Картотека опытов и экспериментов для детей раннего возраста
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Уколова Мария Валерьевна

Интересные опытя для малышей "Я познаю мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov.docx57.03 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов и экспериментов

для детей раннего возраста

Картинки по запросу "картинки игры Эксперименты"

Подготовила: Уколова М.В.

Опыты-эксперименты

Опыт№1
«Поиграем с водой!»

Цель: Ознакомление со свойствами воды

Материалы и оборудования: ванночка с водой, игрушки.

Ход

Художественное слово

Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем, угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!

Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она льётся.

Опыт№2

«Рыбалка»

Цель: закрепление знаний о свойствах воды

Материалы и оборудования: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово  

- Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
- Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!

Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т.д.

Опыт №3

«Мыльные пузыри»

Цель: Ознакомление со свойствами воды.

 Материалы и оборудование: мыльная вода, коктейльные трубочки.

Ход

Художественное слово.  Водичка не любит нерях и грязнуль,
Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль!»
Но если мы вымоем руки и лица,
Водичка довольна и больше не злится.

Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях, помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.

 

Опыт №4

«Солнечный зайчик»

Цель: Ознакомление с естественным источником света – солнцем.

Материалы оборудование: маленькие зеркала, солнечный свет.

Ход

 Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать.… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.


Опыт №5

«Помоги Золушке»

Цель:  Закрепление умения детей классифицировать природный материал

Материалы и оборудование: камни, желуди, каштаны, шишки, ракушки; пять коробочек.

Ход игры - эксперимента

Золушка дарит детям корзину с камешками, ракушками, желудями, каштанами, шишками, которые она собирала в парке, в лесу, возле речки.  Дети  их  рассматривают. Называют  отличительные  признаки. Затем  Золушка просит  помочь  ей  навести  порядок  в  корзине, разложить все по коробочкам: в первую — камешки; во вторую — желуди; в третью — каштаны; в четвертую —шишки; в пятую –ракушки. Затем  все  вместе  рассматривают,  как выполнена работа.

Опыты с водой.

Опыт №6

«Почему вода прозрачная?»

Цель: Формирование элементарных знаний о свойствах воды

Материалы и оборудование:    тазики с водой,   2 стаканчика с молоком,  камешки, пуговицы, ракушки, клеёнка, баночки.

Ход:  Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках (вода).

Игра №1 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки  в тазик  с водой. Затем  дети рассматривают баночку с водой и находящимися в ней  ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой? (ракушки). Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода прозрачная».

Игра №2 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в стаканчик с молоком. Вопросы « Где камушки? Почему их не видно?» ( Потому что молоко белого цвета).

Игра №3 «Отгадай, что в стакане»- дети отгадывают, что находится в стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт ракушки. Вопрос «Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) А почему в воде видны предметы?» ( Она прозрачная).

Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.

Опыт №7

Тема: «Как вода меняет цвет?»

Цель: Формирование элементарных знаний о свойствах воды

Материалы и оборудование: Разведенная краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камушки.

Ход: 

Воспитатель: Однажды зайка решил показать маме фокус.  Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.

- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.

Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).

- Открывай! – скомандовал Зайка.

Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).

- Как красиво! – восхитилась мама.

Воспитатель: Ребята, давайте тоже приготовим разноцветный сок для куклы Тани.

Вопросы: «Что налито в стаканчиках? (вода).Какой цвет имеет вода? (вода прозрачная).  Можно окрасить воду при помощи краски?»

При помощи пипетки дети поочерёдно капают в баночки разведенную гуашь и наблюдают, как вода меняет окраску.

Взрослый предлагает добавить в стаканчик с прозрачной водой  немного молока. «Что произойдет с водой? Поменяет ли она свой цвет? Какой станет вода?» (вода примет цвет молока и станет белой).

Игра «Спрячем камушки»- дети бросают камушки в стаканчики  с окрашенной водой. Вопросы: «Где камушки? Почему их не видно? (камушек не видно, потому что вода окрашена).

Вывод: Вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в окрашенной воде предметов не видно.

Опыт №8

Тема: «Какой вкус у воды?»

Цель: Формирование элементарных знаний о свойствах воды. Материалы и оборудование: ёмкость с кипяченой водой, одноразовые ложечки,  стаканчики пустые, с вареньем, солью, повязка для глаз.

Ход: 

Воспитатель: К нам в гости пришла кукла Маша и принесла угощение.

Сначала взрослый предлагает попробовать, что налито в первом стаканчике.

Вопросы: «Чем угостила вас кукла Маша? (водой). Какой вкус у воды? (вода безвкусная).

Затем взрослый предлагает рассмотреть баночку с вареньем : «Из чего делают варенье? (из ягод) Какое оно на вкус? (сладкое) Какой станет вода, если мы в неё добавим варенье? (Вода станет сладкой).» Дети пробуют воду.

Аналогично проводятся действия с солью: «Что находится в баночке? (соль) Для чего в еду добавляют соль? Какой станет вода, если мы в неё положим соль?»

Игровое задание «Угадай угощение»-нескольким детям поочередно завязывают глаза и они  определяют вкусовые качества воды (солёная, сладкая, обычная- безвкусная).

Вывод: Вода приобретает вкус  растворимых в ней веществ.

Опыт №9

Тема: «Какую форму принимает вода?»

Цель: Формирование элементарных знаний о свойствах воды.

 Материалы и оборудование: Ёмкости разной величины и формы, большой таз с водой.

Ход:  воспитатель   вносит в группу мешочек с разнообразными формочками и баночками и предлагает с ними поиграть. 

Игры со стаканчиками. Воспитатель: «Я приготовила для нас тазик с водой. Как вы думаете, где я ее взяла? (налила из крана). Что будет, если я наполню стакан водой и наклоню его? (вода выльется из стакана). А если я  буду лить воду из стакана в стакан? (вода будет переливаться). Теперь вы возьмите стаканчики; наполняйте их водой и снова выливайте из них воду. Что делает вода? (льётся, выливается). Вода- жидкая, поэтому она может литься, переливаться и выливаться».

Игры с формочками и баночками. Воспитатель: «Давайте заполним водой все приготовленные ёмкости и поставим их на стол. Во все ли баночки налилась вода? (во все). Баночки и формочки одинаковой формы или разной? (ёмкости разной формы). Вода во всех формочках и баночках  одинаковая или нет?(одинаковая).Как вы думаете, имеет ли вода форму? (вода не имеет  формы).

Вывод: Вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Опыт №10

Тема: «Как вода гулять отправилась»

Цель: Формирование элементарных знаний о свойствах воды

Материалы и оборудование: поролоновая губка, пипетка, резиновая груша, ванночка с водой.

Ход:

Воспитатель: Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потекла наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»

Возьмите поролоновую губку, резиновую грушу и пипетку. Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью. То же, самое проделайте и с пипеткой.

Вывод: воду можно собрать с помощью разных предметов.

Опыт №11

Тема: «Водопад»

Цель: Формирование элементарных знаний о свойствах воды Материалы и оборудование: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.

Ход:

Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.

Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).

Вывод: вода может изменять направление.

Опыт №12

Тема: «Тонет - не тонет»

Цель: Формирование элементарных знаний детей о свойствах предметов

Материалы и оборудование: большая чаша с водой на столе, набор игрушек и предметов из резины, пластмассы, дерева, метала, шарики и мячи из этих материалов, «чудесная коробка», 2 больших коробки синего и красного цвета, большая кукла.

В группу входит плачущая кукла Таня.

Воспитатель: - Почему ты плачешь, Таня?

Кукла: - Пошла играть на полянку,  уронила в речку мячик, а-а-а, он утонет.

Воспитатель: - Не плачь, Таня, послушай лучше стихотворение. (Читает стихотворение А. Барто «Мячик» с детьми.)

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, наши мячики тоже не тонут? Давайте узнаем. (У воспитателя в руках корзина с маленькими мячами и шариками.)

Дети опускают маленькие мячики, сделанные из резины и пластмассы, а так же деревянные шарики в воду (большая чаша с водой стоит на столе), наблюдают за ними и приходят к выводу, что эти шарики и мячи не тонут, так как они деревянные, пластмассовые, резиновые. Шары и мячи достают из воды, вытирают насухо и складывают в корзину.

Воспитатель: Таня, а из чего сделан твой мячик?

Таня: из резины, он резиновый.

Воспитатель: Ребята, утонет ли Танин мячик? Мы попросим взрослых, они достанут твой мячик.

Д/и «Тонет - не тонет».

(Воспитатель держит в руках красную коробку.)

Воспитатель: - Что это?

Дети: - Коробка.

Воспитатель: - А что в ней лежит?

Дети достают из коробки предметы, рассматривают их,  и проводят опыты «тонет - не тонет».  Предметы,    которые тонут (стеклянные, металлические) складывают в синюю коробку, а те, которые не тонут  (деревянные, пластмассовые, резиновые) - в красную.

Вывод: резиновые, деревянные, пластмассовые предметы не тонут, а стеклянные, металлические тонут.

Опыт №13

Тема: «Какой бывает песок?»

Цель: Формирование элементарных представлений детей о свойствах песка

Материалы и оборудование: Тазики с сухим  песком, совочки, формочки, лупа, лейка.

Ход: 

Рассматривание сухого песка через лупу. Вопросы:  «Из чего состоит песок? (из песчинок). Какие песчинки по форме и размеру? (круглые и маленькие). Какого цвета сухой  песок? (светлый, светло- коричневый).

Игровые действия с сухим песком:  «Спрячьте песок в ладошке и снова выпустите его из рук.  Остался ли песок на ладошке? (нет). Почему? (он сухой, рассыпчатый, не прилипает к рукам). Попробуйте сделать куличики. Почему не получаются куличики?( песок сухой, рассыпается). Как из сухого песка сделать сырой? (полить сухой песок водой).

Аналогично проводятся игровые действия с влажным песком. Вопросы: «Каким цветом сырой песок? (тёмный, тёмно- коричневый).Что у вас получилось, когда вы сжали песок в ладошке? (пирожок). Почему песок не рассыпался? Почему песок остаётся на ладошке?( песок сырой). Получаются ли и сырого песка куличики?(да).

Игра «Кто был в песке»- один ребёнок делает из формочки куличик, а остальные дети отгадывают, какая фигура получилась.

Вывод: Сухой песок  рассыпается, сырой - слипается, принимает форму ёмкости.

Опыт №14

Тема: «Как рисовать песком?»

Цель: Формирование элементарных представлений детей о свойствах песка

 Материалы и оборудование: Подносы с влажным и сухим песком, емкости с сухим песком, палочки, дощечки  для лепки.

Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть подносы с мокрым и сухим песком. Вопросы: «На каком подносе находится мокрый песок? На каком,  сухой? Как вы догадались? ( отличаются по цвету и на ощупь). Как вы думаете, можно ли нарисовать кружки на мокром и сухом песке?( ответы детей). Попробуйте нарисовать кружки. На каком песке кружки получаются чёткие и понятные?

( на мокром). Почему? ( мокрый песок сохраняет форму).Что происходит с кружками на сухом песке?( они быстро исчезают). Почему? (сухой песок быстро рассыпается).

Дети рисуют палочкой на  мокром песке.

Воспитатель просит детей взять сухой песок; сначала  сжать его в кулачке, а затем разжать кулачок. «Куда делся песок?( высыпался из кулачка).Если немного разжать кулачок, как будет сыпаться песок? (медленно).

Показ воспитателя: «Я немного разжимаю кулачок и начинаю водить им по кругу. Песочек сыпется и образует круг. Сухой песок, высыпаясь, делает рисунок.

Игровое задание «Что нарисовал песок?»- воспитатель рисует песком образы и предметы, а дети их отгадывают.

Дети самостоятельно рисуют песком, рассыпая его из кулачка.

Вывод: На мокром песке можно рисовать палочкой; сухой песок рисует, высыпаясь из кулачка.

Опыт №15

Тема: «Как мы дышим воздухом?»

Цель: Формирование элементарных знаний о свойствах воздуха

Материалы и оборудование: Пустые пластмассовые бутылки, таз с водой, веера.

Ход:  Воспитатель: « А можем ли мы обойтись без носа? Давайте зажмём носик руками? Что мы чувствуем? Приятно ли нам с закрытым носом? (нам тяжело дышать). Для чего нам нужен нос? (чтобы дышать). Что мы вдыхаем носом? (Воздух)

Игровое действие «Почувствуем воздух»- воспитатель машет веером на детей.

Вопросы: «Что вы чувствуете, когда я машу веером?(холодок). Это воздух. Холодный он или тёплый? ( прохладный). Видим ли мы воздух?(нет). Можно ли его потрогать руками? (нет). Воздух невидимый,  его нельзя потрогать руками».

Игровое задание «Узнаем, где есть воздух» - дети машут веерами  по всей группе. «Воздух есть везде».

Воспитатель предлагает опустить пустую прозрачную бутылку в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Вопросы: «Что происходит? Почему  из горлышка бутылки выходят пузырьки? (Вода вытесняет воздух). Многие предметы  заполнены воздухом, хотя кажутся пустыми.

Игровое задание «Найди предметы, наполненные воздухом».

Вывод: Воздух невидимый, окружает нас везде.

Опыт №16

Тема: «Где находится воздух?»

Цель:  Воспитание интереса к опытам.

Материалы и оборудование: Ёмкость с водой, трубочки для коктейля.

Ход: воспитатель вносит для детей трубочки и предлагает с ними поиграть.

Вопросы: «Есть ли у вас дома трубочки? Что с ними можно делать? Что есть у каждой трубочки? (отверстие). Для чего нужны отверстия в трубочке? (сквозь них что-нибудь вдувать и выдувать).

Игровые действия с трубочками: дети дуют в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. Вопросы: «Что вы чувствуете на ладошке? (ветерок, холодок). Откуда появился ветерок? (мы дули в трубочку).

Объяснение: «Воздух нужен человеку для дыхания. При вдохе он попадает к нам внутрь через рот или нос.

Игровое упражнение «Вдох-выдох»- дети делают глубокий вдох и выдох.

Игровое упражнение «Как выходит воздух»- дети дуют в трубочку, конец которой опущен в воду. Вопросы: «Что появилось в воде? (пузырьки). Откуда появились пузырьки?( так из трубочки выходит воздух). Куда исчезли пузырьки?( воздух выходит и пузырьки исчезают). Воздух лёгкий, через водичку поднимается вверх.

Вывод: Внутри человека есть воздух.

Опыт №17

Тема: «Как образуются мыльные пузыри?»

Цель: Формирование представления детей о том, как образуются мыльные пузыри

Материалы и оборудование: Мыльный раствор, тарелка, трубочки для коктейля.

Ход: Кукла Маша предлагает детям отгадать загадку.

Их из баночки пускаю, необычной красоты,

Полетают - исчезают.

В след кричу им: « Где же ,вы?»

Вопросы: «Пускали ли вы когда-нибудь пузыри? Почему на них интересно смотреть? Как вы думаете, почему надуваются мыльные пузыри?»

Воспитатель наливает в тарелку мыльный раствор и опускает в него широкую трубочку и  начинает дуть. «Что вы слышите? (бульканье). Почему слышен такой звук? (мы дуем в трубочку, проникает воздух). Что выдувается из трубочки? (пузыри). Почему выдуваются пузыри? Воздух попадает в мыльный раствор и получается пузырь. Откуда взялся воздух? (мы его выдохнули из себя)».

Игровые действия «Пускаем пузыри»- дети пускают пузыри через трубочки.

Вопросы: « Какой формы пузыри? Одинаковые ли они по размеру? Почему одни пузыри маленькие, а другие большие? (разное количество воздуха)».

Игровое задание «Куда полетели пузыри?» -один ребёнок пускает пузыри, а другие дети называют их местонахождение.

Вывод: Пузыри образуются при попадании воздуха в мыльный раствор.

Опыт №18

Тема: «Как заставить лодочку плыть?»

Цель: Ознакомление с элементарными свойствами воздуха

Материалы и оборудование: Бумажные  кораблики, ванночка с водой.

Ход: Представьте, что это у нас море. Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли. 

Воспитатель предлагает детям стать капитанами кораблей и отправиться в путешествие.

Воспитатель раздаёт детям бумажные и пластмассовые кораблики и предлагает опустить их в воду. Вопросы: «Что делают кораблики на море? (плавают). Плывут ли ваши кораблики? Почему? (нет ветра, который их подталкивает). Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? (подуть на них). Откуда взялся ветерок?( мы его выдыхаем).

Игровое упражнение «Сильный и слабый ветер»-воспитатель показывает детям, как можно дуть на кораблик. «Кораблик поплывёт быстрее, если набрать много воздуха в себя и дольше его выдыхать».

Игровые действия «Чей кораблик быстрее доплывёт до другого берега?»- дети дуют на свои кораблики.

Вывод: Можно сделать ветер, выдыхая воздух.

Опыт №19

Тема: «Какие следы оставляют фрукты и овощи?»

Цель: Ознакомление со свойствами овощей и фруктов

   Материалы и оборудование: Корзина с муляжами овощей и фруктов, кусочки овощей (свёкла, картофель, морковь) и фруктов

( вишня, яблоко), зубочистки, листы белой бумаги, ткань.

Ход: воспитатель вносит в группу корзину с овощами и фруктами. «Я собрала на огороде урожай. Скажите, ребята, что мне теперь с ним делать?» (кушать, готовить компоты, суп, варенье).

Воспитатель предлагает сварить суп и варенье. Вопросы: «Что мы возьмём для супа? (свёклу, лук, картофель).Возьмите в руки кусочки свёклы. Какие они цветом? На ощупь? (твёрдые, красные). Что остаётся от них на руках? (руки становятся красные)».

Игровые действия: «Давайте проверим, что ещё может окрашивать свёкла. Приложите кусочек на лист бумаги. Что произошло? (остался след). Что будет на кусочке ткани? (остаётся пятнышко). Какой будет суп из свёклы? (красным) Свёкла может окрашивать предметы».

Аналогичные действия провести с луком и картофелем. Вопросы: «Остаются ли следы от моркови и картофеля? Почему? (они не могут окрашивать предметы)

Воспитатель предлагает сварить компот. «Из чего можно сварить компот? Давайте проверим, какие фрукты оставляют следы».

Игровые действия с кусочками яблока и вишни. Вопросы: «Что происходит, когда мы сжимаем яблоко в руке, прикасаемся к ткани, прикладываем яблоко к бумаге? (яблоко не оставляет следов, не окрашивает предметы). Оставляет ли следы вишня?(да). Какие? Где? (на руке, ткани, бумаге).

Дети угощают Машу супом и компотом.

Вывод: свёкла и вишня могут окрашивать предметы.

Показ воспитателя: «Я возьму ложку и постучу ей по мелу. Что происходит с мелом? ( он крошится). Почему? (мел сухой, при сильном надавливании может крошиться).

 Вывод: Мел рисует на разных предметах, может крошиться.

Опыт №20

Тема: «Почему камешки тонут в воде?»

Цель:  Воспитание интереса к играм с природным материалом.

Материалы и оборудование: Камушки большие и маленькие, прозрачная ёмкость с водой, две пустые ёмкости, мешочек с камнями, ложки, перья птиц.

Ход: Воспитатель приносит в группу мешочек. «Ребята, по дороге к вам я нашла мешочек. А он не пустой. Давайте вместе посмотрим, что в нём лежит».

Воспитатель достаёт из мешочка камушки и рассматривает их с детьми. Вопросы: « Одинаковые ли все камушки?(нет). Чем они отличаются? (цветом, формой, величиной). Какие они на ощупь? (гладкие). Назовите места, где можно увидеть много камушек?( в аквариуме, на море,  на дорогах)».

Игровое задание «Разделим камушки на большие и маленькие».

- Послушайте сказку про камешек.

На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!»  пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут.

Воспитатель: «Возьмите в руки камушки. Какие камушки  тяжелые, какие лёгкие? Почему? (большие тяжелее маленьких). В одну руку возьмите камушек, а в другую перышко. Что тяжелее? (камушек)».

Игровое задание «Опусти камушки в воду». Вопросы: «Что происходит с камушками? Все ли камушки тонут? Почему?( камушки тяжелые). Утонет ли в воде пёрышко? Давайте проверим. Почему пёрышко не утонуло? (оно лёгкое).

Игровое задание «Достанем камушки из баночки»- дети ложками достают камушки.

Вывод: Камушки тяжёлые и поэтому тонут в воде.

Опыт №21

Тема: «Тонет - не тонет»

Цель: формирование  знаний детей о свойствах предметов

Материалы и оборудование: большая чаша с водой на столе, набор игрушек и предметов из резины, пластмассы, дерева, метала, шарики и мячи из этих материалов, «чудесная коробка», 2 больших коробки синего и красного цвета, большая кукла.

В группу входит плачущая кукла Таня.

Воспитатель: - Почему ты плачешь, Таня?

Кукла: -  Пошла играть на полянку уронила в речку мячик, а-а-а, он утонет.

Воспитатель: - Не плачь, Таня, послушай лучше стихотворение. (Читает стихотворение А. Барто «Мячик» с детьми.)

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, наши мячики тоже не тонут? Давайте узнаем. (У воспитателя в руках корзина с маленькими мячами и шариками.)

Дети опускают маленькие мячики, сделанные из резины и пластмассы, а так же деревянные шарики в воду (большая чаша с водой стоит на столе), наблюдают за ними и приходят к выводу, что эти шарики и мячи не тонут, так как они деревянные, пластмассовые, резиновые. Шары и мячи достают из воды, вытирают насухо и складывают в корзину.

Воспитатель: Таня, а из чего сделан твой мячик?

Таня: из резины, он резиновый.

Воспитатель: Ребята, утонет ли Танин мячик? Мы попросим взрослых, они достанут твой мячик.

Д/и «Тонет -  не тонет».

(Воспитатель держит в руках красную коробку.)

Воспитатель: - Что это?

Дети: - Коробка.

Воспитатель: - А что в ней лежит?

Дети достают из коробки предметы, рассматриваю их и проводят опыты «тонет - не тонет».  Предметы,   которые тонут (стеклянные, металлические) складывают в синюю коробку, а те, которые не тонут (деревянные,  пластмассовые, резиновые) - в красную.

Вывод: резиновые, деревянные, пластмассовые предметы не тонут, а стеклянные, металлические тонут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема опыта "Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему миру через изобразительную деятельность детей"

Для своей работы я выбрала тему: «Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему через изобразительную деятельность детей» Основная цель-формирование творческой...

МОДУЛЬ ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка - дошкольника и является одним из главных средств воспитания....

обобщение опыта «Развитие словаря детей раннего возраста с использованием дидактических игр»

              СОДЕРЖАНИЕ:1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.2.АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА. 3.ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.4. НОВИЗНА ОПЫТ.5.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ...

Обобщение опытом «Развитие речи детей раннего возраста в ознакомлении с природой»

Тема, над которой  я работала  с 2010 года, была взята мною неслучайно. Ведь именно в младшем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к природе, начинает развиваться речь. А чтобы под...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Картотека опытов, экспериментов для детей раннего дошкольного возраста в процессе ознакомления со свойствами воды

Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, одной из главных целей которого является экологическое воспитание - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к п...

Картотека опытов со льдом. Группа раннего возраста.

      Картотека опытов со льдом.                             Группа раннего возраста....