ОД "Государственные символы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ОД «Государственные символы»
Цель: формирование уважительного отношения к государственным символам.
Задачи:
— обогащать первоначальные представления о символике России;
- стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны;
- формировать навыки поведения, адекватного знаниям о символике, самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.
Оборудование: изображения флага и герба России и аудиозапись гимна страны, песни «Гляжу в озера синие...» (муз. Л. Афанасьева, ел. И. Шаферана), документы с изображением российского герба; настольно-печатная игра «Найди флаг», карта мира, монеты; изображения флагов разных государств; на каждого ребенка — полоски бумаги красного, синего и белого цвета, аудио-проигрыватель.
Ход ОД
- Ребята, к нам за помощью обратилась Марина Сергеевна, воспитатель из другого детского сада. Она рассказала о том, что в их детском саду открылся музей государственной символики. Сколько интересного материала принесли в этот музей родители, дети, воспитатели! В музее детского сада есть образцы гербов городов России, изготовленные детьми на занятиях по аппликации, а также привезенные родителями и детьми из туристических поездок, коллекции флагов разных стран, значков с изображением разных гербов, открыток с видами городов нашей страны, разнообразные сувениры. В их музее также собраны игры, раскраски, мозаики, альбомы, помогающие детям лучше узнать о государственной символике разных городов России. Но в их музее мало материала, с помощью которого можно интересно и увлекательно рассказать детям о государственных символах России. Марина Сергеевна не случайно обратилась за помощью именно к вам. Она знает, что вам много читали и рассказывали по этой теме, у вас в группе есть много книг, игр, альбомов, с помощью которых можно узнать много интересного о гербе и флаге России. Как можно помочь Марине Сергеевне? ( Можно написать рассказы, сделать рисунки, аппликацию, рассказать о наших играх, подобрать картинки.)
- Молодцы, ребята, вы все правильно предложили, но, чтобы рассказы получились интересными, предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете о государственных символах России. Как и все государства в мире, наша страна имеет свои отличительные знаки. Какие?
( Герб, флаг, гимн.)
- Что такое герб? ( Эмблема, символ, отличительный знак.)
- Да, герб — эмблема, на ней изображается то, что является важным и значимым для государства. Кто изображен на гербе России? ( Двуглавый орел.)
- Все верно, золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Как вы думаете, почему именно орел выбран символом России? ( Это бесстрашная, гордая, свободная птица, одна ее голова смотрит на восток, другая — на запад.)
- Да, таким образом он зорко наблюдает за необъятными просторами нашей Родины. А еще орел очень заботится о своих птенцах. Посмотрите, как раскрыл свои крылья наш орел над всей Россией, как будто он хочет закрыть, защитить свои города, своих граждан от всех бед и напастей. О гербе России придумано много стихов. Послушайте одно из них.
Ребенок
У России величавой На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он — России дух свободный.
В. Степанов
- Так что же обозначает изображенный на гербе орел? ( Зоркость, мужество, свободу.)
- Что держит орел в правой лапе? ( Скипетр.)
- Что находится в его левой лапе? ( Держава.)
- Что мы видим над головами орла? (Короны.)
- В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Что представляет собой скипетр? ( Это жезл, украшенный дорогими камнями, золотом.)
- Да, скипетр — жезл, украшенный золотом и драгоценными камнями. Он указывает, что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым. Что представляет собой держава? (Это шар с крестом наверху.)
- Да, держава представляет собой золотой шар С крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство России и независимость ее от других государств. Посмотрите внимательно на герб. На груди орла помещен красный щит. Кто изображен на
нем? ( Георгий Победоносец.)
- Да, на щите изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Чем прославился Георгий? (Это герой, защитник, он сразился с драконом и победил его.)
- Все верно, Георгий служит символом всего светлого и доброго, поражающего черное зло в образе дракона. Мы с вами внимательно рассмотрели герб России. Что он символизирует?
( Победу добра над злом, мужество, свободу, зоркость.)
- Все верно, герб России символизирует справедливость, победу добра над злом. Послушайте стихотворение о гербе, в котором рассказывается о том, где можно его увидеть.
Ребенок
Не ищите вы гербы Под осинкой, как грибы! Их найдем мы на монетах И на гербовых конвертах, И на гербовой бумаге, На печатях и на флаге.
С. Крупин
- А еще где можно увидеть герб России? Дети. На пограничных столбах, зданиях, где работает правительство, на документах.
- Ребята, а для чего герб изображают на монетах, важных документах? ( Чтобы люди могли отличить монеты нашей страны от монет других стран, а печать с гербом ставят на важных документах.)
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные документы с гербами, монеты и купюры и выполнить игровое задание: найти и отобрать среди монет разных государств российские.)
- На мелких российских монетах, копейках, изображен всадник, убивающий дракона копьем. Как вы думаете, откуда произошло название этих монет? (От слова «копье».)
- Все верно, изображение Георгия с копьем издавна чеканили на мелких монетах, а от слова «копье» произошло слово «копейка». Какой еще отличительный знак, кроме герба, есть у каждой страны? ( Флаг.)
- Государственный флаг — символ свободы, независимости и самостоятельности государства. У каждого государства есть свой флаг. Предлагаю вам поиграть в игру, во время которой вы вспомните о том, что флаги разных стран могут быть чем-то похожи, но одинаковых нет.
Игра «Найди флаг»
Детям раздаются маленькие карточки с липучками с изображением знакомых флагов разных стран (России, Америки, Японии, Китая, Англии, Франции, Германии и др.). По предложению воспитателя дети прикрепляют карточки на карту мира в нужное место.
- Ребята, чем отличаются государственные флаги разных стран? ( Цветом.)
- Да, основной элемент флага — цвет. Какого цвета Российский флаг? ( Полосатый, бело-сине-красный.)
- Все верно, флаг, который есть у России сейчас, — полосатый, бело-сине-красный. Впервые такой флаг появился во времена царствования Петра I, но много раз с тех пор
менялся. Как вы думаете, случайно ли эти цвета стали цветами Государственного флага России?
(Нет.)
- Что вам напоминает белая полоса? ( Белоствольные березы, снег, облака, ромашки на лугу.)
- А синяя полоса? ( Небо, реки, озера, моря.)
- А что вам напоминает красная полоса? ( Красный — цвет солнца, огня, тепла.)
- Белый, синий и красный — цвета, которые от¬вечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами Государственного флага России. Предлагаю вам самим выложить из разноцветных полосок, которые лежат у вас на сто¬лах, флаг России.
Дети выполняют задание.
Что означает Государственный флаг России? ( Единство страны, независимость.)
- Что означает белый цвет Российского флага? (Мир.)
- Да, белый цвет означает мир, чистоту, благород¬ство, совершенство, невинность. Что означает синий цвет флага? ( Веру, верность.)
- Да, синий цвет Российского флага означает верность, небо, целомудрие, духовность. А что означает красный цвет? ( Отвагу, героизм.)
- Да, красный цвет означает защиту веры, от-вагу, героизм, великодушие. О флаге России придумано много стихов. Послушайте одно из них.
Ребенок
Светит под солнцем, под ветром полощется
Символ России и знак —
Знамя трехцветное, наше полотнище,
Флаг государственный, стяг.
Вот как колышется он на просторе!
Всюду он с нами навек:
Красный, как солнце, синий, как море, Белый, как выпавший снег.
Н. Голь
- Продолжим наш разговор о государственных символах России.
(включает аудиозапись гимна России. Дети встают, слушают.)
-Скажите, пожалуйста, мы сейчас что прослушали? (Гимн России.)
- Гимн — литературно-музыкальное произведение, в котором прославляется государство. Почему при исполнении Государственного гимна встают? ( Потому что все уважительно относятся к нему.)
- Да, люди очень уважительно и бережно относятся к символике, поэтому при исполнении Государственного гимна встают и слушают его стоя. Вот мы и вспомнили о государственных символах России. Ваши рассказы, записанные с помощью диктофона, я отправлю воспитателю Марине Сергеевне. Что еще можно ей послать? (Наши рисунки, описания игр, фотографии, аудиозапись Государственного гимна.)
- Предлагаю после занятия отобрать нужные рисунки, фотографии, подготовить описания игр с помощью схем. Думаю, что они помогут Марине Сергеевне и детям ее группы подготовить интересные альбомы, игры, книги для музея государственной символики.
А закончить занятие я бы хотела песней о нашей Родине.
Звучит аудиозапись песни «Гляжу в озера синие...» (муз. Л. Афанасьева, ел. И. Шаферана)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...
"Символ-тест как символ самопроверки."
работа с системой « Символ-Тест»...
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет
Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...
Методические рекомендации по изучению и использованию государственных символов РФ. Обновление содержания образовательной программы вопросами изучения государственных символов РФ.
Нравственно – патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляе...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»...
Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.
Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....