Сказка по программе "Истоки" в рамках реализации "Социокультурные истоки"
консультация (средняя группа)

 Кузнецова Надежда Ильинична

Одним из  видов инструментария в программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и начальной школы являются книги для развития детей.

Сказки являются основной частью книг для развития детей, занимают в них центральное место и являются главными произведениями, позволяющими выйти на серьёзные размышления по осваиваемым категориям и  ценностям. Книги предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей и направлены на объединение усилий детского сада, школы и семьи в духовно-нравственном развитии детей.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_v_gazetu.docx44.83 КБ

Предварительный просмотр:

detsad-557259-1493533013

Одним из  видов инструментария в программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и начальной школы являются книги для развития детей.

Сказки являются основной частью книг для развития детей, занимают в них центральное место и являются главными произведениями, позволяющими выйти на серьёзные размышления по осваиваемым категориям и  ценностям. Книги предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей и направлены на объединение усилий детского сада, школы и семьи в духовно-нравственном развитии детей.     Сказки выбраны в варианте, несущем первоначальный  контекст духовно-нравственных ценностей, а так же позитивный контекст, что полностью соответствует методологии Истоков. Эти сказки проникнуты  идеями, несущими вечные ценности: любовь и добро, веру, и справедливость, труд и счастье, заботу о ближнем и надежду на лучшее. Они развивают ум и душу ребенка. Размышляя над заданиями, помещенными после текстов сказок, дети постигают вечные истины, духовные ценности своего народа, поднимаются на новую нравственную ступень развития. Книги для развития детей используются на занятиях по программе «Истоки», имеют большой интегративный потенциал, а также являются инструментарием  для работы с родителями по программе «Моя семья». Через эту программу и педагогам, и  родителями раскрывается более глубокий, первоначальный духовный смысл сказок.

  Вторая младшая группа (3-4 года)          

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей второй младшей группы:

- первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;

-развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение;

- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному);

- воспитание доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости;

- воспитание доброжелательного эмоционального отклика и доброжелательного отношения к окружающим.

Книги: «Доброе слово», «Добрый мир» «Добрая книга»

Книга для развития — «Доброе слово»

Осваиваемая категория – «Слово»                                                                  

Русская народная сказка «Теремок»

Разные звери, оказавшись в теремке под одной крышей, живут друг с другом в дружбе, мире и согласии. Доброта, взаимопомощь, дружба, гостеприимство, согласие помогают героям   объединиться в одном общем добром деле и успешно выполнить его.  Для детей представлен позитивный конец русской народной сказки. Дан образец взаимоотношений сказочных героев, которым можно подражать и в жизни. «В тесноте, да не в обиде», — говорят в таком случае. Важно понять смысл этих слов.

 В сказке звучит предупреждение об умении  защищать свой дом, свои границы. Для этого таким разным героям нужно научиться  жить сообща.

 Книга для развития — «Добрый мир»  

Осваиваемая категория – «Образ»

Русская народная сказка «Золотое яичко»

Яйцо – символ Жизни. Жизнь человеческая сама по себе является важнейшей ценностью. Нужно стараться хранить как свою жизнь, так и жизнь всех близких.

 Книга для развития — «Добрая книга»

 Осваиваемая категория – «Книга»                                  

 Русская народная сказка «Репка»

Сказка  учит детей делать дело вместе, дружно, слаженно; совместными силами добиваться успеха, достойно и уважительно относиться к каждому. Взаимопомощь, совет, взаимовыручка, доброе согласие, дружба помогают людям  справиться с любыми жизненными ситуациями. Как говорится в пословице «Там, где дружат – живут, не тужат».

  Русская народная сказка «Маша и медведь»

    Сказка-предупреждение детям – одним в лес, в чужой мир, ходить нельзя, можно попасть в беду.

А уж если случилась, какая беда, не отчаивайся. В трудной жизненной ситуации важно не растеряться, нужно  хорошо поразмышлять и постараться найти выход из любой ситуации. Сказка учит  преодолевать жизненные трудности, развивает чувство ответственности за свои поступки.

   Средняя группа (4-5 лет)  

Задачи духовно-нравственного развития и  воспитания детей средней группы:

- первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека в процессе освоения категорий «Родной очаг», «Родные просторы», « Труд земной» и «Труд души»;

-   развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии;

- развитие навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми;

- воспитание способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям.

 Сказки, предложенные для этого возраста,  раскрывают мир людей, их взаимоотношения. Через эти сказки дети осмысливают ценность семьи и отношения в семье, роль доброго слова и доброго дела в жизни человека, постепенно подходят к осознанию значения благодарного слова как основы жизни.

Книги: «Дружная семья», «В добрый путь»,  «Добрая забота», «Благодарное слово»

Книга для развития — «Дружная семья»

Осваиваемая категория – «Родной очаг»

Русская народная сказка «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка» в обработке  К.Д. Ушинского.

Это сказка о послушании. Нарушение наказа слушаться родителей и старших влечёт за собой жизненные неприятности и испытания. Старших в семье нужно обязательно слушаться, у них больше жизненный опыт, они знают, как правильно нужно поступать в той или иной ситуации. Старшие в семье всегда желают добра младшим, предостерегают их от опасностей. А в трудной жизненной ситуации  нужно всегда держаться вместе, так легче справиться с бедой и не совершить новых ошибок.

Сказка выводит на понимание, что отвечать за свои дела и поступки приходится самому герою. А чужими людьми нужно быть осторожным.

Послушание терпение, забота друг о друге, уважение к старшим, взаимная любовь – основные ценности на которые выводит эта сказка.

Книга для развития —  «В добрый путь»

Осваиваемая категория – «Родные просторы»

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

Сказка приобщает детей к универсальным человеческим ценностям: доброте, взаимовыручке, взаимопомощи друг другу, умении вовремя принять правильное решение. Сказка учит прислушиваться к другим и следовать мудрым советам в жизни.

Сказка предостерегает:

«Живи вдумчиво, осознанно и неспешно».

«Поспешишь – людей насмешишь»!

«Не торопись, сперва Богу помолись»!

«Умей обождать»!

Сказка даёт нам уверенность в том, что «мир не без добрых людей».

Книга для развития - «В добрый путь»

Осваиваемая категория – «Родные просторы»

 Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»

Добрая забота, взаимопомощь, взаимовыручка, доброе согласие, дружба помогают героям сказки  справиться с трудными жизненными ситуациями. Сказка также раскрывает ценность послушания,  верности, порядочности, находчивости, смелости в отношениях между близкими людьми.

 Русская народная сказка «Снегурочка и лиса»

Для детей сказка раскрывает простую истину о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребёнок. Дети получают полезные сказочные советы:

 -не ходи в незнакомый, чужой мир без взрослых, можно попасть в беду;

- в трудной жизненной ситуации осмотрись, не отчаивайся, подумай, к кому можно обратиться за помощью;

- зови на помощь – и помощь придёт;

-помогай другим и тебе помогут;

-относись с добром к окружающему миру и мир ответит тебе тем же;

-выход всегда есть, безвыходных ситуаций не бывает.

 Книга  для развития — «Благодарное слово»

Осваиваемая категория – «Труд души»

  Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»

Сказка «Крошечка-Хаврошечка» учит детей трудолюбию, доброму заботливому отношению ко всему живому, а также показывает, как важно жить со всеми в мире, любви и согласии. Сказка также раскрывает ценность семейных отношений, роль доброго и благодарного слова в жизни человека.

 Русская народная сказка «Про берёзоньку»    

Сказка «Про берёзоньку»  о добрых взаимоотношениях  человека и природы.

Распустившаяся береза всегда была связана с православным праздником Троицей. Русская берёза в Троицу – символ воскресения природы, символ весны и обновления года.  Сказка показывает, как окружающая природа зависит от поведения человека. Берёзка в начале сказки плачет, просит Марьюшку сходить за водичкой и полить её сухие корешки. Чувства, которые вызывает берёзонька, созвучны щедрой отзывчивой и доброй душе красной девицы.  Марьюшка откликается на просьбу берёзки и обращается к  дождичку и радуге-дуге.

В основе отношений Марьюшки к природе – любовь.   А люди в благодарность за добрые слова и добрые дела Марьюшки получили «тёплое летечко: грибы в Берестечко, ягоды в лукошко, красно солнышко в окошко, дождичка немножко».

После прочтения этой сказки светлая радость, любовь и благодарность рождаются  в душе каждого человека.

 Старшая  группа (5-6 лет)    

  Задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей старшей группы:

- первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость);

-  дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

- развитие первичной рефлексии и идентификации;

-  создание условий для формирования позитивной самооценки;

- воспитание способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей.

Книги: «Верность родной Земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово»

 Книга для развития -  «Верность родной Земле»

Осваиваемая категория – «Вера»

  Былины  

«Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Бой с несметной ратью под Киевом», «Илья Муромец,   Добрыня Никитич и Алеша Попович»

 Былина «Илья Муромец» - одна из первых древнейших былин. В былине рассказывается о чудесном исцелении Ильи Муромца после встречи со странниками и его первом подвиге, когда герой, подъехав к городу Чернигову,  в одиночку побеждает целое вражеское войско, осадившее город.  Он разгромил врагов и продолжил свой путь.

Смысл его жизни – служение народу, защита Отечества.

Былина «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».  Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев. Очень важным в былине является благословенье сына-богатыря батюшкой-священником «в путь-дорогу дальнюю». И сам Алёшенька перед битвой не спал  всю ночь, «с молитвой к бою готовился». Благословенье отца-священника, крепкая вера  в Бога и справедливое дело, сила духа, смелость и находчивость  помогают Алёше Поповичу победить Тугарина Змеевича.

Герой былины Добрыня Никитич, отправляясь в путь, испрашивает материнского благословения. Материнское благословенье, любовь к матушке и русскому народу, верность родной земле, правда и честь, твердость в слове и деле помогли Добрынюшке победить самого Змея Горыныча.

Все три русских богатыря символизируют силу духа, смелость, доброту, твёрдость в слове и деле, крепость в вере. За это они достойны славы и народной любви.

Книга для развития -  «Радость послушания»

Осваиваемая категория – «Послушание»

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Сказка учит детей быть осторожными, осмотрительными с незнакомыми людьми. Важно донести до детей основную мысль сказки – дочка ослушалась родителей, поэтому ей пришлось испытать много трудностей, чтобы найти и спасти брата.

Девочка получает хороший жизненный урок о необходимости послушания родителям и близким людям. Девочка приобретает новые важные  качества – терпение, послушание, уважение к мнению близких, любовь к родным людям, к окружающему миру, к которому она раньше относилась отчуждённо и высокомерно. Умение проявлять настойчивость в достижении цели помогли вернуть братца домой. В сказке – урок ответственности за свои слова и обещания, за свои поступки.

        Сказка «Аленький цветочек»  по С.Т. Аксакову

Аленький цветочек - символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается - становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.

Послушание героини основано на любви к отцу, на желании доставить ближнему радость, желании помочь. И, конечно, присутствует надежда на добрый исход дела.

 Книга  для развития  - «Добрые друзья»

 Осваиваемая категория – «Любовь»

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

в обработке К.Д. Ушинского

Русская народная сказка «Сивка-бурка» раскрывает детям ценность дружбы в жизни человека. Истинная дружба, верность, взаимопонимание, согласие Иванушки и верного коня помогла главному герою сказки обрести своё счастье.

Размышляя над ценностным смыслом сказки, дети понимают, что благодаря взаимной любви и дружбе можно преодолеть все жизненные испытания.   За свою добрую открытую душу, послушание, почитание слова отца,  честное выполнение порученного дела, получил Иванушка верного друга  в образе коня богатырского и достиг желаемого – стал он мужем Елены Прекрасной.

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

        Русская народная сказка «Зимовье зверей» продолжает раскрывать детям тему дружбы на примере дружбы животных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Домашние животные в поисках лета (все они шли «от зимы лета искать») встречаются в диком лесу. Отсутствие согласия и понимания между ними (ведь в природе эти звери вместе не живут) поначалу не позволяет им объединиться в одном общем деле – строительстве избушки. Но сильные морозы и опасность нападения диких зверей заставляет их объединиться под одной крышей и стать верными друзьями.

Сказка подводит детей к пониманию необходимости иметь верных друзей. А настоящие друзья живут в согласии, умеют уступать, прощать (на примере образа быка). Тогда вместе можно выполнить любое дело, даже выжить в чужом мире, как животные в этой сказке. Сказка утверждает нас в неизменной победе добра над злом

 Фрагмент сказки П.П. Ершова «Конёк-горбунок»

Фрагмент сказки П.П. Ершова «Конёк-горбунок» даёт нам примеры, образцы добрых дел, которые совершают друзья – Иван и конёк-горбунок. Иванушка преодолевает все препятствия и достигает цели. Основные черты его характера – послушание родительскому слову, честность, бескорыстие, доброта, умение дружить и помогать другим, открытость  характера.

Проверка на умелость и преданность – выполняет все поручения царя. Ответственность за свои дела и за тех, кто доверил ему свою жизнь.

Книга  для развития  - «Мудрое слово»

Осваиваемая категория – «Мудрость»

Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

Никита Кожемяка - герой народной сказки времен Киевской Руси.    Богатырь Никита Кожемяка являет пример мудрости, чести, смелости, силы и правды. Он не за награду идёт на битву со змеем, совесть не позволяет ему поступить иначе. Никита понимает, что только у него хватит силы и смелости победить силу тёмную. Против змея лютого Никита проявляет природную мудрость – заставляет его отрабатывать  тем людям, которым немало беды принёс,  землю пахать глубиной в «две сажени с четвертью», по сути – это оборонительный вал вокруг Киева, который, «говорят и теперь кое-где по степи виден».  Сказка впитала в себя народную мудрость: «Кто за правое дело стоит, тот всегда победит».

Русская народная сказка «Белая уточка»

 Русская народная сказка «Белая уточка» о семейные ценностях - любви, дружбе и взаимопомощи. Ребёнок через сказку понимает, что защищает, оберегает и спасает человека родной дом. Как гласит пословица: «Мой дом – моя крепость». Сказка даёт представления о традициях русской семьи, об отношениях мужа и жены, о послушании слову мужа и слову родителей.

Идет размышление о том, почему княгиня попала в беду. Сказка учит, что нельзя всем доверять, нужно быть осмотрительными, в мире есть добро и зло, и, к сожалению, есть люди, которые порой творят ужасные дела. Сказка утверждает победу добра над злом и показывает, что добрых людей намного больше. Ведьму постигает заслуженная кара. Сказка защищает  любовь и невинность, казнит обман и коварство.          

 Русская народная сказка «Пастушья дудочка»

 Русская народная сказка «Пастушья дудочка» раскрывает великую мудрость народа: расхождение слова и дела к добру не приведёт. Но у каждого человека есть возможность осознать степень своей вины и раскаяться. Сказка учит наших детей самым лучшим человеческим качествам, передаёт мудрость поколений и ценный жизненный опыт.

 Русская народная сказка «Названный отец»

Сказка раскрывает  отношения между названным отцом и его сыновьями. Она учит простой житейской мудрости: жить по правде, чести и совести. Эта сказка о значимости мудрого родительского слова и мудрого наказа. Дети вместе с родителями приходят к важному выводу: мудрость даётся человеку, обладающему чистым и любящим сердцем.

Сказка показывает, как важно в жизни «на добро добром отвечать», правды не забывать и жить по чести, по совести.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

   Задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей подготовительной к школе группы:

-первоначальное знакомство с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации;

-дальнейшее развитие умений и навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками и формирование толерантности в ходе активных занятий;

-создание условий для успешной адаптации и психологической готовности ребенка к школе;

-воспитание желания понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле.

Книги: «Сказочное слово», «Напутственное слово»,  «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции»

Книга  для развития   «Сказочное слово

Осваиваемая категория – «Традиции слова»

 Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

«Царевна-лягушка» сказка о послушании, любви, верности и трудолюбии. Самая любимая и распространённая в народе сказка.

Сыновья проявляют уважение к отцовскому слову, выполняют его наказ (Здесь и родителям важно задуматься, с каким словом и наказом они обращаются к детям).

Испытания в сказке ждут главного героя Иванушку. Он проходит урок терпимости и терпения. Важно научиться принимать человека таким, какой он есть. Видеть не только внешнее, но и внутреннее в человеке. У Иванушки не хватило терпения дождаться естественного превращения лягушки в Василису Премудрую. Он нарушил определённый запрет, бросив в печь лягушачью кожу. И теперь  свое счастье, и любовь  придётся искать.

Путь Ивана-царевича в поисках Василисы Премудрой – путь утверждения любви.

В сказке сама природа в образах животных помогает герою. Он проявляет чувство милосердия, доброты, сочувствия,  сохраняет животным жизнь. Именно добром ответят эти животные Ивану-царевичу, когда у него настанет решающее испытание в поисках Василисы Премудрой.

Сказка  выводит на нравственные уроки:

-  родительское благословение и послушание уберегают от жизненных трудностей;

- за свои дела придется ответ держать самому;

- на жизненном пути важно учиться  терпению, доброму отношению к окружающим, доверию, пониманию и принятию другого таким, какой он есть (даже если внешне похож на лягушку).

  А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

В сказке раскрывается вечная тема – любовь и верность, которые побеждают зависть, злобу и обман. Красота внешняя, воплощение образа царицы-мачехи, ничто без внутренней красоты, образа молодой царевны. Молодая царевна — добрая, ласковая, красивая девушка. Сказка рассказывает об одном из самых важных качеств женщины – ее внутренней чистоте, умении сохранить ее, ожидая своего героя. Она терпелива, уважительна, трудолюбива.

Царевна предстает любящей и верной своему жениху.     Жених царевны, королевич Енисей – сильный, смелый, мужественный, любящий, — преодолевает множество трудностей в поисках своей невесты

Добро, любовь и справедливость торжествуют. За преданность, верность и любовь герои вознаграждены – они вместе.

Книга  для развития  — «Напутственное слово»

Осваиваемая категория – «Традиции слова»

 Сказка К.Д. Ушинского «Ветер и Солнце»

Во все времена людьми особо ценилось доброе слово.

Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека. «Ласковое слово, что весенний денёк!», а «Доброе слово человеку — что дождь в засуху». От добрых слов мы чувствуем, как в сердце нашем растёт тепло и благодарность, любовь и надежда.

О значении доброго слова и доброго дела рассказывает небольшая сказка К.Д. Ушинского «Солнце и Ветер». Сказка даёт образ доброго, справедливого, ласкового Солнца, которое затеяло спор с сердитым северным Ветром о том, кто из них сильнее. «Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом  по большой дороге».   Великая сила скрыта в добром напутственном Слове – слове, сказанном перед дальней дорогой. Оно даёт силу, помогает пережить разлуку, согревает, спасает.

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

 Верой в силу родительского благословения наполнена русская народная сказка «Василиса Прекрасная». Доброе в жизни рождается только из доброго. Василисушке помогают  добрые мудрые слова материнского благословения. В родительском благословении выражается полнота любви родителей к детям, красота духовных традиций семьи, настоящее доверие между поколениями.

Куколка, оставленная матерью,  и есть благословение на терпимое, уважительное отношение к людям и миру. Куколка – помощница Василисушки во всех делах. Волшебные помощники в сказках действуют только тогда, когда герой слушает их, по-доброму относится ко всем, просит помощи только в хороших делах, выполняет мудрые наказы старших и честен в поступках.   Василиса  добрая, старательная, терпеливая. Материнское благословение – защита героини. Баба – яга не может съесть ее, так как все задания выполняются. Она говорит в этой сказке, что благословенные ей не нужны и отпускает Василису.

За свою любовь и трудолюбие Василиса получает от жизни вознаграждение.

Русская народная сказка «Пёрышко Финиста Ясна-сокола»

Русская народная волшебная сказка «Пёрышко Финиста Ясна-сокола», как воплощение народной мудрости, даёт взрослым и детям те образцы поведения, которым нужно следовать в жизни. Марьюшка, главная героиня этой сказки, имеет доброе, любящее и верное сердце, проявляет в жизни большое терпение, бескорыстие и жертвенность во имя спасения любимого человека.

Для Марьюшки наивысшей ценностью жизни  является любовь. Любовь – это великий дар, животворящая сила жизни, «полюбить, значит взять ответственность за другого», а сделать это под силу только тому, кто не ищет внешней любви другого, а открыл её внутри себя. Любовь требует бережного, внимательного к ней отношения. Сказка даёт нам образец преодоления испытаний, трудностей и препятствий. У Марьюшки главное средство проявить и защитить свою любовь – доброе дело, доброе слово, бесстрашие  и горячее сердце.

 Книга  для развития  - «Мастера и рукодельницы»

Осваиваемая категория - «Традиции дела»

Сказ П.П. Бажова «Каменный цветок»

Сказы Бажова во многом похожи на народные сказки. В них тоже происходят чудеса, присутствует волшебный мир. Но действие в сказах происходит не в условном месте и не в неведомые времена, а на Урале в начале 19 века. И герои сказов гораздо больше напоминают людей из реальной жизни.

Сказ «Каменный цветок»  помогает понять важную мысль о том, что путь к вершинам мастерства  - это огромный труд не только физический, но и труд души..

Во все времена ценились и почитались люди трудолюбивые, умелые и талантливые.

Данила сын крепостных крестьян. Прокопьич, к которому привели мальчика, определил у него художественный талант. Но чтобы стать мастером своего дела  нужна любовь к делу, смекалка, терпение, усердие, наблюдательность. Автор показывает, как постепенно эти качества формируются у Данилы, как из подмастерья он становится мастером.

Взаимная любовь, согласие, забота друг о друге, вот на чем строятся отношения мастера и его ученика. Отеческая любовь Прокопьича – сначала накормить, обогреть, дать возможность отойти от сиротской жизни, помочь стать на ноги. Сыновья любовь и забота о старике, которую проявляет Данила.

Русская народная сказка «Морозко»

Эта сказка раскрывает такие  качества внутреннего мира человека как старание и терпение. Сказочное повествование ненавязчиво рассказывает о том, что добро, смирение, старание, терпение, трудолюбие будет вознаграждено, а зло – наказано.

Только доброта, трудолюбие и честность, терпение, любовь могут сделать человека благородным. А «терпение и труд всё перетрут». Такова мораль этой сказки.

  Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - это богатырская сказка героического содержания. Сказка учит ответственности каждого за весь народ, формирует патриотические чувства детей по защите родной земли и даёт нам образ настоящего защитника Отечества. Образ Ивана – это воплощение лучших черт русского крестьянина-землепашца: сила, храбрость, верность своему Отечеству и готовность постоять за него, любовь к труду на земле.  Он настоящий народный герой, который всегда за Родину стоит «горой».

Способность участия в общей людской беде признается в народе высшим нравственным качеством и подчеркивает богатство души.

Книга  для развития  - «Семейные традиции»

 Осваиваемая категория - «Традиции праздника»

 Сказ П.П. Бажова «Живинка в деле»

В основе сказа П.П. Бажова «Живинка в деле»  трудовые традиции: выбор дела жизни, стремление познать все тонкости своего дела, праведное отношение к делу, продолжение традиций своего рода. Важно найти свое призвание в жизни, познать свою живинку в деле. В каждом деле нужен интерес, творчество, старание,  терпение, желание и умение достичь своей цели.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Сюжет сказки буквально «соткан» из отечественных традиций. Традиции выбора жизненного пути, продолжения дела, родительского благословения, имянаречения, гостеприимства, напутственного слова, раскаяния, прощения, защиты родной земли, милосердия, праздника  раскрывают характер и культуру нашего народа.

Основная идея - любовь и доверие любимому человеку. Идея воссоединения семьи, несмотря ни на какие преграды, звучит на протяжении всей сказки. Положительные персонажи в длительной борьбе побеждают: князь Гвидон встречается с отцом; царь и царица воссоединились; ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха посрамлены; они раскаялись и получили прощение. Светлый мир сказки олицетворен в образах царицы-матери, князя Гвидона, молодой Царевны-Лебедь.

Подготовила: Н.И.Кузнецова

Ссылка - http://blog.wikionika.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование активных форм обучения в рамках программы "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"

Консультация была зачитана педагогам на педагогическом совете с целью ознакомления с основными формами обучения на занятиях по истоковедению....

Музыкальная сказка "Снеговики" В рамках проекта "Педагоги-детям".

Музыкальная сказка "Снеговики" В рамках проекта "Педагоги-детям"....

"Придумывание сказки с помощью рамки-плана"

Дошкольники любят фантазировать, придумывать свои сказки, новых сказочных героев. А еще интереснее переделывать уже известные сказки на новые, записывать их с помощью символов.Была сказка "Волк и семе...

Поделка из природного материала "Сказка Теремок" в рамках работы с родителями.

Поделка из природного материала "Сказка Теремок" в рамках работы с родителями.Воспитатель: Салахова Р.М. ,  Детский сад МАДОУ №32 г.Нефтекамск....

Сценарий белорусской сказки "Пых" в рамках международного сотрудничества

Сказка  для белорусских коллег.Роли исполняют сотрудники детского сада №73 "Малыш" города Смоленск.Ведущая - воспитатель высшей категории Раздобарова ирина Федоровна...