Экологический проект «Лаборатория неживой природы».
проект по окружающему миру
Целью экологического проекта является формирование представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.
Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нём учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_laboratoriya_nezhivoy_prirody.docx | 38.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №337» г. Чедябинск
Экологический проект
Тема: «Лаборатория неживой природы»
Выполнила:
Чуманова Наталья Сергеевна
Введение.
«Самое лучшее открытие то,
которое ребёнок делает сам».
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.
К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Знания – не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое
условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической
готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Целью экологического проекта является формирование представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.
Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нём учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей.
В своей работе руководствуюсь основной общеобразовательной программой дошкольного образования « Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой,З.А. Михайловой ,дополнительной программой « Наш дом природа» Н.А Рыжовой, « Юный эколог» С.Н.Николаевой.
Паспорт проекта.
Название | «Лаборатория неживой природы» |
Руководитель проекта | Воспитатель МБДОУ ДС №337 г. Челябинска Чуманова Н. С |
Интеграция образовательных областей | Познание, основы безопасности жизни, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество (лепка) |
Возраст воспитанников | Дети 2 младшей группы 3 – 4 года |
Состав группы | Воспитанники 2младшейгруппы, воспитатель 2младшей группы. |
Тип проекта | Познавательный |
Вид проекта | Исследовательский |
Срок реализации проекта | Март - май |
Проблема | Как познакомиться с неживой природой? |
Цель проекта | Формировать представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы. |
Задачи проекта | 1.Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности; 2.Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности; 3.Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность; 4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы; 5. Активизировать речь и обогащать словарь детей; 6. Развивать эмоциональную отзывчивость; 7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями. |
Методы исследования | Диагностирование, опытно–экспериментальная деятельность детей. |
Этапы работы над проектом | 1 этап: Подготовительный 1.Диагностирование детей. 2. Определение цели и задач проекта. 3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду. 4. Разработка комплексно - тематического плана работы 5. Создание условий для организации работы в «Лаборатории неживой природы» 2 этап: Основной 1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) об объектах неживой природы. 2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы. 3 этап: Заключительный 1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. 2.Оформление фотостенда «Лаборатория неживой природы». |
Предполагаемые результаты | Дети научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. |
Материалы | Игровой материал и оборудование для опытно – экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом. |
Перспективное планирование совместной детско – взрослой деятельности
по проекту «Лаборатория неживой природы»
№ п/п | Исследуемый объект или явление | Название мероприятия (опыта, эксперимента) | Цель опыта | Материал, оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Воздух | 1. Что в пакете? | Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. | - Полиэтиленовые пакеты |
2. Игра с соломинкой | Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его | - Трубочки для коктейля; - стаканчики с водой. | ||
3. Игры с воздушными шарами. | Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его | - Два воздушных шарика (один слабо надутый – мягкий, другой сильно надутый – упругий) | ||
4.Выдувание мыльных пузырей | Научить выдувать мыльные пузыри; познакомить с тем, при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь | - Тарелка (поднос); -стеклянная воронка; - соломинки и раствор для мыльных пузырей. | ||
5. Ветер по морю гуляет | Обнаружить воздух | - Тазик с водой; - бумажные кораблики. | ||
2 | Температура (теплота) | 6. Тепло - холодно | Научить определять на ощупь температуру воды, предметов | - Пластиковые бутылки с холодной и тёплой водой |
7. Чудесный мешочек | Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твёрдых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее) | - Мелкие предметы из дерева, металла, пластмассы(кубики, шарики и др.) | ||
3. | Глина | 8. Узнаем, какая глина | Знакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся | -Куски глины; -ведёрко; -вода. |
9. Глиняные шарики | Учить определять качества глины: мягкая, пластичная | -Глиняные предметы, сделанные воспитателем; -глина; -миска с водой; - подставки; - салфеточки. |
Непосредственная образовательная деятельность по проекту
«Лаборатория неживой природы»
1. Что в пакете?
ИОО: «Познание», «Коммуникация» .
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.
Материалы: полиэтиленовые пакеты.
Содержание организованной деятельности детей
Хрюша приносит в группу полиэтиленовые пакеты.
Хрюша. Ребята, что в этих пакетах?
Дети вместе с воспитателем рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакет воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим.
Воспитатель . А что у меня в пакете? Потрогайте, какой он стал упругий.
Хрюша. Что же там? Откройте, мы посмотрим.
Воспитатель открывает пакет, в нём нет ничего, обращает внимание детей, что теперь пакет перестал быть упругим.
Хрюша. Так что же было в пакете?
Воспитатель. В пакете был воздух, он прозрачный (невидимый, лёгкий). Поэтому нам казалось, что пакет пустой.
Рефлексия. Дети сами набирают воздух в пакеты.
2. Игра с соломинкой.
ИОО: «Познание», «Коммуникация ,«Основы безопасности жизни», «Социализация».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель: Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.
Материалы: трубочки для коктейля; стаканчики с водой.
Содержание организованной деятельности детей
Хрюша . Ребята, я так скучал без вас, я принёс вам подарки.
Раздаёт всем детям трубочки для коктейля.
Хрюша. Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок? (Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули).
Воспитатель. Воздух нам нужен для дыхания. Он попадает внутрь человека через нос или рот, и при выдохе его можно не только почувствовать (как вы почувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть.
Хрюша. А я не верю!
Воспитатель. Мы с ребятами тебе это докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть (наливает детям воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда исчезают?
Дети: Из трубочки.
Хрюша. Пузырьки вышли из трубочки, а так как воздух лёгкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребятки, а какой воздух нужен нам для дыхания?
Дети: Чистый и прозрачный.
3. Игры с воздушными шариками.
ИОО: «Познание», «Коммуникация» ,«Социализация».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цель: Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.
Материалы: два воздушных шарика (один слабо надутый – мягкий, другой сильно надутый – упругий).
Содержание организованной деятельности детей
Приходит Хрюша и приносит два шарика: один надут полностью, а другой – наполовину.
Хрюша. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие шарики я вам принёс! Хотите поиграть?
Дети играют с тем и другим шариком и выясняют, с каким шариком играть удобнее и почему (с тем, который надут больше, так как легко отбивается, «летает», плавно опускается вниз и пр.)
Дети обсуждают вместе с воспитателем причину различия в свойствах шариков: один упругий, потому что сильно надут, другой – мягкий.
Хрюша. Мне так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, оба были упругими, только что для этого сделать – я не знаю.
Воспитатель. Ребята, поможем Хрюше? Что мы можем сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже хорошо было играть?
Дети. Побольше надуть.
Воспитатель. Что находится внутри шарика?
Дети. Воздух.
Воспитатель. Как он попал в шарик?
Дети. Его туда выдыхают.
Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух.
Воспитатель. Посмотри, Хрюша, как ребятки умеют вдыхать и выдыхать воздух.
На выдыхе предлагает подставить ладошку под струю воздуха. Откуда берётся воздух внутри человека?
Дети. Его вдыхают.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Воспитатель организует игры со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит через пузырьки воздух.
Рефлексия. Дети играют с воздушными шариками.
4. Выдувание мыльных пузырей.
ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель: Научить выдувать мыльные пузыри; познакомить с тем, при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Материалы: тарелка (поднос); стеклянная воронка; соломинки и раствор для мыльных пузырей.
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель (обращает внимание детей на поднос) Какой большой поднос! На него можно много яблок положить, помидоров, можно поставить бокалы с соком. А что бы вы положили на него?
Ответы детей.
Воспитатель. Я сегодня налью на этот поднос воду, только не простую, а мыльную. А на середину прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу. Теперь накрою её прозрачной воронкой. Пуговка спряталась под воронкой как под прозрачным колпаком. А я сейчас сделаю для нашей пуговки ещё один колпачок: возьму соломинку, опущу в воронку и подую в соломинку вот так.
Над воронкой надувается мыльный пузырь ( над пуговицей)
Воспитатель. Вот получился ещё один колпачок – мыльный пузырь, внутри него находится воздух. А как он туда попал? (Ответы детей) Правильно, я его выдохнула его из себя. Хотите сами попробовать надуть мыльные пузыри?
Подарили мне игрушку
Не машинку, не хлопушку.
Просто тюбик. А внутри
Притаились пузыри.
Я лопаточку с «окошком»
Окуну в раствор немножко.
Дуну раз, и два, и три,
Разлетятся пузыри.
Пузыри легко взлетают,
Цветом радуги сверкают.
-Мама, мама, посмотри
Как сияют пузыри!»
Я поймать рукой старался,
Осторожно подбирался.
Лишь коснутся о ладонь-
Хлоп! И нету! Мол, не тронь!
Я ловил, они летели
И садиться не хотели
Целый день я так провёл.
Весь раствор уже извёл.
Я ещё бы поиграл,
Жаль, что тюбик очень мал.
Рефлексия. Педагог показывает, как можно надуть мыльный пузырь (используется игрушка «Мыльные пузыри). Дети сами выдувают мыльные пузыри, играют с ними. Воспитатель обращает внимание детей на то, что одни пузыри большие – значит, в них больше воздуха вдохнули, другие меньше размером – это потому что в них мало воздуха.
5. Ветер по морю гуляет.
ИОО: «Познание», «Коммуникация» , «Социализация».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель: Обнаружить воздух.
Материалы: тазик с водой; бумажные кораблики.
Содержание организованной деятельности детей
Хрюша. Здравствуйте, ребята! А я ездил в гости к моим родственникам, они живут на другом берегу реки. Погода была безветренная, и я никак не мог переправиться. Но сегодня утром подул ветерок – и вот я здесь!
Воспитатель. Постой, Хрюша, а при чём здесь ветер?
Хрюша. Ну как же, ведь это он подталкивал мой кораблик.
Воспитатель и дети (удивлённо). Как, чем подталкивал?
Хрюша. Пойдёмте к вашему «морю» (тазику с водой), я вам всё покажу и объясню, только возьмите вот эти бумажные кораблики.
Дети берут кораблики и подходят к тазику с водой.
Хрюша. Поставьте свои кораблики на воду, а теперь подуйте на них. Вот видите, они поплыли. Ребята, вы догадались, откуда взялся ветер?
Дети. Мы выдохнули воздух.
Воспитатель. Правильно, это воздух, который мы выдохнули. Если набрать воздуха побольше и сильно его выдохнуть, то кораблик поплывёт быстрее.
Кусок пенопласта и тонкая ветка,
Цветная бумажка – обёртка конфетки…
И вот уже шквальные ветры здесь дуют,
Кораблик отважный с пучиной воюет!
Рефлексия. Дети самостоятельно запускают свои кораблики.
6. Горячо – холодно.
ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель: Научить определять на ощупь температуру воды, предметов.
Материалы: пластиковые бутылки с холодной и тёплой водой, тазик.
Содержание организованной деятельности детей
В гости к детям приходит чумазая кукла Настя.
Настя. Девочки, возьмите меня на ручки, покачайте, спойте песенку.
Воспитатель. Настенька, посмотри на себя: ручки грязные, ножки тоже. Лицо чумазое. Сначала тебя надо умыть.
Ребята, какой водой умываться лучше: тёплой или холодной?
Дети. Тёплой.
Воспитатель. Правильно, тёплой.
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается,
Никак не называется.
Вот две бутылочки с водой, в одной тёплая вода, а в другой – холодная.
Дети определяют на ощупь, где тёплая вода, а где – холодная, наливают в тазик тёплую воду и моют куклу Настю.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба!
Вода к низу,
А дитя к верху!
Девочки вытирают куклу и укладывают её спать.
Рефлексия. Дети самостоятельно моют игрушки в тёплой воде.
7. Чудесный мешочек.
ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель: Продолжать учить определять температуру твёрдых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее).
Материалы: мелкие предметы из дерева, металла (кубики, шарики и др.) Содержание организованной деятельности детей
Хрюша приносит в коробке предметы: деревянные кубики и шарики, металлические палочки и колечки. Дети рассматривают их, называют, определяют из чего они сделаны. Затем складывают предметы в чудесный мешочек.
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек». Вы будете доставать из мешочка по одному предмету, говорить, какой он: холодный или тёплый.
Дети достают из мешочка предметы и складывают холодные и тёплые предметы отдельно. Холодные предметы из металла, а тёплые – из дерева.
Вывод: Металлические предметы – холодные, а деревянные – тёплые.
Рефлексия. Дети самостоятельно играют в игру « Чудесный мешочек».
8. Узнаем, какая глина.
ИОО: «Познание», «Коммуникация».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цель: Знакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся.
Материалы: куски глины; ведёрко; вода.
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель. Ребята. Посмотрите, что у меня в руках. (показывает комок глины)
Дети. Камень.
Воспитатель роняет комок на пол. Что с ним стало?
Дети. Он разбился.
Воспитатель. Значит, это не камень. А если опустить кусочек в ведро с водой?
Дети собирают кусочки глины и опускают их в ведро с водой. Постепенно глина размокает.
Рефлексия.
Воспитатель. Куда делись комочки? Они размокли. Потому что это не камень, а комок глины. Давайте закроем ведро крышкой и оставим его так до завтра. А завтра с Хрюшей мы расскажем вам про глину.
9. Глиняные шарики.
ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка), «Социализация».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая.
Цель: Учить определять качества глины: мягкая, пластичная.
Материалы: глиняные предметы, сделанные воспитателем; глина; миска с водой; подставки; салфеточки.
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель. Показывает поделки из глины: уточка, чашечка, мячик, палочки.
Хрюша. Ой, что это ребята? (Рассматривают) Интересно, из чего они сделаны?
Воспитатель. Всё это сделано из глины. А вы хотите сделать такие палочки и шарики? Вот так (показывает)
Дети берут глину из ведёрка, стараются скатать шарики, палочки.
Воспитатель. Какие замечательные поделки можно сделать из глины!
Хрюша. А всё потому, что глина мягкая, пластичная.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)
Воспитатель. А ещё она хрупкая. («Нечаянно» роняет свою глиняную палочку). Кусочек глины разбился, его надо положить в воду, он размокнет, и из него можно будет снова слепить поделку.
Рефлексия. Дети играют своими
Заключение.
Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.
Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.
Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей.
Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствовала воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.
Литература.
1.Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;
2.Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001;
3. Иванова А.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;
4. Маневцева Л.М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003;
5. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» - Волгоград: учитель 2011;
6.Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика – Синтез, 2006;
7.Потапова Т.В. «Детский сад – эталон экологической культуры» - Москва: ЦС ВООП, 2000;
8. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация экологического проэкта " Лаборатория неживой природы"
опыты и эксперименты с водой, воздухом и весом....
Экологический проект "Лаборатория неживой природы"
В проекте описывается познавательная, исследовательская деятельность детей средней группы детского сада....
Экологический проект «Лаборатория неживой природы»
В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста очень актуально, так как охрана природы и окружающей среды в эпоху научно- технического прогресса стоит особенно остро.Главн...
Презентация экологического проекта «Лаборатория неживой природы»
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся жив...
Экологический проект "Лаборатория неживой природы""
Проект с планом в ясельной группе...
Экологический проект "Лаборатория неживой природы"
Целью экологического проекта является формирование представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы. Проект вы...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Активизация родителей в
Активизация родителей в проекте сближает семью. Спасибо вам.
Спасибо за познавательный,
Спасибо за познавательный, игровой экологический проект. Воспитывать бережное отношение к природе очень важная задача.