Конспект НОД во второй младшей группе по экологии "Муравьи-санитары леса"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Конспект НОД во второй младшей группе по экологии "Муравьи-санитары леса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 107.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка- детский сад № 7 «Изумрудный город»
Конспект НОД
по экологии на тему:
«МУРАВЬИ-САНИТАРЫ ЛЕСА»
(вторая младшая группа «Росточек»)
2021-2022 учебный год
Разработала: воспитатель, Путилина Елена Александровна,
I кв. категория
г. Верхняя Пышма,
2022 год
Конспект занятия по экологии
во второй младшей группе
«МУРАВЬИ-САНИТАРЫ ЛЕСА»
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Поднимите руку те, кто любят слушать стихи? Я Вам подготовила очень интересное стихотворение, внимательно послушайте это стихотворение, и после ответьте мне на вопрос о ком или о чем оно?
В мypавьином доме кpышy
Починить поpа.
За соломинкою вышел
Мypавей с yтpа.
К ней чеpез доpогy
Добpался не спеша.
Оглядел, потpогал :
Очень хоpоша!
Ухватился лапками,
Раз - и поволок...
Под лопyхами-шапками
Домик-бyгоpок.
Hелегко,но к домикy
Тащит всё pавно.
Для тебя - Соломинка,
А для него -Бpевно!
Ух как стало жаpко,
Даже лоб намок!
Бpосил бы,
Да жалко:
Дом yж недалёк!
Воспитатель: О чем или о ком это стихотворение?
Дети: О муравье.
В стихотворении говорится о муравье, который хотел отремонтировать свой домик. Скажите мне, пожалуйста, как называется домик муравья, кто знает?
Дети: муравейник.
Воспитатель: Совершенно верно. МУРАВЕЙНИК. Из всего сказанного, скажите мне, пожалуйста, о чем мы сегодня с вами будем говорить и узнаем много интересного?
Дети: о Муравьях и муравейнике.
Воспитатель: Верно! Сегодня я хочу рассказать Вам о жизни муравьев и о том, как выглядит их дом. Но прежде, предлагаю вам внимательно посмотреть на муравья и рассказать, как он выглядит (ответы детей) (Воспитатель на доску прикрепляет изображение муравья)
А вы знаете говорят, что 100 миллионов лет назад муравьи выглядели так же как сейчас. Давайте вместе вспомним. У него голова, на голове имеются глаза, но зрение плохое, есть на голове два усика: шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает встречные предметы. По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», находят дорогу к муравейнику. (орган обоняния, осязания и вкуса). У муравьев нет ушей, подобных человеческим, грудь расположена позади головы, тонкая талия соединяет грудь с брюшком. У некоторых муравьев на конце брюшка имеется ядовитое жало. Также у муравья сильные челюсть и три пары ног.
Воспитатель: Кто что хочет добавить о муравье? Поднимите руку те, кто хотя бы один раз видел муравейник. Как вы можете описать его? На что он похож? (Ответы детей)
На самом деле муравейник – это не просто куча земли или бугор, это сложно устроенное место, где проживает огромное количество муравьев. Как устроен муравейник? Я подготовила для вас небольшой мультфильм с ответом на этот вопрос. Внимательно посмотрите его и ответьте мне на вопрос, почему муравейник называют санитарами леса. https://www.youtube.com/watch?v=j6XmuZryB80 (На 40 секунде остановить видео)
Муравьи – великолепные строители! Когда идешь по лесу, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников. Муравьиный терем – просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, кладовочки, спальни, мусоросборник, туалет, коровник. Муравьи содержат свой дом в чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух в глубь муравейника.
Воспитатель: А как вы думаете, крепок ли такой дом?
Представляете, да! Муравьи склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз.
Воспитатель: Как вы думаете, почему в одном направлении.
Чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике будет сухо.
Воспитатель: Из чего муравейник строят муравьи?
Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков.
Воспитатель: Как вы думаете, какой высоты бывают муравейник?
Более метра.
Воспитатель: Давайте продолжим смотреть мультфильм и узнаем интересный факт, почему муравьев называют санитарами леса. (Продолжить видео) (Ответы детей)
Воспитатель: Действительно потому что муравьи уничтожают большое количество вредных насекомых, рыхлят и делают землю плодородной.
Воспитатель: Я подготовила для вас лабиринты, давайте поможем муравью найти выход из своего муравейника.
Игра «Муравейник»
(Воспитатель разбрасывает на пол гусениц, и по команде муравьи должны собрать всех гусениц:
- Раз, два, три, гусениц собери!)
(Воспитатель выносит муравьиную ферму)
Воспитатель: Как происходит в муравейнике разделение труда?
А вы знаете, что муравьи живут большой дружной семьей, где у каждого есть свои обязанности. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя муравьи – няньки – они кормят личинок, ухаживают за куколками – переносят их прячут вглубь муравейника, помогают новорожденным выбираться из оболочки кокона.
Муравьи- воины или солдаты смело защищают муравейник от непрошенных гостей: сверчков, кузнечиков, больших жуков. Иногда муравьи ссорятся со своими соседями-муравьями из-за участков, на которых они охотятся, и тогда начинаются настоящие муравьиные войны. Муравьи – победители уносят из других муравейников всю добычу и даже забирают яйца. Когда из них появятся маленькие муравьишки, они станут у победителей рабами-рабочими. Хорошо, что войны среди муравьев случаются не часто.
Воспитатель: Знаете ли вы, что у муравьев, как и у людей в доме живут любимые питомцы?
Если у вас кошка, собака, кролик, то у муравьев – тля.
Это крошечное насекомое, которое вырабатывает молочко. Они «доят» их, нежно поглаживая усиками, и получают вкусную жидкость.
Весной муравьи не прочь выпить целебный березовый или клиновый сок.
Обычно еду для всех членов семьи приносят муравьи-рабочие. А фуражом, то есть едой становятся семена трав, грибы, зерна, насекомые, жучки, бабочки, гусеницы.
Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, что в доме муравьев действует своя система наказаний. Например: если здоровый муравей-рабочий ленится и несколько раз подряд возвращается в муравейник ни с чем. Его убивают или съедают.
Совершенно по-другому поступают муравьи с тем, кто не может трудиться: стал старым или, например, повредил лапку, его кормят до тех пор, пока он не выздоровит и сможет сам приносить еду другим.
Воспитатель: Какие враги есть у муравьев?
В лесу у муравьев много врагов. Их истребляют птицы, или лакомиться медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом. А так же барсуки и лисы.
Воспитатель: Почему муравьев называют санитарами леса?
Они поедают мелких гусениц, уничтожающие растения; больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.
Каждый день с весны до осени неутомимые муравьи приносят в свой дом столько насекомых, сколько могло бы уместиться в ранце школьника. Да, недаром муравьи называют санитарами леса.
Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры и , сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживет.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку. Кто самый сильный на земле? Думаете слон или бегемот? Нет, не угадали!
Самый сильный на свете - муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны.
Вот какой силач малютка – муравей!
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями от нашего занятия, на котором вы узнали много нового и интересного. Для этого, я каждому из вас раздала по 2 карточки.
Воспитатель: О ком мы сегодня с вами говорили? Поднимите руку те, кто сегодня на занятии узнал что-то новое.
И в завершении сегодняшнего занятия ребята прочитают стихотворение о муравье
Воспитатель: Запомните, ребята, что муравей – это маленькое, но очень трудолюбивое насекомое, которое живет в огромном доме со множеством муравьев, где каждый их них выполняет свою работу. (В завершении воспитатель раздает детям раскраски с изображением муравья)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НОД ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ: "КТО ЖИВЁТ В ЛЕСУ"
Цель. Обобщать и систематизировать полученные знания по экологии. Развивать внимание, память, логическое мышление.Задачи. Образовательные:-учить узнавать и называть насекомых, диких и домашних ж...
Конспект занятия во второй младшей группе "Путешествие в сказку леса"
Занятие по математике. Закрепление детьми геометрических фигур: круг, квадрат , треугольник. Занятие проходило в форме путешествия по лесу....
Конспект развлечения для второй младшей группы " ПРОГУЛКА ПО ВЕСЕННЕМУ ЛЕСУ"
Цель: Способствовать формированию у детей представлений о жизни живой и неживой природы весной; создание праздничной и доброжелательной атмосферы, положительных эмоций у детей....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе: "Кто живет в лесу"формировать представление детей о том, какие животные живут в лесу, чем они питаются, развивать внимание, воспитывать любознательность
Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей гуппе "Кто живет в лесу? позволяет формировать представление детей о том, какие животные живут в лесу, чем они питаются, развивать вни...
Конспект НОД во второй младшей группе "Что растёт в лесу?"
Что растёт в лесу? Ответить малышам на этот вопрос в игровой форме поможет данный материал....
Конспект сценария во второй младшей группе:"Приключения в осеннем лесу".
Цель: создать у детей радостное настроение, проявляя свои творческие способности....
Конспект занятие во второй младшей группе «Кто живет в лесу?»
Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Формировать умение детей знать и различать диких животных. Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жиз...