НОД - "Волшебные мыльные пузыри"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие для детей 6 лет. Знакомим детей с опытно-экспериментальной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod-volshebnye_mylnye_puzari.docx | 176.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 общеразвивающего вида»
Г. Печора
Открытое занятие по исследовательско-экспериментальной деятельности
для детей подготовительной группы № 2
ʺВолшебные мыльные пузыриʺ
Воспитатель: Вокуева Т.В.
2022 год
Цель: Развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить знания о воде и ее свойствах;
- закрепить свойства мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, специальное);
- закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
- активизировать у детей представления о свойствах мыла: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри.
Развивающие:
- развивать сенсорные навыки, зрительное восприятие, внимание, память;
- развивать исследовательские умения детей.
Воспитывающие:
- воспитывать КГН;
- умение взаимодействовать с другими детьми;
- воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи приоритетной образовательной области:
“Познавательное развитие”:
- Формирование представления о жидкостях, их свойствах и качествах;
- Развивать познавательные способности детей в процессе совместной деятельности.
- Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное воображение.
- Развивать любознательность и познавательную мотивацию.
- Формирование умения делать выводы, открытия.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
“Социально-коммуникативное развитие”:
- Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.
- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
“Речевое развитие”:
- Ввести в активный словарь детей слова: Лаборатория, опыты, эксперименты.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы.
“Художественно-эстетическое развитие”:
- Развивать воображение, творческие способности детей.
- Развивать мелкую моторику.
- Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
Оборудование и материалы:
- картинки «Правила поведения в лаборатории»,
- фишки для разделения команд (5 команды по два ребенка),
- маленький стол или на подносе, для фишек,
- 3 стола (разделены полосами самоклейки)на 5 команд,
- картинки – опыты для выполнения по командам,
- команде 1 (прозрачность): стаканчик большой с водой, ложка, трубочка;
команде 2 (форма): несколько емкостей с разной формы и большая банка; стаканчик и тарелочка с растительным маслом, ложечка;
команде 3 (цвет, запах): банка с чистой водой и кисть с краской;
команде 4 (плавучесть, запах): широкая банка с водой, гвоздь, деревяшка и пластмасса;
команде 5 (жирные вещества не смешиваются) стаканчик и тарелочка с растительным маслом, ложечка.
- Картинки мыла, нарисованные детьми;
- Пять столов (соединены) (дети сидят по кругу);
- Стаканчики, на каждого ребенка, с теплой водой;
- Ложечки, на каждого ребенка;
- Тарелочки с натертым мылом, на каждого ребенка;
- Упаковка с жидким мылом;
- Большие баночки с теплой водой, на каждого ребенка;
- Трубочки, на каждого ребенка;
- Глицерин.
Планируемые результаты:
Дети будут представлять о некоторых жидкостях и их свойствах. Будут принимать активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы воспитателя, владеть диалоговой формой речи, эмоционально реагировать на получившийся эксперимент, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие и большие!
Внимание! Внимание!
Дорогие гости,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Уважаемые, взрослые, чтобы вам не скучно было сидеть, мы предлагаем вам с нами поиграть.
Эмоциональный настрой:
Вставайте вместе с нами в дружный круг, (все встают в круг)
Справа друг и слева друг.
Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг повернемся.
Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых, а воспитателей в ребяток.
А теперь на три, два, раз - повернемся в круг сейчас.
Воспитатель: Ой, смотрите, кажется, получилось!
Ребята, присаживайтесь на стульчики, а вы, уважаемые взрослые, пройдите сюда.
Что-то мне этот стол, баночки, вода и другие предметы, что-то напоминают?
Дети «взрослые»: Маленькую лабораторию.
Воспитатель: Значит, вы сейчас не только взрослые, а настоящие?
Дети «взрослые»: Настоящие ученые!
Воспитатель: Ребята, сегодня вы попали в настоящую лабораторию. Оденьте свои халаты (на стульчиках висят спец. халаты) и присядьте на рабочие свои стульчики.
А вы, слышали, кто там работает?
Дети «взрослые»: Там работают ученые.
И я буду вашим научным руководителем, а вы мои помощники - ученые.
Воспитатель: А, что же делают ученые в лаборатории?
Дети «взрослые»: Ученые проводят опыты, эксперименты.
Воспитатель: Ребята, а вы, знаете, для чего проводят опыты и эксперименты?
Дети «взрослые»: Опыты мы проводим, что бы узнать что-то новое или проверить, или что ни будь придумать и увидеть новое...
Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось сегодня увидеть и узнать что-то интересное, возможно сделать для себя открытие?
Дети «взрослые»: Да.
Воспитатель: Только для начала коллеги вспомним правила поведения в лаборатории: (иллюстрации или картинки нарисованные детьми)
- Внимательно слушать старшего научного сотрудника.
- Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
- Не толкать соседа.
- Ничего не пробовать на вкус.
- Аккуратно пользоваться всеми баночками, веществами и приборами, которые используем во время опытов.
- Поддерживать порядок на своем рабочем месте.
Воспитатель: Все ученые мира хотят разгадать разные загадки природы, сделать какие то новые открытия. Ребята, а вы любите загадки? Тогда слушайте.
Загадка:
- Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы, кто тогда наш первый друг, снимет грязь с лица и рук?
- Без чего не может мама ни готовить, ни стирать, без чего мы скажем прямо, человеку умирать?
- Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели, чтобы не было беды – жить нельзя нам без (ВОДЫ)
Воспитатель: Мои помощники ученые поделитесь знаниями. Что Вы уже знаете о воде?
Дети «взрослые»: Вода – это прозрачная жидкость, которая не имеет вкуса, формы, цвета, запаха. Предметы из дерева и из пластмасса не тонут в воде, они легкие, а железные предметы тонут, они тяжелые. Жирные вещества не смешиваются с водой. (картинки нарисованные детьми)
Воспитатель: Знания есть, но нужно доказать, что вы правы. Что нужно сделать?
Дети «взрослые»: Опыты.
Воспитатель: Делимся на команды (по два ребенка; подойдите к столу и возьмите фишки) (три стола, разделенные полосами, для пяти команд)
Доказать командам (картинки с заданиями):
команде 1 (прозрачность): стаканчик большой с водой, ложка, трубочка;
команде 2 (форма): несколько емкостей с разной формы и большая банка; стаканчик и тарелочка с растительным маслом, ложечка;
команде 3 (цвет, запах): банка с чистой водой и кисть с краской;
команде 4 (плавучесть, запах): широкая банка с водой, гвоздь, деревяшка и пластмасса;
команде 5 (жирные вещества не смешиваются) стаканчик и тарелочка с растительным маслом, ложечка.
Дети «взрослые»: Делают выводы.
Физминутка:
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
Воспитатель: Мои начинающие ученые, мы показали знания о воде. Но вы уверены, что все знаете о воде? И что изучать больше не чего.
Дети «взрослые»: Ответы.
Воспитатель: Я, как старший научный сотрудник, хотел бы вам предложить сделать открытие, от которого вы будете получать удовольствие.
Попробуем сделать открытие.
Дети «взрослые»: Ответы.
Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадку.
Похоже на пряники разного цвета,
Собрало в себе запах трав всего света.
Ребята охотно им моют ладошки,
Не любят его лишь собаки и кошки. (МЫЛО)
(на мольберте – рисунки мыла)
-Какое мыло бывает по форме? (квадратное, круглое, овальное прямоугольное и т.д.)
- Какое мыло бывает по цвету? (разных цветов)
- Какое мыло бывает по запаху? (ароматное, душистое)
Воспитатель: А вы знаете, каких видов бывает мыло?
Дети «взрослые»: Туалетное, детское, хозяйственное.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а для чего мыло нужно человеку?
Дети «взрослые»: Мыться, стирать одежду, мыть посуду.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Приглашаю вас на рабочие места.
(подойдите к пяти столам - соединены) (дети стают по кругу)
Проведем наш первый опыт. В прозрачные стаканчики налита тёплая вода.
- Какая вода? (чистая, форма стаканчика, без вкуса)
- А какого цвета? (прозрачная)
-Какой температуры? (теплая) Как вы определили? (потрогали стаканчик рукой)
Воспитатель: Вот, у вас на тарелочках есть натёртое мыло, давайте на сыпем его в стаканчики с водой, немного помешаем его и понаблюдаем, что происходит с мылом? (растворяется в воде)
Воспитатель: Какая стала вода, после растворения в ней мыла? (мутная, белая)
Теперь, возьмите трубочку и попробуйте пустить пузыри.
- Получается?
Догадались, какое открытие я предложила сделать вам?
Дети «взрослые»: Отвечают (пробуют пустить мыльные пузыри)
Воспитатель: Да, пузыри у нас не совсем получились, быстро лопаются. Но не расстраивайтесь. Теперь вытирайте руки влажными салфетками и пододвиньте другие баночки с водой.
Воспитатель: Чтобы получились более крупные, воздушные пузыри какое мыло нужно добавить?
Дети «взрослые»: Жидкое мыло.
Воспитатель: Правильно, это тоже мыло, но оно жидкое. Интересно, а почему мыло в мягкой упаковке? Почему оно называется жидким?
Дети «взрослые»: Потому что мыло течет.
Воспитатель: А теперь давайте проведем второй опыт: растворим жидкое мыло в воде (размешивают) А что произошло с мылом?
Дети «взрослые»: Ответы детей.
Воспитатель: А теперь используя трубочки попробуйте пустить мыльные пузыри. Получаются?
Дети «взрослые»: Ответы детей.
Воспитатель: Какие пузыри вам больше понравились и натертого мыла или жидкого?
Дети «взрослые»: Ответы детей.
Воспитатель: Какие пузыри получились из жидкого мыла?
Дети «взрослые»: Пушистые, прозрачные, большие, красивые, воздушные…
Воспитатель: Какие пузыри при перемешивании получались быстрее? И как надо мешать быстро или медленно?
Дети «взрослые»: Пузыри с жидким мылом быстрее образовались при перемешивании. Особенно если быстро мешать.
Воспитатель: Для того чтобы наши мыльные пузыри были крепкими добавим немного глицерина. Вы знаете, что такое глицерин?
Дети «взрослые»: Ответы детей.
Воспитатель: Глицерин - это такое вещество, у которого нет запаха, оно бесцветное, обладает сладковатым вкусом. Но пробовать вам его я не советую.
Воспитатель: Нам нужно добавить его совсем немного. Дети «взрослые»: Отвечают, пробуют пустить мыльные пузыри.
Воспитатель: А чтобы мыльные пузыри получились цветными, что нужно сделать?
Дети «взрослые»: Добавить краску.
Воспитатель: Но этот опыт мы оставим на следующий рабочий день. Мы должны будем закрепить последовательность действий получения мыльных пузырей и попробуем сделать цветными мыльные пузыри.
Воспитатель: Наше рабочее время подошло к концу, пришло время ученым возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Мои помощники ученые, у нас сегодня в лаборатории присутствовали дети. Какие вопросы вы бы и задали?
Дети «взрослые»: Вопросы детей.
Воспитатель: Давайте снова встанем в круг и произнесем волшебные слова.
Раз, два, три, четыре, пять
Превращаю всех взрослых – ученых в ребят,
А воспитателей в во взрослых.
Раз, два, три! Снова в группу заходи!
Воспитатель: Ну, вот мы и в детском саду. Какие чувства вы испытали когда были учеными.
Дети «взрослые»: Ответы детей.
Новые технологии используемые на НОД:
- Проблемная технология - это взаимодействие с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
- Ровестничество, предполагается взаимодействие детей старшего дошкольного возраста с целью социализации.
Создавать необходимую предметно-пространственную среду для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в деятельности, познании, общении.
Объединять детей в совместной деятельности на основе совпадения их интересов, тяготения друг к другу.
- Развивающий диалог - развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);
формировать умения детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности;
формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
развивать умение следовать правилам ведения диалога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебные мыльные пузыри
Конспект интегрированного занятия...
НОД "Волшебные мыльные пузыри"
Цель: Создание благоприятного эмоционального состояния у детей; развитие интереса к экспериментальной деятельности.Задачи1. Создать радостное настроение у детей, ис...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Волшебные мыльные пузыри»
Аннотация: мной разработан конспект занятия в игровой форме по «Художественно-эстетическому развитию» для детей средней группы компенсирующей направленности. Ключевые слова: мыльные пузыри...
Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию «Волшебные мыльные пузыри»
Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию «Волшебные мыльные пузыри»...
Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию «Волшебные мыльные пузыри» Нетрадиционная техника рисования – мыльными пузырями. (Вторая младшая группа. Возраст: 3-4 года)
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования....
статья "Волшебный Мыльный пузырь!"
статья по мероприятию в 1 младшей группе...