Викторина "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическая викторина | 36.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Васильева Бужинский детский сад»
Арского муниципального района Республики Татарстан
Экологическая игра-викторина
для разновозрастной группы
«Зимующие птицы»
Подготовила воспитатель
Сабирова Р.А.
Экологическая викторина «Зимующие птицы»
Цель: Сформировать представления о зимующих птицах: их внешнем виде, строении, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
Задачи:
Обучающие: Расширять и закреплять знания детей о птицах. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями.
Развивающие: Развивать способность анализировать внешний облик птиц, их поведение. Развивать связную речь. Совершенствовать умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом. Развивать умение слушать ответы друг друга. Развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.
Воспитательные: Воспитывать доброе отношение к природе, желание помогать и заботиться о птицах зимой. Продолжать воспитывать в детях организованность, дисциплинированность, умение договориться между собой. Воспитывать у детей умение правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, поддерживать инициативу, командный дух.
Оборудование: маски, изображающие различных птиц, фишки для составления пищевых цепей, картинки лабиринтов, разрезные картинки птиц, грамоты для победителей, мольберты, медальки с изображением птиц на каждого ребёнка, магнитофон.
В: Здравствуйте, ребятки! Посмотрите, какой сегодня замечательный день! Как ваше настроение? Давайте сделаем так, чтобы наше хорошее настроение передалось всем, кто присутствует в этом зале.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
В: Молодцы! Мне очень приятно видеть ваши улыбающиеся лица. Садитесь поудобнее на стульчики.
Вбегает сорока (воспитатель).
Сорока: Здравствуйте! Здравствуйте всем! Устала, запыхалась, лечу из соседнего леса, столько новостей, ох, столько новостей, даже не знаю, с какой и начать… Одна знакомая белка совершенно забыла, где припрятала свои запасы шишек, а заяц стал уже совсем белый… А еще с воробьем случилась беда! Бедный воробей! Как же он теперь?.. А дело было так…
Сценка «Доживем до весны»
Влетает обессилевший воробей.
Сорока: Ой, беда, беда, беда.
Скорей летите все сюда!
Ворона: Что с тобой, воробушек?
Бедняжка, еле дышит, слабый слишком…
Мы все помочь ему должны,
Чтобы дожил он до весны…
Покормить и обогреть,
Чтобы смог он полететь…
Синичка: Не бойся нас, малыш.
В беде тебя не бросим,
Мы помощи людской попросим…
Воробей: Вижу вы спасти меня готовы,
Вот только знать хочу, кто вы?
Дятел: Я дятел зовусь тук-тук.
Уничтожаю беспощадно клювом своим
Жучков, личинок, мух.
Сорока: Я всем известная сорока,
В простонародье белобока!
Синичка: А я синичка-невеличка,
Меня повсюду величают чудо-птичка!
Голубка: Я голубка городская,
Известна мне любовь людская.
Снегирь: Я бойкий снегирь,
По веточкам прыг-скок.
Не хочу манишку красную снимать,
Алую рябинку люблю я поклевать!
Свиристель: Не волнуйся, милый, воробей,
Ты теперь среди друзей…
А попал ты в детский сад,
В чудный центр для ребят.
Клест: Учат здесь любить, беречь природу,
Песни петь, стихи читать,
А кто попал в беду большую,
Непременно выручать.
Щегол: Детки от стужи зимней нас спасают,
На участке семечками щедро угощают.
Воробей: По веточкам, по кустикам
Развесили кормушки.
Пускай к ним в гости прилетают
Вороны и воробушки.
Сорока: Вот так все и было. Кстати, это же тот самый детский сад, где воробышку помогли. А это те самые детки! Какие же они молодцы, правда?
В: Да, дети у нас хорошие и сострадательные. Всем помогут! Ребята, как раз сегодня я хотела предложить вам поиграть, но не в простую игру, а игру-викторину. Поиграем?
Сорока: Конечно, поиграем. Отчего ж не поиграть-то?
В: Чтобы подсказать, на какую тему будет игра, загадаю вам загадку:
«Различаемся мы цветом
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнём,
Будем в небе голубом.
Нас зимою покормите
Дети кто мы? Назовите»
Воспитатель: Правильно, это птицы. Сегодня мы проведём необычную игру на тему «Зимующие птицы».
Сорока: Да это ж про меня! Про зимующих птиц я все знаю, вот только спросите, все расскажу. За одно и проверю, что знают ребята про пернатых друзей.
В: Вы уже много знаете о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. И думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые мы приготовили для вас.
Воспитатель: Пришло время представить наши команды. Команда «Синички». (детям раздаются медальки с изображением синицы).
Девиз: «Называют нас «Синички»,
Но мы дети, а не птички.
Червячков мы не клюём,
Кушаем мы кашу,
Молоко и соки пьём!
Любим группу нашу!»
Сорока: И команда «Воробушки»
(детям раздаются медальки с изображением воробья).
Команда «Воробушки»:
Девиз: «Мы по жизни не бездельники
Любим всем мы помогать
А зовемся мы «Воробушки»
Будут так нас называть!»
В: Капитаном команды «Синички» будет ….., а капитаном команды «Воробушки» будет …. Оценивать ваши ответы будет наше компетентное жюри….. За каждый правильный ответ команды получают по одной фишке. Выиграет команда, набравшая наибольшее количество фишек.
С: Объявляем 1 конкурс «Разминка».
(каждой команде загадываются загадки поочередно)
Во дворе я — королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна. (Ворона)
Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица — почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь)
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)
Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)
Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
«Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко!» (Воробей)
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова)
Непоседа птица эта,
Одного с березой цвета,
Громко так стрекочет,
Рассказать нам что-то хочет. (Сорока)
В: Во 2 конкурсе вам нужно разделить всех птиц на перелетных и зимующих. Команда «Синички» выбирает картинки птиц, которые остаются с нами зимовать, а команда «Воробушки» ищет птиц, улетающих осенью в теплые края.
С: Следующий конкурс «Четвертый лишний». Вам нужно внимательно посмотреть на предложенные картинки и назвать лишнюю птицу, объяснив свой выбор.
В: Скажите, пожалуйста, у всех ли птиц есть хвосты? Они одинаковые? Узнаем это, выполнив 4 задание: игра «Чей хвост?». Командам раздаются картинки с изображением птиц, вам нужно найти на столе их хвосты.
С: Следующий конкурс «Собери картинку». Вам нужно собрать картинки-пазлы с изображением птиц и назвать их. (синица, ворона, дятел, воробей, сова, снегирь)
В: Немного отдохнем и сделаем физкультминутку.
Вот летали птички,
Птички-невелички.
На дорожку сели,
Зернышек поели.
Перышки почистим,
чтобы были чище.
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней быть деткам.
С: Отдохнули, продолжим. Следующее задание называется «Угадай по описанию». Проверим, насколько вы внимательные.
-Эта птица имеет пестрое оперение. Ее называют «лесным доктором». Верхняя часть тела черная, а низ белый. У самцов на затылке красное пятно. На крыльях белые пятна. (Дятел.)
- Эта перелетная птица появляется в нашем регионе в начале зимы в большом количестве. Нижняя часть тела самцов красная, спина - серая; верх головы, крылья и хвост блестяще-черные. Птица носит снежное название. (Снегирь.)
- Ловкая, суетливая птица. Голова, крылья, хвост - чёрные, на крыльях есть белые пятна. Хвост длинный, будто стрела. В народе про нее говорят, что она трещит. (Сорока.)
- Очень подвижная и ловкая птичка размером с воробья. Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье черные, крылья и хвост голубоватые, спинка желтая и брюшко желтое, а щеки и пятно на затылке белые. (Синица.)
-А эта птичка в самую стужу гнездо мастерит, птенцов выводит. И клюв у нее необычный – крестообразный. Что это за птица? (Клест)
-Серенькая, маленькая, подвижная птичка. Эта птичка издаёт призывное «чив-чив», которое служит приглашением к обеду для всех окрестных собратьев. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
-У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья - черные, остальное тело — серое. (Ворона)
-У этой птицы большая голова, которой она вертит во все стороны, у нее нет шеи, круглые немигающие янтарные глаза. Она великолепно видит в темноте. (Сова)
С: Следующая игра-лабиринт «Помоги птичке долететь до кормушки»
для капитанов. Вам нужно будет карандашом отметить верный путь птички до кормушки. Побеждает та команда, чей капитан быстрей и правильнее справится с заданием.
В: Раз уж птички благополучно долетели до кормушек, нужно положить им туда корм. Давайте вспомним, чем же любят лакомиться наши пернатые друзья. (Картинка-подсказка)
-Воробей питается семенами, зернами, ягодами, хлебные крошки, любой крупой.
-Синица питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое).
-Ворона и сорока - всеядные птицы. Это городские санитары, едят любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.
- Снегири любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину.
-Голубь любит семена растений, зерно, крупу и хлеб.
С: Когда мы кормили птиц, мы должны соблюдать некоторые правила. Давайте их повторим.
Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы сами будут прилетать к этому времени. Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
В: Мы все вспомнили и уже готовы к следующему испытанию, которое называется «Кто что ест». Вам нужно выбрать одну птицу и подобрать к ней ее любимое лакомство.
С: Сейчас вас ждет блиц-опрос. Командам нужно быстро дать ответы на заданные вопросы. Побеждает та команда, которая дала больше правильных ответов. Вопросы для команды «Синички»
1 Какая птица – символ мудрости? (сова)
2 Какую птицу зовут «певцом леса»? (соловей)
3 У какой птицы красная грудка? (снегирь)
4 У какой птицы зимой появляются птенцы? (клест)
5 Какая птица не вьет гнезд, а подкидывает яйца в чужие гнезда? (кукушка)
6 Какие птицы прилетают зимой из леса поближе к человеку? (свиристели, снегири)
В: Вопросы для команды «Воробушки»
1 Какие птицы занесены в список лучших друзей «садоводов» и «лесоводов»? (Синица)
2 Какая птица кашу варила и деток кормила? (сорока)
3 Какая птица охотится только ночью? (сова)
4 У какой птицы крестообразный клюв? (клест)
5 Какие птицы не умеют летать? (пингвины, страусы)
6 Какая птица называется «доктором леса»? (дятел)
С: А сейчас вас ждет эстафета. Я тут пока летела из соседнего леса, столько блестяшек набрала. Они все такие красивые! Нужно их срочно перетаскать в мое гнездо. Поможете? Вам нужно взять одни бусы, отнести их в «гнездо» и вернуться к своей команде. Побеждает команда, быстрее перетаскавшая украшения.
В: Послушайте, как щебечут птицы зимой. Узнаете их? Проверим это, выполнив следующее задание. Конкурс «Угадай по голосу» (сова, дятел, синица, глухарь)
С: Последний конкурс на внимательность и быстроту. Вам нужно быстрее своих соперников правильно раскрасить снегиря и синицу.
В: На этом наши задания закончились. Пока жюри подводит итоги нашей викторины, мы предлагаем вам сделать на память о сегодняшней игре вот таких симпатичных снегирей. Для этого нам понадобятся листы картона, шаблоны птиц, цветные карандаши, клей, кисти и шерстяные нитки. Сначала раскрасим наших снегирей карандашами, чтобы заполнить фон рисунка. Сейчас намажьте клеем грудку птички и приклейте на смазанное место нарезанные нитки, чтобы аппликация получилась объемной. Излишки ниток встряхните на поднос. Наша поделка готова. Посмотрите, какие красивые снегири у вас получились! Эти и другие зимующие птицы прилетают и наши кормушки.
Покормите птиц зимой! Юлиана
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой, Мира
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма. Адель
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна, Егор
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть, Аскар
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть, Султан
И для птиц тепло.
Разве можно забывать: Азалия
Улететь могли,
А остались зимовать, Самир
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз, Самира
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось Аделя
Нам встречать весну!
С: Предоставим слово нашему компетентному жюри. Не терпится узнать, кто же выиграл.
В: Ребята, вы такие молодцы! Вы очень много знаете об образе жизни птиц зимой, о том что они нуждаются в нашей помощи в непростое для них время года. Оставайтесь всегда такими добрыми, хорошими, сострадательными по отношению к живому миру! Предлагаю сейчас всем вместе выйти на участок и покормить наших пернатых друзей, которые, наверное, уже заждались нас у кормушек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....