Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Чудеса"
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа)

Агеева Елена Викторовна
Развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-opyty.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудеса»

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Образовательные задачи:

1. Закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, не имеет запаха, вкуса, чистая) .

2. Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.

3. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие задачи:

1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей.

2. Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.

2. Научить делать безопасные опыты.

Демонстрационный материал: тарелка, молоко, жидкость для мытья посуды, краски; бутылочки с водой, ватные палочки, пищевые красители; банка с водой,  пена для бритья, пипетка, краситель; стакан, растительное масло, вода, краситель, таблетка аспирина; макет вулкана, сода пищевая, гуашь сухая, лимонная кислота, жидкое мыло, вода.

    Ход занятия:

Приветствие. Дети входят на площадку и встают в круг.

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель: Сегодня всем нам предстоит не надолго стать учеными.

В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем.

- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию.  Прежде чем начать наши исследования, давайте познакомимся с правилами проведения опытов. 

1. Во время проведения опытов не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину.

3. Не толкать соседа во время работы.

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место.

. И так проходим в нашу лабораторию.

Стук в дверь. Входит волшебница.

Волшебница. Здравствуйте, ребята! Я волшебница из сказки «Золушка».

- Скажите, ребята, а вы любите чудеса, чудесные превращения? (да)

- Тогда я вам сегодня помогу их осуществить.

Чудо№1. "Заговор воды". (2мин)

А сейчас мы вместе покажем фокус, который называется "Заговор воды". (дети рассматривают открытые бутылки с водой)

Волшебница: Вот простая вода, какого она цвета?

Дети: Прозрачная, бесцветная.

Волшебница: А сейчас возьмите бутылочки в руки, закройте их крышками и скажите волшебные слова: "БЫЛА ВОДИЧКА ПРОСТОЙ, СТАНЬ ВОДИЧКА ЦВЕТНОЙ", после взмаха волшебной палочки, взболтайте воду в бутылочках.

После чего вода окрашивается в бутылках в разные цвета: синий, красный, желтый.

Каждого спросить, какого цвета вода?

Волшебница: Как вы думаете, почему вода окрасилась в разные цвета? Вы что-то добавили в воду, ведь баночки были закрыты? Кто догадался, что произошло?

Необходимо подвести к правильному ответу: вода смешалась с красками, которая была нанесена на внутреннюю сторону крышки. Открою секрет волшебства, я заранее покрасила крышку краской.

Чудо №2. "Цветовая симфония" (3 мин)

На столах у детей в тарелочках немного молока, жидкости для мытья посуды, ватные палочки.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, живые картины или рисунки бывают?

Дети: Нет

Воспитатель: Я вас научу, как можно нарисовать рисунок, а потом оживить его.

Пододвигаем к себе тарелки с молоком, из пробирок аккуратно выливаем разные краски в середину тарелки, не смешивая их. Посмотрите, как это сделала я. После этого ватной палочкой набираем немного жидкого мыла и опускаем в ёмкость с молоком и красками. Рисунок оживает. Какого цвета краски, на что похож твой узор?

Почему это произошло, как вы думаете?

 Выслушать предположения детей.

Необходимо подвести детей к понимаю того, что акриловые или пищевые краски растворяются в воде. Но, плохо растворяются в молоке, которое содержит много жира. Жир хорошо растворяется жидким мылом. Если смочить этим мылом ватную палочку и поместить в молоко, мы увидим процесс растворения жира. А вместе с ним краска тоже будет стремительно разбегаться в разные стороны.

Чудо №3. «Цветной дождь»

На столе банка с водой, пена для бритья, баночка с красителем, пипетка.

Воспитатель:  Ребята, а вы знаете откуда берется дождь?

Дети: Из тучи.

Воспитатель: Я вам сейчас покажу как образуется в туче дождь.

В банку с водой помещаем «облако» из пены. Капнем на него подкрашенную воду (краситель капает с «облака»)

Почему это произошло, как вы думаете?

Выслушать предположения детей.

 Этот опыт наглядно показывает, откуда берётся дождь. Маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздушном облаке и начнут падать на землю. 

Физминутка:

Вы наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем:

Раз, два, три, четыре, пять.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Чудо №4. «Цветные пузырьки»

На столе стакан, банка с водой, растительное масло, пищевой краситель, пипетка, таблетки растворимого аспирина.

Фея: А сейчас я цветную воду превращу в разноцветные пузырьки.

Стакан наполняем на  ¾ растительным маслом, добавляем до верха воды. Вода с маслом не смешивается. Капнем несколько капель красителя. А теперь добавим таблетку аспирина, и просто наблюдаем (Фея прикасается палочкой к стакану)

Под воздействием пузырьков капли масла с красителем поднимаются вверх.

Чудо №5. «Извержение вулкана»

На столе разнос, на котором сделан из песка «вулкан» (внутри которого находится бутылка), 2ст. ложки соды, 1 ст. ложку красной гуаши, 1 ст. ложку жидкого мыла; лимонная кислота, смешанная с водой.

Воспитатель: Кто догадался, что это такое?

Дети: гора, вулкан.

-Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красно-оранжевая дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, которая находится в ней, называется лавой.

- Кто знает, что происходит с вулканом, когда он начинает извергаться?

Дети: Лава выходит наружу, льется из вулкана и стекает вниз.

Фея: Насыпаем в «вулкан» 2 ложки соды, 1 ложку красной краски, 1 ложку жидкого мыла. Смешиваем лимонную кислоту с водой. А теперь внимание! (Фея прикасается к «вулкану» палочкой). Вливаем лимонную кислоту в «вулкан».

- Что произошло?

Под воздействием кислоты все из вулкана выбрасывается наружу.

Рефлексия.

Фея: Вам, ребята,  понравилось творить чудеса? Вы можете повторить такие чудеса дома и показать своим родным. Но помните, что такие чудеса можно делать только вместе со взрослыми. А мне пора возвращаться в сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе.

Развивать умение приобретать знания посредством практических опытов, делать выводы,  обобщение. Развивать любознательность, интерес, интеллект внимания, самостоятельность....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе № 5 в образовательной области познание (окружающий мир) Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Цели:- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;- развивать навыки самостоятел...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Каждый день дети видят на столе хорошо знакомый продукт. Предлагаю удивить детей, предложив им провести опыты с сахаром! Проведенные...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на прогулке « СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ ВОДЫ».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на прогулке                             ...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»заятие о том как появилась соль, как ее добывают, для чего она нужна. опыты с солью....