МОДУЛЬ ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
материал (младшая группа) на тему

Юрагина Екатерина Николаевна

Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка - дошкольника и является одним из главных средств воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_malysheva.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА г.АСТРАХАНИ №109

МОДУЛЬ ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Подготовила:

Малышева Екатерина Николаевна

воспитатель МБДОУ №109


  1. Теоретическая база опыта

Педагогика раннего детства, основы которой были разработаны Н.М. Щеловановым, Н.М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы всестороннего воспитания детей.

В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие разделы: соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т.е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности; правильное проведение режимных процессов: кормления гигиенического ухода, укладывания спать, закаливания и др.; проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений; создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.

  1. Актуальность и перспективность опыта

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника, и потому рассматривается советскими педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и др. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.

  1. Условия возникновения и становления опыта

На протяжении ряда лет возникала проблема с высокой активностью детей раннего возраста. Проанализировала психолого-педагогический и методический аспекты проблемы. Пришла к выводу, что разумно использовать во всех сферах жизни ребенка подвижные игры.

  1. Сущность опыта

Дети 2-3 лет чрезвычайно активны. Свою активность они проявляют в многократно повторяющихся движениях: перебегают с одного места на другое, перенося игрушки или какие-либо предметы, влезают и слезают с невысоких скамеек, диванчиков, ходят и бегают, возят автомобили, каталки, вертушки, бросают и катают мячи, догоняют их и т. д. Самостоятельная двигательная деятельность является важным условием общего развития ребенка, поэтому воспитатель младших групп должен позаботиться о том, чтобы как на площадке, так и в помещении было много свободного места, достаточное количество игрушек, стимулирующих движение детей, пособий, необходимых для развития движений.

Воспитателю нужно уметь косвенно руководить самостоятельными играми детей. Наблюдая за ними, он должен для себя отметить, кто не умеет играть с той или иной игрушкой, кто малоподвижен или, наоборот, слишком много двигается. Учитывая индивидуальные особенности и возможности малышей, педагог осторожно руководит их деятельностью. Одним помогает освоить действия с новой игрушкой, другим предложит поиграть с ним в мяч, третьим, наоборот, найдет занятие поспокойнее. Зная, что малыши, особенно в первой младшей группе, любят играть в одиночку, он должен дать им такую возможность, но в то же время должен стараться привлечь детей к совместным играм. В работе с малышами очень важны специально организованные подвижные игры и упражнения, протекающие при непосредственном руководстве взрослого.

  1. Подбор игр

Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать подвижные игры и упражнения не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.

Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Трудность подвижных игр и игровых упражнений для детей от 2 до 4 лет неодинакова, она зависит от насыщенности их различными моторными действиями. Например, игры с метанием и прыжками более сложны для детей этого возраста, чем основанные на ходьбе, ползании и беге. Еще сложнее игры, построенные на сочетании нескольких видов движений (бег и прыжки, ходьба и перешагивания и т.д.). Поэтому следует так подбирать игры, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно. Предположим, детей упражняют в равновесии. Сначала им предлагают ходить, сохраняя равновесие, между двумя линиями (по дорожке), затем по доске, лежащей на полу, по скамье, по наклонной доске, по доске, приподнятой горизонтально, по узкой рейке скамьи и т.д. Усложнить задание можно и изменяя характер движений - пройти быстро, пробежать, пройти на носочках бесшумно, приняв определенное положение рук (в стороны, за голову), и т.п. Такая система игровых упражнений постепенно подводит детей к правильному выполнению основных движений, обеспечивает повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений.

Итак, первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр, - соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.

Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка); с неизвестными персонажами малышей легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и др.). Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения маленьким детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают.

В работе с малышами рекомендуется использовать и игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «Поезд» и др.).

Очень важно иметь в виду, что разнообразие двигательных заданий обеспечивается не только тем, что в каждой игре используется новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и то же движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях. В одной игре дается ходьба группой, в другой — ходьба по кругу, взявшись за руки, в третьей игре детей приучают ходить парами или врассыпную. Так же можно разнообразить и бег. Дети могут бегать в одном направлении, врассыпную, убегать от ловящего на свои места и т.п. Выполнение движений в разных игровых ситуациях имеет большое значение для развития координации движений малышей, ориентировки их в пространстве, а также способствует воспитанию их активности и самостоятельности.

Педагогический эффект подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умения воспитатель стремится развивать у детей в данный момент, он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков. Так, если перед воспитателем стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего подойдут игры сюжетные, такие как «Солнышко и дождик», «Воробушки и кот». Если же ставится задача по развитию, например, равновесия у детей, то в данном случае более всего подойдут игровые упражнения «По тропинке», «Через ручеек» и др.

Подбирая игры, воспитатель должен учитывать состав группы детей. В разных детских учреждениях он может быть различным. Часть детей в начале года впервые приходит в детский сад. У таких детей еще нет навыка совместных действий в группе сверстников, некоторые долго не могут привыкнуть к режиму. По своему двигательному опыту эти дети отличаются от детей, ранее посещавших ясельные группы. Поэтому в начале года надо организовывать игровые упражнения для небольшого числа детей, а также подвижные игры, более простые по содержанию и не требующие четкого согласования движений играющих.

Следует учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания («Где звенит колокольчик?», «Найди флажок», «Пройди тихо» и др.). Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами («Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот» и др.).

Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования и т. д.

При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.

Подвижные игры в режиме дня

Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно вынести различные игрушки, помочь малышам найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроения.

Воспитатель может провести игровые упражнения с несложными заданиями, простые игры спокойного характера с небольшими группами детей или с некоторыми детьми индивидуально. Более подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Такая игровая форма проведения утренней гимнастики может быть использована в начале года и в первой и во второй младших группах, когда в коллективе много новых детей, впервые пришедших в детский сад. Игра привлекает их своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей. Со временем, когда дети привыкнут действовать в коллективе, вводится утренняя гимнастика, состоящая из отдельных упражнений.

Нецелесообразна активная двигательная деятельность и сразу после завтрака.

Перед непосредственной образовательной деятельностью уместны игры средней подвижности, для малышей это игры чаще всего индивидуального порядка.

Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. Лишь в ненастную погоду (сильный дождь, ветер, холод) игры надо организовывать в помещении, но при этом желательно использовать зал, так как в групповых комнатах не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с большим количеством детей.

На утренней прогулке после занятий проводятся разные по характеру подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы.

При подборе игр учитываются предшествующая образовательная деятельность. Так, после речевого развития, изодеятельности, лепке целесообразно провести игру с более активными действиями. Однако после занятий, потребовавших от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры.

Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки.

В режиме дня подвижные игры могут быть организованы как со всей группой, так и по подгруппам. Это зависит от характера игровых действий, количества играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов. Так, если детей в группе много, а места в помещении или на площадке недостаточно, организуют игры по подгруппам. Игровые упражнения также проводятся чаще всего небольшими группами или с отдельными детьми.

Для обеспечения достаточной двигательной активности детей в режиме дня программа по физической культуре (Программа воспитания и обучения в детском саду, - М., 1985) предусматривает определенную длительность не только физкультурных занятий, но и ежедневных подвижных игр на прогулках (как на утренней, так и на вечерней).

Для детей третьего года жизни в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр может быть 6-8 мин. В другие дни (без физкультурных занятий) следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить до 10-15 мин.

С детьми четвертого года длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке в дни физкультурных занятий составляет 6-10 мин. В остальные дни, когда занятия по физической культуре не проводятся, время для проведения подвижных игр увеличивается до 15-20 мин.

На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные. Их длительность от 5 до 10 мин.

Наиболее благоприятными сезонами для проведения подвижных игр на воздухе являются поздняя весна, лето и ранняя осень. В это время могут быть использованы игры с самыми разнообразными двигательными заданиями. Однако летом в прохладную погоду проводятся игры, в которых дети должны быть активны; в жаркие, душные дни желательны игры более спокойные, так как малыши быстро перегреваются, потеют, скорее устают, и у них пропадает желание участвовать в этих играх.

Значительные затруднения вызывает проведение подвижных игр с малышами на участке в зимнее время, ранней весной и поздней осенью. Тяжелая одежда и обувь затрудняют их движения, делают неповоротливыми, неловкими. Даже детям четвертого года жизни, имеющим несколько больший двигательный опыт, чем дети третьего года, играть в такой одежде трудно. В этот период возможны самые простые игры с несложными движениями, чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым бегом. Большое количество снега на участке ограничивает свободное пространство, поэтому игры с малышами удобнее проводить небольшими подгруппами.

Поскольку в зимнее время многие игры не могут быть проведены на участке с достаточной эффективностью, необходимо во второй половине дня, в свободное от занятий время, иногда проводить подвижные игры в помещении - в групповой комнате, освободив для этого побольше места; по возможности нужно стремиться выйти с детьми в зал, где больше простора и имеются разные пособия, которые можно использовать в игре.

На участке же зимой следует уделить больше внимания созданию условий для самостоятельной двигательной деятельности детей. Для этого нужно расчистить достаточно просторную площадку — сделать постройки из снега (снежные валы, невысокие горки, воротики, лабиринты), а также обеспечить детей игрушками и пособиями, которые будут способствовать активизации их деятельности (вынести санки, лопаты, санки для катания кукол, кукол в зимней одежде и т.п.). Все это будет способствовать активизации самостоятельной деятельности детей, обогащению их двигательного опыта, повышению их интереса к прогулке и более длительному пребыванию на свежем воздухе.

Опыт состоит из следующих компонентов: организация игровой деятельности в режимных моментах, на улице, на различных занятиях.

  1. Система работы

Подвижные игры обязательно включаются в занятия по физическому развитию. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2-3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно снова возвратиться к первой игре.

В занятие физической культурой для младших дошкольников могут быть включены две игры. Одна, более подвижная - в основную часть, вторая, более спокойная - в заключительную часть занятия; цель последней - успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части. Например, на одном занятии могут быть проведены такие две игры: «Воробушки и кот» (где все дети активно бегают, приседают, изображая летающих и клюющих птичек, где имеется момент ловли, особенно увеличивающий активность и эмоциональность детей) и «Найди флажок» (в которой дети спокойно ходят, разыскивая заранее спрятанный воспитателем флажок).

Со второй младшей группой (четвертый год жизни) программой предусмотрено 3 физкультурных занятия в неделю. Одно из них рекомендуется проводить в течение всего года на воздухе во время прогулки. Содержание этих занятий зависит от времени года и погоды. В теплое время года на таких занятиях имеют место упражнения в основных движениях и подвижные игры. В зимнее время чаще всего включаются простейшие спортивные упражнения, такие, как скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках, ходьба на лыжах, и в сочетании с ними — подвижные игры.

При менее благоприятной погоде (весной, поздней осенью) занятия могут быть построены преимущественно из игровых упражнений и подвижных игр.

Все формы организации физического воспитания: физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, повседневная работа по физическому воспитанию взаимосвязаны. При организации систематических занятий могут возникнуть определенные трудности. Одной из них является разделение обязанностей при совместной работе инструктора физкультуры и воспитателя. В своей работе мы используем следующее распределение обязанностей, предложенное Л. Яковлевой и Р. Юдиной (1997):

1) инструктор занимается с ослабленными детьми; воспитатель - с остальными (и наоборот);

2) инструктор занимается с отстающими по физической подготовленности детьми; воспитатель — с остальными (и наоборот);

3) инструктор берет по одному ребенку для индивидуального обучения; воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;

4) инструктор работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям; воспитатель отрабатывает движения с другой подгруппой на спортивных снарядах;

5) инструктор и воспитатель занимаются со всей группой тогда, когда движения освоены всеми и дети показывают друг другу свое творчество, придумывая все новые комбинации движений.

Эти варианты можно использовать в зависимости от ситуации, задач физкультурного занятия: оздоровительных, образовательных и воспитательных.

Оздоровительные задачи решаются на занятиях путем организации рациональной двигательной активности детей. Воспитательные и образовательные задачи — путем формирования морально-волевых черт личности ребенка в процессе занятий, закрепления правильных двигательных навыков.

Мы предлагаем следующую схему построения содержания типового занятия по физической культуре в группе детей раннего возраста:

1. Вводная часть. Продолжительность 2-4 мин.

Содержание: построение, ходьба, легкий бег, упражнения для формирования стопы, упражнения на внимание, танцевальные шаги, организующая игра, перестроения для выполнения общеразвивающих упражнений.

2. Основная часть. Продолжительность 10-15 мин.

Содержит общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; основные движения — ходьба, бег, прыжки; бросание и ловля, лазание; упражнения на осанку; подвижная игра.

3. Заключительная часть. Продолжительность 2-3 мин.

Содержание: спокойная ходьба, ходьба с заданием; малоподвижная игра, хоровод; упражнения для мышц лица, глаз, мелкой моторики рук; упражнения на осанку, профилактику плоскостопия, на расслабление.

Моторная плотность занятия — 80% и более (для прогулок — 60% и более). Целесообразной является частая смена упражнений при многократной (8 и более раз) повторяемости одного и того же упражнения. Обязательный фрагмент каждого занятия составляют упражнения, способствующие улучшению осанки — разминочного и гимнастического характера, выполняемые при участии мышц и связок конечностей и позвоночника. В ряде занятий проводится обучение детей приемам мышечного расслабления. Можно проводить занятия не только классически построенные (вводная, основная и заключительная части), но и включающие несколько подвижных игр, спортивных и танцевальных упражнений.

Труднее всего воспитателям определить последовательность основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, упражнений в равновесии. При их планировании необходимо учитывать не только условия проведения занятий, подготовленность детей, но и последовательность формирования навыков каждого движения путем подобранных в возрастающей сложности упражнений и игр.

Занятия с детьми раннего возраста целесообразно проводить еженедельно, по 2 занятия (по 10-15 мин.) в первой половине дня, примерно через полчаса после завтрака. С детьми до полутора лет лучше всего заниматься перед первым сном или между первым и вторым. С более старшими, от полутора лет, занятие проводится в первой половине дня, когда дети младшей подгруппы спят, или сразу после дневного сна, до полдника.

По возможности заниматься лучше в зале, где повышается двигательная активность детей, увеличивается физическая нагрузка.

Чтобы научить малышей лучше ориентироваться в пределах комнаты, зала, где будет проводиться занятие, можно в центре постелить ковер или длинную (5-8 м) ковровую дорожку, вокруг которой дети ходят, бегают. На самом ковре (дорожке) проводятся упражнения общеразвивающие и для развития основных видов движений.

Перед началом занятия следует произвести влажную уборку пола и хорошо проветрить помещение, поддерживая температуру воздуха в пределах 19-20 °С. Летом в хорошую погоду занятия проводятся на площадке.

Дети должны быть в физкультурной форме: майке и шортах, босиком (где имеется утепленный пол) или в матерчатых тапочках. Взрослый также в спортивной одежде. В начале года воспитатель обучает детей раздеваться, одеваться, складывать свои вещи.

Для занятий целесообразно объединить детей по 7-9 человек (две подгруппы). Исходя из конкретных условий в подгруппы можно объединять детей не только по возрастному принципу, но и учитывая подготовительный и двигательный опыт каждого ребенка.

Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного (достаточное число раз). Повторение не должно быть механическим и однообразным, поэтому на первом этапе обучения детей, повторяя материал, следует использовать различные методы, менять ситуацию, всячески поддерживая интерес детей, не изменяя характера движений. Основные движения нужно распределять с учетом трудности, постепенного усложнения и необходимости повторения материала с разрывом в повторении не более 2-3 занятий. Подвижную игру следует проводить в течение 2 занятий подряд без изменений, а затем усложнить, создать варианты с тем, чтобы ребенок проявил большие заинтересованность и внимание, преодолел некоторые затруднения.

Воспитатель в работе может использовать готовые комплексы упражнений для занятий или составлять их сам, придерживаясь следующих рекомендаций:

- учитывать возможности детей данной возрастной группы и уровень имеющегося двигательного опыта;

- не заменять полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставить 2-3 знакомых, которые дети слабо усвоили, требующих повторения (желательно повторить те упражнения, которые доставляют детям удовольствие);

- проводить подвижную игру после всех упражнений; она должна быть закончена спокойной ходьбой;

- подбирая упражнения, учитывать нагрузку на крупные группы мышц (плечевого пояса, живота, спины, ног);

- обеспечить чередование нагрузки на все основные группы мышц;

- примерно половину упражнений проводить из исходного положения сидя, на четвереньках, лежа на животе, спине, чтобы разгрузить мышцы спины и стопы ног;

- предусматривать постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение ее в конце занятия;

- применять поточный и фронтальный методы организации детей, иногда использовать для упражнений в основных видах движений инвентарь и пособия, с которыми дети выполняли общеразвивающие упражнения (например, упражнения с мячами закончить метанием вдаль рукой, отведенной назад - вверх, от груди или катанием мяча и т.п.).

Занятия по физической культуре с детьми второго года жизни предусматривают ходьбу (развивающую равновесие), ползание (лазанье), бросание, катание, некоторые игровые и общеразвивающие упражнения, а также игры с движениями.

Занятия с детьми третьего года жизни предусматривают ходьбу, бег, ползание и лазанье, метание и катание, прыжки, сюжетные подвижные игры с простыми правилами, игровые и общеразвивающие упражнения (с предметами и подражательные).

Во время занятий построения и перестроения используются наиболее простые, с применением различных ориентиров. Наиболее удобно и приемлемо для выполнения общеразвивающих упражнений и подвижных игр свободное построение. Для ориентиров могут быть использованы разнообразные пособия: веревки, обручи, гимнастическая скамейка, ковровая дорожка и т.д.

Все построения и перестроения проводятся с помощью воспитателя. Перед выполнением общеразвивающих упражнений он приучает детей вставать на коврик (так, чтобы не мешать друг другу); перед броском - вдоль веревки, скамейки и т.п., помогая малышам найти свободное место, построиться парами или в круг (кто с кем хочет). Круг можно образовать, если малыши встанут в шеренгу, держась за руки, а воспитатель, взяв за руки первого и последнего, замкнет круг; или дети становятся вокруг стула (куба) лицом к нему, берутся за руки и вместе с воспитателем образуют круг.

В начале года на занятиях малыши ходят и бегают гурьбой, врассыпную за взрослыми (вокруг ковра), но постепенно они осваивают ходьбу и бег колонной друг за другом, выстраиваясь при этом не по росту, а произвольно.

  1. Результативность

В результате систематической работы дети стали более организованными, для несложных игр выучили правила. Дети 3,5 лет пытаются самоорганизоваться для игры.

11. Трудоемкость.

Трудоемкость заключается в организации детей раннего возраста и подборе соответствующих игровых методик.

Литература

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду: Практическое пособие. -  М.: Издательство Айрис-Пресс. Серия Культура здоровья с детства, 2009. 112 с.
  2. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие Изд. 1-е/ 2-е/ 3-е/ 4-е. - М.: Издательство Айрис-Пресс АЙРИС ДИДАКТИКА. Серия Дошкольное воспитание и развитие, 2008. 114 с.
  3. Аверина И.Е. Физическая культура для детей от 2 до 9 лет: Иллюстрированная пошаговая техника каждого движения. - М.: Издательство АСТ Астрель, 2010. 112 с.
  4. Антонова Т.В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Педагогика, 1986. - 250 с.
  5. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999. 250 с.
  6. Дружинина М.А. Солнышко. Загадочные слова. Развивающие игры. - М.: Издательство: Machaon, 2008. 11 с.
  7. Дружинина М.А. Солнышко. Поиграем с бельчонком. Развивающие игры. - М.: Издательство: Machaon, 2008. 11 с.
  8. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2000. 88 с.
  9. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1995. 85 с.
  10. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток. Игровые упражнения. Гимнастические комплексы. Рекомендации по проведению. Средняя, старшая, подготовительная группы. - М.: Издательство ВАКО. Серия Дошкольники: Учим. Развиваем. Воспитываем, 2010. 176 с.
  11. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000. 55 с.
  12. Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет. - М.: Издательство: Machaon, 2006. 195 с.
  13. Лисицына И.С.  Развивающие игры и упражнения для дошкольников. Увлекательно и эффективно. - М.: Издательство: «Клуб семейного досуга», 2008. 80 с.
  14. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Издательство: Линка-Пресс, 2005. 92 с.
  15. Литвинова О.М. Спортивные упражнения и игры в детском саду. - М.: Издательство «Феникс». Серия Мир вашего ребенка, 2010. 95 с.
  16. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. - М.: Издательство: Каро, 2006. 144 с.
  17. Осокина Т.И., Тимофеева Е.М., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
  18. Психология / Под ред. Крылова А.А. - М.: Проспект, 2000. - 584 с.
  19. Семенова Л.М. Подвижные игры и развлечения дошкольников. - Ташкент: Медицина, 1986. - 72 с.
  20. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986. - 79 с.
  21. Шебеко В.Н., Шишкина В.А., Ермак К. И. Физическое воспитание дошкольников (Практикум). - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 282 с.
  22. Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1978. - 162 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1

Гонки в коробке – игра для годовалых детей, помогающая развить общую моторику, воображение, социальные навыки ребенка.

Описание игры

Из небольшой картонной коробки вырезают верх и дно, разрисовывают ее фломастером или маркером, так, чтобы она была похожа на машину. По бокам вырезают отверстия для рук, чтобы ребенок мог держать коробку. Ребенок, надев коробку, бегает с ней имитируя езду на машине.

Правила игры

  1. Берут картонную коробку.
  2. Вырезают у нее верх и дно.
  3. По бокам вырезают отверстия, для того чтобы ребенок мог держать коробку руками.
  4. Разрисовывают коробку вместе с ребенком (рисуют фары, колеса и остальные части машины).
  5. Ребенок залазит в машину и бегает по комнате, изображая езду на машине.

Примечание

К бокам можно прикрепить веревку, чтобы она служила лямками, тогда ребенку будет легче носить коробку.

Верх и дно коробки можно вырезать не полностью, а только под размер головы и туловища.

Игра с флажками - веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

Описание игры

Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте и т.п.

Правила игры

  1. Взять несколько разноцветных флажков
  2. Когда ведущий поднимает красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть
  3. Когда ведущий поднимает зеленый флажок – дети хлопаю в ладоши
  4. Когда ведущий поднимает синий флажок – дети шагают на месте и т.д.

Канатоходец – простая игра для маленького ребенка, на развитие равновесия и координации движений.

Описание игры

По комнате проводится линия из скотча или ленточки. Сначала линия идет прямо потом с поворотами. Ребенок должен ровно пройти по этой линии.

Правила игры

  1. Скотч или ленточку проводят по полу комнаты, начиная прямо, затем делают повороты и зигзаги.
  2. Первым проходит взрослый. Для того чтобы показать ребенку как нужно играть.
  3. Затем ребенок, поняв правила игры, идет сам.

Деревья растут — познавательная игра и зарядка для дошколят, стимулирующая развитие воображения и координацию движений. Дает возможность детишкам отдохнуть после умственных занятий. В тоже время помогает укрепить позвоночник.

Можно проводить между номерами утренника или просто в свободную минуту.

Описание игры

Воспитатель, описывая движения, просит детей изображать разные деревья: пальму, елочку, дуб…

Сначала деревце маленькое – садимся на корточки. Вот дерево начинает расти – поднимаем руки вверх, выпрямляемся и тянемся на носочках.
Пальма – руки поднимаем вверх ладошками вниз (это листья), плавно покачиваем руками.

Елочка – руки вниз и в стороны, ладошками вверх.
Дуб – он большой, сильный – широко расставляем ноги, согнутые в локтях руки поднимаем над головой.

Правила игры

  1. Воспитатель просит детей по описанию изображать разные деревья
  2. «Сначала деревце маленькое – садимся на корточки» – дети приседают
  3. «Дерево начинает расти – поднимаем руки вверх и выпрямляемся» - дети встают в поднятыми вверх руками
  4. «Дерево выросло большое – встаем на носочки и тянемся» - дети тянутся на носочках
  5. По такому же принципу описываем разные деревья.

Игры для детей от трех лет

Прыгающие воробушки

Описание игры

На полу или земле чертиться круг диаметром 4м. Водящая «кошка» становится в середине круга, остальные участники игры «воробьи». Они находятся вне круга. По сигналу воспитателя «воробьи» начинают прыгать в круг и выпрыгивать из него. Пойманный находится в центре. Когда попадаются все «воробьи», выбирается новая кошка. Побеждает та кошка, которая сумеет быстрее других поймать всех «воробышков».

Правила игры

  1. На полу или земле чертиться круг диаметром 4м. Водящая «кошка» становится в середине круга, остальные участники игры «воробьи». Они находятся вне круга.
  2. По сигналу воспитателя «воробьи» начинают прыгать в круг и выпрыгивать из него. Пойманный находится в центре.
  3. Когда попадаются все «воробьи», выбирается новая кошка. Побеждает та кошка, которая сумеет быстрее других поймать всех «воробышков».
  1. Подвижная игра «Кошка»

Интересная подвижная игра, к которой дети ещё не скоро потеряют интерес.

Описание игры

Дети должны находиться в большом, просторном месте. Лучше начинать эту игра, когда только начинает смеркаться. Участники выбирают своей среды самого ловкого и быстрого. Ему достаётся роль кошки. Кошка прячется за каким-нибудь предметом так, чтобы её не заметили товарищи. Остальные по сигналу разбегаются во все стороны и ищут кошку, которая мяукает и сразу прячется в другом месте.

Правила игры

  1. Дети собираются на просторном месте.
  2. Участники выбирают из своей среды одного, отличающегося ловкостью и проворством, и поручают ему роль кошки.
  3. Кошка должна хорошо спрятаться, чтобы быть не замеченной товарищами.
  4. По сигналу остальные дети разбегаются во все стороны для разыскания кошки.
  5. Кошка тем временем мяукает и быстро прячется в другое место, чтобы её не заметили товарищи.

Игру продолжают до тех пор, пока кошка не будет найдена, тогда по жребию вновь назначают другую кошку и игру ведут до тех пор, пока дети не устанут или не потеряют к ней интереса.

Детский боулинг – очень занятная игра для маленького ребенка. Развивает осознание причины и следствия, зрительно-двигательную координацию, общую моторику.

Описание игры

Лентой отмечают линию. Из пластмассовых бутылок делают кегли. Ребенка ставят за чертой и он должен кинуть (желательно катить как во взрослом боулинге) мячик так, чтобы попасть по «кеглям».

Правила игры

  1. Берут пластмассовые бутылки («кегли») и ставят треугольником.
  2. На некотором расстоянии от кеглей кладут ленту, она будет служить чертой, за которую нельзя переходить.
  3. Ребенка ставят за этой чертой.
  4. Показывают ему как нужно сбивать кегли мячиком.
  5. Затем ребенку дают возможность самому попробовать сбить кегли.
  6. Выставляют бутылки заново и игра продолжается.

В десяточку! – активная детская игра на развитие зрительно-двигательной координации и общей моторики ребенка.

Описание игры

Берут несколько маленьких мячей, можно от настольного тенниса. Взрослый держит коробку на расстоянии от ребенка, а ребенок должен попасть этими мячиками в коробку.

Правила игры

  1. Собирают мячики, теннисные/просто маленькие.
  2. Дают мячики ребенку.
  3. Взрослый берет коробок и отходит от ребенка на некоторое расстояние.
  4. Коробок держат на высоте роста ребенка.
  5. Ребенок должен бросать мячики в коробку и попадать.
  6. Чтобы игра была интересней ребенку взрослый должен двигать коробок так, чтобы ребенку было легче в него попасть.
  7. Игра продолжается до тех пор, пока все мячики не окажутся в коробке.

Рот клоуна – простая детская игра с мячом на развитие зрительно-двигательной координации, общей и мелкой моторики, ощущения пространства.

Описание игры

Перед ребенком ставится картонный клоун, у которого вырезаны рот и глаза. Ребенок должен попасть мячиками в дырку рта, потом в дырки глаз.

Правила игры

  1. Берут небольшие мячики.
  2. На дне большого картонного коробка рисуют лицо клоуна, глаза, большой рот, ресницы, колпак и т.д.
  3. Затем ножницами вырезают глаза, и рот.
  4. Ставят коробку у стены.
  5. Ребенка ставят на расстоянии двух метров от коробки.
  6. Маленьким мячиком ребенок должен кидать мячик, попадая им в рот клоуну.
  7. Как только ребенок начинает легко попадать в рот клоуну, задача усложняется: теперь ребенок должен попасть в глаз клоуну.

Приложение №2

  1. Конспект занятия  № 1

Программное содержание:

  1. Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в занятии.
  2. Учить детей выполнять основные виды движения (перешагивание через кубики, бросание мяча вперёд – снизу и ловля его, прокатывать мяч по ровной поверхности вперёд).

Оборудование: разноцветные кубики диаметром 10 см, малые мячи по количеству детей.

  1. Ход занятия

Игровой момент. На занятие воспитатель вносит игрушку «Мишка» и показывает её детям, давая возможность хорошенько её рассмотреть.

Воспитатель. Мишка приглашает нас с вами к себе на полянку, где мы  поиграем.

Свободное построение детей.

Зашагали ножки, топ-топ-топ,                        Ходьба детей стайкой за

Прямо по дорожке, топ-топ-топ,                     воспитателем.

Ну-ка веселее, вот как мы умеем,

                           топ-топ-топ…

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и зелёным лугом.

Перед нами вот поляна

Мишка нас сюда привёл.

По дорожке побежали и не устали                 Бег детей, ходьба. Построение

                                                                             друг за другом.

Посмотрите, как Мишка перешагивает

 через кубики, а детишки так умеют?

Выше ножки поднимаем                               Дети перешагивают через кубики,  

Через кубики шагаем                                         высоко поднимая ноги.

Молодцы детишки

Девчонки и мальчишки.

Посмотрите-ка скорее

Мишка мячики принёс.

Мячики красивые,                                                Дети играют мячами:

Круглые, игривые.                                                бросают их вверх, ловят,

                                                                                прокатывают в воротца.

Поиграли мы мячами,

А теперь за Мишкой                                             Ходьба детей врассыпную

В детский сад пойдём.                                          за Мишкой.

Все мы дружно наигрались

С Мишкой детки попрощались.

  1. Конспект № 2

Программное содержание:

  1. Упражнять детей в ползании, способствовать развитию самостоятельности.
  2. Учить детей во время ходьбы не шаркать ногами, поднимать их, развивать умение перешагивать встречающиеся на пути предметы и при этом не терять равновесия.

Оборудование: погремушки, гимнастические палки.

  1. Ход занятия

Воспитатель: К нам сегодня в гости пришёл Зайка. Посмотрите, ребятки, какой Зайка грустный.

  • Что случилось, Зайка?
  • Я грустный, потому что мне не с кем играть.
  • Какой ты, Зайка, молодец, что к нам в детский сад пришёл! Наши детки самые весёлые, они вместе с тобой поиграют, и ты не будешь грустить. Давайте с Зайкой поиграем.

 Зайчика сажают на кубик по середине зала, перед кубиком кладут гимнастические палки на расстоянии 30 см друг от друга.

Чтобы к Зайчику пройти

Надо лужи перейти.

Ноги выше поднимай,                                Дети перешагивают через

Через лужицы шагай!                                 гимнастические палки.

 

Молодцы, ребятки!

Весело шагали.

  • Понравилось тебе, Заинька, как детишки шагают, ножки выше поднимают?
  • Да, хорошие у вас детишки. А я тоже знаю игру, она называется «Доползи до погремушки».
  •  Молодей, Зайка, сейчас вместе с детками поиграем в эту игру.

Игра «Доползи до погремушки». Дети играют, Зайка помогает им.

  • Молодцы, ребятки! Спасибо, тебе, Зайка!
  • Мне очень понравилось играть с вашими ребятками.
  • Приходи, Зайка, к нам ещё в гости, мы будем с тобой играть.
  • Спасибо, обязательно приду. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь.   Се­годня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами»

Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические игры с предметами, а так же управлять поведением детей с помощью дидактической игры....

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Педагогический проект«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

статья "Педагогические технологии руководства игрой детей раннего возраста в условиях ДОУ"

В статье рассказывается о руководстве игр детей раннего возраста....

педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

В настоящее время очень актуальна и значима проектная деятельность с детьми Я представляю проект с детьми раннего возраста и их родителями. Этот проект продемонстрировал огромную значимость дидактичес...

Обобщение педагогического опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) с помощью дидактической игры»

Сенсорное развитие детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) посредством дидактической игры....