Макеты карты как средство познавательного развития детей.
проект по развитию речи (средняя группа)

Чуманова Наталья Сергеевна

Цель: Создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника. Формирование в играх – макетах символической функции сознания ребенка, развитие его познавательной и коммуникативной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makety_karty.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №337» г. Челябинск

Макеты карты как средство познавательного развития детей.

                

Подготовил:

воспитатель Чуманова Н.С.


Введение.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование.                                                                                              Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.   Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития». В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:                           ‒ Эмоциональная отзывчивость                                                                                            ‒ Любознательность                                                                                                             ‒ Активность                                                                                                                          ‒ Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.                      Классификация макетов. По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты. Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).                                                                               Макеты-карты, это плоскости (не менее50x60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост).                                                                                        

Требования к макетам: они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры. Этапы работы по созданию макета:                                                                                     ‒ Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей)                                                                                

 ‒ Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

‒ Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты. Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления. На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры. Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности. Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет. Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.

План работы с детьми в средней группе.

Тема: Макеты карты как средство познавательного развития детей.

Цель: Создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника. Формирование в играх – макетах символической функции сознания ребенка, развитие его познавательной и коммуникативной деятельности.

Задачи:

‒ Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).                                                                                    ‒ Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.                           ‒ Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).     ‒ Развитие монологической и связной речи.                                                                   ‒ Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.                                                                                                                                    ‒ Развитие общей и мелкой моторики рук.                                                                          ‒ Развитие коммуникативных навыков                                                                                         ‒ Активизация лексического словаря.                                                                              ‒ Формирование навыков сочинительства.                                                                           ‒ Формирование творческих способностей.                                                                      ‒ Воспитание доброжелательности.                                                                                ‒ Умения работать в коллективе.          

Дата

Тема

Цель

Сентябрь 2018

Подготовка и сбор материала для создания макета.

«Мой город».

Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д.);

Октябрь 2018

Изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. По теме:  «Мой город».

Формирование у детей представления о природных ландшафтах в процессе творческого конструирования из различных материалов .

Ноябрь 2018

Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.

Закрепление и обобщение знаний детей по данной теме.  

Декабрь 2018

«Подводный мир»

Подготовка и сбор материала для создания макета.

Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д.);

Январь 2018

Изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. По теме: «Подводный мир».

Формирование у детей представления о природных ландшафтах в процессе творческого конструирования из различных материалов .

Февраль 2018

Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.

Закрепление и обобщение знаний детей по данной теме.  

Март 2018

Подготовка и сбор материала для создания макета. «Ферма».

Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д.);

Апрель 2018

Изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. По теме: «Ферма».

Формирование у детей представления о природных ландшафтах в процессе творческого конструирования из различных материалов .

Май2018

Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.

Закрепление и обобщение знаний детей по данной теме.  

                                                                           

Консультации для педагогов: «Макеты – карты для развития дошкольников»

Макеты условно делятся на два типа:                                                               Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты. Макеты-карты, отображающие определённую территорию и направляющие ребёнка на развёртывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих её объектов.                                                В основе этой работы должно лежать тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Особенно интересно совместное изготовление макета-модели, который представляет собой небольшую плоскость с закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, деревья, горы и т.д.), дополнением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие события-действия, антураж (деревья). Кукольные дома нужно обеспечить необходимым «жизненно важным» набором, некоторые части которого закреплены, а другие части играющие дети расставляют по своему желанию. Макеты-карты — большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада).                       Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревья, домик, изгородь.                                                                                                              Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей. Для развития игры необходимо накапливать полифункциональный   материал разнообразный по содержанию. В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события, например, макеты «Зоопарк», «Парк динозавров», «Дом», «Наша улица», «Дорожное движение» и др.                                                                                                              Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия. Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игр, в темы рисунков.         Существуют приёмы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала).                                                                                                                  Следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он поднимает способность к сюжето сложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.

Консультации для родителей.

Совместное изготовление макета - карт, который представляет собой небольшую плоскость с закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, деревья, горы и т.д.), дополнением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие события-действия, антураж (деревья). Кукольные дома нужно обеспечить необходимым «жизненно важным» набором, некоторые части которого закреплены, а другие части играющие дети расставляют по своему желанию.                                                      Макеты-карты                                                                                                         Задачи: придумывать на макете-карте свою игру, используя готовые игровые предметы, предметы заместители, создавая свои дополнения.                  Приёмы: при совместных играх с детьми включать разные формы общения (диалог, коммуникативные игры, беседы) предварительно давать новые знания по теме игры.                                                                                            Основные рекомендации по созданию игровых макетов                             Макет «Зоопарк» – тематический комплекс с реалистическими игрушками, выполнен из картона и пластика.                                                                           В игру входят предметы, выполняющие следующие сюжетообразующие функции: предметы-фигурки персонажей (волк, лошадь, зебра, лев, носорог, ящерица, черепаха, обезьяна, страус, медведь и др.);                                          маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, деревья, строения и др.); предметы, связанные с событиями – транспорт (дополняется детьми по желанию).                                                                                                        Предварительная работа: чтение художественной литературы и энциклопедии о животных, беседы и просмотр видеофильмов о животных, рассматривание иллюстраций, рисование на заданную тему, посещение зоопарка с родителями.                                                                                          Макет «Планета динозавров» – макет-карта с изображением примерного доисторического пространства.                                                                                В игру входят:                                                                                               предметы-фигурки (различные виды динозавров);                                                   маркеры пространства (кусты, деревья, пальмы);                                            предметы, обозначающие события (бросовый материал для создания сюжета).                                                                                                            Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедии о доисторических временах, чтение интересных фактов из жизни динозавров, просмотр мультфильма «Ледниковый период эра динозавров», беседы о динозаврах и их сородичах.                                                   Макет «Улицы города» – выполнен на фанерной основе, дома оклеены бумагой, сделана разметка дорог, пешеходных переходов, озера, жилой зоны. В игру входят:                                                                                                       предметы-фигурки (люди);                                                                                       маркеры пространства (гараж, строения, деревья, дорожные знаки, светофор);

предметы, обозначающие события (модели автомобилей, бензовоз, пожарная машина, скорая помощь). Все предметы переставляются легко, меняется расположение маркеров.                                                                       Предварительная работа: экскурсии по улицам города, наблюдения за перекрёстком, беседы («Правила перехода перекрёстков», «Дорожные знаки», «Обязанности пешеходов и водителей»), настольные дидактические игры, рисование, конструирование.                                                                          Макет «Морские жители» – стеклянный аквариум с водорослями и морскими обитателями.                                                                                                               В игру входят:                                                                                                        предметы-фигурки (рыбки, осьминоги, морская звезда, черепаха, улитка и др.);                                                                                                                   маркеры пространства (водоросли пластмассовые);                                            предметы, обозначающие действия (удочки).

Приложение

Занятие.

Тема: «Мой город».

«Беседа с детьми о родном городе»

- ребята, мы с вами живем в большой стране. Как она называется? (Россия)

- в Росси много городов, деревень, сел. Какие города вы знаете?

- а как называется наш город? (Челябинск)

- а кто из вас был в деревне? (ответы детей)

- чем отличается город от деревни? (ответы детей)

- а чем отличается одни города от другого? (ответы детей)

- у каждого города свое лицо – это здания. Какие здания вы знаете?

- а зачем человеку нужны здания?  (ответы детей)

- Прежде всего, человеку нужны дома, где бы он мог жить .

- какие бывают жилые дома? (одноэтажные, многоэтажные, разного цвета, с разными окнами, и т.д.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть дома на макете, говоря о их различиях.

- в жилых домах все создано для удобства людей. В многоэтажных домах есть лифт, мусоропровод, электричество, телефон, и т.д..

- а кто все это сделал? (ответы детей)

- все это придумали люди сами. Одни придумали лифт, чтобы было легко подниматься на самый высокий этаж, другие этот лифт сделали на заводе. Люди затратили много труда, чтобы это все сделать, поэтому все это надо беречь, что нас окружает.

- человек еще где-то работает. Поэтому в городе есть здания, где он работает. - Как называются эти здания? (ответы детей)

- Правильно, это заводы, фабрики, банки, офисы, магазины.

Воспитатель предлагает рассмотреть еще раз здания на макете, и предположить, какие из них могут быть офисом или банком, магазином.

- взрослые идут на работу, а куда идут дети? (ответы детей)

Воспитатель предлагает найти на макете детский сад, школу.

- чем отличаются эти здания от жилых домов?  (большие окна, не очень много этажей, возле здания стадионы, спортивные площадки)

Воспитатель, подводя итог, говорит о том, что все эти здания разные и красивые. Вес эти здания строили люди давным – давно, и строят сейчас. Мастера стараются сделать здания красивыми, чтобы они украшали наш город.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Дома бывают разные»

Я буду указывать на дом на макете, а вы должны сказать какой это дом?

Например: дом, где много этажей – многоэтажный

- молодцы! Все дома назвали.

«Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные,

Далекие и близкие,

Панельные, кирпичные,

Вроде бы обычные,

Дошкольные, лечебные,

Торговые, учебные,

Театры и жилые,

Красивые такие!

Полезные, прекрасные-

Дома бывают разные»

 - А теперь давайте поселим в наш «город» жителей и будем с вами играть. (добавляем человечков, транспорт) распределяем роли и играем. В игре повторяем правила дорожного движения.

Список литературы:

1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.: Академический проект,- 2001.

2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д»,- 1997

3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.:ЛИНКА-ПРЕСС, — 2007.

4.Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. — 2010.

5. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин // Москва. — 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет для родителей "Детское экспериментирование-средство познавательного развития детей"

В ходе эксперимента ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности....

Макеты как средство познавательного развития детей дошкольного возраста.

Макеты как средство познавательного развития детей дошкольного возраста.Макет - это современное средство познания окружающего мира, содержащее в себе признаки и наглядности, и моделирования.Макет &nda...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста: "Пустыня и её обитатели"

Данная технологическая карта может быть использована для проведения игрового занятия познавательного цикла с детьми старшего возраста (5-6 лет), в ходе которого ребята побывают на виртуальной экскурси...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию детей 6-7 лет "Акулы - санитары моря"

Данное занятие было разработано в рамках подготовки к демо экзамену по стандартам Ворлдскиллс. В рамках занятия дети совершат виртуальную экскурсию, проведут работу с подвижной моделью  из констр...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию детей 6-7 лет на тему «История одного зернышка».

Направление: воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, культурным традициям....

Технологическая карта НОД по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста: "Кто такие звери?"

Данная технологическая карта может быть использована для проведения игрового занятия познавательного цикла с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет), в ходе которого ребята побывают в гостях у ...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды: прозрачность»

Технологическая карта занятия по познавательному развитию  детей старшего дошкольного возраста ...


 

Комментарии

Щербинина Ольга Владимировна

Очень понравилась интересная, познавательная консультации для педагогов: «Макеты – карты для развития дошкольников». Материал доступный, возьму в практическую работу.