Технологическая карта совместной деятельности педагогов с детьми в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Загайнова Лариса Олеговна

цель:расширить знания детей о космосе , о планетах солнечной системы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта совместной деятельности педагогов с детьми в старшей группе        

Тема

Путешествие в космос

Задачи

Образовательные:

-расширить и закрепить знания детей о космосе, о планетах  Солнечной системы.

- обогатить знания воспитанников о космических объектах (метеорит, кратеры, созвездия Большой и Малой медведицы, Полярная звезда и т.д.)

- закрепить знания о дне космонавтики и о полете первого человека в космосе.

Развивающие:

-развивать зрительное мышление, восприятие, логическое и ассоциативное мышление, зрительную память;

-развивать доказательную речь, умение рассуждать, делать выводы;

-развивать социально-коммуникативные навыки, умение работать в команде;

Воспитательные:

-воспитывать желание оказать помощь;

-воспитывать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками.

Технологии

-здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, физкультминутка)

-познавательно- исследовательские (проблемная ситуация, экспериментирование с мукой, рефлексия)

-игровые (дидактические игры, словесные игры, загадки)

-информационно-коммуникационная

Оборудование

Презентация по теме занятия, фонограмма старта космической ракеты, фонограмма голоса Планетяши, фонограмма для физкульминутки, макет - ракета, мяч со  звездами, чаша с мукой для эксперимента, загадки-звездочки, дидактическая игра «Собери планеты», наглядно-методическое пособие «Увлекательный космос»; поднос с телескопами  для детей; магниты для выкладывания созвездий; султанчики для физминутки-12 штук:, коврики- 6 штук, 6 зеленых звездочек, 6 красных, 6 желтых, флажки со звездами -5 штук

Содержание

совместной деятельности

Мотивационно-ориентировочный этап

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я сегодня получила электронное письмо. Давайте его прослушаем.

Слайд 2 –заставка Планетяши и его речь:

Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут Планетяша, Я житель планеты Серпантин. На моей планете произошла катастрофа. Метеорит упал и разрушил части планеты. Астроном Гектор сказал, что части планеты упали  и на планету Земля. Ребята, вы поможете нашим жителям? Для того чтобы найти эти части надо выполнить задания. Еще я посылаю вам карту со звездами, по этим звездам вы можете найти дорогу и выполнить задания.  

Воспитатель: Ну, что ребята мы поможем жителям планеты Серпантин? Ответы детей – Да.

Воспитатель: Тогда мы отправляемся в путешествие в космос на поиски частей планеты. Дети, а на каком виде транспорта мы сможем туда добраться? Ракета. Приглашаю вас в нашу ракету, занимайте места.

Слайд 6 –карта со звездами

Поисковый этап

Технологии, методы , приемы , вопросы , стимулирующие процесс мышления

Слайд 7 –ракета (отчет)

Слайд 8 –ракета летит.

Прилетели, давайте посмотрим на карту, какая звезда у нас первая. Нашли звезду с цифрой 1 .

Слайд 9 –первое задание Звездочка 1 «Угадай-ка» - на мяче наклеены звезды, снимаем звезду и воспитатель читает загадку, а отгадку находим среди картинок.  

 

Загадки:

1.В небе виден желтый круг

И лучи, как нити

Вертится Земля вокруг

Словно на магните

Хоть пока я и не стар

Но уже ученый

Знаю, то – не круг, а шар.

Сильно раскаленный (Солнце)

Вопрос :Как ты догадался?

2.Ночью с солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь

Сыплю мягкими лучами

Словно серебром

Полной быть могу ночами

А могу серпом (Луна)

Вопрос :Как ты догадался?

3.Угли пылают

Совком не достать

Ночью их видно

А днем не достать (звезды)

Вопрос: Как ты догадался?

4.Планета голубая

Любим,  родная

Она твоя, она моя.

А называется …(земля)

Вопрос : Как ты догадался?

5.Человек сидит в ракете

Смело в небо он летит

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит (космонавт)

Вопрос: Как ты догадался?

6.В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект

Хвост его - полоска света

А зовут его (комета)

Вопрос: Как ты догадался?

Молодцы ребята, справились с первым заданием. Получаем часть планеты.

Слайд 10- второе задание  Звездочка 2 – «Всезнайка»

Эксперимент с мукой

Ребята, посмотрите, перед  ваша чаша с мукой. Представим, что это поверхность Луны, покрытая космической пылью. А эти мячи – прыгуны-метеориты. Устроим атаку метеоритов на лунную поверхность? Предлагаю бросить «метеориты» с разной высоты, чтобы потом посмотреть одинаковые ли кратеры у нас образуются. Дети и воспитатель бросают мячи – прыгуны в чашу с мукой с разной высоты.

-Что происходит с мукой? - Ответы детей

одинаковые  ли  ямки образуются? от чего зависит размер ямок – кратеров? А глубина ямки?- Ответы детей.

Правильно ребята, чем выше мяч-прыгун от поверхности во время броска, тем больше скорость его полета, а значит, и ямка-кратер будет глубже. А размер метеорита влияет на размер образованного кратера.

 Слайд 11- Посмотрите на экран. Это фотография поверхности Луны с космоса. Похожа ли наша воображаемая лунная поверхность на настоящую?

Ответы детей. Молодцы ребята. Справились с экспериментом.

Получаем часть планеты. К какой следующей звездочке мы идем -3

Слайд – 12 звездочка 3 «Обучай-ка» - видео о первом полете космонавта Юрия Гагарина в космос.

Вопросы после просмотра видео:

  1. Когда был совершен первый полет человека в космос? (12 апреля)
  2. Как звали первого космонавта?  (Юрий Гагарин)
  3. Как назывался корабль, на котором Юрий Гагарин совершил полет?(Восток 1)
  4. Какие животные первые полетели в космос? (собаки Белка и Стрелка)
  5. Сколько  часов летали Белка и Стрелка?(25часов)
  6. Как называется день, который мы отмечаем 12 апреля? (День космонавтики)

Молодцы ребята справились с заданием. Получаем часть планеты.

Слайд 13 «Отдыхай-ка» Ребята, во время полета космонавты испытывают сильные перегрузки. А чтобы мы не устали в полете предлагаю сделать физкульминутку. Раздаю султанчики.  Вставайте в рассыпную. Включаю фонограмму и на экране видео с физкульминуткой.

Слайд 14 Видео с Планеты Лунатиков

Слайд 15-Звездочка 4»Увлекай-ка».

-Ребята давайте отправимся в гости к астроному.

Астроном: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я? Я  - астроном. Я изучаю звезды.

Сегодня я приглашаю вас в свою лабораторию, здесь мы  будем знакомиться со звездами. Звезд на небе очень, очень много. Но не так просто за ними уследить. Чтобы наблюдать за звездами ученые придумали специальный прибор – телескоп. И с его помощью астрономы наблюдают за звездами, открывают новые, наносят их изображения на карту. Без всяких приборов можно разглядеть около шести тысяч звезд, а с помощью телескопа — почти два миллиарда! Все звезды — огромные огненные шары. Как вы думаете, почему на небе они кажутся маленькими, словно песчинки? Потому что звезды находятся от нас очень - очень далеко.           А какая звезда ближе всего к Земле? Это Солнце.                                                          Звезды сверкают на небе темной ночью, а утром мы их не видим. Куда же они исчезают? Они никуда не пропадают, но в ярких лучах Солнца мы их не видим.                                           Ребята, сегодня я предлагаю вам понаблюдать  за звездами с помощью телескопа.       Телескопы  перед вами, а теперь давайте вместе наблюдать за звездным небом.                

Слайд 16 –Звездное небо : дети берут телескопы и рассматривают Звездное небо

Слайд:17 Созвездие Большая и Малая Медведица.                                                                       Посмотрите  в телескоп,  перед вами самое известное созвездие.                                                    Это Большая и Малая медведица.                                                                                                         Ребята,  на что они похожи? На ковш с длинной ручкой.                                                                 Слайд: 18 Созвездие Малая Медведица.                                                                                          Посмотрите,  в созвездии  Малой Медведицы на хвосте одна звездочка светит ярче других. Может кто-то знает, как называется эта звезда?  Эта звезда называется Полярной. Все звезды меняют положение на небе. Все кроме одной! Эта звезда всегда остается на своем месте и никуда не сдвигается.                                                                                                                             Слайд 19. Определение сторон света.                                                                                                        В древние времена, когда  люди ещё не  придумали  компаса,  путешественники  всегда ориентировались на эту яркую звезду.  Давайте мы с вами тоже научимся определять стороны света с помощью полярной звезды. Представим, что это звездное небо. Встаем лицом к полярной звезде, впереди будет север,  сзади юг, справа восток, слева  запад. Молодцы, ребята!                                                                                                                                                             Слайд 20 Созвездие Малая Медведица.                                                                                                    Ребята,  а из скольких звезд состоит созвездие Малой  Медведицы? Из семи.

А вы сможете выложить это созвездие на доске с помощью магнитов.

Молодцы, у вас отлично получилось. Вы выполнили моё задание и за это получаете часть планеты.

Слайд 21 Звездочка 5.»Играй-ка»

Ребята, а вы знаете, сколько планет входит в Солнечную систему? Всего 9 планет. 8 больших планет  и 1 карликовая. Давайте вспомним, как они называются, а поможет нам в этом пальчиковая гимнастика.

По-порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, за ним – Нептун.

А девятая планета называется – Плутон.

Давайте подойдем к столу. Посмотрите, что произошло. Из-за мощного взрыва все планеты перемешались и не могут найти свое место. Давайте поставим все планеты Солнечной системы на свои орбиты.

Ребята, давайте посчитаем, сколько частей планеты Серпантин мы нашли и соберем планету. Собираем планету . Мы помогли Планетяше и его жителям.

Слайд 22-Планетяша благодарит ребят

Слайд 23 Ракета – Нам пора возвращаться в детский сад. Отчет ракеты и мы летим.

Рефлексивно – оценочный этап

Воспитатель предлагает выбрать с подноса звездочку.

Воспитатель: 

если вы со всеми заданиями справились – возьмите зеленую звездочку.

если у вас возникли   трудности – возьмите желтую.

если было трудно выполнять все задания – возьмите красную.

Дети выбирают звездочки. Пусть эти звездочки останутся на память о нашем путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта совместной деятельности педагога с детьми в средней группе по образовательной области художественное творчество «Морское путешествие»

Технологическая карта интересного итогового занятия "Морское путешествие". В одном занятии использутся всевозможные игровые премы и упражнения(с песком,водой, дидактическими картинками,изобразительным...

Совместная деятельность педагога с детьми в старшей группе с использованием элементов стретчинга и ритмопластики.

Поддержание здоровья детей посредством физической активности с использованием  ритмических упражнений, упражнений на развитие гибкости в музыкальном сопровождении....

Технологическая карта совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы

Цель:Систематизировать знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения ....

Технологическая карта совместной деятельности педагога с детьми.

Технологическая карта совместной деятельности педагога с детьми.Тема: Изготовление постер-плаката "Сохраним планету"Интеграция областей: «Художественно - эстетическ...

Технологическая карта "Совместная деятельность воспитателя с детьми первой младшей группы по сенсорному развитию".

Формировать у детей умения классифицировать предметы, воспринимать и называть основные цвета, проявлять двигательную активность в процессе совместной деятельности, сопереживать, испытывать чувство при...