Экологический проект "Лаборатория неживой природы"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
В проекте описывается познавательная, исследовательская деятельность детей средней группы детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
" Лаборатория неживой природы".
Паспорт проекта:
Название проекта: "Лаборатория неживой природы".
Тема проекта: "Неживая природа- как цель исследования"
Автор проекта: Семенченко О.В.
Участники: дети второй младшей группы "Радуга", родители, воспитатели.
Вид проекта: информационно-исследовательский.
Срок реализации: краткосрочный, июль.
Характеристика проекта:
Актуальность проблемы:
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.
Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир). Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Наш
дом - природа», «Детское экспериментирование», «Ребенок в мире поиска»).
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом. Поэтому мы считаем, что в детском саду необходимо больше внимания уделять как систематизации знаний о природном окружении, так и повышению экологической грамотности детей младшего дошкольного возраста.
Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе, необходимо с раннего возраста целенаправленно развивать в детях наблюдательность, ответственность за состояние окружающей среды и природы в целом. Непосредственное общение с природой, проведение экспериментов, опытов дают ребенку более яркие впечатления, чем книги, картинки и рассказы взрослых. Экспериментальная деятельность вызывает интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность, любознательность ребёнка, ведь уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.
В группе «Радуга» ведется планомерная работа по экспериментированию. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Оно включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Цель: Развивать самостоятельную познавательную активность через исследовательскую деятельность.
Задачи:
1.Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности; 2.Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности;
3.Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы;
5. Активизировать речь и обогащать словарь детей;
6. Развивать эмоциональную отзывчивость;
7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Предполагаемый результат:
•вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
•обогатить представление малышей об объектах неживой природы;
•обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Содержание проекта:
1-й этап | 2-й этап | 3-й этап |
Подготовительный | Основной | Заключительный |
1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме (ФГОС, СанПИНы, законы, приказы и т.д.). 2. Изучение передового педагогического опыта по проблеме. 3. Изменение развивающей среды по проблеме. Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
| Воздух 1-ая неделя июля 1) "Что в пакете?" 2) Игра "Футбол" 3) "Игра с соломинкой" 4) Творческая мастерская: «Волшебные воздушные пузырьки» (рисование мыльными пузырями). Цель: Закреплять представления о воздухе. Познакомить с техникой рисования мыльными пузырями. Учить дуть в соломинки до появления пенной шапки, прикладывать к ней лист бумаги, получать разноцветные отпечатки, дорисовывать детали. Развивать воображение, художественно-творческие способности. Оборудование: Стаканы с мыльной цветной водой, соломинки, листы бумаги, краски и кисти для дорисовывания деталей. Вода 2-ая неделя июля 1) "Узнаем, какая вода" 4) Творческая мастерская: «Поэзия воды» (рисование по сырому слою). Цель: Познакомить с техникой рисования по сырому слою, развивать воображение, художественно-творческие способности детей. Закреплять представления о некоторых свойствах и качествах воды. Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, ватные диски. Песок 3-ья неделя июля 1) "Чудесные фигурки" Цель: Познакомить со свойствами сухого и влажного песка. Материалы: две ёмкости с сухим и влажным песком, формочки, ведёрки. 2) Опыт «Песчаный конус». Цель: Дать представление о том, что песок – сыпучее вещество и состоит из мельчайших камушков, движение песка похоже на течение. Оборудование: Пластиковые бутылочки, поднос, сухой песок, воронки; песочные часы. Камни 3) Опыт «Сравнение свойств камней». Цель: Познакомить детей с углём, мрамором, мелом; сравнить их свойства; рассказать об использовании их человеком. Оборудование: Кусочки угля, мрамора, мела, деревянные палочки, миски с водой, листы бумаги. 4) Творческая мастерская «Волшебное превращение камней». Цель: Познакомить с техникой рисования на камнях; развивать воображение, художественно-творческие способности. Оборудование: Камни разных форм, краски, кисти. Глина 4-ая неделя июля 1) Наблюдение «Где найти глину?». Цель: Дать представления о качествах глины, местах её нахождения. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову. 2) Опыт «Узнаем, какая глина». Цель: Познакомить детей со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся. Оборудование: Кусочки глины, миски с водой, поднос. 3) Чтение: «Глиняная сказка», «Глиняный парень». Цель: Расширять представления о свойствах глины. Учить воспринимать и осознавать образное содержание сказки, понимать и оценивать характеры героев. 4) Творческая мастерская: лепка из глины по замыслу. Цель: Закрепить представление о том, что из глины можно слепить разнообразные фигурки, как из пластилина, при высыхании фигурки остаются крепкими. Развивать художественно-творческие способности детей, воображение. | 1. Анализ созданной системы. 2. Создание презентации по итогам реализации проекта. |
1 неделя | 1 месяц | 1 неделя |
Список литературы.
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: 2003.
3. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей. Программа для детского сада и не только. – СПб.: 2010.
4. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни» — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.
5. Саморукова П.Г. -2-е издание /Как знакомить дошкольников с природой/, Москва, 1983г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа об овощах, об экологических связях между живой и неживой природой
Закрепление представлений у детей о взаимосвязи живой и неживой природы...
Беседа об овощах, об экологических связях между живой и неживой природой
Закрепление представлений у детей о взаимосвязи живой и неживой природы...
презентация экологического проэкта " Лаборатория неживой природы"
опыты и эксперименты с водой, воздухом и весом....
Экологический проект «Живая и неживая природа весной»
Экологический проект «Живая и неживая природа весной»дает представление о весенних изменениях в природе. Развитие мышления, воображения, связной речи....
Формирование экологических представлений как основы системы экологических знаний дошкольников о живой и неживой природе
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие эко...
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»
Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...