Педагогический проект ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ –"Вернемся к истокам нашим"
проект на тему

Сенькова Юлия Викторовна

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 388  

630027, Новосибирск, калининский район ,ул. Макаренко, № 8,

тел./факс – 272 – 08 – 79

       

                    Педагогический проект

 

                            ПРИОБЩЕНИЕ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО

                              ВОЗРАСТА К  ИСТОКАМ РУССКОЙ

                              НАЦИОНАЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ –

                               «Вернемся к истокам нашим!»

Автор проекта: Сенькова Юлия Викторовна – воспитатель логопедической группы, высшей квалификационной категории.

                                     Срок реализации 2 года

                                             

                               

                           Краткая аннотация проекта.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.

Данный проект направлен на развитие  у детей понимания социокультурного наследия, духовно-нравственных ценностей и воспитание  бережного отношения к традициям своего народа. В данном проекте представлена система духовно-нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа.

На протяжении дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка с речевыми нарушениями имеет приобщение его к истокам русской народной культуры, которая нами понимается не только как процесс усвоения нравственных ценностей, традиций, особенностей культуры, но и, как богатейший источник комплексного решения речевых задач и психического развития детей с нарушениями речи.

Принципы воспитания, положенные в основу проекта следующие:

-  принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.о. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, художественным народным промыслам.

- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т.е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

      Содержание  работы  включает в себя: изучение исторического прошлого России и русского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с фольклором;  знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами, изучением русского народного костюма; создание мини музея русской национальной культуры.

Работа по приобщению детей, имеющих речевые нарушения, к русской народной культуре – это путь развития нравственных и умственных способностей ребенка, это способ развития воображения, логического мышления, способ воплощения замысла ребенка и, конечно, источник развития речи.

Таким образом, целью  данного проекта является: развитие речи и воспитание всесторонне развитой личности  через приобщение к истокам русской народной культуры.

При внедрении данного проекта, перед педагогами ставятся следующие задачи: развивать у детей познавательный интерес к русской народной культуре с помощью создания музея русской национальной культуры, развивать и активизировать речь детей, обогащать словарный запас, развивать лексико-грамматического строй

речи, воспитывать любовь к традициям, духовно-нравственным ценностям, патриотизм, любовь к Родине.

                                     Описание учреждения

МКДОУ№388 было открыто в октябре 1968г. Вновь открывшемуся ясли-саду на 280 мест присвоен порядковый номер 10,затем - №388.За 48 лет из стен нашего детского  сада выпущено не одно поколение маленьких горожан.

   Детский сад расположен в Калининском районе г. Новосибирска, остановка транспорта «Универмаг Юбилейный».

   В ДОУ функционирует 11 групп:

1группа - детей раннего возраста;

5 групп - логопедических;

5 групп общеразвивающих (из низ 2 тубинфецированные).

В МКДОУ реализуются программы:

  1. Основная общеобразовательная программа МКДОУ д/с №388,разработанная на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  2. В логопедических группах используют программы: «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи- седьмой год жизни» под редакцией Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
  3. «Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи пяти, шести лет» под редакцией Г.К.Каше, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
  4. «Программа по развитию речи детей в детском саду» О.С.Ушаковой.

Все методические разработки, используемые в ДОУ ,составлены в соответствии с возрастными особенностями детей, не противоречат требованиям государственного стандарта.

Законодательная база:

  • Концепция о правах ребёнка.
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».
  • Закон РФ «Об образовании».
  • Закон РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Национальная  доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000г.
  • Устав МКДОУ №388

Социальными партнёрами  МКДОУ являются:

  • Городской центр образования и здоровья «Магистр»;
  • МБОУ ДОД Центр « Юность» ДДТ им.А.Гайдара;
  • МБОУ СОШ №78,173;
  • Районный отдел образования;
  • ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО;
  • Депутаты;
  • Санитарно-эпидемиологическая станция;
  • Роспотребнадзор;
  • Учреждения культуры;
  • ДОУ города;
  • Медицинские учреждения.

Детский  сад активный участник районных, городских, всероссийских, международных  конкурсов ,семинаров ,конференций.

                                      Постановка проблемы.

 

 «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

                                                                                           В.Г. Белинский

Россия – родина для каждого из нас, мы живем в этой стране, любим и гордимся ею. Но вряд ли мы можем с уверенностью сказать о том, что хорошо знаем духовную жизнь нашего народа, историю и культуру страны, как нам бы того хотелось.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, но педагог не сможет пробудить чувство любви к Родине у ребенка, не будучи сам патриотом.

Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, а всячески доносить это до людей, в первую очередь, начиная с ребенка. Знакомя с русскими народными сказками, играми, песнями, потешками, хороводами, загадками, усложняя и насыщая знания с возрастом. Декоративно-прикладное искусство: хохлома, городецкая, дымковская, филимоновская игрушка. Слушание и воспроизведение фольклора.

Русский педагог К.Д.Ушинский, исследователи русского фольклора Г.С.Виноградов, В.И.Даль и многие другие, отмечали, что основной чертой русского фольклора, его достоинством, является его теснейшая связь с окружающей жизнью. Это делает его совершенным средством воспитания детей.

В нашей жизни практически отсутствуют предметы народного быта, поэтому некоторые слова из фольклорных произведений могут быть непонятны детям, и задача воспитателя объяснить и научить правильно, понимать и применять эти слова.

Знакомя детей с поговорками, сказками, загадками мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, уделяя особое внимание заботе, нежности, вере в благополучие, восхваляя положительные качества людей, уважительное отношение к труду.

Так же немаловажную роль должны занимать народные традиции и праздники.

Приобщая ребенка к видам национального искусства, прививая любовь к Родине ее культуре, стараясь чтобы она стала неотъемлемой частью души ребенка с первых лет жизни, мы порождаем личность, которая в дальнейшем проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств и нравственных позиций.

                                           

                                               Цель и задачи

Цель:  развитие речи и воспитание всесторонне развитой личности  через приобщение к истокам русской народной культуры.

Задачи:  

  • развивать у детей познавательный интерес к русской народной культуре с помощью создания музея русской национальной культуры,
  • развивать и активизировать речь детей, обогащать словарный запас, развивать лексико-грамматического строй речи,
  • воспитывать любовь к традициям, любовь к Родине, духовно-нравственным ценностям, патриотизм.

                             

                                 Методы реализации проекта

Программа выполнения работ по проекту.

      I этап – создание условий работы по приобщению детей к русской народной культуре.

      - создание минимузея, в котором собрано большое количество предметов стариной утвари, образцов декоративно-прикладного искусства и который помогает ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сегодня.

      - зона изобразительного искусства, в котором размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Также в изо зоне  находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования.

      - театральная зона, в котором есть все необходимое для театрализованной деятельности, инсценированию сказок, обыгрывание потешек, песенок.

     - музыкальная зона, в котором есть полки для хранения музыкальных народных инструментов: ложки, трещотки, бубны и т.д.; стол и стулья для музицирования; элементы народных костюмов.

     - Зона  «Моя страна, моя Россия»

     - Зона «Моя семья», в которых размещаются фотографии детей группы, города, детские рисунки, связанные с темой семьи, творческие работы, выполненные членами семьи.

                       Структура предметно-развивающей среды.

Помещение

Процессы

Участники

Мини музей.

Занятия, традиции, игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми.

Вос-ли, дети.

Групповые комнаты, уголки народного творчества.

Занятия, традиции, игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми.

Вос-ли, дети.

Приемные.

Оформление уголков для родителей.

Родители,

Вос-ли.

Групповые комнаты, приемные.

Занятия по изодеятельности, оформление выставок детских работ.

Вос-ли, дети.

Музыкальный зал.

Муз. занятия, инд.занятия, праздники, развлечения .

Муз. рук-ль,

Вос-ли, дети.

Уголки изод-ти.

Инд. занятия с детьми, сам. деят-ть.

Вос-ли, дети.

Театральный уголок.

Инсценирование сказок.

воспитатели, дети.

Зона  «Моя семья»,

«Моя Россия».

Рассматривание фотографий, рисунков, беседы с детьми.

Воспитатели, дети.

Учебно-тематический план

Перечень разделов, тема

срок

Презентации

НОД

Практика,

изготовление

I

Историческое прошлое России и русского народа

1

1

Кто мы и откуда? Где наши корни?

1

2

Древняя Русь. Места проживания наших предков.

1

3

Быт и основные занятия русских людей.

1

4

Экскурсия в русскую избу.

1

5

Из истории мужской и женской одежды.

1

6

Поэзия народного костюма.

1

1

7

Из истории русской кухни.

1

1

8

Календарь. История времяисчисления.

1

1

9

«Про отцов и дедов помнить от века завещано».

1

10

«Про матрешку»

1

1

11

«Край родной, навек любимый»

1

II

Устное народное творчество

1

1

«На героя и слава бежит»

1

2

Экскурсия в ДДТ Гайдар, кружок «Сибирочка» –  изготовление кукол

1

1

3

«Старая пословица до веку не сломится»

1

1

4

Экскурсия в библиотеку М.Ю.Лермонтова – «На печи лежим, сказки слушаем»

1

1

5

Загадки – дело серьезное

1

1

6

«Собирайся народ кто в прятки идет» (забытые детские игры)

1

7

Живет в народе песня

1

1

8

Фольклорный праздник, посвященный дню матери - «Сердце матери, лучше солнце греет»

1

1

9

«Грач на горе – весна на дворе»

1

III

Народные праздники и традиции

1

Покров – первое зазимье. Народные приметы.

1

2

Русские народные праздники и традиции

1

1

3

Новый год на Руси

1

4

Пришла Коляда накануне Рождества

1

5

Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько

1

6

Прощай масленица

1

7

Христос воскрес, воистину воскрес!

1

8

Белая береза – русская береза (Троица)

1

IV

Художественные народные промыслы

1

«Чудо – чудное, диво – дивное – золотая хохлома»

1

2

«Гжель прекрасная»

1

3

Русская народная игрушка

1

4

«Путешествие на златогривой чудо – тройке»

1

В проект входит четыре раздела:

1. Историческое прошлое России и русского народа.

2. Устное народное творчество.

3. Народные праздники и традиции.

4. Народные промыслы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица дорогая – наша гостья годовая»

Продолжать знакомить детей с народными традициями. Уточнить, что Масленица - это проводы зимы.Закреплять умение определять, в какой из совокупностей больше (меньше) предметов или в них равное количест...

Педагогический проект на тему:"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"

В проекте раскрыта актуальность темы, постановка проблемы,   поставлены цели и задачи, показаны методы и формы работы....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуре "Мои истоки" в средней группе

Проект расчитан  с сентября по май. Один раз в месяц дети проводят день в русских народных костюмах, приобщаясь к истокам через разные виды деятельности....

Педагогический проект по экологии во второй младшей группе "Наши верные питомцы"

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста. Направлен на знакомство детей с живой природой, расширение кругозора. Тип проекта: творческо-исследовательский, долгосрочный (3-4 месяца)...

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ: ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ СЛОВО

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...