Программа по экологическому воспитанию "Экологическая мозаика"
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Цель программы - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи программы.
1. Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.
2. Развивать собственный познавательный опыт.
3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Особенностью данной программы является знакомство со способами проведения эксперимента физическими явлениями через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekomozaika_pozdyaeva.docx | 111.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.о. Саранск
«Детский сад №112»
Рассмотрена и одобрена «Утверждаю»
на заседании педагогического Заведующая МАДОУ «Детский сад №112»
совета №5 от ______________________ Л.В.Любавцева
«28» августа 2021 года
Протокол №5 от «28» августа 2021 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
Возраст детей: 4-5лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Поздяева С.А.
Саранск, 2021-2022 гг
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Учебно-тематический план | 6 |
4. | Содержание изучаемого курса | 7 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 14 |
6. | Список литературы | 15 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Экологическая мозаика» |
Руководитель программы | Воспитатель Поздяева Светлана Анатольевна |
Организация-исполнитель | МАДОУ «Детский сад №112» г.о. Саранск |
Адрес организации Исполнителя | г. Саранск ул. Володарского 37 |
Цель программы | Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе |
Направленность программы | Познавательно-творческая |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы: познавательно – творческая.
2. Новизна программы.
Долгое время воспитывалось потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению. Взрослым людям, воспитанным на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда — на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по-новому.
3. Актуальность программы. Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Иногда обычные сведения о количестве различных выбросов в окружающую среду или предупреждение об усилении загрязнения атмосферы в безветренные дни вызывают панику и множество самых разных слухов, не относящихся к реальной ситуации. В то же время, мы живем рядом с источниками экологической опасности, не зная об их влиянии на наше здоровье, выращиваем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение среды выбросами транспорта, купаемся и ловим рыбу в реках рядом с трубами сточных вод, обрабатываем свои огороды большим количеством ядохимикатов, создаем свалки рядом с домами и делаем многое другое, чего делать ни в коем случае нельзя.
4. Отличительные особенности программы.
Предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы, используются продуктивные виды деятельности: экспериментирование, ручной труд, моделирование; цифровые образовательные ресурсы: виртуальные экскурсии, фотографии, видео- и аудиозаписи. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьей.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле познавательно-творческая деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
6. Цель программы - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
7. Задачи программы.
1. Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.
2. Развивать собственный познавательный опыт.
3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Особенностью данной программы является знакомство со способами проведения эксперимента физическими явлениями через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Принцип нормативности
-Нормативные документы ФГОС регулирует направления эковоспитания детей на разных этапах образовательной лестницы. Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются Законом Российской Федерации “Об образовании”; Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”; ФГОС ДО
Принцип системности - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.
Принцип системно–деятельностного подхода – содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
Принцип индивидуализации - он заключается в том, что траектория обучения ведётся исходя из интересов каждого конкретного малыша , развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы , творческих способностей, потребностей.
Принцип интеграции – образовательный процесс строится на основе взаимодействия содержания образовательных областей, взаимопроникновения в разные виды деятельности.
Игровой принцип заключается в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность.
Принцип мобильности предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания программы.
8. Возраст детей.
Программа разработана для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
9. Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 учебный год.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
- общее кол-во часов в учебный год (октябрь-май) – 10 часов 40 минут;
- занятие 1 раз в неделю во второй половине дня, длительностью 20 минут.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения данной программы каждый ребенок овладеет следующими компетенциями:
- интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания;
- задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
12. Форма подведения итогов – итоговое открытое занятие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | теория | Практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | Ознакомительное занятие. «Что такое природа?» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
2 | Живая и неживая природа | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
3 | Грибы | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
4 | Деревья осенью | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
5 | Перелетные птицы | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
6 | Синичкин день. | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
7 | Зимующие птицы | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
8 | Подготовка диких зверей к зиме | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
9 | Секреты заячьих ушек | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
10 | Исследовательская работа. Воздух в почве. | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
11 | Красота живой ели и наряженной искусственной елки | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
12 | Вода вокруг нас | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
13 | Эта волшебница вода | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
14 | Ходит капелька по кругу | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
15 | Что растет в воде | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
16 | Кто живет в реке | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
17 | Обитатели морей и океанов | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
18 | Лягушка | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
19 | Жизнь без воды | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
20 | Я и река | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
21 | Прогулка в зоопарк (виртуальная) | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
22 | Посадка семян для клумбы | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
23 | Ознакомление с комнатными растениями | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
24 | Перелетные птицы | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
25 | Ознакомление с насекомыми. Муравьи и пчелы. | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
26 | Продолжение разговора о насекомых. Жуки и бабочки. | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
27 | Полевые цветы и травы | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
28 | Деревья и кустарники | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
29 | Дикие животные весной | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
30 | По страницам «Красной книги» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
31 | Итоговое занятие | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Экологическая мозаика»
№ | Неделя | Тема занятий | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
1 | 0ктябрь 1 неделя | Ознакомительное занятие. «Что такое природа?» | Формирование представлений детей об окружающем мире природы. | Рассказ воспитателя, беседа по картинам, вопросы воспитателя к детям, чтение стихотворений, напоминание, поощрение; наглядные: показ иллюстраций, показ предметов из чудесного мешочка; практические: эмоциональная минутка, физ. минутка. | Подгрупповая, индивидуальная | |
2 | Октябрь 2 неделя | Живая и неживая природа | Познакомить детей с классификацией природных объектов на объекты живой и неживой природы, с их отличительными признаками. | Беседа, игра, наблюдение, экспериментирование. | Подгрупповая, индивидуальная | Создание коллекции камней |
3 | Октябрь 3 неделя | Грибы | Расширить представления у детей о грибах (названии, места произрастания, строении); формировать умение различать съедобные и несъедобные грибы. Закрепить умение отгадывать загадки. | Дидактические игры, наблюдение, лепка. | Подгрупповая, индивидуальная | |
4 | Октябрь 4 неделя | Деревья осенью | - Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных. Формировать умение четко и связно строить фразу при ответе на вопрос, использовать в речи прилагательные и наречия («золотая осень», «холодно», «сыро» и т.д.). | Чтение художественной литературы о природе, временах года. Разучивание стихотворений. Рассматривание серии картин о разных периодах осени | Подгрупповая, индивидуальная | |
5 | Ноябрь 1 неделя | Перелетные птицы | Углубить и расширить знания детей о птицах нашего города; объяснить причину перелетов птиц (перелётные, зимующие, кочующие); обогащать и активизировать речь детей; воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период. | Наблюдение, беседа, подвижная игра, дидактическая игра. | Подгрупповая, индивидуальная | Изготовление масок для подвижной игры «Перелет птиц» |
6 | Ноябрь 2 неделя | Синичкин день. | Формирование у детей представление о синицах, об их пользе для человека, особенностях внешнего вида и поведения познакомить детей с праздником "Синичкин день"; учить отличать синиц от других птиц; воспитывать доброе, бережное отношение к птицам, вызвать желание помогать им зимой | Просмотр видео, беседа, наблюдение в природе, проект, коллективная аппликация. | Подгрупповая, индивидуальная | Изготовление кормушки. |
7 | Ноябрь 3 неделя | Зимующие птицы | дать знания детям о зимующих птицах, учить их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности, поведение; продолжать учить составлять краткую описательную характеристику о птицах; развивать наблюдательность, зрительное восприятие, с помощью взрослого делать выводы. | Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов. | Подгрупповая, индивидуальная | |
8 | Ноябрь 4 неделя | Подготовка диких зверей к зиме | Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме | Чтение стихотворений, дидактическая игра, загадки, физкультминутка, рассматривание картинок. | Подгрупповая, индивидуальная | |
9 | Декабрь 1 неделя | Исследовательская работа. Воздух в почве. | Показать, что в почве есть воздух. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе | Экспериментирование. Наблюдение. Беседа. Физкультминутка. | Подгрупповая, индивидуальная | |
10 | Декабрь 2 неделя | Как живут растения зимой?» | Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям | Подгрупповая, индивидуальная | ||
11 | Декабрь 3 неделя | Красота живой ели и наряженной искусственной елки | Учить детей понимать и ценить разную красоту: живого растения и хорошо сделанного предмета | Подгрупповая, индивидуальная | ||
12 | Январь 2 неделя | Вода вокруг нас | Значение воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода в природе | Подгрупповая, индивидуальная | ||
13 | Январь 3 неделя | Эта волшебница вода | познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность. | Экспериментирование. Рисование. | Подгрупповая, индивидуальная | |
14 | Январь 4 неделя | Ходит капелька по кругу | Элементарные представления о круговороте воды в природе | Подгрупповая, индивидуальная | ||
15 | Февраль 1 неделя | Что растет в воде | Вода — среда обитания некоторых растений. Знакомство с особенностями водных растений на примере отдельных видов. Охрана водоемов как среды обитания растений и бережное отношение к водным растениям | Чтение рассказа В.Бианки «Зелёный пруд», знакомство с видами водоёмов на основе фотоматериалов и рассматривание репродукции картины В.Д. Поленова «Заросший пруд», беседа «Как образуются водоёмы» Лепка рогоза для макета. | Подгрупповая, индивидуальная | |
16 | Февраль 2 неделя | Кто живет в реке | Вода — среда обитания некоторых животных. Знакомство с особенностями водных животных на примере отдельных видов. | Просмотр мультфильма. Беседа по просмотренному. Лепка из соленого теста рыб. | Подгрупповая, индивидуальная | |
17 | Февраль 3 неделя | Обитатели морей и океанов | Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей. | Просмотр видео, Беседа. Раскрашивание рыб, шишек для макета. | Подгрупповая, индивидуальная | |
18 | Февраль 4 неделя | Лягушка | Познакомить детей с лягушкой (обитание, питание, особенности, приспособление к окружающему миру); изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам; объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа; | Просмотр мультфильма, беседа, конструирование из бумаги (оригами) лягушки. | Подгрупповая, индивидуальная | |
19 | Март 2 неделя | Жизнь без воды | Формировать представления детей о свойствах и признаках воды, о ее значении в жизни человека и живой природы, об использовании воды и водных ресурсов человеком. | Беседа. Вырезание водорослей для макета. | Подгрупповая, индивидуальная | |
20 | Март 3 неделя | Я и река | Привить навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, научить любоваться реками, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения. | Беседа, дидактическая игра, физкультминутка. Сборка макета. | Подгрупповая, индивидуальная | |
21 | Март 4 неделя | Прогулка в зоопарк (виртуальная) https://youtu.be/7mSgHb6nPuw | Формирование у детей интереса к миру животных. Дать представление о зоопарке и диких животных дальних стран, живущих в нем; закреплять знания о диких животных Республики Мордовия. Воспитывать заботливое отношение к животным. | Беседа, просмотр мультимедийной экскурсии, физкультминутка, рисование животных по выбору. | Подгрупповая, индивидуальная | |
22 | Март 5 неделя | Посадка семян для клумбы | Знакомить детей с семенами, их этапами роста. формировать представления детей о семенах; формировать элементарные экологические представления детей о природе; закреплять знания детей о явлениях живой природы; воспитывать интерес к выращиванию семян, вести наблюдение за ними. | Чтение сказки «Дюймовочка». Беседа с детьми: «Зачем нужны семена?» Д/И «В саду ли в огороде». | Подгрупповая, индивидуальная | Беседы о важности формировании навыков экологической культуры детей |
23 | Апрель 1 неделя | Перелетные птицы. Международный день птиц. | Формирование представлений у детей о перелетных птицах, их особенностей. Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них. | Рассказ воспитателя, показ картинок (видео), беседа, подвижная игра «Перелет птиц». | Подгрупповая, индивидуальная | |
24 | Апрель 2 неделя | Ознакомление с комнатными растениями | Расширить знания детей о комнатных растениях, закрепить представление о том, что растение – живое существо. Познакомить детей с новым комнатным растением — герань, отмечая ее характерные особенности. Закрепить умение узнавать знакомые растения, называть их части (корень, стебель, лист, цветок, используя модели. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; научить размышлять, делать выводы. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. | Показ, совместная деятельность по уходу за цветами. Этюд-драматизация «Рост цветка». | Подгрупповая, индивидуальная | |
25 | Апрель 3 неделя | Ознакомление с насекомыми. Муравьи и пчелы. | Закрепить знания детей о насекомых (особенностях внешнего вида, среде обитания, разнообразии вида. Дать представление о взаимосвязи насекомых со средой обитания. Развивать у детей мышление, память. Воспитывать бережное отношение к природе | Презентация, беседа, загадки, наблюдение. | Подгрупповая, индивидуальная | |
26 | Апрель 4 неделя | Продолжение разговора о насекомых. Жуки и бабочки. | Активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»; упражнять детей в подборе слов-антонимов; совершенствовать навык ведения подготовительного диалога; учить детей подбирать слова, обозначающие действия; закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по картине. развивать внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую и общую моторику, память. воспитывать любовь и уважение к родной природе. | Сюрпризный момент, дидактическая игра «Четвертый лишний», слушание звуков природы «Жужжуние насекомых», лепка насекомых. | Подгрупповая, индивидуальная | |
27 | Май 1 неделя | Полевые цветы и травы | Познакомить детей с полевыми цветами, их целебных свойствами. Развивать мышление, умение делать выводы, обогащать словарный запас путем выделения слов, развивать у детей выдержку и активность, учить отгадывать загадки о растениях. Учить описывать растение и узнавать его по описанию. Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растительному миру. | Работа на экологической тропе «Лекарственные травы», посадка новых растений в грунт, беседа, рассматривание картинок. | Подгрупповая, индивидуальная | |
28 | Май 2 неделя | Деревья и кустарники | Познакомить детей со строением дерева и кустарника, учить называть части растения (ствол, ветви, корень, крона, листья, кора), объяснять их назначение. Дать знания о пользе живой природы для окружающего мира, воспитывать бережное отношение к природе. | Дидактическая игра «Повтори, не ошибись», рассматривание картинок, рассказ воспитателя. | Подгрупповая, индивидуальная | |
29 | Май 3 неделя | Дикие животные весной | Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве; Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; Воспитывать интерес к жизни животных. | Просмотр презентации, беседа, рассказ воспитателя. | Подгрупповая, индивидуальная | |
30 | Май 4 неделя | По страницам «Красной книги» | Знакомство с Красной книгой. | Просмотр презентации, рассказ воспитателя, создание собственной «Красной книги». | Подгрупповая, индивидуальная |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу – игра, лепка, аппликация.
- Приемы и методы организации – беседа, показ, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, создание макета, проекты.
- Дидактический материал – кормушки для птиц, картинки по темам, оборудование для экспериментирования, оборудование для художественно-эстетической деятельности,
- Техническое оснащение занятий.
Групповая комната четко разделена на зону для занятий и игровую зону. Зона для занятий группы оснащена детской мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения настенной магнитной доски. Материалы и оборудование, необходимые для занятий доступны детям и убираются ими на место самостоятельно, что дает возможность развивать социально – коммуникативные навыки детей. Проектор.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). Для каждой возрастной группы ДОУ даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (с сентября по май), связанные общей программой.
- Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с. В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.
- Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил. Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество). Эта удивительная книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли.
- Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети). В сборник вошли сценарии утренников, вечеров досуга, поучительных уроков и комбинированных занятий экологической тематики. Авторы книги предлагают постановки с оригинальным сказочным сюжетом и необычными персонажами.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с. В пособии излагаются методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования, подробно рассматриваются современные программы, технологии экологического воспитания дошкольников, даются советы по организационно-методическому руководству этим процессом в ДОУ.
- Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с. Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.
- Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
- Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с. Основная задача сборника - оказать практическую помощь руководителям и педагогическому персоналу ДОУ в разработке системы методической работы и планирования по экологическому образованию. Материал пособия раскрывает систему работы с детьми в рамках программы «Детство» и программы экологического образования дошкольников «Мы» Н.Н. Кондратьевой. -
- Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил. Сборник экологических стихов и сказок, написанных детьми клубов друзей WWF! Откройте его, окунитесь в мир сказочной экологии, познакомьтесь с его героями: говорящими оленями и тиграми, птицами и насекомыми, рыбами и цветами, деревьями и морями- и поймете, как беззащитен животный мир, как он нуждается в нашей помощи.
- Статьи из журналов
- Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20. В статье даны выдержки из пособия «Образование дошкольников в области экологии», приведены примерные конспекты занятий в разных возрастных группах детского сада: «Зачем нужно, чтобы вода была чистой», «Почему идет дождик?», «Фазы Луны».
- Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27. В статье рассмотрены основные идеи технологии «Добро пожаловать в экологию», методы экологического образования, организация работы, экологические игры с элементами моделирования. -
- Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16. В статье говорится о том, как важно сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57. Из опыта работы МДОУ г. Череповца по вовлечению семей в совместную деятельность по программе детского сада «Сообщество».
- Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46. В народной педагогике отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой. Статья рассказывает о том, что относиться к средствам народной педагогике и что может быть использовано в экологическом воспитании.
- Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20. Модель включает в себя основные параметры экологического воспитания: цель, содержание, формы и методы, технологии, критерии экологической воспитанности, организационно- управленческие действия.
- Обруч. - 2008. - № 4. Тема номера «Ребенок и природа», а часть материалов посвящена экологическому воспитанию детей.
- Экологические игры
- Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12. Классификация игр, тематика игр, методические рекомендации, распределение игр по дидактической задаче.
- Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52. Проведение занятий с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ дает возможность превратить изучение темы в увлекательное «мыслительное конструирование».
- •Ибрагимова, Г.Т. Ребенок и мир минералов // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 10. – С. 60-61
- Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41. Примеры дидактических игр из трех групп: для обогащения экологических представлений, для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, для приобщения к экологически ориентированной деятельности…
- Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48. Творческая игра «На лесной полянке»
- Мингазова, Т. Конкурсные задания к «Экологическому ассорти» // Дошкольное воспитание. – 2012. - №2. – С. 43-44.
- Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49. Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. В статье даны примеры дидактических игр.
- Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».
Список литературы для детей
1. Анна Гончарова. Еня и Еля. Волшебная экология.
2. Джеки Уайнс. Спасти планету можешь Ты! 101 способ улучшить экологию
3. Елена Ульева. Экологические сказки. Тима и Гриня спасают планету
Материалы интернет источников
1. https://youtu.be/m1Kp0P6kdvA - Синичкин день
2. https://youtu.be/Dk6jwkQZBRM - Эта волшебница вода
3. https://youtu.be/fybOS_iakBM - Ходит капелька по кругу
4. https://youtu.be/CbegkCWKzJ8 - Кто живет в реке
5. https://youtu.be/za8yCAo07DM - Лягушка
6. https://youtu.be/7mSgHb6nPuw - Прогулка в зоопарк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по художественному труду "Мозаика" (старшая группа)
Пояснительная записка, цель программы, учебно - тематический план. содержание...
Программа танцевального кружка "Ритмическая мозаика"
Представлены пояснительная записка, цель и задачи кружка. Также выделены этапы работы над сюжетным танцем...
Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика"
Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика" состоит из:1.Пояснительная записка.2.Учебно-тематический план на 2015-2016 уч.год.3.Содержание.4.Методическое обеспечение.5.Список ...
Программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" 5-6 лет
Программа "Ритмическая мозаика" - это кружок хореографии в дошкольном образовательном учреждении, которая не ставит перед собой цель превратить детей в профессиональных танцоров и...
Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика"
Рабочая программа создана для детей 5-6 лет. В программе изложены цели,задачи,музыкальный репертуар,подготовительные упражнения,предполагаемые результаты на конец учебного года....
Рабочая программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" составленная на основе программы А.И.Бурениной
Рабочая программа кружка "Ритмическая мозаика"...
Программа кружка бисероплетения «Разноцветная мозаика»
В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а так...