Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в прошлое предметов быта и домашней утвари».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Елена Александровна Солдатова

Цель  занятия: создание условий для формирования представлений у детей о предметах быта и домашней утвари в прошлом, их названиями и предназначением. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ООД по познавательному развитию

в средней группе «Карусель»

на тему  «Путешествие в прошлое предметов быта и домашней утвари».

Подготовила и провела:

воспитатель МКДОУ

«Детский  сад  № 19 «Звездочка»

Солдатова Е.А.

Дата  проведения: 26.11.2021 г

Цель. Создание условий для формирования представлений у детей о предметах быта и домашней утвари в прошлом, их названиями и предназначением.

Задачи:

Образовательные.

  • Продолжать знакомить детей с бытом и жизнью людей в старину.
  • Закреплять название старинной домашней утвари.
  • Активизировать мыслительную деятельность детей, учить отгадывать загадки.

Развивающие.

  • Развивать внимание, память, речь.
  • Расширять словарный запас словами, обозначающими название предметов старинного быта.

Воспитательные.

  • Воспитывать интерес к народному быту нашего края, к его традициям.
  • Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

Материал к занятию.

Предметы старинного быта: самовар, утюг, кувшин, деревянная ложка, прялка, авоська.

Предметы современного быта: чайник эл., эл. утюг, метал. ложка.

Предварительная работа. Беседы с детьми о посуде и предметах домашней утвари в старину. Посещение мини- музея «Русская изба» в ДОУ. Чтение РНС, пословиц и слушание нар. песен.

Ход ООД.

Первая часть (вступление)

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?  Сегодня я хочу предложить вам  увлекательное путешествие в прошлое предметов нашего быта, быта жителей нашего края, нашей станицы. Вы хотите отправиться туда вместе со мной на веселом паровозике?

Дети (да!).

Воспитатель: Вот и здорово! Я предлагаю вам занять свободные места . ( дети садятся на стульчики, которые стоят паровозиком). ( Звучит песенка паровозика, дети ее подпевают).

         Основная часть.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и приехали в гости к предметам, которыми много лет назад пользовались наши предки, наши станичники. Давайте выйдем из нашего паровозика и поскорее отправимся к ним.

На столиках стоят (по подгруппам) различные предметы из прошлого. (Дети становятся вокруг одного из столиков, на котором стоят утюги).

Воспитатель: Дети, какой интересный предмет здесь стоит. Я вам загадаю про него загадку. Отгадав ее, вы сможете назвать этот предмет.

По реке Простыне плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь

Что морщинки не видать. (Утюг).

Воспитатель: Ребята, что же это за «пароход» такой? (Дети отгадывают загадку).

Правильно! Молодцы! Это утюг. Посмотрите на него внимательно, какой он необычный. В далекие времена, люди сделали такой утюг. Он из металла. И если его взять в руки, то можно почувствовать, что он тяжелый. Такой утюг нагревали на огне и гладили им вещи. Это было очень неудобно и не безопасно. А кто мне может сказать, сейчас какими мы утюгами пользуемся?

(индивид. ответы детей (электрическими). 

Воспитатель: Верно. Они легкие и менее безопасные.

Воспитатель: Теперь обратите внимание на другой удивительный предмет и послушайте про него загадку. (Дети рассматривают прялку).

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Детям пряжу отдает. (Прялка).

Ответы детей (если они затрудняются с ответом, помогает воспитатель).

Воспитатель: Да ребята, верно, это прялка. На ней пряли пряжу, чтобы вязать одежду, платки и многие другие вещи. А кто может мне ответить из чего сделана прялка? (Индивид. ответы детей (из дерева). На что она похожа? (ответы детей).  Правильно. Какие вы у меня внимательные. Вам понравился этот предмет из прошлого? (Ответы детей).

Воспитатель: Ой! Что-то наши глазки устали. Давайте дадим им немножко отдохнуть. Сядем на стульчики, закроем глазки и послушаем приятную, спокойную музыку, помедитируем. (Звучит тихая музыка для медитации 2-3 мин.).

Ну вот, мы с вами немного и отдохнули. А теперь продолжим. (Воспитатель подводит детей к столику, на котором стоит самовар.

Воспитатель:   И снова хочу вам загадать загадку, послушайте ее внимательно и отгадайте о чем она.

И шипит, и кряхтит воду быстро кипятит,

Он наелся угольков, вот для нас и чай готов

Кран на брюшке открывает, кипяточек наливает. (Самовар).

Воспитатель: Что же это- ребята?

(Отвечают дети – это самовар).

Воспитатель: Правильно! А для чего же он нужен?

(Индивид. ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Верно, его используют для нагрева воды, чтобы пить горячий чай. Самовар нагревали угольками. А кто знает, из чего сделан самовар? И почему он так называется?

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, молодцы. А как вы думаете, сейчас, в наше время люди пользуются самоваром?  

(ответы детей).

Воспитатель: Да, только сейчас самовары электрические. А еще скажите мне пожалуйста, в чем ваши родители сейчас греют воду для чая?

( ответы детей – в чайнике).

Воспитатель: Правильно. Чайники бывают обычные (показывает воспитатель современный чайник), который греют на огне и еще бывает чайник электрический, вода в нем закипает очень быстро. Вот сколько интересного мы с вами узнали.

А сейчас я предлагаю вам еще раз подойти к этим замечательным предметам, посмотреть на них. Вы можете их даже аккуратно, бережно потрогать, почувствовать этот запах. Прикоснувшись к ним, вы как будто перенесетесь в далекое прошлое. (Дети самостоятельно рассматривают и другие предметы, которые лежат на столах: глиняный кувшин, деревянные ложки и миски, авоська, вязаный коврик. Называют эти предметы).

Воспитатель: Ребята, вы увидели еще много интересных предметов о которых мы с вами обязательно еще поговорим. А сейчас нам пора возвращаться в наше время. Нас ждет веселый паровозик. Занимайте свои места и в путь! (Звучит песенка паровозика).

 Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше замечательное путешествие. Вам оно понравилось? Что именно? Оно было для вас интересным? А как оно называлось?

 (ответы детей общие и индивидуальные)

Воспитатель: Правильно, молодцы! А какой предмет вам понравился больше всего? Кто пользовался этими предметами и где?

(индивидуальные ответы детей).

Воспитатель: Да ребята, наше путешествие действительно было увлекательным и полезным. И мы обязательно к нему еще вернемся! (дети выходят из паровозика).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с бытом русского народа посредством игр - путешествий в прошлое предметов

материал содержит заимствованное с интернет-ресурсов перспективное планирование по теме «Путешествие из прошлого в будущее» для старшей и подготовительной групп...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Путешествие в прошлое предмета: счетное устройство»

На данном занятии дети знакомится  с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с элементами исследовательской деятельности «Путешествие в прошлое предметов - ручка», с использованием интерактивного оборудования MIMIO

Цель: Формирование представлений детей об истории ручки. Задачи:Знакомство детей с историей ручки, научить понимать функции и назначение ручки.Научить устанавливать причинно - следственные связи ...

Конспект НОД "Путешествие в прошлое предметов"

Конспект занятия по Познавательному развитию (Предметный мир), в старшей группе №6, по теме: «Путешествие в прошлое предметов» ( с использованием ИКТ)Подготовила: воспитатель Баранова...