация) 1 20 мин. Техника оригами «Бурый медведь» Ноябрь 1. ООД «Экология» Тема: «Птицы Татарстана» 1 20 мин. 2 40 мин. 2. ООД «Познаие» 1 20 мин. Тема: «Опасные явления: как себя вести» Декабрь 1. ООД «Экология» Тема: «Зима в Татарстане» 1 20 мин. 2. ООД «Физическое развитие» 1 20 мин. 2 40 мин. Тема: «Зимние виды спорта в Татарстане» Январь 1. ООД (рисование) Тема: « Татарский наряд» 1 20 мин. 2 2. ООД (аппликация) Тема: «Поволжские мотивы» 1 20 мин. 40 мин. Февраль 1. ООД «Познание» Тема: «Пещеры на территории 1 20 мин. 1 20 мин. Республики Татарстан» Март 1. ООД «Экология» 1 20 мин. Тема:« Зеркала татарского края – озера» Реки- дети моря» 2 40 мин. 2. ООД «Экология»» 1 20 мин Тема: «Путешествие маленькой икринки» Апрель 1. ООД «Экология»» 1 20 мин. Тема: «Заповедные места Татарстана» 2 40 мин. 2. ООД (рисование) Тема: «Березовая 1 20 мин. роща» Май 1. ООД «Экология» Тема: «Редкие животные татарских 1 20 мин. лесов» 2. ООД (аппликация) Тема: «Красная Книга Татарстана» 1 20 мин. 2 40 мин.
Проект «Мой город – моя Россия»
Паспорт проекта Наименование проекта Нравственно-социальный проект «Мой город – моя Россия» Составитель проекта Воспитатель высшей категории: Виноградова В.В. Участники проекта Воспитатель: Виноградова В.В. Дети разновозрастной группы для детей от 5 до 7 лет №2 Родители (законные представители) Срок реализации 3 месяца Цель проекта Вызвать у детей гордость за свою Родину через познание истории своего города, его особенностях, традициях, культуре и уважении к людям живущих рядом. Задачи проекта Расширить и углубить знания дошкольников о своем родном городе, его истории и достопримечательностях. Углублять детскую компетентность о культуре малой родины. Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этно культурные традиции в разных видах детской деятельности. Формировать экокультуру детей и родителей через участие в общественно значимых мероприятиях своего края. Воспитывать уважение к труду людей, создающих современный город. Сроки и этапы реализации проекта Проект долгосрочный. 1 этап – подготовительный 2 этап – основной 3 этап – заключительный Содержание проекта Основным содержанием проекта является формирование гражданственности, через различные виды деятельности. Планируемые результаты - сформировать чувства любви к родному городу (уважение к его истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни); -воспитать желания заботиться о родном городе, приумножать его богатства, заботиться о чистоте и экологии родного города; -повысить компетентность и роль родителей в патриотическом воспитании детей.
I этап – подготовительный: Определение цели и задач проекта. Составление механизма реализации основного этапа проекта (Приложение 1) Анкетирование родителей (Приложение 2) Знакомство с видео, фотоматериалами о городе Зеленодольск. II этап – основной: Использование методических разработок ОД о городе. Подборка фотоматериалов, оформление альбомов, газет, выставок, презентаций. Участие в акциях: - по озеленению территории детского сада; - встреча с интересными людьми: Совместная работа с родителями и участие с родителями в выставках, в творческих конкурсах различного уровня. Интерактивно-познавательная игра- викторина «Родной край» III этап – обобщающий: Подведение итогов нравственно - c оциального проекта «Мой город – моя Россия» с использованием презентации всех этапов проекта Размещение материалов о городе в мини-музее группы. Организация выставки рисунков «Зеленодольск- вчера, сегодня, завтра» Ожидаемый результат: Дети проявляют интерес к истории создания и развития родного города, гордятся своей малой исторической родиной. Этапы реализации проекта
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...
«ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ».
Роль теарализованной деятельности в тречевом развитии дошкольников....
Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности
формирование творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитие положительной эмоциональной отзывчивости на музыку...
Статья на тему "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности"
В статье рассматривается организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения. Представлен опыт работы по использованию проектной деятельности с...
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...
Реализация проекта «Развитие экологической культуры детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность посредством участия в природоохранном социально-образовательном проекте "Эколята -Дошколята"
В октябре 2021 года Детский сад был включен во Всероссийский реестр участников природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-Дошколята» при поддержке Министер...