Совместная организованная образовательная познавательно-исследовательская деятельность детей и родителей подготовительной группы "Экспериментальная лаборатория"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Развитие познавательного интереса и познавательной активности у детей и родителей в ходе познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экспериментальная лаборатория»
Совместная организованная образовательная познавательно-исследовательская деятельность детей и родителей подготовительной к школе группы
Цель: развитие познавательного интереса и познавательной активности у детей и родителей.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).
- Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
- Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
- Пополнить словарный запас детей за счет лов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.
Развивающие:
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
Воспитательные:
- Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
- Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
Материал и оборудование для опытов:
Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус, тарелка, молоко, пищевые красители, ватные палочки, средство для мытья посуды.
На каждого ребенка: поднос, 5 емкостей, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар, молоко, пищевая красители, ватные палочки, средство для мытья посуды.
Ход совместной организованной образовательной познавательно-исследовательской деятельности:
Воспитатель:
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем?!
Воспитатель: Дети, родители, сегодня у нас с вами необычная встреча. Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.
А что такое лаборатория? (Ответы детей)
А как нужно вести себя в лаборатории?
А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести сами опыты? Тогда отправляемся:
Вправо, влево повернись,
В экспериментальной лаборатории окажись!
Опыт №1.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли смешать две жидкости? (Ответы детей)
А все ли жидкости смешиваются?
Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем. Скажите, растительное масло – это жидкость или сыпучий материал?
Дети: Жидкость.
Воспитатель: Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой.
Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?
(Ответы детей. Выводы делают самостоятельно).
Воспитатель: Как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Воспитатель: Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется – эмульсия.
Опыт №2.
Воспитатель: Возьмите сахар. А вы знаете, как называется такой сахар?
Воспитатель: Правильно – рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Теперь по одному кусочку положите в банку с водой. Посмотрите, что с ним происходит?
Дети: (Ответы)
Воспитатель: Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?
Дети: (Ответы) Сахар исчезает, растворяется в воде.
Воспитатель: Сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.
Опыт №3.
Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите, мука – это жидкость или сыпучий материал?
Дети: Сыпучий материал.
Воспитатель: Возьмите емкость с водой и добавьте полную ложку муки. Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой?
Дети: (Ответы).
Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость.
Воспитатель: Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу.
Опыт №4.
А соль – это жидкость или сыпучий материал?
Дети: Сыпучий материал.
Воспитатель: Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните чистую емкость водой наполовину, затем добавьте пять полных ложек соли и размешайте ее. Что происходит?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель: Добавьте еще пять полных ложек и продолжайте размешивать. Добавляйте соль пока она не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде?
Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль.
Воспитатель (дополняет выводы детей): Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли.
Опыт №5.
Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах, например, на воде, на молоке?
Дети: (Ответы)
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.
Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.
Ход опыта:
В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивают предположения детей, вместе наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко. Дети комментируют свои наблюдения, делают выводы.
А теперь попробуем ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим?
Дети: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, получаются круги. В тарелке образуются разные узоры.
Воспитатель: Как вы думаете, почему так получается?
Дети: (Ответы)
Воспитатель: Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Ребята, вы сегодня провели опыты, узнали много нового и интересного. Я приготовила для вас опыт – фокус с воздушным шариком и бутылкой.
Опыт демонстрируется без объяснения.
Вставляется воронка в горлышко шарика. Аккуратно насыпается 2 столовые ложки соды в воронку и стряхивается в шарик. В бутылку наливается уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляется шарик на горлышко бутылки. Поднимается шарик и встряхивается так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком?
Дети: (Ответы)
Воспитатель: Прозвучало много ответов и правильных, и неправильных. Давайте сделаем так. Дома вместе с родителями попытаетесь найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар надулся? А завтра нам расскажете. Интересно, кто первым найдет ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"
laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон ...
"Волшебный цитрус апельсин" Конспект организованной образовательной познавательно – исследовательской деятельности с детьми 4 – 5 лет)
Цель. Развитие у детей 4 – 5 лет познавательной активности, умения решать проблемные задачи через познавательно-исследовательскую деятельность.Задачи:совершенствовать у дошкольников умение...
Организованная образовательная познавательно- исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Удивительный воздушный шар».
Цель: создать ситуацию развития для расширения кругозора детей о воздушном шаре, его свойствах и возможностях....
Конспект организованной образовательной познавательно - исследовательской деятельности «Эти загадочные камни».
Материал данной образовательной деятельности развивает у детей старшей группы интерес к исследовательской деятельности, знакомит с разнообразием мира камней, их свойствами....
Конспект организованной образовательной познавательно – исследовательской деятельности детей на тему: «Радуга»
Конспект организованной образовательной познавательно – исследовательской деятельности детей на тему: «Радуга»...
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная лаборатория"
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная лаборатория"...
Презентация познавательно-исследовательского проекта для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная лаборатория"
Презентация познавательно-исследовательского проекта для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная лаборатория"...