Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры"Истоки"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_priobshcheniyu_detey_k_istokam_russkoy_narodnoy_kultury.doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры
«Истоки»
Пояснительная записка
«Через красивое к человечному -
такова закономерность воспитания »
В. А. Сухомлинский.
Рабочая программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и художественно–эстетическое воспитание детей.
В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данная рабочая программа «Истоки» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец). Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.
Программа рассчитана на детей с 4 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.
Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Новизна Программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому педагоги поставили перед собой цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества. С этой целью была разработана Программа по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что дети работают по ней в течении двух лет, занятия по художественному конструированию дают возможность глубже познакомиться с народными промыслами. В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Программа знакомства ребёнка с основами русской народной культуры опирается на принципы построения общей дидактики:
связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Целью данной программы является:
ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
- Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
- Освоение историко – культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря;
- Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
- Приобщение к эстетической культуре;
- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
- Обогащать словарный запас детей.
Направления:
1. Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
- Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;
- Экскурсии;
- Дидактические игры;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- Использование народных игр, в том числе хороводов.
В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
Предполагаемый результат:
- Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
- Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
- Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
- Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
Методы оценки результативности программы:
- Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
- Результаты продуктивной деятельности детей.
Индивидуальная работа, для того чтобы:
- Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
- Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
- Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Работа с родителями.
Используются разнообразные формы работы:
- Индивидуальные консультации по русской народной культуре;
- Беседы;
- Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в городе; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам
Тематический план работы кружка «Истоки» по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Средняя группа
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Во саду ли, в огороде» | Дид.игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел» (стр.47) |
2. | «Чудесный мешочек» | Повторение песенки–потешки «Наш козел». Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (стр.48) |
3. | «Коровушка и бычок» | Знакомство детей с домашними животными –коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка.(стр.49) |
4. | «Бычок -черный бочок» | Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок-черный бочок, белые копытца» (стр.49) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Приглашаем в гости к нам» | Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям».Повторение потешек о козле, коровушке, бычке. (стр.49) |
2. | «Гуси-лебеди» | Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари». (стр.49) |
3. | «Сошью Маше сарафан» | Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари» (стр.50) |
4. | «Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено» (стр.50) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Волшебные спицы» | Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья) (стр.51) |
2. | «Лисичка со скалочкой» | Знакомство с предметом обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой» (стр.51) |
3. | «Петушок–золотой гребешок» | Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали Петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» (стр.51) |
4. | «Чудесный сундучок» | Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешки и попевок о домашних животных. (стр.52) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Здравствуй, зимушка – зима» | Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «как на тоненький ледок» (стр.52) |
2. | «Зимовье зверей» | Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «как на тоненький ледок» (стр.54) |
3. | «Одень зверей» | Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей» (стр.54) |
4. | «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка» (стр.54) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Сундучок Деда Мороза» | Беседа «подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос» (стр.55) |
2. | «Лиса и козел» | Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел» (стр.55) |
3. | «Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных (стр.56) |
4. | «Заюшкина избушка» | Самостоятельный пересказ детьми сказки «заюшкина избушка» (стр.56) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Кто же в гости к нам пришел?» | Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки» (стр.57) |
2. | «Русская балалайка» | Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. (стр.58) |
3. | «Лисичка-сестричка» | Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» (стр.58) |
4. | «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» | Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины» (стр.59) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «При солнышке- тепло, при матушке – добро» | Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама» Пение песенок о маме. (стр.59) |
2. | «Крошечка-Хаврошечка» | Знакомство со сказкой «Крошечка –Хаврошечка» (стр.60) |
3. | «Весна, весна, поди сюда!» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне. (стр.60) |
4. | «Пришла весна!» | Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллекционной аппликации «Пришла весна». (стр.61) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором –дразнилками, скороговорками. (стр.62) |
2. | «Небылица–небывальщина» | Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. (стр.63) |
3. | «Русская свистулька» | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистульки. (стр.63) |
4. | «Чудесный мешочек» | Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий. (стр.64) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Времена года» | Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года. (стр.64) |
2. | «Волшебная палочка» | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам (стр.65) |
3. | «Игра с Колобком» | Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок» (стр.65) |
4. | «Посиделки» | Загадывание загадок о домашних животных. Игры на народных музыкальных инструментах. |
Старшая группа
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Что летом родиться, - зимой пригодиться» | Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы. (стр.66) |
2. | «Гуляй, да присматривай» | Рассказ о первом осеннее месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?»(плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень».(стр.67) |
3. | «Вершки да корешки» | Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «вершки и корешки» Загадывание детьми загадок.(стр.68) |
4. | «Хлеб – всему голова» | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда –цепком и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.(стр.68) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Октябрь пахнет капустой» | Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода –деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка – осень» (стр.69) |
2. | «Зайчишка-трусишка» | Знакомство со сказкой «Заяц – хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка» (стр.70) |
3. | «У страха глаза велики» | Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страза глаза велики» (стр.70) |
4. | «Друг за дружку держаться–ничего не бояться» | Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке» (стр.70) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Знаешь ли ты сказки?» | Литературная викторина по сказкам «Заяц –хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый» (стр.71) |
2. | Гончарные мастеровые | Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» (стр.71) |
3. | «Дикие животные» | Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки-потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них. (стр.72) |
4. | «Что нам осень принесла?» | Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. (стр.73) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Здравствуй, зимушка-зима!» | Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».(стр.73) |
2. | «Проказы старухи зимы» | Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы» (стр.74) |
3. | «Лиса-обманщица» | Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» (стр.74) |
4. | «Пришла коляда-отворяй ворота» | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. (стр.75) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «С Новым годом со всем родом!» | Рассказ о традициях празднования Нового года .Пение колядок. (стр.75) |
2. | «Гуляй, да присматривайся» | Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко» (стр.76) |
3. | «Хороший город Городец» | Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек. (стр.76) |
4. | «Городецкая роспись» | Продолжение рассказа о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве. (стр.77) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | ««Гуляй, да присматривайся» | Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза» (стр.77) |
2. | «Сказка для Кузи» | Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки» (стр.78) |
3. | «Письмо Нафане» | Составление детьми письма Нафане –другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице. (стр.78) |
4. | «Ой ты, Масленица!» | Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен.(стр.79) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. (стр.79) |
2. | «Мудреному и счастье к лицу» | Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.(стр.80) |
3. | «Гуляй, да присматривайся» | Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите» (стр.80) |
4. | «Весна, весна, поди сюда!» | Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне» (стр.81) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.(стр.82) |
2. | «Небылица в лицах, небывальщина» | Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.(стр.83) |
3. | «Красная горка» | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.(стр.84) |
4. | «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» | Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.(стр.84) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Весна красна цветами» | Повторение закличек, песенок пословиц о весне. Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой Н.Павлова «Под кустом» (стр.85) |
2. | «Победа в воздухе не вьется, а руками достается» | Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «каша из топора» (стр.85) |
3. | «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» | Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. (стр.86) |
4. | «Кошкин дом » | Инсценировка знакомых сказок, слушание русских народных песен. |
Подготовительная к школе группа
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Что летом родиться, -зимой пригодиться» | Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете. (стр.88) |
2. | «Восенушка – осень - сноп последний косим» | Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень» (стр.88) |
3. | «Хлеб всему голова» | Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.(стр.89) |
4. | «К худой голове своего ума не приставишь» | Беседа об уме и о глупости. Знакомство с о сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля» (стр.89) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Рассматривание русского народного костюма» | Рассказ об истории возникновения русского костюма, обратить внимание на узорчатое украшение сарафана, сорочки, кокошника. Познакомить с названиями других национальностей. |
2. | «Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит» | Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.(стр.90) |
3. | «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех приглашу» | Рассказ о строительстве изб на Руси.. Знакомство с русской народной игрой «Заря –зарница» |
4. | «Моя малая Родина» | Рассказ об освоении Кубанских земель казаками, рассматривание иллюстраций |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Город, в котором я живу» | Рассказ об истории Славянска-на-Кубани, чтение стихов Т.Голуб |
2. | «Синичкин день» | Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки (стр.92) |
3. | «Где живет перо Жар-птицы?» | Знакомство детей с хохломской росписью. (стр.92) |
4. | «Чудо - чудное, диво -дивное – Золотая Хохлома» | Рассказ о традициях хохломской росписи («кудрина», «травка» и т.п.) (стр.92) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Зима - не лето, - в шубу одето» | Беседа о характерных особенностях зимы. Использование русской народной песенки «Как на тоненький ледок» (стр.93) |
2. | «Светит, да не греет» | Беседа о различных источниках освещения. Показ теневого театра.(стр.93) |
3. | «Пришел мороз – береги ухо и нос» | Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок» (стр.94) |
4. | «Снегурочка –внучка Деда Мороза» | Знакомство со сказкой «снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи) (стр.95) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Пришла Коляда накануне Рождества» | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок. (стр.95) |
2. | «Зимние узоры» | Знакомство с творчеством вологодских кружевниц (стр.95) |
3. | «Гжель прекрасная» | Знакомство с гжельским художественным промыслом. (стр.96) |
4. | «Гжель прекрасная» | Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров.(стр.96) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Дело мастера боится» | Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.(стр.96) |
2. | «Живет в народе песня» | Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, встала я ранешенько» (стр.97) |
3. | «На героя и слава бежит» | Рассказ о русских богатырях (стр.97) |
4. | «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько» | Беседа о Масленице. Пение песен, частушек(стр.97) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Сердце матери лучше солнца греет» | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.(стр.98) |
2. | «Русская матрешка» | Рассказ о матрешке. Разучивание частушек (стр.98) |
3. | «Поэзия народного костюма» | Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (в записи) (стр.99) |
4. | «Грач во дворе –весна на дворе» | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.(стр.99) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Шутку шутить –людей смешить» | Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Пута-ница» (стр.100) |
2. | «Наши земляки» | Беседа о поэтах Кубани, чтение их произведений (Т.Голуб, Е.Бакалдин) |
3. | «Красная горка» | Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки» (стр.100) |
4. | «Путешествие на златогривой тройке» | Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (в записи)(стр.101) |
№ | Тема занятия | содержание |
1. | «Человек без Родины, что соловей без песни» | Заключительная беседа о прошлом родного края и героях – земляках. Просмотр иллюстраций |
2. | «Литературная викторина» | Литературная викторина. Игра-драматизация (стр.101) |
3. | «Край родной, навек любимый» | Русские народные подвижные игры на открытом воздухе. |
4. | «Мой родной край» | Беседа о крае в котором ты живешь, чтение стихов о Кубани, рассматривание иллюстраций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»
Рабочая программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и худо...
«Приобщение детей к ценностям русской народной культуры»
Презентация к опыту работы...
"Приобщение детей к традициям русской народной культуры в современных условиях дошкольного образования"
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания дет...
"Приобщение детей к традициям русской народной культуры"
Темой консультации является приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, воспитание в национальных традициях....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Приобщение детей дошкольников к русской народной культуре»
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному и...