"Символ-тест как символ самопроверки."
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Символ-тест как символ самопроверки.
Ребёнок признаёт только такой опыт, который он пережил лично. И педагог может дать ребенку возможность накопить собственный опыт через принятые решения,
не боясь риска ошибок, свободно и самостоятельно их исправляя.
Как дошкольник узнает о том, что допустил ошибку, что полученный им ответ неверен? Ребенок должен иметь возможность проконтролировать сам свои результаты. А педагог должен в свою очередь иметь возможность определить усвоение учебного материала. В этом большую помощь оказывает система «Символ-тест». Устройство представляет собой малогабаритный прибор, внешне похожий на микрокалькулятор. Главное назначение устройства – обеспечение возможности самоконтроля, то есть проверки правильности ответов к вопросам, задачам и упражнениям.
Изучив учебное пособие « Учись читать. Учись считать» Ю.П. Шевелева, а так же методический материал, разработанный в нашем дошкольном учреждении по развитию математических способностей у старших дошкольников, мною был адаптирован перспективный план по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с учетом индивидуального развития детей своей группы. Именно выполнение математических действий, конкретных и четких, с помощью использования устройства «Символ-тест», на мой взгляд, на начальном этапе обучения работы с новой системой самоконтроля значительно помогает овладеть детям принципами работы, формированием определенных первоначальных навыков. Задания с помощью электронного репетитора использовались во второй части занятия, включая до 4 упражнений. По мере автоматизации навыков работы с устройствами, варианты применения « Символ-тест» стали разнообразнее - в начале занятия в качестве мозгового штурма, в конце занятия как итог усвоения нового учебного материала.
Продолжительность работы с системой « Символ» по времени может быть различной, но в основном ориентироваться следует на 5—7 минут. Хочу отметить, что занятия с применением устройства «Символ» отличаются высокой интенсивностью, что может привести к переутомлению, использование комплексов гимнастики для снятия зрительного утомления очень помогало в решении этого вопроса.
Дети с большим удовольствием работали на занятиях, выполняли упражнения в своем индивидуальном темпе, где, видя свои успехи, они как бы самоутверждались, становятся сильными и уверенными в себе. Формировался устойчивый интерес к действию непосредственно с техникой. Благодаря применению устройств на занятиях, проводимых малыми группами, удавалось проверить и опросить детей, которые по природе своей замкнутые, нерешительные, малоактивные. С помощью системы «Символ» обеспечивалось практическое закрепление новых знаний, почти не тратя на это дополнительного времени.
Более широкое применение по нескольким разделам программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой получила система «Символ» в работе с этими же детьми, но уже на подготовительном к школе возрасте. К этому времени уже были разработаны экспериментальной группой нашего детского учреждения упражнения для рабочих тетрадей по теме « Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста с применением электронного репетитора « Символ-тест» Твоя безопасность», «Экологическое воспитание», «Диагностика и коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с использованием электронного репетитора « Символ-тест», « Обучение грамоте», « Обогащение словаря», « Художественная литература» , « Математика».
Применение электронного репетитора «Символ» позволило мне расширить возможности по подготовке детей к школе, и в обучении чтению и счету, вычислительным действиям.
Некоторые трудности присутствовали при фронтальном проведении занятия со всей группой детей. Групповое проведение занятия объясняется подготовительным моментом к школьной деятельности. Дефицит дидактического материала для упражнений ограничивал эффективность процесса обучения, т.к. рабочие тетради на данный момент по разделам программы находятся в подготовительной к печати стадии. А объем демонстрационного материала для упражнений зачастую занимает много места и возникает необходимость использования более совершенных технологий, как то интерактивная доска, чем пока наше учреждение не располагает.
Было замечено, что работа с устройством развивает у детей устойчивость внимания и мелкую моторику. Проявляя настойчивость и терпение, они снова и снова ищут правильный ответ и проверяют его на приборе.
При необходимости каждый воспитатель (и родитель) может заимствовать упражнения из других дидактических пособий или предлагать свои собственные и после соответствующей доработки применять их на занятиях с дошкольниками. Доработка сводится к тому, что каждое упражнение кодируется, то есть снабжается специальным кодом в виде нескольких букв или цифр. Как осуществляется кодирование – подробно описано в инструкции, прилагаемой к каждому устройству «Символ-Тест» или на сайте www.simvol.biz.
Использование электронного репетитор «Символ-Тест» возможно в целях диагностики по разделам программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой , применимо для индивидуальных корректирующих занятий.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я систематически использую систему «Символ-тест» в образовательном процессе.
Упражнения с устройством занимательны и интересны. Заинтересованность детей передалась и их родителям. На родительских собраниях родителям была представлена презентация устройства «Символ-тест», проведены в игровой форме упражнения по математическому развитию. Родители изъявили желание приобрести для домашнего использования электронного репетитор «Символ-Тест».
Теперь у родителей появился еще один помощник – электронный репетитор «Символ», который может стать очень серьезным подспорьем в нелегком деле обучения и воспитания дошкольников.
«Символ-Тест» по размерам немногим больше карманного калькулятора, и не намного дороже его. Это обеспечивает возможность его массового применения. Он универсален, то есть подходит для проверки заданий по любым предметам. Используя «Символ-Тест» для самоконтроля, ребенок становится активным участником учебного процесса, учится не бояться совершать ошибки и приобретает умение самостоятельно, без посторонней помощи, исправлять их.
Устройство «Символ-Тест» и для дошкольников является инструментом для самопроверки, но работа с ним регламентируется взрослыми (родителями, воспитателями) и осуществляется под их присмотром.
Практическое выполнение заданий с помощью устройства «Символ –Тест»
Все упражнения закодированы.
Например: « В гости к Мишке». Мишутка часто болеет, но хочет быть здоровым. С каким подарком к нему лучше идти в гости?
(СВ) - буквенный код. Для рассматривания предлагаются пронумерованные картинки с изображением вредных продуктов и полезного фрукта-яблока- с цифрами от 1 до 7.
В круглых скобках указан код задания, состоящий из двух букв: С и В. Сами скобки в код задания не входят. В коде зашифрован ответ. В данном примере коду СВ соответствует ответ цифры: 1( яблоко).
Ответ выглядит следующим образом : СВ 1
Воспитанник, получивший закодированное задание, сначала работает над ним, находит ответы, а затем видит свой результат: если загорается зеленый индикатор – правильный ответ, красный – не правильный ответ. При помощи э.р.«Символ-тест» малыш самостоятельно проверяет правильность найденных ответов. При самоконтроле воспитанник действует следующим образом:
- включает устройство и нажимает кнопку СБРОС;
- набирает код задания (например, СВ)
- вводит ответ (в данном случае, цифра 1 )
- нажимается кнопка контроль (загорится индикатор, если загорелась зелёная лампочка – ответ правильный, если красный – не правильный).
Если ребенок посещает детский сад, то это вовсе не значит, что родители в воспитании и обучении ребенка могут не участвовать. Как раз наоборот. Во всем, что касается развития детей, родителям принадлежит ведущая роль, а воспитатели детских садов всегда были их помощниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предлагаю специальную самопроверку для родителей, чтобы проверить готов ли Ваш ребёнок к обучению в школе.
Оценка развития познания: 1. Способен ли ребёнок понять простейшие классификации. Например: мебель, одежда, посуда, овощи, фрукты, звери, птицы, игрушки. 2....
ТЕСТ САМОПРОВЕРКИ «Какой Вы родитель?»
Конечно, это всего лишь игра, но в ней намек на действительное положение дел....
Лист самопроверки на готовность группы к новому учебному году
Самопроверка на готовность группы к новому учебному году на наличие учебного, дидактического, игрового и методического материала в соответствии ФГОС...
Технологическая карта НОД «Смело в школу мы пойдем» с использованием прибора " Символ-тест"
Аннотация.Сегодня в процессе обучения педагогами традиционно используется сценарий (конспект), однако в нем не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Элементы, этапы планирую...
НОД " Астрономы" с использованием прибора "Символ-тест"
НОД " Астрономы"...
НОД "Домашняя экономика" с использованием прибора "Символ-тест"
НОД "Домашняя экономика"...
ТЕСТ САМОПРОВЕРКИ «Какой Вы родитель?»
Уважаемые родители! Если Вы хотите убедиться в правильности воспитания детей в своей семье – начните с этого теста. Отметьте те фразы, которые Вы частенько употребляете в общении с детьми. Подсч...