Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с предметным и социальным окружением в средней группе детского сада на тему: «Моя семья»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с предметным и социальным окружением в средней группе детского сада на тему: «Моя семья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_moya_semya_srednyaya_gruppa.docx | 177.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №57»
Нижегородская область, г. Дзержинск
Адрес: бульвар Космонавтов,14; тел: 33 33 03
http://www.dou57ru; e-mail: ds57@uddudzr.ru
Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с предметным и социальным окружением в средней группе детского сада на тему: «Моя семья»
(составлен по О.В.Дыбиной)
О.О. Познание
Составила:
воспитатель Садекова М.А.
высшая кв. категория
г. Дзержинск, 2022
Цель: Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представления о семье и нравственных нормах.
Задачи:
Образовательные:
- Ввести понятие «семья»;
- Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки;
- Учить детей быть внимательными к близким людям, заботиться о них, формировать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.
- Совершенствовать у детей умение рассказывать о своей семье.
Развивающие:
- Расширять представления детей о составе семьи, о родственных связях;
- Развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
- Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей семье;
- Развивать память, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Материал: Матрешка с шестью матрешками-вкладышами, мяч, корзиночка, 3 комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки), 3 листа белой бумаги формата А3, текст стихотворения С. Маршака «Матрешки», фотографии членов семей детей и педагога, по одной общей семейной фотографии детей и педагога, планшет (наборное полотно) для размещения фотографий.
Предварительная работа: Разучивание пальчиковых игр «Кто живет в семье», «Как у деда Ермолая». Рассказывание и чтение сказок «Три медведя», «Коза с козлятами», «Три поросенка»; стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на брата». Альбом «Как я провел лето». Игры: сюжетно-ролевая игра «Семья»; дидактические игры «Накроем стол для чаепития», «Папино, мамино хозяйство», «Поможем маме». Беседа о том, как нужно называть родителей, бабушку, дедушку.
Методы и приемы: чтение стихов, загадок, беседа, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рассказ, объяснение, вопросы к детям, дидактические игры, словарная работа, игра с мячом, физкультминутка.
Индивидуальная работа: Активизировать малоактивных детей (Артём В, Деля, Семён, Диана).
Словарная работа: матрёшки, мамулечка, корзиночка, сестрица, братец и т.д.
Дифференцированный подход: предложить Милане К, Кириллу, Соне, Мише У. назвать известные им заповедники, национальные парки и памятники природы Нижегородского края.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Ход занятия:
Воспитатель: предлагает детям отгадать загадку, а отгадку найти в группе, на полке с игрушками.
В этой куколке-девице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица —
Для меньшей темница. (Матрешка)
Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали загадку. А хотите познакомиться с нашей гостьей – Матрёшкой?
Дети: Да!
Воспитатель: от имени Матрешки знакомится с ребятами: «Меня зовут бабушка Матрена. Я кукла деревянная, круглолицая, румяная. В разноцветном сарафане, с кружевным платком в кармане. Пришла я в гости не одна. Со мной мой муж – дед Антон, две мои дочки Маша и Даша и мои внуки: Маришка, Иришка и Тимошка – чуть больше орешка».
Воспитатель: А где же перечисленные родственники бабушки Матрены? Давайте поищем их.( Дети ищут и находят матрешки-вкладыши в большой матрешке. Все матрешки выставляются на столе).
Воспитатель: Ребята, можно ли сказать, что все матрешки – это одна большая, дружная семья? Почему? (Рассуждения детей.)
Воспитатель: Бабушка Матрена очень любит играть в разные игры со своими внучатами, а раньше играла с дочками, когда они были маленькие. Она хочет поиграть с ними и с вами.
Дидактическая игра-рассуждение «Кто ушел? Кто пришел?»
(Воспитатель называет действия и манипулирует игрушками, дети называют имена матрешек).
Воспитатель: Ушла бабушка… (Матрена.) Пришла ее старшая дочь… (Маша.) Ушла старшая дочь, прибежали две ее дочки… (Маришка и Иришка.) Убежали девочки, пришел дед… (Антон.) К деду Антону пришла другая дочь… (Даша.) Пришел и маленький Дашин сынишка… (Тимошка.) Дед… (Антон), дочь… (Даша) и маленький внучок… (Тимошка) ушли, и снова пришла бабушка Матрена.
Физкультминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
Воспитатель: А какие семьи у вас, ребята? Кто есть в семье у Оли (Вовы, Олеси, Ксюши, Маши)? Предлагаю вам попробовать составить портрет своей семьи из картинок.
Игра «Составь портрет своей семьи»
В игре принимают участие трое детей. На ковре лежат листы белой бумаги формата А3 и три комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки). Воспитатель предлагает каждому ребенку составить из картинок портрет его семьи. Игра повторяется 2–3 раза.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге.
Воспитатель: (обращаясь к Матрене). Знаешь, Матренушка, нашим ребятам нравится рассматривать фотографии своей семьи. Давайте расскажем истории про наши семьи. Первую семейную историю расскажу я. (Ставит фотографию на мольберт.) На этой фотографии моя семья изображена летом на даче. Мы всей семьей любим выращивать овощи, купаться в реке, загорать, отдыхать, ловить рыбу. На этой фотографии мои самые близкие родственники: мой муж и наши дети – сын и дочь.
Далее желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье. Все фотографии бабушка Матрена выставляет на мольберт, хвалит ребят за интересные рассказы о семье и обращает внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи улыбаются, находятся близко друг к другу – им хорошо вместе.
Затем воспитатель показывает детям индивидуальные фотографии членов их семей и задает вопросы:
– Кто Ваня для своей мамы? (Ваня для мамы сын.)
– Чьи дети Ваня и Таня? (Дети мамы и папы.)
– Чьи они внуки? (Внуки бабушки и дедушки.)
– Чья это мама? (Мама Тани, дочки, девочки.)
– Чья это бабушка? (Бабушка Тани и Вани.)
– Кто сестра Вани? (Таня, девочка.)
Воспитатель: Бабушка Матрена говорит, что очень любит своих ласковых внучат и спрашивает, умеют ли ребята быть ласковыми.
Игра с мячом «Назови ласково».
Дети встают в круг. В центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребенку и называет любого члена семьи, например: «Мама» (папа, сестра, брат, бабушка, дедушка). Ребенок, поймавший мяч, должен назвать маму ласково (мамочка, мамуля, мамулечка, матушка).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на корзиночку, которую принесла с собой бабушка Матрена: «Кому на ладошку бабушка Матрена поставит корзиночку, тот должен положить в нее добрые дела, которые делает дома вся семья».
Дети стоят в кругу. Воспитатель ходит по кругу, ставит на ладони ребенка корзиночку, а тот называет добрые дела всей семьи (готовить вкусную еду, ходить в магазин, ухаживать за больным дедушкой, мыть посуду, стирать белье, пылесосить, гулять с собакой, трудиться на даче и т. д.).
Воспитатель: Спасибо, ребята за полную корзиночку добрых дел. Воспитатель: благодарит бабушку Матрену, детей и делает вывод: «У всех вас есть мамы, папы, бабушки, дедушки, у кого-то есть брат, сестра. Это – семья. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья очень нужна каждому человеку. Семья может быть большая и маленькая. Главное – чтобы члены семьи любили друг друга, были внимательны и заботливы по отношению друг к другу».
В заключение бабушка Матрена приглашает свою большую семью и всех детей пить чай с пирогом.
Рефлексия
- Что такое семья?
- Какая бывает семья?
- Какая семья считается дружной?
- Что такое добрые дела?
- Что значит быть ласковым?
Литература
1. О. В. Дыбина. Ознакомление детей с предметным и социальным окружением. Средняя группа. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016.-96 с.
2. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование образовательной работы по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе веракса
планирование образовательной работы в средней группе по ознакомлению с предметным и социальным окружением веракса...
Календарный план воспитательно-образовательной работы в средней группе детского сада по теме недели "Семья. День Матери"
Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми в средней группе дошкольного образовательного учреждения по теме недели "Семья. День Матери"в соответсвии с ФГОС (последняя нед...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада на тему: Моя семья
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада на тему: Моя семьяЦель: Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье и нр...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе «Моя малая Родина – микрорайон Сортировочный».
Расширение знаний детей о своей малой родине - микрорайоне Сортировочный...
Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе.
Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе....
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе детского сада на тему: «Моя семья»
Задачи:1. Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.2. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.3. Упражнять детей в подборе ...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе «Петрушка идёт рисовать»
Программное содержание:-продолжать учить детей группировать предметы по назначению-знакомить детей с профессиями (художник, подчёркивая значимость труда-закреплять представления детей о пред...