Истоки
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №19 «Мечта» Моргаушского района Чувашской Республики
Конспект ООД по программе «Социокультурные истоки»
Социокультурная категория «Традиция образа»
Тема: «Светлый Образ»
Подготовительная группа
Иванова О.Ю., воспитатель
Большой Сундырь, 2022
Конспект итогового занятия по программе «Социокультурные истоки»
Социокультурная категория «Традиция образа»
Тема: «Светлый Образ»
Цель: Сформировать у детей представление о праведной жизни и светлом образе Преподобного Сергия Радонежского.
Задачи:
1. Познакомить детей с социокультурной категорией традиций образа.
2. Подводить детей к пониманию праведной линии жизни.
3. Развивать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.
4. Обогатить восприятие образа Преподобного Сергия Радонежского посредством музыкального искусства, познакомить детей с музыкальным жанром «духовный стих».
5. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, воспитывать любовь к православной культуре к светлым образам русского народа.
Предварительная работа:
- Работа с книгой №3 «Светлый образ»
- рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
- чтение фрагментов книги И. С. Шмелёва «Благословление», «Сын радости», «В пустыне Преподобного Сергия», «Чудо об источнике», «Предание о первых деревянных игрушках».
Словарная работа.
(Образ, мудрость, праведный, преподобный).
Материал для занятия:
- Книга для развития детей №3 «Светлый образ».
- Иллюстрации с изображением «Свято – Троицкой Сергиевой Лавры».
- Образ Сергия Радонежского.
- Иллюстрации преподобного Сергия с медведем, святого источника.
- Аудио записи (праздничный колокольный звон, духовный стих «Тихий свет на Маковце-горе», былинные наигрыши)
- Мультимедийный проектор.
- Презентация.
- Иконки.
Ход занятия:
Слайд 1 (Тема занятия)
Вводное слово:
Слайд 2 (иллюстрация Свято-Троицкой Сергиевой Лавры)
Звучит аудио запись колокольного звона
Воспитатель: Прошли века, и там, где прежде
Была лесов дремучих ширь,
Стал в белокаменной одежде
Оплотом веры монастырь.
Кресты и главы золотые
Венчают иноков приют,
Где мощи Сергия святые
Нетленно в раке почиют.
Лавра святая, родная,
Как ты нам всем дорога,
Кто тебя только не знает,
Чья не ступала нога...
Дети с воспитателем стоят у экрана с иллюстрацией Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Воспитатель: На высоком холме, окружённый величественными белоснежными стенами возвышается Свято-Троицкий монастырь, сверкая золотыми куполами.
Воспитатель: - Скажите, а кто основал этот монастырь?
Дети: - Преподобный Сергий Радонежский.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами уже очень многое узнали о Сергии Радонежском на предварительных занятиях. Сейчас я вам предлагаю разделиться на пары. Каждая пара выбирает одну картинку на столе, потом вы должны собрать пазлы по этой картинке.
Собирают пазлы в парах.
Воспитатель: - Молодцы, все собрали свою картинку. А теперь вам нужно по своей картинки рассказать, из какого она эпизода жизни Сергия Радонежского.
Слайд 3 (Иллюстрация – Сын радости)
Воспитатель: - Расскажите, как называется ваша картина.
Дети: - Сын радости.
Воспитатель: - А что изображено на ней?
Дети: - Родители держат на руках младенца – Сергия.
Воспитатель: - Кто были родители Сергия Радонежского?
Дети: - Божии угодники Кирилл и Мария.
Воспитатель: - А что означает выражение «Божии угодники?»
Дети: - Правдивые люди перед Богом и перед людьми.
Слайд 4 (Иллюстрация – «Беседа старца с Варфоломеем»)
Воспитатель: - Расскажите о детстве Сергия Радонежского. Что вам показалось необычным и удивительным в жизни Варфоломея?
Дети: - Он никак не мог овладеть грамотой, но однажды встретил старца, который помолился за Варфоломея, дал кусочек хлеба. После этого Варфоломей познал грамоту.
Слайд 5 (Иллюстрация - «Сергий Радонежский с медведем»)
Воспитатель: - В чем проявилась доброта Преподобного Сергия?
Дети: - Он всегда делился хлебом с медведем.
Слайд 6 (Иллюстрация - «Чудо об источнике»)
Воспитатель: - К какому произведению эта иллюстрация?
Дети: - «Чудо об источнике»
Воспитатель: - Почему источник называют Чудотворным?
Дети: - Потому что источник появился благодаря молитвам Преподобного Сергия.
Слайд 7 (Сергий трудолюбивый)
Воспитатель: - Хорошо, а что изображено на вашей картинке? Как она называется?
Дети: - Наша картина называется – Сергий трудолюбивый.
Воспитатель: - А почему она так называется?
Дети: - Сергий отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом.
Воспитатель обобщает ответы детей:
Воспитатель: - Всю жизнь Сергей Радонежский стремился установить среди людей братские отношения. Он учил людей хранить любовь, правду, заботиться о нищих и бездомных. Имя и дела этого святого вот уже 600 лет особо почитаемы в России русским народом. Живописцы посвящали образу Сергия свои произведения: картины и иконы. О его жизни писали богословы, историки, писатели и поэты. А народ и композиторы слагают песни. С одним из таких музыкальных произведений я хочу вас сегодня познакомить. Это песня о Сергии Радонежском. Послушайте сначала текст этой песни и ответьте на вопрос: О чем рассказывается в этой песне?
Воспитатель читает текст.
Тихий свет на Маковце-горе
Над обителью, что радуга, цветет:
Это инок Сергий на заре
Троице молитву воздает.
Инок встанет, принесет воды,
Дров наколет, хлебы испечет, —
И за все нехитрые труды
Благодарность Богу вознесёт.
Затеплит лампады у икон ,
Вспомнит тех, кто страждет и гоним .
По утрам над храмом перезвон:
Ангел Литургию служит с ним!
А случится — вдруг заглянет зверь
Из лесу, свирепый и большой, —
Отворит медведю инок дверь,
Хлеб разделит, напоит водой.
Инок Сергий тих и молчалив,
Но по всей Руси идет молва:
Чудотворен свет его молитв,
Сила благодатная в словах!
Тихий свет на Маковце-горе
Радугой цветет над всей землёй:
Это инок Сергий на заре
Молится с небес о нас с тобой!
Воспитатель: - О чем рассказывается в тексте песни? (О жизни Сергия Радонежского, житии)
- С какой интонацией я читала текст? Сказочная? Торжественная? Грустная? Шутливая? Повествовательная? (Спокойная, повествовательная, неторопливая, как рассказ)
- Какая должна быть музыка у песни? Как она должна звучать? Давайте послушаем.
Слушание духовного стиха «Тихий свет на Маковце-горе…»
Воспитатель: - Как звучала песня? Какое в ней слышалось настроение? (спокойно, неторопливо, повествовательно, не спеша, светло, просто, умиротворенно, скромно, не крикливо, тихо)
- Кто исполнял эту песню (женский хор без сопровождения)
- На что похожа мелодия этой песни? Где можно услышать похожее пение?
(молитва, в церкви, потому что без инструментов, монотонно, однообразно)
- Да. Это песня на церковный сюжет, она рассказывает о жизни (житии) святого, Преподобного (особенного, подобного Богу) Сергия Радонежского, исполняется спокойно, повествовательно, как молитва в церкви, без музыкальных инструментов. Называются такие песни Духовный стих, т.е. религиозное стихотворение, которое исполняется в народном духе, народном стиле.
- Послушайте произведение еще раз. Постарайтесь в музыке услышать не только слова, понять смыл текста, но и прочувствовать характер музыки, понять через звучание песни характер самого Сергия Радонежского – тихого, скромного, богопослушного, доброго, святого человека.
Слушание духовного стиха «Тихий свет на Маковце-горе…»
Воспитатель: - В жизни Сергий Радонежский очень любил детей. И всегда использовал возможность поиграть с ними в веселые хороводные игры. Сейчас я вам предлагаю сыграть в одну такую веселую народную хороводную игру «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
Русская народная игра «Золотые ворота»
Слайд 8 (Портрет Сергия Радонежского)
Воспитатель: - Ребята, мы с вами знакомимся со Светлым образом Преподобного Сергия Радонежского. Он является ангелом хранителем земли русской, чудотворцем, уже при жизни его называли святым.
Он с ранних лет служил Богу. И за свое усердие, трудолюбие получил от Господа дар чудотворения. К преподобному Сергию Радонежскому тянулись русские люди за добрым словом, просили его о благословении и исцелении.
У Сергия Радонежского были ученики, которые разошлись по Руси и положили начало новым монастырям, так как сделал это Сергий Радонежский, когда основал Свято-Троицкий монастырь.
И поныне живет в душе нашей образ Преподобного Сергия Радонежского и направляет нас на путь праведный.
Воспитатель: - Какие эпизоды из жития преподобного Сергия Радонежского вам больше запомнились?
Дети: - Об учении, медведе, источнике…
Воспитатель: - Почему люди обращались за помощью, советом к нему?
Дети: - Потому что он всем помогал, наставлял на путь истинный.
Воспитатель: - Какие пословицы о добре, трудолюбии, правде вы знаете? И объясните, как вы их понимаете.
Дети: - 1. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
Смысл пословицы (Если человек чего-то хочешь, то одного желания очень мало, надо обязательно что-то для этого сделать).
2. «У кого душа добра, тот краше золота и серебра»
Смысл пословицы (Добрый человек, даже если у него нет дорой одежды и украшений, все равно будет выглядеть красиво. Никакие украшения не красят человека, как его доброе отношение и его поступки к окружающим).
3. «Правда в воде не тонет и в огне не горит»
Смысл пословицы (Правда сама есть огонь палящий и неиссякаемый родник подлинной жизни).
4. «Добрый человек в доброте проживет целый век»
Смысл пословицы (Если человек дарит другим людям добро, то и сам будет получать от них добро).
Воспитатель: - Молодцы, правильно. Люди всегда обращались к преподобному Сергию Радонежскому за советом и помощью потому, что считали его праведным.
Слайд 9 (Деревянные игрушки)
В руках у воспитателя деревянная игрушка.
Воспитатель: - Ребята у меня в руках замечательные деревянные игрушки. А кто расскажет, как появились первые деревянные игрушки?
Дети: - Когда Сергий Радонежский возводил свой монастырь, вокруг валялось осень много деревянных чурок, Преподобный вырезал фигурки людей и животных и одаривал ими детей.
Воспитатель: - А теперь присядем за столы. Ребята, у вас на столах лежат листочки с заданием. Кто догадался, что нужно сделать?
Дети: - Нужно дорисовать зеркальное отражение креста и раскрасить его.
Воспитатель: - Правильно. Выполняем задание.
Выполняют работу в листочках.
Рефлексия.
Воспитатель: - Молодцы, с заданием справились. Дети, что интересного вы узнали о Сергии Радонежском. А вы чему бы хотели научиться у Сергия Радонежского?
Дети: - Быть умны ми, трудолюбивыми, честными…
Воспитатель: -Дорогие ребята, Преподобный Сергий Радонежский покровитель всех учащихся, так как вам скоро идти учиться в школу, я хочу подарить вам образ Сергия Радонежского, если вам будет трудно в учебе обращайтесь к нему с молитвой, и он обязательно вам поможет.
Дарение иконок Преподобного Сергия Радонежского детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»
Рабочая программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и худо...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуре "Мои истоки" в средней группе
Проект расчитан с сентября по май. Один раз в месяц дети проводят день в русских народных костюмах, приобщаясь к истокам через разные виды деятельности....
Доклад на научно-практической конференции «У истоков творчества» Истоки народного творчества в ДОУ.
Актуальность проблемы.Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.Без воспитания немыслима жизнь человеческого общ...
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры"Истоки"
Для воспитателей...
Педагогический проект ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ –"Вернемся к истокам нашим"
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени....
Сказка по программе "Истоки" в рамках реализации "Социокультурные истоки"
Одним из видов инструментария в программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и начальной школы являются книги для развития детей.Сказки являются основной частью кни...