Обобщение опытом «Развитие речи детей раннего возраста в ознакомлении с природой»
материал (младшая группа) на тему
Тема, над которой я работала с 2010 года, была взята мною неслучайно. Ведь именно в младшем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к природе, начинает развиваться речь. А чтобы поддержать этот интерес необходимо обогащать детские впечатления яркими образами природы, так как всё, что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_obobshchenie_opyta_grin_i.a.1.docx | 38.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме
«Развитие речи детей раннего возраста в ознакомлении с природой»
Тема, над которой я работала с 2010 года, была взята мною неслучайно. Ведь именно в младшем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к природе, начинает развиваться речь. А чтобы поддержать этот интерес необходимо обогащать детские впечатления яркими образами природы, так как всё, что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.
Начиная работать над методической темой определила цель и задач педагогической деятельности.
Цель: формирование речевых навыков детей посредством эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Для достижения данной цели мною были определены следующие задачи:
- учить детей выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства,
- способствовать развитию у малышей элементов экологической культуры в разнообразных видах
деятельности.
- воспитывать доброжелательное отношение к объектам природы.
Для разработки подобрала и изучение методическую литературу: «Развитие речи при ознакомлении с природой» Поваляевой М.А., разделы «Ребенок открывает мир природы» и «Развиваем речь детей» комплексной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И. и др., «Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе Детство» Бабаевой Т.И., «Экологическое воспитание в детском саду» Соломенниковой О.А., «Занятия на прогулке с малышами» Теплюк С.Н., «Развитие речи в детском саду» Гербовой В.В., «Комплексные занятия в 1 младшей группе детского сада» Бондаренко Т.М. Л. Згурской «Экология малышам» (ж-л «Воспитание и обучение»), Козлова, С. А. Дошкольная педагогика // С. А. Козлова – М. : Педагогика,
С учетом данных начальной диагностики, которая проводилась в процессе индивидуальных игр с использованием наглядных пособий, мною был составлен перспективный план, который позволил в системе добиваться намеченной цели.
Воспитывая интерес к природе, развивая речь малышей, использовала разнообразные формы и методы работы:
▪ занятия в игровой форме,
▪ индивидуальная работа с детьми по развитию речи,
▪ наблюдения в природе,
▪ чтение стихов, потешек, песенок о природе,
▪ дидактические игры и упражнения на расширение представлений о животном мире,
▪ игры-инсценировки по сказкам «Курочка Ряба», «Козлятки и волк», «Колобок», по потешкам «Сорока – сорока», «Чьи детки»
▪ подвижные игры: «Соберем шишки для мишки», «Солнечные зайчики», «Прячем мишку», «Наседка и цыплята» и другие.
Ознакомление детей с природой я начала с рассматривания красочных иллюстраций, картинок, игрушек, сопровождающегося чтением потешек, песенок, стихов. В форме веселой увлекательной игры, знакомила малышей с окружающей природой, воспитывая доброе отношение к ней.
Организуя с детьми наблюдения, формировала у детей знания о природных явлениях (дождь, снег, ветер и др.), давала представление о причинно-следственных отношениях: дождь – мокро, кругом лужи, сосульки и снег холодные – в рот брать нельзя – заболеешь, когда светит солнце – тепло, когда дует ветер – холодно и т.п.
Наблюдая за растениями, обращала внимание малышей на яркую зелень растений, красоту различных цветов. Своим примером воспитывала бережное отношение к растениям, а в конце 3 года жизни привлекала к посильному уходу за растениями.
В процессе наблюдений, обогащала представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, умением обследовать объекты природы с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий, обогащением словаря.
Наряду с наблюдениями широко использовала дидактические игры, которые позволили уточнять, закреплять, расширять ранее полученные детьми представления о природе, активизировать словарь.
Использование разнообразных подвижных и имитационных игр (передача характерных движений зверей и птиц, звукоподражание), игр-имитаций, сопровождающихся текстом («Котик и козлик», «Я люблю свою лошадку» и др.) способствовало развитию речи, воображения и творчества.
Содержательная исследовательская деятельность позволяет расширять знания детей о природе, обогащать сенсорный опыт детей, тренировать мелкую моторику рук, активизировать речевые проявления – это игры-экспериментирования «Испечем пирожок», «Тонет – не тонет», «Поймай рыбку», в которых малыши познают сыпучесть песка, текучесть воды, тяжесть камушка.
Создание игровой среды, побуждающей детей к взаимодействию со сверстниками и взрослыми способствует развитию игрового и речевого творчества. Обогащая предметно-развивающую среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, речевую активность оформила развивающие центры:
- грамотности (книжный уголок), который содержит:
- подборку художественной литературы природоведческой направленности – произведения фольклорного жанра (сказки, потешки, песенки, прибаутки и т.д.), прозу, поэзию;
- разнообразный иллюстративный материал;
- фотографии природных объектов нашего региона;
- красочные плакаты «Дикие и домашние животные», «Домашние птицы», «Собираем урожай», «Овощи, фрукты, ягоды»;
- муляжи овощей, фруктов;
- предметные и сюжетные картинки;
- науки, куда входит:
- уголок природы, оснащенный различными объектами живой и неживой природы, обогащающими представления детей – это комнатные растения, «огород на окне», плоды различных растений; песок, вода, камешки, ракушки, деревяшки;
- оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, способствующее повышению интереса к исследовательской деятельности – «центр воды и песка», фартуки и нарукавники, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, леечки, опрыскиватель, различные емкости, бросовый материал и т.п.;
- искусства, в котором находится:
- оборудование для творческого экспериментирования и изо деятельности – пластилин, глина, краски, обводки, трафареты, отображающие объекты природы;
- наборы открыток «Птицы», «Рыбы», «Комнатные растения», «Бабочки» и др.,
- игровой, содержащий:
- мягкие игрушки: лиса, медведь, заяц, белка, ежик, мышка, лягушка, кошка, собачка, овечка, курочка с петушком и цыплятами, уточка;
- тематические наборы «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы».
Мною приобретены игры: «Овощи и фрукты» «Развивающее лото», развивающие кубики - «С бабушкой на грядке», «Дикие животные», «Домашние животные»; изготовлены игры: «Красивые листочки», «Снежинки», «Я гуляю по двору», «У кого какая мама», «Экологическое колесо»; оформлена подборка картотек по темам: «Уроки для самых маленьких», «Мир вокруг нас», «Овощи и фрукты».
Данные диагностики по теме «Развитие речи детей раннего возраста в ознакомлении с природой»:
Учебные годы | |||||||||
2010-2011 I младшая (2-3) | 2011-2012 I младшая (2-3) | 2012-2013 I младшая (2-3) | 2013-2014 I младшая (2-3) | 2014-2015 вторая группа детей раннего возраста (1,6-2) | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
48% | 80% | 43% | 78% | 44% | 83% | 38% | 67% | 24% | 48% |
Диагностические данные за 2010-2014 учебные годы свидетельствуют о положительной динамике развития у детей: речь детей обогатилась, за счёт увеличения знаний о природе, стали активно использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы. Дети рассказывают с помощью взрослого: об увиденном объекте живой и неживой природы, о событиях, связанных с наблюдениями в природе, из личного опыта; слышат и понимают заданные вопросы воспитателя в процессе наблюдений в природе. Дети проявляют интерес к объектам природы, доброжелательно относятся к живым существам, с удовольствием стали наблюдать за изменениями в природе. В 2014-2015 учебном году показатели ниже, чем за прошедший период, ввиду того, что в группу приняла детей в возрасте от 1,6 до 2 лет. У детей данного возраста уровень развития коммуникативных и познавательных способностей ниже, чем у детей I младшей группы, соответственно и показатели ниже. Эффективному решению задач методической темы способствовало поддержание партнерских отношений с семьями воспитанников. Работа с родителями велась в следующих направлениях:
В течение работы по этой теме оформила консультации: - «Связная речь как средство развития речи у детей», - «Знакомим малыша с окружающим миром», - «Пальчики учат говорить», - «Обучение детей связной речи», - «Воспитание у детей заботливого отношения к животным»; тематические листы: - «Игра как метод ознакомления с природой», - «Речевое развитие детей», - «Развитие речи – главное в этом возрасте», - «Ознакомление с явлениями природы».
Инициирую участие родителей воспитанников в конкурсах:
- 2011год, городской конкурс «Чистая капелька» о значении воды в жизни растений, животных и человека - грамота за активное участие,
- 2013год «Сказка на новый лад – конкурс на лучший сборник сказок (использование приёмов ТРИЗ) совместно с родителями - сертификат за участие
- 2014год конкурс семейного творчества «Птицы нашего края»- сертификаты за участие
Дни открытых дверей: - дидактическая игра лото «Домашние животные» - восприятие художественной литературы по мотивам сказки« Репка» - лепка «Проложим дорожку из камешков»
- восприятие художественной литературы по сказке « Курочка ряба»
Проектная деятельность:
2013г - “ Здоровье – это здорово – Фрукты овощи люблю быть здоровым я хочу”.
Оформила альбом иллюстративный материал к занятиям, папки дикие и домашние птицы и животные; картотека пальчиковых игр; хороводные игры;
Разработка буклетов для родителей:
- « Десять, почему необходимо детям читать»
- « Учимся играя»
- « Развитие речи – главное в этом возрасте»
Рекомендации:
- « Как помочь малышу в домашних условиях, если вы видите что он говорит мало»
- « Десять правил воспитания ребёнка»
Опытом своей педагогической деятельности делилась с коллегами, в рамках городских мероприятий и проводимых в МАДОУ.
Дата | Название мероприятия | Содержание деятельности (тема, проблема) | Форма участия | Уровень |
14.01.2011 | Открытое мероприятие | «Веселимся с бабушкой, с бабушкой Забавушкой» | интегрированное занятие | ДОУ |
19.12.2011 | Открытое мероприятие | «Разноцветная карусель» | увлекательный досуг по сказке «Волк и семеро козлят» | город |
22.01.2013 | Семинар - практикум «Творчество педагогов в организации оздоровительной деятельности с детьми» | «Зверята в гостях у ребят» | режимный момент – прогулка | МАДОУ |
25.04.2013 | Методический час | «Экспериментальная деятельность дошкольников» | консультация | МАДОУ |
17.05.2013 | Открытое мероприятие | «Весенняя развлекалочка» | музыкально-спортивное развлечение | МАДОУ |
28.01.2014 | Методическое объединение воспитателей групп раннего возраста | «Ух, ты Зимушка – зима» | игровой досуг | город |
23.04.2014 | Семинар-практикум «Совместная деятельность педагога с детьми раннего возраста» | «День рождение Петушка» | совместная деятельность – обучение игровым действиям | МАДОУ |
19.03.2015 | Практико-ориентированный семинар «Творчество педагогов в организации оздоровительной деятельности с детьми» | «Зверята в гостях у ребят» | режимный момент – прогулка | город |
Подводя итоги, пришла к выводу, что целенаправленная работа по развитию речевой активности детей, использование разнообразных методов и форм работы с детьми, сотрудничество с родителями воспитанников, насыщенная развивающая среда помогли мне добиться успехов в формирование речевых навыков детей посредством эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Научились выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства, что способствовало развитию у малышей элементов экологической культуры в разнообразных видах деятельности.
В дальнейшем предполагаю продолжить работу в данном направлении, используя наработанный материал. В 2015-2016 учебном году начну работу по теме: «Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта на тему: "Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе"
«Детей следует воспитывать, учить, растить среди природыи при посредстве природы …»Е.И. Тихеева Жизнь человека без речи немыслима. Помимо того, что с помощью речи люди могут общаться друг с ...
Инновационный опыт воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»
Инновационный опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»Целью педагогической идеи является овладение детьми речью как средством общения и культуры при...
обобщение опыта «Развитие словаря детей раннего возраста с использованием дидактических игр»
СОДЕРЖАНИЕ:1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.2.АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА. 3.ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.4. НОВИЗНА ОПЫТ.5.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ...
«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»
Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...
«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»
Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...
Консультация "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой"
Целью своей педагогической идеи я обозначила овладение детьми речью как средством общения и культуры.Средством реализации является ознакомление с природой в разных видах деятельности....
Обобщение опыта "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их...