Экологический проект «Лаборатория неживой природы»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста очень актуально, так как охрана природы и окружающей среды в эпоху научно- технического прогресса стоит особенно остро.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.
К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laborotoriya_nezhivoy_prirody.docx | 49.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
«Лаборатория
неживой природы»
Подготовил:
воспитатель 1 кв. категории
Щукина Светлана Геннадьевна
2016
Содержание
1.Введение………………………………………………………………………..3
2.Паспорт проекта. Этапы работы ………………………………………..……5
3.Перспективный план работы …………………………………………………6
4.Заключение……………………………………………………………………..8
5. Список используемой литературы…………………………………………...9
6.Приложение…………………………………………………………………..10
Введение
В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста очень актуально, так как охрана природы и окружающей среды в эпоху научно- технического прогресса стоит особенно остро.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.
К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Знания – не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Цель проекта: формирование представлений у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.
Задачи проекта:
1.Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности
2.Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности
3.Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность
4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы
5. Активизировать речь и обогащать словарь детей
Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нём учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей.
В своей работе руководствуюсь парциальной Программой «Юный эколог» С.Н.Николаевой – М. 1995г.
Паспорт проекта
Тип проекта: краткосрочный, познавательно – исследовательский.
Срок реализации проекта: октябрь – декабрь 2016 года
Проблема: как познакомить детей с неживой природой.
Методы исследования: опытно–экспериментальная деятельность детей.
Материалы: игровой материал и оборудование для опытно – экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом, светом.
Предполагаемые результаты: дети научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы.
Итог работы над проектом:
1. Оформление проектной папки.
2. Презентация проекта.
Этапы работы
Этапы | Работа |
1 этап – подготовительный | Определение цели и задач проекта Разработка перспективного плана работы с детьми Создание условий для организации работы в «Лаборатории неживой природы» |
2 этап – основной | Реализация цикла познавательных занятий (элементарные научные сведения) об объектах неживой природы. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы. |
3 этап – заключительный | Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление презентации «Лаборатория неживой природы». |
Перспективный план работы
Тема | Цель | Материал, оборудование |
Октябрь Тема: «Вода. Воздух. Вес» | ||
1. Вода - волшебница | Формировать представления о свойствах воды (имеет ли вес, цвет, льётся имеет ли запах, растворяются ли в воде некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус) | - три одинаковые бутылочки с водой; - гуашевая краска; - пакетик растворимого кофе; - 10 кусочков сахара рафинада; - одинаковые стаканчики по количеству детей |
2. Игры с воздушными шарами. | Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. | - трубочки для коктейля; - стаканчики с водой; |
3. Лёгкий - тяжёлый | Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов. | - пёрышко и камень; - пластиковые бутылки с водой, песком. |
4.Плавает - тонет | Показать, что лёгкие предметы плавают, тяжёлые - тонут | - кусочек пенопласта; - деревянный брусок; - ножницы |
Ноябрь Тема: «Температура. Свет» | ||
1. Тепло - холодно | Научить определять на ощупь температуру воды, предметов | - пластиковые бутылки с холодной и тёплой водой |
2. Чудесный мешочек | Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твёрдых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее) | - предметы из дерева, металла, пластмассы (кубики, шарики и др.) |
3. Что в коробке? | Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик) | - коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; - фонарик. |
Декабрь Тема: «Песок. Глина» | ||
1. Песочные струйки | Знакомить со свойствами сухого песка - сыплется | - пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки. |
2. Чудесные фигурки | Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок лепится | - песок, вода; - совочки, ведёрки, формочки. |
3. Узнаем, какая глина | Знакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся | - куски глины; - ведёрко; - вода. |
4. Глиняные шарики | Учить определять качества глины: мягкая, пластичная | - глина; - миска с водой; - подставки; - салфеточки. |
Заключение
Анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.
Дети научились экспериментальной деятельности с объектами неживой природы, научились делать выводы.
В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например не затушенным костром, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.
Очень хочется верить, что очень многое зависит от каждого из нас. Детей с первых же шагов нужно учить любить и беречь природу. Только тогда они будут чувствовать свое единство с ней, свою ответственность за нее.
Список используемой литературы
1. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]: методическое пособие/ А. И. Иванова. – Москва, 2003.
2. Лаптева, Г.В. Развивающие прогулки для детей[Текст]: программа для детского сада и не только/Г. В. Лаптева. – Санкт – Петербург, 2010.
3. Николаева, С. Юный эколог[Текст]: программа экологического воспитания в детском саду/ С. Николаева. – Москва, 2002.
4. Зенина, Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников[Текст] // дошкольное воспитание. 2000. № 7. С.58–63.
5. Рыжова, Н.А. Что у нас под ногами[Текст]: блок занятий «Песок. Глина. Камни»/ Н. А. Рыжова. — Москва, «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.
Интернет-ресурсы
- http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/prezentaciya-ekologicheskiy-proekt-laboratoriya-nezhivoy-prirody-2
- http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/proekt-ya-sam
- http://www.docme.ru/doc/123082/programma-shag-v-prirodu
- http://detsadmickeymouse.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/znakomstvo_s_okruzhajushhimi/rybe_carstvo_zanjatie_v_starshej_gruppe_detskogo_sada/9-1-0-2550
Приложение
Непосредственно – образовательная деятельность
Октябрь. Тема: «Вода. Воздух. Вес»
- «Вода – волшебница»
Цель: формировать представления о свойствах воды(имеет ли вес, цвет, льётся, имеет ли запах, растворяются ли в воде некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус).
Материалы: три одинаковые бутылочки с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе; 10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей.
Ход занятия
Приходит Хрюша.
Хрюша. Ребята, я решил сегодня заглянуть к вам. Что у вас сегодня интересного? Так (показывая детям), три одинаковых бутылки. С чем они?
Дети. С водой.
Хрюша. Конечно, это вода. Какая вода? Чистая и прозрачная.
Хрюша. Вот она – чистая и прозрачная вода! (Оставляет на столике одну бутылку) А хотите, научу делать фокус? Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льётся вода, потому что она жидкая. Какая в нём вода? Прозрачная. А сейчас я добавлю в воду красную краску. Раз, два, три! Водичка стала красного цвета. Давайте, проверим, прозрачная она или нет (опускает ложечку в стакан). Ложечки не видно, значит, вода непрозрачная.
Воспитатель. Вот какая вода – волшебница, взяла и растворила густую краску. Можно ли пить цветную воду? Нельзя, можно заболеть.
Хрюша. А зачем нам нужна третья бутылка?
Воспитатель. Я хочу показать вам ещё один фокус, как вода может менять свой вкус и цвет. Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью воду в стаканчик (наливает). Какая вода в стаканчиках? (Прозрачная). Попробуйте по одному глоточку. Какая вода на вкус? (У воды нет вкуса) Понюхайте, чем пахнет вода? Ничем?
Я воду в стакан из- под крана налил.
На свет посмотрел - она очень прозрачна
Понюхал ее и немного отпил.
Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.
А сейчас я вам каждому в стаканчик положу немного кофе. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? (Вода пахнет кофе) А какого цвета стала вода? (вода стала коричневой). Вода поменяла цвет, растворила кофе.
А теперь попробуйте, какая вода стала на вкус? (Горькая) Ребята, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой? (Положить сахар).
Возьмём сахар.(Воспитатель предлагает каждому ребёнку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой.) Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится всё меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте. Какого вкуса стала вода? Сладкого.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребятки, что нового вы узнали о воде?
Дети: В воде растворяется краска, сахар, кофе.
Воспитатель: Значит, вода может поменять и запах, и цвет, и вкус. Волшебница да и только!
- «Игры с воздушными шарами»
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить
внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.
Материалы: трубочки для коктейля; стаканчики с водой.
Ход занятия
Хрюша. Ребята, я так скучал без вас, я принёс вам подарки.
Раздаёт всем детям трубочки для коктейля.
Хрюша. Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок? (Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули).
Воспитатель. Воздух нам нужен для дыхания. Он попадает внутрь человека через нос или рот, и при выдохе его можно не только почувствовать (как вы почувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть.
Хрюша. А я не верю!
Воспитатель. Мы с ребятами тебе это докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть (наливает детям воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда исчезают?
Дети: Из трубочки.
Хрюша. Пузырьки вышли из трубочки, а так как воздух лёгкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх.
Рефлексия. Дети играют с воздушными шариками.
Воспитатель: Ребятки, а какой воздух нужен нам для дыхания? Чистый и прозрачный.
- «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов.
Материалы: ведерки с перышками и камушками; пластиковые бутылки с водой, песком.
Ход занятия
В гости к детям приходят Хрюша и медвежонок Винни-Пух.
Хрюша. Здравствуйте, ребята! Сегодня я к вам пришёл вместе с Винни. Ему так хочется поиграть с вами. Можно взять эти игрушки?
Воспитатель. Пожалуйста, выбирайте! (Предлагает пластиковые бутылочки с водой разного размера).
Хрюша берёт маленькую бутылочку, а Винни – большую.
Воспитатель. Ребята, Давайте, определим, одинаковые ли бутылочки. Нет. У Хрюши – маленькая и лёгкая. А у Винни – большая и тяжёлая.
Воспитатель. Хрюша и Винни, возьмите вот эти бутылочки. (Одна с песком, а другая набита ватой).
Дети определяют вес бутылочек, с песком – тяжёлая, а с ватой – лёгкая.
Воспитатель. Ребята, смотрите какие у меня ведерки, в одном лежат камешки, а в другом – перышки.
Дети определяют, что ведёрко с камешками тяжёлое. А с пёрышками – лёгкое.
- «Плавает - тонет»
Цель: показать, что лёгкие предметы плавают, тяжёлые - тонут
Материалы: кусочек пенопласта; гвоздь; деревянный брусок; металлическая и пластмассовая тарелочки.
Ход занятия
Хрюша. Ребята, я очень люблю играть в морской бой. Вместо корабликов я взял разные предметы: пенопласт, гвоздь, палочки, тарелочки. И некоторые из этих «корабликов» сразу утонули. Почему? Никак не могу понять.
Воспитатель. Сейчас мы с ребятами тебе поможем. Ребята, почему утонул кораблик – гвоздик? Гвоздь тяжёлый.
Воспитатель. А кораблик – тарелочка из металла? Она тоже тяжёлая.
Воспитатель. Почему плавает кораблик – палочка? Кораблик – пластмассовая тарелочка?
Дети. Они лёгкие, вот и плавают.
Хрюша. Теперь я понял. Значит, если я возьму вот этот кусочек пенопласта, то он будет плавать. Да, потому что он лёгкий.
Рефлексия. Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, проговаривают: тонет – плавает.
Ноябрь
Тема: «Температура. Свет»
- «Тепло - холодно»
Цель: научить определять на ощупь температуру воды, предметов.
Материалы: пластиковые бутылки с холодной и тёплой водой, тазик.
Ход занятия
В гости к детям приходит чумазая кукла Настя.
Настя. Девочки, возьмите меня на ручки, покачайте, спойте песенку.
Воспитатель. Настенька, посмотри на себя: ручки грязные, ножки тоже. Лицо чумазое. Сначала тебя надо умыть.
Ребята, какой водой умываться лучше: тёплой или холодной?
Дети. Тёплой.
Воспитатель. Правильно, тёплой.
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается,
Никак не называется.
Вот две бутылочки с водой, в одной тёплая вода, а в другой – холодная.
Дети определяют на ощупь, где тёплая вода, а где – холодная.
Воспитатель наливает в тазик тёплую воду и моет куклу Настю.
Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Вода текучая, Дитя растучее. С гуся вода,
С тебя худоба!
Вода к низу,
А дитя к верху!
Девочки вытирают куклу и укладывают её спать.
Рефлексия. Дети самостоятельно моют игрушки в тёплой воде.
- «Чудесный мешочек»
Цель: учить определять температуру жидких веществ и твёрдых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее)научить определять на ощупь температуру воды, предметов.
Материалы: мелкие предметы из дерева, металла (кубики, шарики и др.)
Ход занятия
Хрюша приносит в коробке предметы: деревянные кубики и шарики, металлические палочки и колечки. Дети рассматривают их, называют, определяют из чего они сделаны. Затем складывают предметы в чудесный мешочек.
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек». Вы будете доставать из мешочка по одному предмету, говорить, какой он: холодный или тёплый.
Дети достают из мешочка предметы и складывают холодные и тёплые предметы отдельно. Холодные предметы из металла, а тёплые – из дерева.
Вывод: Металлические предметы – холодные, а деревянные – тёплые.
Рефлексия. Дети самостоятельно играют в игру « Чудесный мешочек».
- «Что в коробке?»
Цель: познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик)
Материалы: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям коробку.
Странно. Что это такое? (Рассматривает вместе с детьми). Может быть, в коробке что – нибудь лежит? ( встряхивает её, раздается стук). Хотите узнать, что там внутри?
Дети обнаруживают в коробке прорезь. Заглядывают в неё по очереди.
Воспитатель. Что там лежит? Ничего не видно? Темно?
Это потому что там нет света. А если мы откроем прорезь посильнее, то в коробку попадёт свет, и всё сразу станет видно. Попробуем?
Дети соглашаются. Опыт проводится до конца.
Воспитатель. В коробке стало светло – туда попал свет.
Очень ярко светит солнце,
Греет ласково и нежно. Рано утром мне в оконце
Заглянуло важно. Солнца луч скользнул в окошко.
Я зажму его в ладошке. Аккуратно, чуть дыша,
Спрячу в ларчик малыша. И тихонько шаг за шагом
Маме отнесу бродягу.
А если в доме темно, что надо сделать? (Включить свет). Давайте включим фонарик (включают). В коробке стало светло. Да, без света было бы темно, страшно, ничего не видно. Хорошо, что он есть!
Рефлексия. Дети играют с фонариком.
Если свет погаснет вдруг, у меня есть верный друг. Мне с фонариком не страшно, я иду вперёд отважно.
Декабрь
Тема: «Песок. Глина»
- «Песочные струйки»
Цель: познакомить со свойствами сухого песка - сыплется значением света, источниками света (солнце, фонарик)
Материалы: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы очень любите играть с песком.
Хрюша. И я тоже люблю! Я даже интересную игру придумал, называется «Песочные струйки». Хотите, научу?
Надо взять бутылочку с отверстием в крышке, насыпать через воронку песок (показывает). Видите, как песок сыплется через воронку, как вода струйкой течёт. Сухой песок – сыпучий. Теперь, когда моя бутылка наполнилась песком, я закрою её крышкой, в которой есть отверстие, переверну бутылочку. Ой, песочек высыпается струйкой. Им можно рисовать, например, солнышко, домик (показывает). А теперь вы попробуйте.
Рефлексия. Дети экспериментируют с сухим песком.
- «Чудесные фигурки»
Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок лепится.
Материалы: песок, вода; совочки, ведёрки, формочки.
Ход занятия
Приходит грустный Хрюша.
Воспитатель. Хрюша, ты почему такой грустный?
Хрюша. Никто меня не обижал. Просто я хотел сделать для ребят сюрприз – забавные песочные фигурки, но ничего не получилось, песок весь рассыпается. Почему это происходит, ребята? Из сухого песка фигурки не лепятся, а только из мокрого.
Да, Хрюша, из сухого песка фигурки не сделаешь. Дети, как помочь Хрюше? Что нужно сделать, чтобы песок стал мокрым?
Дети. Налить воды в песок.
Дети смачивают водой песок, зачем делают песочные пирожки, используя формочки.
Мы в песочнице вдвоём
Пирожки с тобой печем,
Шаньги лепим, куличи,
И румяны калачи,
Угостим своих друзей,
И прохожих и гостей...
Хрюша. Почему же мокрый песок не сыплется?
Воспитатель. Это происходит потому. Что вода склеила между собой частички песка. А у сухого песка все частички – отдельно друг от друга.
Рефлексия. Дети делают пирожки из мокрого песка с помощью формочек.
- «Узнаем, какая глина»
Цель: познакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся.
Материалы: куски глины; ведёрко; вода.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята. Посмотрите, что у меня в руках. (показывает комок глины)
Дети. Камень.
Воспитатель роняет комок на пол. Что с ним стало?
Дети. Он разбился.
Воспитатель. Значит, это не камень. А если опустить кусочек в ведро с водой?
Дети собирают кусочки глины и опускают их в ведро с водой. Постепенно глина размокает.
Рефлексия.
Воспитатель. Куда делись комочки? Они размокли. Потому что это не камень, а комок глины. Давайте закроем ведро крышкой и оставим его так до завтра. А завтра с Хрюшей мы расскажем вам про глину.
- «Глиняные шарики»
Цель: научить определять качества глины: мягкая, пластичная.
Материалы: глиняные предметы, сделанные воспитателем; глина; миска с водой; подставки; салфеточки.
Ход занятия
Воспитатель. Показывает поделки из глины: уточка, чашечка, мячик, палочки.
Хрюша. Ой, что это ребята? (Рассматривают) Интересно, из чего они сделаны?
Воспитатель. Всё это сделано из глины. А вы хотите сделать такие палочки и шарики? Вот так (показывает)
Дети берут глину из ведёрка, стараются скатать шарики, палочки.
Воспитатель. Какие замечательные поделки можно сделать из глины!
Хрюша. А всё потому, что глина мягкая, пластичная.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)
Воспитатель. А ещё она хрупкая. («Нечаянно» роняет свою глиняную палочку). Кусочек глины разбился, его надо положить в воду, он размокнет, и из него можно будет снова слепить поделку.
Рефлексия. Дети играют своими поделками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация экологического проэкта " Лаборатория неживой природы"
опыты и эксперименты с водой, воздухом и весом....
Экологический проект "Лаборатория неживой природы"
В проекте описывается познавательная, исследовательская деятельность детей средней группы детского сада....
Презентация экологического проекта «Лаборатория неживой природы»
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся жив...
Экологический проект "Лаборатория неживой природы""
Проект с планом в ясельной группе...
Экологический проект «Лаборатория неживой природы».
Целью экологического проекта является формирование представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы. Проект вы...
Экологический проект "Лаборатория неживой природы"
Целью экологического проекта является формирование представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы. Проект вы...