Познание родного края с детьми дошкольного возраста через реализацию краеведческой деятельности
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Виноградова Виктория Валентиновна

Краеведческая деятельность  с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, осознать значение родного края  в жизни большой страны, воспитать патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, его традиции, памятники истории и культуры.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила воспитатель высшей категории: Виноградова Виктория Валентиновна Познание родного края с детьми дошкольного возраста через реализацию краеведческой деятельности М униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления № 19 «Красная Шапочка»ЗМР РТ»

Слайд 2

«Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью». В.А. Сухомлинский. Через приобщение к сокровищам родной культуры наши маленькие воспитанники «дорастут», «поднимутся» до поисковых, вершинных достижений культуры мировой, прогрессивной, культуры Человечества. Л.С. Выготский «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». В.А. Сухомлинский.

Слайд 3

совокупность знаний об истории, экономике, природе, быте, культуре того или иного края. обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов; опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура; наследство, которое мы должны беречь, развивать и распространять среди потомков. Что же такое краеведение?

Слайд 4

Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, осознать значение родного края в жизни большой страны, воспитать патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, его традиции, памятники истории и культуры.

Слайд 5

Краеведческая деятельность как средство познания родного края может развиваться по ряду направлений :

Слайд 6

Формы и методы работы

Слайд 7

разработки и внедрении рабочей программы по краеведению «ЛЮБИ И ЗНАЙ ТАТАРСКИЙ КРАЙ» использование дидактических игр проектная деятельность Педагогические условия

Слайд 8

Задачи программы: Образовательные задачи: расширять знания и представления детей о родном крае, знакомить с объектами неживой и живой природы Татарстана, учить употреблять в речи некоторые местные географические названия, формировать систему элементарных научных экологических знаний и представлений о животном и растительном мире республики, формировать правильные представления об исторических событиях, (процессах, явлениях, объектах), культуры прошлого и современной жизни Республики Татарстан. Развивающие задачи: формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных и творческих способностей; формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни. Воспитательные задачи: воспитывать гражданские качества у детей старшего дошкольного возраста, высокие патриотические чувства и нравственные принципы, развивать культуру ребёнка как одну из составляющих любви к малой Родине, воспитывать любовь к литературе, художественному слову, музыке. Цель программы: Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Слайд 9

Интеграция

Слайд 10

Реализации регионального компонента

Слайд 11

Блочная система программы

Слайд 12

Интеграция рабочей программы по краеведению в схему планирования образовательной деятельности согласно тематике образовательного комплекса Месяц Неделя Старшая Реализация рабочей Подготовительная группа Реализация рабочей Группа программы программы по краеведению по краеведению Сентябрь 1 «День Знаний» «День Знаний» . 2 «Овощи, фрукты» «Овощи, фрукты» + способ выращивания, + стадии роста и развития, условия роста, части, понятия «ярмарка», «рынок», сбор урожая история появления овощей 3 «Грибы, ягоды» В режимных моментах (беседы, «Грибы, ягоды» Часть ОД «Ядовитые грибы игры, наблюдения) + грибы, ягоды татарского В режимных моментах наших лесов» края (беседы, игры, наблюдения) 4 «Краски осени» В режимных моментах (беседы, «Краски осени» Часть ОД . + периоды, + осень в игры, наблюдения) + осень в Татарстане, осень в В режимных моментах нашем городе стихах русских (татарских) (беседы, игры, наблюдения) поэтов и картинах художников Октябрь 1 «Я вырасту здоровым» «Я вырасту здоровым» (ОБЖ + ЗОЖ) + (анатомия, условия жизни человека, правила ухода за собой) 2 «Наша страна, наш ОД «Познание» «Наша страна, наш край, наш ОД «Познание» край, наш город» Тема: город» Тема: + мой город – «Знакомство с Зеленодольском» + Татарстан на карте, «История возникновения Зеленодольск Беседа в режимных моментах история происхождения культуры Булгар» , мой домашний адрес Тема: Беседа в режимных моментах «Памятники истории и Тема: культуры нашего города» «Памятники истории и В режимных моментах (беседы, культуры Казани» игры, наблюдения) 3 «Дикие животные» ОД «Экология» «Дикие животные» ОД «Экология» «Животный мир тат. лесов» Волжско-Камский заповедник) 4 + как звери готовятся к Тема: + как звери готовятся к зиме, ОД по аппликации зиме, дикие животные «Животные татарских дикие животные нашего леса «Конструирование оригами Татарстана лесов» Правила поведения в природе «Бурый медведь» В режимных моментах (беседы, В режимных моментах игры, наблюдения) (беседы, игры, наблюдения)

Слайд 13

Учебный план по реализации рабочей программы по краеведению Старшая группа (5-6 лет) Месяц № Виды непосредственно организованной Количество Объём Количество Объём месячной образовательной деятельности в неделю недельной в месяц образовательной образовательной нагрузки нагрузки Октябрь 1. ООД «Познание» Тема: «Знакомство с Зеленодольском» 1 20 мин. 2. ООД по Речевому развитию 1 20 мин. 2 40 мин. Тема: «Животные татарских лесов» Ноябрь 1. ООД «Экология» Тема: «Лесные птицы Татарстана» 1 20 мин. 2 40 мин. 2. ООД «Познание» 1 20 мин. Тема: «Опасные явления: как себя вести» Декабрь 1. ООД «Физическое развитие» Тема: «Зима в Татарстане» 1 20 мин. 2 40 мин. 2. ООД ( рисование) Тема: «Зимний пейзаж из окна моего дома» 1 20 мин. Январь 1. ООД (рисование) Тема: «Тюбетейка», «Калфак» 1 20 мин. 2 2. ООД (аппликация) Тема: «Татарские узоры» 1 20 мин. 40 мин. Февраль 1. ООД «Экология» Тема: «Знакомство с оврагом» 1 20 мин. 1 20 мин. Март 1. ООД «Экология» 1 20 мин. Тема: «Водоёмы Зеленодольска» Часть 1. Родники 2 40 мин. 2. ООД «Экология» 1 20 мин Тема: «Водоёмы Татарстана» Часть 2. Реки родного края Апрель 1. ООД «Экология» 1 20 мин. Тема: «Хвойный лес полон чудес» 2 40 мин. 2. ООД (рисование) Тема: «Сосновый бор» 1 20 мин. Май 1. ООД по Речевому развитию 1 20 мин. Тема: «Как медведица медвежий корень искала» 2 40 мин. 2. ООД ( рисование) 1 20 мин. Тема: «Растения моего края»

Слайд 14

Подготовительная группа (6-7 лет) Месяц № Виды непосредственно организованной Количество Объём Количество Объём месячной образовательной деятельности в неделю недельной в месяц образовательной образовательной нагрузки нагрузки Октябрь 1. ООД «Познание» 1 20 мин. Тема: «История возникновения Татарстана» 2 40 мин. 2. ООД (аппликация) 1 20 мин. Техника оригами «Бурый медведь» Ноябрь 1. ООД «Экология» Тема: «Птицы Татарстана» 1 20 мин. 2 40 мин. 2. ООД «Познаие» 1 20 мин. Тема: «Опасные явления: как себя вести» Декабрь 1. ООД «Экология» Тема: «Зима в Татарстане» 1 20 мин. 2. ООД «Физическое развитие» 1 20 мин. 2 40 мин. Тема: «Зимние виды спорта в Татарстане» Январь 1. ООД (рисование) Тема: « Татарский наряд» 1 20 мин. 2 2. ООД (аппликация) Тема: «Поволжские мотивы» 1 20 мин. 40 мин. Февраль 1. ООД «Познание» Тема: «Пещеры на территории 1 20 мин. 1 20 мин. Республики Татарстан» Март 1. ООД «Экология» 1 20 мин. Тема:« Зеркала татарского края – озера» Реки- дети моря» 2 40 мин. 2. ООД «Экология»» 1 20 мин Тема: «Путешествие маленькой икринки» Апрель 1. ООД «Экология»» 1 20 мин. Тема: «Заповедные места Татарстана» 2 40 мин. 2. ООД (рисование) Тема: «Березовая 1 20 мин. роща» Май 1. ООД «Экология» Тема: «Редкие животные татарских 1 20 мин. лесов» 2. ООД (аппликация) Тема: «Красная Книга Татарстана» 1 20 мин. 2 40 мин.

Слайд 17

Проект «Мой город – моя Россия»

Слайд 18

Паспорт проекта Наименование проекта Нравственно-социальный проект «Мой город – моя Россия» Составитель проекта Воспитатель высшей категории: Виноградова В.В. Участники проекта Воспитатель: Виноградова В.В. Дети разновозрастной группы для детей от 5 до 7 лет №2 Родители (законные представители) Срок реализации 3 месяца Цель проекта Вызвать у детей гордость за свою Родину через познание истории своего города, его особенностях, традициях, культуре и уважении к людям живущих рядом. Задачи проекта Расширить и углубить знания дошкольников о своем родном городе, его истории и достопримечательностях. Углублять детскую компетентность о культуре малой родины. Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этно культурные традиции в разных видах детской деятельности. Формировать экокультуру детей и родителей через участие в общественно значимых мероприятиях своего края. Воспитывать уважение к труду людей, создающих современный город. Сроки и этапы реализации проекта Проект долгосрочный. 1 этап – подготовительный 2 этап – основной 3 этап – заключительный Содержание проекта Основным содержанием проекта является формирование гражданственности, через различные виды деятельности. Планируемые результаты - сформировать чувства любви к родному городу (уважение к его истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни); -воспитать желания заботиться о родном городе, приумножать его богатства, заботиться о чистоте и экологии родного города; -повысить компетентность и роль родителей в патриотическом воспитании детей.

Слайд 20

I этап – подготовительный: Определение цели и задач проекта. Составление механизма реализации основного этапа проекта (Приложение 1) Анкетирование родителей (Приложение 2) Знакомство с видео, фотоматериалами о городе Зеленодольск. II этап – основной: Использование методических разработок ОД о городе. Подборка фотоматериалов, оформление альбомов, газет, выставок, презентаций. Участие в акциях: - по озеленению территории детского сада; - встреча с интересными людьми: Совместная работа с родителями и участие с родителями в выставках, в творческих конкурсах различного уровня. Интерактивно-познавательная игра- викторина «Родной край» III этап – обобщающий: Подведение итогов нравственно - c оциального проекта «Мой город – моя Россия» с использованием презентации всех этапов проекта Размещение материалов о городе в мини-музее группы. Организация выставки рисунков «Зеленодольск- вчера, сегодня, завтра» Ожидаемый результат: Дети проявляют интерес к истории создания и развития родного города, гордятся своей малой исторической родиной. Этапы реализации проекта

Слайд 22

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

    В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...

Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности

формирование творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитие положительной эмоциональной отзывчивости на музыку...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Статья на тему "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности"

В статье рассматривается организация работы по нравственно - патриотическому  воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения. Представлен опыт работы по использованию проектной деятельности с...

Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»

Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...