Конспект непосредственно образовательной деятельность по ознакомлению с окружающим "Виноградная лоза!.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Лоза виноградная
Цель: уточнить и расширить знания детей о винограде и виноградарстве.
Задачи:
Обучающие: расширение словарного запаса, умение правильно и грамотно строить предложения, понимать образный смысл легенды.
Развивающие: развитие любознательности, мелкой моторики руки.
Воспитательные: воспитывать интерес к природе родного края.
Оборудование: гроздья винограда разных сортов, виноградный сок, изюм.
Мультимедийный проектор, картинки с изображением виноградной лозы, виноградных побегов, виноградников.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем совершить путешествие в далекое-далекое прошлое, когда на земле еще не появились люди. Ветер и птицы принесли на землю семена разных растений. Среди них и виноград. Но виноград дикий, с мелкими, черными и кислыми ягодами. Птицы и звери охотно лакомились диким виноградом. Но вот появились люди. Постепенно они научились многому: строить дома, выращивать растения. И тогда они обратили внимание на дикий виноград. Стали выбирать покрупнее и послаще. Со временем из винограда дикого вывели виноград культурный. До сих пор ученые выводят новые сорта винограда : есть виноград без косточек, с круглыми, с овальными ягодами и много-много других сортов.
Воспитатель: А теперь подумайте и скажите, кто такой виноградарь?
(ответы детей)
Воспитатель: Это человек, который занимается выращиванием винограда. А участок земли, на котором растет виноград, называется «виноградник». Наша донская земля подходит для выращивания винограда. Существует множество разных сортов винограда. У нас сегодня тоже есть несколько сортов винограда. И сейчас вы сможете их опробовать. Когда пробуют, для того чтобы определить вкус или запах, это называется дегустация. Вот сейчас у нас будет дегустация разных сортов винограда.
Дегустация винограда :
Воспитатель: Какие сорта винограда понравились вам больше всего (ответы детей).
Воспитатель: Вы заметили, что ягоды винограда бывают окрашены в разные цвета. Какого цвета ягоды винограда, который вы сегодня пробовали – дегустировали? (ответы детей). Розовый, желто-зеленый, почти черный. Воспитатель: Ягоды, выросшие вместе, рядышком, называют виноградной кистью или гроздью.
Воспитатель: А откуда взялись виноградные кисти, разных расцветок рассказывается в старинной легенде. Мы свами уже читали легенды, и знаем, что это сказочный рассказ о чем-то, существующем на самом деле.
Легенда о винограде
Воспитатель: «Появился виноград на земле очень и очень давно. Матерью его была Земля, отцом – Солнце. Во времена рождения винограда гроздья его наливались (созревали) не месяц и не два, как сейчас, а быстро – сутра до сумерек (вечера, и те, что успевали созреть к рассвету, позаимствовали от утренней зари ее нежный румянец и стали розовыми. Гроздья, созревшие золото его лучей. Ягодам, созревшим поздно вечером, южная ночь передала свои темные или бархатисто-синие тона».
Сейчас виноград созревает несколько месяцев: первый созревает в середине лета, а урожай последнего, позднего винограда собирают в середине осени. Но земля и солнце и сейчас – родители винограда. Без солнышка ни зернышку не созреть, ни ягодке. Земля дает питание корням виноградного куста. А вот стебель и ветви виноградного куста называют «лоза». Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Лоза гибкая, длинная и тонкая. Чтобы она не ломалась от тяжести виноградных кистей, виноградари подвязывают лозу к столбику.
Птицы, насекомые, звери не меньше человека любят виноград. Пчелы, осы, муравьи любят полакомиться виноградом. Хомяки виноградные ягоды за щеку прячут, в свою подземную кладовочку несут. А воробьи, грачи, вороны клюют сладкие ягоды прямо с лозы.
Давайте поиграем в подвижную игру «Птицы и виноград».
Динамическая пауза «Птицы и виноград» :
Дети, изображая птиц бегают («летают»). Ведущий («сторож») по команде «сторож идет» начинает ловить детей-«птиц».
Воспитатель: Во все времена люди ценили виноград. В старину, когда бушевали войны, победители выкапывали и увозили к себе домой виноградные лозы.
Ведь виноград одаривает не только вкусными ягодами. Из винограда делают сок и вино. А еще вкусное лакомство. Вот оно (показ изюма). Знаете, что это такое? Это изюм – сушенный ягоды винограда. Для изюма выбирают виноград без косточек. Давайте проведем дегустацию изюма и виноградного сока.
Дегустация изюма и сока
Воспитатель: оказывается, виноград еще умеет лечить некоторые болезни. И еще он очищает организм человека, дает ему силу и здоровье.
Давайте нарисуем виноградную гроздь. Но прежде подготовим к работе пальчики. Именно ими мы будем рисовать.
Пальчиковая гимнастика «Виноград»
Палец указательный самый любознательный.
Может кнопки нажимать, может дырки ковырять.
И зависит от владельца, как использовать умельца.
Палец мы потренируем – виноград он нарисует.
Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают указательный палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и в другую сторону. Затем то же самое проделывают другой рукой.
Рисование «Грозди винограда»
Дети рисуют пальцами ягоды винограда на листе бумаги с нарисованными листиком, усиком и веточкой. Воспитатель обращает внимание детей, что можно добиться разного размера ягод, изменяя силу нажима пальца. Можно предложить детям выбрать цвет своему винограду. Обратить внимание на форму грозди: сверху ягод больше, чем ниже, тем меньше ягод.
Вопросы:
Чем отличается виноград культурный от винограда дикого?
Кто такие виноградари?
Как называют ствол виноградного куста?
Какого цвета бывают виноградные ягоды?
Перескажите легенду о винограде.
Что делают из винограда?
Что называют изюмом?
Кто, кроме человека любит виноград?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей первой младшей группы
Цель: Знакомство с домашними животными и птицами Задачи: 1. Формировать понимание обращенной речи 2. Развивать слуховое восприятие 3. Упражнят...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".
Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с элементами рисования в старшей группе – «Первоцветы»
Конспект разработан с целью уточнить и расширить представления детей о первых цветах весны....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей 6-7 лет "Прогулка по городу"
Программное содержание:Закреплять знание детей о достопримечательностях города Саратова, о символике, закреплять знания, когда звучит гимн, все встают, учить показывать на глобусе страну Россию. Расши...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой у детей средней группы на тему: «Путешествие в сказочный лес»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой у детей средней группы на тему: «Путешествие в сказочный лес» Цель: продолжать учить детей вниматель...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» в средней группе Тема: " Ознакомление со свойствами стекла ".
Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны (металл, резин...