Программа по экологическому воспитанию "Экологическая мозаика"
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Цель программы - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи программы.
1. Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.
2. Развивать собственный познавательный опыт.
3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Особенностью данной программы является знакомство со способами проведения эксперимента физическими явлениями через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 111.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.о. Саранск
«Детский сад №112»
Рассмотрена и одобрена «Утверждаю»
на заседании педагогического Заведующая МАДОУ «Детский сад №112»
совета №5 от ______________________ Л.В.Любавцева
«28» августа 2021 года
Протокол №5 от «28» августа 2021 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
Возраст детей: 4-5лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Поздяева С.А.
Саранск, 2021-2022 гг
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Учебно-тематический план | 6 |
4. | Содержание изучаемого курса | 7 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 14 |
6. | Список литературы | 15 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Экологическая мозаика» |
Руководитель программы | Воспитатель Поздяева Светлана Анатольевна |
Организация-исполнитель | МАДОУ «Детский сад №112» г.о. Саранск |
Адрес организации Исполнителя | г. Саранск ул. Володарского 37 |
Цель программы | Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе |
Направленность программы | Познавательно-творческая |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы: познавательно – творческая.
2. Новизна программы.
Долгое время воспитывалось потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению. Взрослым людям, воспитанным на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда — на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по-новому.
3. Актуальность программы. Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Иногда обычные сведения о количестве различных выбросов в окружающую среду или предупреждение об усилении загрязнения атмосферы в безветренные дни вызывают панику и множество самых разных слухов, не относящихся к реальной ситуации. В то же время, мы живем рядом с источниками экологической опасности, не зная об их влиянии на наше здоровье, выращиваем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение среды выбросами транспорта, купаемся и ловим рыбу в реках рядом с трубами сточных вод, обрабатываем свои огороды большим количеством ядохимикатов, создаем свалки рядом с домами и делаем многое другое, чего делать ни в коем случае нельзя.
4. Отличительные особенности программы.
Предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы, используются продуктивные виды деятельности: экспериментирование, ручной труд, моделирование; цифровые образовательные ресурсы: виртуальные экскурсии, фотографии, видео- и аудиозаписи. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьей.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле познавательно-творческая деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
6. Цель программы - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
7. Задачи программы.
1. Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.
2. Развивать собственный познавательный опыт.
3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Особенностью данной программы является знакомство со способами проведения эксперимента физическими явлениями через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Принцип нормативности
-Нормативные документы ФГОС регулирует направления эковоспитания детей на разных этапах образовательной лестницы. Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются Законом Российской Федерации “Об образовании”; Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”; ФГОС ДО
Принцип системности - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.
Принцип системно–деятельностного подхода – содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
Принцип индивидуализации - он заключается в том, что траектория обучения ведётся исходя из интересов каждого конкретного малыша , развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы , творческих способностей, потребностей.
Принцип интеграции – образовательный процесс строится на основе взаимодействия содержания образовательных областей, взаимопроникновения в разные виды деятельности.
Игровой принцип заключается в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность.
Принцип мобильности предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания программы.
8. Возраст детей.
Программа разработана для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
9. Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 учебный год.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
- общее кол-во часов в учебный год (октябрь-май) – 10 часов 40 минут;
- занятие 1 раз в неделю во второй половине дня, длительностью 20 минут.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения данной программы каждый ребенок овладеет следующими компетенциями:
- интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания;
- задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
12. Форма подведения итогов – итоговое открытое занятие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | теория | Практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | Ознакомительное занятие. «Что такое природа?» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
2 | Живая и неживая природа | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
3 | Грибы | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
4 | Деревья осенью | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
5 | Перелетные птицы | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
6 | Синичкин день. | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
7 | Зимующие птицы | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
8 | Подготовка диких зверей к зиме | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
9 | Секреты заячьих ушек | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
10 | Исследовательская работа. Воздух в почве. | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
11 | Красота живой ели и наряженной искусственной елки | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
12 | Вода вокруг нас | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
13 | Эта волшебница вода | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
14 | Ходит капелька по кругу | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
15 | Что растет в воде | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
16 | Кто живет в реке | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
17 | Обитатели морей и океанов | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
18 | Лягушка | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
19 | Жизнь без воды | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
20 | Я и река | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
21 | Прогулка в зоопарк (виртуальная) | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
22 | Посадка семян для клумбы | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
23 | Ознакомление с комнатными растениями | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
24 | Перелетные птицы | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
25 | Ознакомление с насекомыми. Муравьи и пчелы. | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
26 | Продолжение разговора о насекомых. Жуки и бабочки. | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
27 | Полевые цветы и травы | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
28 | Деревья и кустарники | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
29 | Дикие животные весной | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
30 | По страницам «Красной книги» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
31 | Итоговое занятие | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Экологическая мозаика»
№ | Неделя | Тема занятий | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
1 | 0ктябрь 1 неделя | Ознакомительное занятие. «Что такое природа?» | Формирование представлений детей об окружающем мире природы. | Рассказ воспитателя, беседа по картинам, вопросы воспитателя к детям, чтение стихотворений, напоминание, поощрение; наглядные: показ иллюстраций, показ предметов из чудесного мешочка; практические: эмоциональная минутка, физ. минутка. | Подгрупповая, индивидуальная | |
2 | Октябрь 2 неделя | Живая и неживая природа | Познакомить детей с классификацией природных объектов на объекты живой и неживой природы, с их отличительными признаками. | Беседа, игра, наблюдение, экспериментирование. | Подгрупповая, индивидуальная | Создание коллекции камней |
3 | Октябрь 3 неделя | Грибы | Расширить представления у детей о грибах (названии, места произрастания, строении); формировать умение различать съедобные и несъедобные грибы. Закрепить умение отгадывать загадки. | Дидактические игры, наблюдение, лепка. | Подгрупповая, индивидуальная | |
4 | Октябрь 4 неделя | Деревья осенью | - Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных. Формировать умение четко и связно строить фразу при ответе на вопрос, использовать в речи прилагательные и наречия («золотая осень», «холодно», «сыро» и т.д.). | Чтение художественной литературы о природе, временах года. Разучивание стихотворений. Рассматривание серии картин о разных периодах осени | Подгрупповая, индивидуальная | |
5 | Ноябрь 1 неделя | Перелетные птицы | Углубить и расширить знания детей о птицах нашего города; объяснить причину перелетов птиц (перелётные, зимующие, кочующие); обогащать и активизировать речь детей; воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период. | Наблюдение, беседа, подвижная игра, дидактическая игра. | Подгрупповая, индивидуальная | Изготовление масок для подвижной игры «Перелет птиц» |
6 | Ноябрь 2 неделя | Синичкин день. | Формирование у детей представление о синицах, об их пользе для человека, особенностях внешнего вида и поведения познакомить детей с праздником "Синичкин день"; учить отличать синиц от других птиц; воспитывать доброе, бережное отношение к птицам, вызвать желание помогать им зимой | Просмотр видео, беседа, наблюдение в природе, проект, коллективная аппликация. | Подгрупповая, индивидуальная | Изготовление кормушки. |
7 | Ноябрь 3 неделя | Зимующие птицы | дать знания детям о зимующих птицах, учить их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности, поведение; продолжать учить составлять краткую описательную характеристику о птицах; развивать наблюдательность, зрительное восприятие, с помощью взрослого делать выводы. | Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов. | Подгрупповая, индивидуальная | |
8 | Ноябрь 4 неделя | Подготовка диких зверей к зиме | Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме | Чтение стихотворений, дидактическая игра, загадки, физкультминутка, рассматривание картинок. | Подгрупповая, индивидуальная | |
9 | Декабрь 1 неделя | Исследовательская работа. Воздух в почве. | Показать, что в почве есть воздух. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе | Экспериментирование. Наблюдение. Беседа. Физкультминутка. | Подгрупповая, индивидуальная | |
10 | Декабрь 2 неделя | Как живут растения зимой?» | Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям | Подгрупповая, индивидуальная | ||
11 | Декабрь 3 неделя | Красота живой ели и наряженной искусственной елки | Учить детей понимать и ценить разную красоту: живого растения и хорошо сделанного предмета | Подгрупповая, индивидуальная | ||
12 | Январь 2 неделя | Вода вокруг нас | Значение воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода в природе | Подгрупповая, индивидуальная | ||
13 | Январь 3 неделя | Эта волшебница вода | познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность. | Экспериментирование. Рисование. | Подгрупповая, индивидуальная | |
14 | Январь 4 неделя | Ходит капелька по кругу | Элементарные представления о круговороте воды в природе | Подгрупповая, индивидуальная | ||
15 | Февраль 1 неделя | Что растет в воде | Вода — среда обитания некоторых растений. Знакомство с особенностями водных растений на примере отдельных видов. Охрана водоемов как среды обитания растений и бережное отношение к водным растениям | Чтение рассказа В.Бианки «Зелёный пруд», знакомство с видами водоёмов на основе фотоматериалов и рассматривание репродукции картины В.Д. Поленова «Заросший пруд», беседа «Как образуются водоёмы» Лепка рогоза для макета. | Подгрупповая, индивидуальная | |
16 | Февраль 2 неделя | Кто живет в реке | Вода — среда обитания некоторых животных. Знакомство с особенностями водных животных на примере отдельных видов. | Просмотр мультфильма. Беседа по просмотренному. Лепка из соленого теста рыб. | Подгрупповая, индивидуальная | |
17 | Февраль 3 неделя | Обитатели морей и океанов | Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей. | Просмотр видео, Беседа. Раскрашивание рыб, шишек для макета. | Подгрупповая, индивидуальная | |
18 | Февраль 4 неделя | Лягушка | Познакомить детей с лягушкой (обитание, питание, особенности, приспособление к окружающему миру); изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам; объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа; | Просмотр мультфильма, беседа, конструирование из бумаги (оригами) лягушки. | Подгрупповая, индивидуальная | |
19 | Март 2 неделя | Жизнь без воды | Формировать представления детей о свойствах и признаках воды, о ее значении в жизни человека и живой природы, об использовании воды и водных ресурсов человеком. | Беседа. Вырезание водорослей для макета. | Подгрупповая, индивидуальная | |
20 | Март 3 неделя | Я и река | Привить навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, научить любоваться реками, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения. | Беседа, дидактическая игра, физкультминутка. Сборка макета. | Подгрупповая, индивидуальная | |
21 | Март 4 неделя | Прогулка в зоопарк (виртуальная) https://youtu.be/7mSgHb6nPuw | Формирование у детей интереса к миру животных. Дать представление о зоопарке и диких животных дальних стран, живущих в нем; закреплять знания о диких животных Республики Мордовия. Воспитывать заботливое отношение к животным. | Беседа, просмотр мультимедийной экскурсии, физкультминутка, рисование животных по выбору. | Подгрупповая, индивидуальная | |
22 | Март 5 неделя | Посадка семян для клумбы | Знакомить детей с семенами, их этапами роста. формировать представления детей о семенах; формировать элементарные экологические представления детей о природе; закреплять знания детей о явлениях живой природы; воспитывать интерес к выращиванию семян, вести наблюдение за ними. | Чтение сказки «Дюймовочка». Беседа с детьми: «Зачем нужны семена?» Д/И «В саду ли в огороде». | Подгрупповая, индивидуальная | Беседы о важности формировании навыков экологической культуры детей |
23 | Апрель 1 неделя | Перелетные птицы. Международный день птиц. | Формирование представлений у детей о перелетных птицах, их особенностей. Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них. | Рассказ воспитателя, показ картинок (видео), беседа, подвижная игра «Перелет птиц». | Подгрупповая, индивидуальная | |
24 | Апрель 2 неделя | Ознакомление с комнатными растениями | Расширить знания детей о комнатных растениях, закрепить представление о том, что растение – живое существо. Познакомить детей с новым комнатным растением — герань, отмечая ее характерные особенности. Закрепить умение узнавать знакомые растения, называть их части (корень, стебель, лист, цветок, используя модели. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; научить размышлять, делать выводы. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. | Показ, совместная деятельность по уходу за цветами. Этюд-драматизация «Рост цветка». | Подгрупповая, индивидуальная | |
25 | Апрель 3 неделя | Ознакомление с насекомыми. Муравьи и пчелы. | Закрепить знания детей о насекомых (особенностях внешнего вида, среде обитания, разнообразии вида. Дать представление о взаимосвязи насекомых со средой обитания. Развивать у детей мышление, память. Воспитывать бережное отношение к природе | Презентация, беседа, загадки, наблюдение. | Подгрупповая, индивидуальная | |
26 | Апрель 4 неделя | Продолжение разговора о насекомых. Жуки и бабочки. | Активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»; упражнять детей в подборе слов-антонимов; совершенствовать навык ведения подготовительного диалога; учить детей подбирать слова, обозначающие действия; закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по картине. развивать внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую и общую моторику, память. воспитывать любовь и уважение к родной природе. | Сюрпризный момент, дидактическая игра «Четвертый лишний», слушание звуков природы «Жужжуние насекомых», лепка насекомых. | Подгрупповая, индивидуальная | |
27 | Май 1 неделя | Полевые цветы и травы | Познакомить детей с полевыми цветами, их целебных свойствами. Развивать мышление, умение делать выводы, обогащать словарный запас путем выделения слов, развивать у детей выдержку и активность, учить отгадывать загадки о растениях. Учить описывать растение и узнавать его по описанию. Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растительному миру. | Работа на экологической тропе «Лекарственные травы», посадка новых растений в грунт, беседа, рассматривание картинок. | Подгрупповая, индивидуальная | |
28 | Май 2 неделя | Деревья и кустарники | Познакомить детей со строением дерева и кустарника, учить называть части растения (ствол, ветви, корень, крона, листья, кора), объяснять их назначение. Дать знания о пользе живой природы для окружающего мира, воспитывать бережное отношение к природе. | Дидактическая игра «Повтори, не ошибись», рассматривание картинок, рассказ воспитателя. | Подгрупповая, индивидуальная | |
29 | Май 3 неделя | Дикие животные весной | Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве; Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; Воспитывать интерес к жизни животных. | Просмотр презентации, беседа, рассказ воспитателя. | Подгрупповая, индивидуальная | |
30 | Май 4 неделя | По страницам «Красной книги» | Знакомство с Красной книгой. | Просмотр презентации, рассказ воспитателя, создание собственной «Красной книги». | Подгрупповая, индивидуальная |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу – игра, лепка, аппликация.
- Приемы и методы организации – беседа, показ, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, создание макета, проекты.
- Дидактический материал – кормушки для птиц, картинки по темам, оборудование для экспериментирования, оборудование для художественно-эстетической деятельности,
- Техническое оснащение занятий.
Групповая комната четко разделена на зону для занятий и игровую зону. Зона для занятий группы оснащена детской мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения настенной магнитной доски. Материалы и оборудование, необходимые для занятий доступны детям и убираются ими на место самостоятельно, что дает возможность развивать социально – коммуникативные навыки детей. Проектор.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). Для каждой возрастной группы ДОУ даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (с сентября по май), связанные общей программой.
- Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с. В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.
- Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил. Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество). Эта удивительная книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли.
- Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети). В сборник вошли сценарии утренников, вечеров досуга, поучительных уроков и комбинированных занятий экологической тематики. Авторы книги предлагают постановки с оригинальным сказочным сюжетом и необычными персонажами.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с. В пособии излагаются методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования, подробно рассматриваются современные программы, технологии экологического воспитания дошкольников, даются советы по организационно-методическому руководству этим процессом в ДОУ.
- Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с. Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.
- Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
- Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с. Основная задача сборника - оказать практическую помощь руководителям и педагогическому персоналу ДОУ в разработке системы методической работы и планирования по экологическому образованию. Материал пособия раскрывает систему работы с детьми в рамках программы «Детство» и программы экологического образования дошкольников «Мы» Н.Н. Кондратьевой. -
- Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил. Сборник экологических стихов и сказок, написанных детьми клубов друзей WWF! Откройте его, окунитесь в мир сказочной экологии, познакомьтесь с его героями: говорящими оленями и тиграми, птицами и насекомыми, рыбами и цветами, деревьями и морями- и поймете, как беззащитен животный мир, как он нуждается в нашей помощи.
- Статьи из журналов
- Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20. В статье даны выдержки из пособия «Образование дошкольников в области экологии», приведены примерные конспекты занятий в разных возрастных группах детского сада: «Зачем нужно, чтобы вода была чистой», «Почему идет дождик?», «Фазы Луны».
- Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27. В статье рассмотрены основные идеи технологии «Добро пожаловать в экологию», методы экологического образования, организация работы, экологические игры с элементами моделирования. -
- Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16. В статье говорится о том, как важно сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57. Из опыта работы МДОУ г. Череповца по вовлечению семей в совместную деятельность по программе детского сада «Сообщество».
- Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46. В народной педагогике отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой. Статья рассказывает о том, что относиться к средствам народной педагогике и что может быть использовано в экологическом воспитании.
- Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20. Модель включает в себя основные параметры экологического воспитания: цель, содержание, формы и методы, технологии, критерии экологической воспитанности, организационно- управленческие действия.
- Обруч. - 2008. - № 4. Тема номера «Ребенок и природа», а часть материалов посвящена экологическому воспитанию детей.
- Экологические игры
- Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12. Классификация игр, тематика игр, методические рекомендации, распределение игр по дидактической задаче.
- Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52. Проведение занятий с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ дает возможность превратить изучение темы в увлекательное «мыслительное конструирование».
- •Ибрагимова, Г.Т. Ребенок и мир минералов // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 10. – С. 60-61
- Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41. Примеры дидактических игр из трех групп: для обогащения экологических представлений, для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, для приобщения к экологически ориентированной деятельности…
- Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48. Творческая игра «На лесной полянке»
- Мингазова, Т. Конкурсные задания к «Экологическому ассорти» // Дошкольное воспитание. – 2012. - №2. – С. 43-44.
- Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49. Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. В статье даны примеры дидактических игр.
- Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».
Список литературы для детей
1. Анна Гончарова. Еня и Еля. Волшебная экология.
2. Джеки Уайнс. Спасти планету можешь Ты! 101 способ улучшить экологию
3. Елена Ульева. Экологические сказки. Тима и Гриня спасают планету
Материалы интернет источников
1. https://youtu.be/m1Kp0P6kdvA - Синичкин день
2. https://youtu.be/Dk6jwkQZBRM - Эта волшебница вода
3. https://youtu.be/fybOS_iakBM - Ходит капелька по кругу
4. https://youtu.be/CbegkCWKzJ8 - Кто живет в реке
5. https://youtu.be/za8yCAo07DM - Лягушка
6. https://youtu.be/7mSgHb6nPuw - Прогулка в зоопарк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по художественному труду "Мозаика" (старшая группа)
Пояснительная записка, цель программы, учебно - тематический план. содержание...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-331539-1383814480.jpg)
Программа танцевального кружка "Ритмическая мозаика"
Представлены пояснительная записка, цель и задачи кружка. Также выделены этапы работы над сюжетным танцем...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-728069-1614189256.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика"
Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика" состоит из:1.Пояснительная записка.2.Учебно-тематический план на 2015-2016 уч.год.3.Содержание.4.Методическое обеспечение.5.Список ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/14/picture-1020646-1521034741.jpg)
Программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" 5-6 лет
Программа "Ритмическая мозаика" - это кружок хореографии в дошкольном образовательном учреждении, которая не ставит перед собой цель превратить детей в профессиональных танцоров и...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-728069-1614189256.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика"
Рабочая программа создана для детей 5-6 лет. В программе изложены цели,задачи,музыкальный репертуар,подготовительные упражнения,предполагаемые результаты на конец учебного года....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/27/picture-1075400-1543297148.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" составленная на основе программы А.И.Бурениной
Рабочая программа кружка "Ритмическая мозаика"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-1107436-1548356102.jpg)
Программа кружка бисероплетения «Разноцветная мозаика»
В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а так...