Педагогический проект ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ –"Вернемся к истокам нашим"
проект на тему
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_kazennoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad.zip | 31.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 388
630027, Новосибирск, калининский район ,ул. Макаренко, № 8,
тел./факс – 272 – 08 – 79
Педагогический проект
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ –
«Вернемся к истокам нашим!»
Автор проекта: Сенькова Юлия Викторовна – воспитатель логопедической группы, высшей квалификационной категории.
Срок реализации 2 года
Краткая аннотация проекта.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.
Данный проект направлен на развитие у детей понимания социокультурного наследия, духовно-нравственных ценностей и воспитание бережного отношения к традициям своего народа. В данном проекте представлена система духовно-нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа.
На протяжении дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка с речевыми нарушениями имеет приобщение его к истокам русской народной культуры, которая нами понимается не только как процесс усвоения нравственных ценностей, традиций, особенностей культуры, но и, как богатейший источник комплексного решения речевых задач и психического развития детей с нарушениями речи.
Принципы воспитания, положенные в основу проекта следующие:
- принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;
- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;
- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.о. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, художественным народным промыслам.
- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т.е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Содержание работы включает в себя: изучение исторического прошлого России и русского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с фольклором; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами, изучением русского народного костюма; создание мини музея русской национальной культуры.
Работа по приобщению детей, имеющих речевые нарушения, к русской народной культуре – это путь развития нравственных и умственных способностей ребенка, это способ развития воображения, логического мышления, способ воплощения замысла ребенка и, конечно, источник развития речи.
Таким образом, целью данного проекта является: развитие речи и воспитание всесторонне развитой личности через приобщение к истокам русской народной культуры.
При внедрении данного проекта, перед педагогами ставятся следующие задачи: развивать у детей познавательный интерес к русской народной культуре с помощью создания музея русской национальной культуры, развивать и активизировать речь детей, обогащать словарный запас, развивать лексико-грамматического строй
речи, воспитывать любовь к традициям, духовно-нравственным ценностям, патриотизм, любовь к Родине.
Описание учреждения
МКДОУ№388 было открыто в октябре 1968г. Вновь открывшемуся ясли-саду на 280 мест присвоен порядковый номер 10,затем - №388.За 48 лет из стен нашего детского сада выпущено не одно поколение маленьких горожан.
Детский сад расположен в Калининском районе г. Новосибирска, остановка транспорта «Универмаг Юбилейный».
В ДОУ функционирует 11 групп:
1группа - детей раннего возраста;
5 групп - логопедических;
5 групп общеразвивающих (из низ 2 тубинфецированные).
В МКДОУ реализуются программы:
- Основная общеобразовательная программа МКДОУ д/с №388,разработанная на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- В логопедических группах используют программы: «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи- седьмой год жизни» под редакцией Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
- «Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи пяти, шести лет» под редакцией Г.К.Каше, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
- «Программа по развитию речи детей в детском саду» О.С.Ушаковой.
Все методические разработки, используемые в ДОУ ,составлены в соответствии с возрастными особенностями детей, не противоречат требованиям государственного стандарта.
Законодательная база:
- Концепция о правах ребёнка.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».
- Закон РФ «Об образовании».
- Закон РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000г.
- Устав МКДОУ №388
Социальными партнёрами МКДОУ являются:
- Городской центр образования и здоровья «Магистр»;
- МБОУ ДОД Центр « Юность» ДДТ им.А.Гайдара;
- МБОУ СОШ №78,173;
- Районный отдел образования;
- ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО;
- Депутаты;
- Санитарно-эпидемиологическая станция;
- Роспотребнадзор;
- Учреждения культуры;
- ДОУ города;
- Медицинские учреждения.
Детский сад активный участник районных, городских, всероссийских, международных конкурсов ,семинаров ,конференций.
Постановка проблемы.
«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».
В.Г. Белинский
Россия – родина для каждого из нас, мы живем в этой стране, любим и гордимся ею. Но вряд ли мы можем с уверенностью сказать о том, что хорошо знаем духовную жизнь нашего народа, историю и культуру страны, как нам бы того хотелось.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, но педагог не сможет пробудить чувство любви к Родине у ребенка, не будучи сам патриотом.
Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, а всячески доносить это до людей, в первую очередь, начиная с ребенка. Знакомя с русскими народными сказками, играми, песнями, потешками, хороводами, загадками, усложняя и насыщая знания с возрастом. Декоративно-прикладное искусство: хохлома, городецкая, дымковская, филимоновская игрушка. Слушание и воспроизведение фольклора.
Русский педагог К.Д.Ушинский, исследователи русского фольклора Г.С.Виноградов, В.И.Даль и многие другие, отмечали, что основной чертой русского фольклора, его достоинством, является его теснейшая связь с окружающей жизнью. Это делает его совершенным средством воспитания детей.
В нашей жизни практически отсутствуют предметы народного быта, поэтому некоторые слова из фольклорных произведений могут быть непонятны детям, и задача воспитателя объяснить и научить правильно, понимать и применять эти слова.
Знакомя детей с поговорками, сказками, загадками мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, уделяя особое внимание заботе, нежности, вере в благополучие, восхваляя положительные качества людей, уважительное отношение к труду.
Так же немаловажную роль должны занимать народные традиции и праздники.
Приобщая ребенка к видам национального искусства, прививая любовь к Родине ее культуре, стараясь чтобы она стала неотъемлемой частью души ребенка с первых лет жизни, мы порождаем личность, которая в дальнейшем проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств и нравственных позиций.
Цель и задачи
Цель: развитие речи и воспитание всесторонне развитой личности через приобщение к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- развивать у детей познавательный интерес к русской народной культуре с помощью создания музея русской национальной культуры,
- развивать и активизировать речь детей, обогащать словарный запас, развивать лексико-грамматического строй речи,
- воспитывать любовь к традициям, любовь к Родине, духовно-нравственным ценностям, патриотизм.
Методы реализации проекта
Программа выполнения работ по проекту.
I этап – создание условий работы по приобщению детей к русской народной культуре.
- создание минимузея, в котором собрано большое количество предметов стариной утвари, образцов декоративно-прикладного искусства и который помогает ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сегодня.
- зона изобразительного искусства, в котором размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Также в изо зоне находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования.
- театральная зона, в котором есть все необходимое для театрализованной деятельности, инсценированию сказок, обыгрывание потешек, песенок.
- музыкальная зона, в котором есть полки для хранения музыкальных народных инструментов: ложки, трещотки, бубны и т.д.; стол и стулья для музицирования; элементы народных костюмов.
- Зона «Моя страна, моя Россия»
- Зона «Моя семья», в которых размещаются фотографии детей группы, города, детские рисунки, связанные с темой семьи, творческие работы, выполненные членами семьи.
Структура предметно-развивающей среды.
Помещение | Процессы | Участники |
Мини музей. | Занятия, традиции, игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми. | Вос-ли, дети. |
Групповые комнаты, уголки народного творчества. | Занятия, традиции, игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми. | Вос-ли, дети. |
Приемные. | Оформление уголков для родителей. | Родители, Вос-ли. |
Групповые комнаты, приемные. | Занятия по изодеятельности, оформление выставок детских работ. | Вос-ли, дети. |
Музыкальный зал. | Муз. занятия, инд.занятия, праздники, развлечения . | Муз. рук-ль, Вос-ли, дети. |
Уголки изод-ти. | Инд. занятия с детьми, сам. деят-ть. | Вос-ли, дети. |
Театральный уголок. | Инсценирование сказок. | воспитатели, дети. |
Зона «Моя семья», «Моя Россия». | Рассматривание фотографий, рисунков, беседы с детьми. | Воспитатели, дети. |
Учебно-тематический план
№ | Перечень разделов, тема | срок | |
Презентации НОД | Практика, изготовление | ||
I | Историческое прошлое России и русского народа | 1 | |
1 | Кто мы и откуда? Где наши корни? | 1 | |
2 | Древняя Русь. Места проживания наших предков. | 1 | |
3 | Быт и основные занятия русских людей. | 1 | |
4 | Экскурсия в русскую избу. | 1 | |
5 | Из истории мужской и женской одежды. | 1 | |
6 | Поэзия народного костюма. | 1 | 1 |
7 | Из истории русской кухни. | 1 | 1 |
8 | Календарь. История времяисчисления. | 1 | 1 |
9 | «Про отцов и дедов помнить от века завещано». | 1 | |
10 | «Про матрешку» | 1 | 1 |
11 | «Край родной, навек любимый» | 1 | |
II | Устное народное творчество | 1 | |
1 | «На героя и слава бежит» | 1 | |
2 | Экскурсия в ДДТ Гайдар, кружок «Сибирочка» – изготовление кукол | 1 | 1 |
3 | «Старая пословица до веку не сломится» | 1 | 1 |
4 | Экскурсия в библиотеку М.Ю.Лермонтова – «На печи лежим, сказки слушаем» | 1 | 1 |
5 | Загадки – дело серьезное | 1 | 1 |
6 | «Собирайся народ кто в прятки идет» (забытые детские игры) | 1 | |
7 | Живет в народе песня | 1 | 1 |
8 | Фольклорный праздник, посвященный дню матери - «Сердце матери, лучше солнце греет» | 1 | 1 |
9 | «Грач на горе – весна на дворе» | 1 | |
III | Народные праздники и традиции | ||
1 | Покров – первое зазимье. Народные приметы. | 1 | |
2 | Русские народные праздники и традиции | 1 | 1 |
3 | Новый год на Руси | 1 | |
4 | Пришла Коляда накануне Рождества | 1 | |
5 | Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько | 1 | |
6 | Прощай масленица | 1 | |
7 | Христос воскрес, воистину воскрес! | 1 | |
8 | Белая береза – русская береза (Троица) | 1 | |
IV | Художественные народные промыслы | ||
1 | «Чудо – чудное, диво – дивное – золотая хохлома» | 1 | |
2 | «Гжель прекрасная» | 1 | |
3 | Русская народная игрушка | 1 | |
4 | «Путешествие на златогривой чудо – тройке» | 1 |
В проект входит четыре раздела:
1. Историческое прошлое России и русского народа.
2. Устное народное творчество.
3. Народные праздники и традиции.
4. Народные промыслы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица дорогая – наша гостья годовая»
Продолжать знакомить детей с народными традициями. Уточнить, что Масленица - это проводы зимы.Закреплять умение определять, в какой из совокупностей больше (меньше) предметов или в них равное количест...
Педагогический проект на тему:"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"
В проекте раскрыта актуальность темы, постановка проблемы, поставлены цели и задачи, показаны методы и формы работы....
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуре "Мои истоки" в средней группе
Проект расчитан с сентября по май. Один раз в месяц дети проводят день в русских народных костюмах, приобщаясь к истокам через разные виды деятельности....
Педагогический проект по экологии во второй младшей группе "Наши верные питомцы"
Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста. Направлен на знакомство детей с живой природой, расширение кругозора. Тип проекта: творческо-исследовательский, долгосрочный (3-4 месяца)...
Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"
Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ: ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ СЛОВО
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...
Конспект НОД по ФЭМП и приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица дорогая-наша гостья годовая» ( средняя группа)
Конспект НОД по ФЭМП и приобщению к истокам русской народной культуры....