Конспект непосредственно образовательной деятельность по ознакомлению с окружающим "Виноградная лоза!.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Девиденок Наталья Викторовна

Лоза виноградная

Цель: уточнить и расширить знания детей о винограде и виноградарстве.

Задачи:

Обучающие: расширение словарного запаса, умение правильно и грамотно строить предложения, понимать образный смысл легенды.

Развивающие: развитие любознательности, мелкой моторики руки.

Воспитательные: воспитывать интерес к природе родного края.

Оборудование: гроздья винограда разных сортоввиноградный сок, изюм.

Мультимедийный проектор, картинки с изображением виноградной лозывиноградных побеговвиноградников.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем совершить путешествие в далекое-далекое прошлое, когда на земле еще не появились люди. Ветер и птицы принесли на землю семена разных растений. Среди них и виноград. Но виноград дикий, с мелкими, черными и кислыми ягодами. Птицы и звери охотно лакомились диким виноградом. Но вот появились люди. Постепенно они научились многому: строить дома, выращивать растения. И тогда они обратили внимание на дикий виноград. Стали выбирать покрупнее и послаще. Со временем из винограда дикого вывели виноград культурный. До сих пор ученые выводят новые сорта винограда : есть виноград без косточек, с круглыми, с овальными ягодами и много-много других сортов.

Воспитатель: А теперь подумайте и скажите, кто такой виноградарь?

(ответы детей)

Воспитатель: Это человек, который занимается выращиванием винограда. А участок земли, на котором растет виноград, называется «виноградник». Наша донская земля подходит для выращивания винограда. Существует множество разных сортов винограда. У нас сегодня тоже есть несколько сортов винограда. И сейчас вы сможете их опробовать. Когда пробуют, для того чтобы определить вкус или запах, это называется дегустация. Вот сейчас у нас будет дегустация разных сортов винограда.

Дегустация винограда :

Воспитатель: Какие сорта винограда понравились вам больше всего (ответы детей).

Воспитатель: Вы заметили, что ягоды винограда бывают окрашены в разные цвета. Какого цвета ягоды винограда, который вы сегодня пробовали – дегустировали? (ответы детей). Розовый, желто-зеленый, почти черный. Воспитатель: Ягоды, выросшие вместе, рядышком, называют виноградной кистью или гроздью.

Воспитатель: А откуда взялись виноградные кисти, разных расцветок рассказывается в старинной легенде. Мы свами уже читали легенды, и знаем, что это сказочный рассказ о чем-то, существующем на самом деле.

Легенда о винограде

Воспитатель: «Появился виноград на земле очень и очень давно. Матерью его была Земля, отцом – Солнце. Во времена рождения винограда гроздья его наливались (созревали) не месяц и не два, как сейчас, а быстро – сутра до сумерек (вечера, и те, что успевали созреть к рассвету, позаимствовали от утренней зари ее нежный румянец и стали розовыми. Гроздья, созревшие золото его лучей. Ягодам, созревшим поздно вечером, южная ночь передала свои темные или бархатисто-синие тона».

Сейчас виноград созревает несколько месяцев: первый созревает в середине лета, а урожай последнего, позднего винограда собирают в середине осени. Но земля и солнце и сейчас – родители винограда. Без солнышка ни зернышку не созреть, ни ягодке. Земля дает питание корням виноградного куста. А вот стебель и ветви виноградного куста называют «лоза». Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Лоза гибкая, длинная и тонкая. Чтобы она не ломалась от тяжести виноградных кистейвиноградари подвязывают лозу к столбику.

Птицы, насекомые, звери не меньше человека любят виноград. Пчелы, осы, муравьи любят полакомиться виноградом. Хомяки виноградные ягоды за щеку прячут, в свою подземную кладовочку несут. А воробьи, грачи, вороны клюют сладкие ягоды прямо с лозы.

Давайте поиграем в подвижную игру «Птицы и виноград».

Динамическая пауза «Птицы и виноград» :

Дети, изображая птиц бегают («летают»). Ведущий («сторож») по команде «сторож идет» начинает ловить детей-«птиц».

Воспитатель: Во все времена люди ценили виноград. В старину, когда бушевали войны, победители выкапывали и увозили к себе домой виноградные лозы.

Ведь виноград одаривает не только вкусными ягодами. Из винограда делают сок и вино. А еще вкусное лакомство. Вот оно (показ изюма). Знаете, что это такое? Это изюм – сушенный ягоды винограда. Для изюма выбирают виноград без косточек. Давайте проведем дегустацию изюма и виноградного сока.

Дегустация изюма и сока

Воспитатель: оказывается, виноград еще умеет лечить некоторые болезни. И еще он очищает организм человека, дает ему силу и здоровье.

Давайте нарисуем виноградную гроздь. Но прежде подготовим к работе пальчики. Именно ими мы будем рисовать.

Пальчиковая гимнастика «Виноград»

Палец указательный самый любознательный.

Может кнопки нажимать, может дырки ковырять.

И зависит от владельца, как использовать умельца.

Палец мы потренируем – виноград он нарисует.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают указательный палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и в другую сторону. Затем то же самое проделывают другой рукой.

Рисование «Грозди винограда»

Дети рисуют пальцами ягоды винограда на листе бумаги с нарисованными листиком, усиком и веточкой. Воспитатель обращает внимание детей, что можно добиться разного размера ягод, изменяя силу нажима пальца. Можно предложить детям выбрать цвет своему виноградуОбратить внимание на форму грозди: сверху ягод больше, чем ниже, тем меньше ягод.

Вопросы:

Чем отличается виноград культурный от винограда дикого?

Кто такие виноградари?

Как называют ствол виноградного куста?

Какого цвета бывают виноградные ягоды?

Перескажите легенду о винограде.

Что делают из винограда?

Что называют изюмом?

Кто, кроме человека любит виноград?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей первой младшей группы

Цель: Знакомство с домашними животными и птицами Задачи: 1.    Формировать понимание обращенной речи 2.    Развивать слуховое восприятие 3.    Упражнят...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".

Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей 6-7 лет "Прогулка по городу"

Программное содержание:Закреплять знание детей о достопримечательностях города Саратова, о символике, закреплять знания, когда звучит гимн, все встают, учить показывать на глобусе страну Россию. Расши...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой у детей средней группы на тему: «Путешествие в сказочный лес»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой у детей средней группы на тему: «Путешествие в сказочный лес» Цель: продолжать учить детей вниматель...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» в средней группе Тема: " Ознакомление со свойствами стекла ".

Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны   (металл, резин...