Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Путешествие в прошлое предмета: счетное устройство»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
На данном занятии дети знакомится с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_puteshestvie_v_proshloe_predmeta.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по окружающему миру
в подготовительной группе
Тема: «Путешествие в прошлое предмета: счетное устройство»
Программное содержание: формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её результатах (любое исследование приводит к появлению чего - то нового, необходимиго для развития общества, для облегчения труда человека).
Образовательные задачи:
- познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком (подача материала производится с опорой на имеющий опыт дошкольников)
Развивающие задачи:
- развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира
- активизировать познавательную деятельность детей
Воспитательные задачи:
- воспитывать любознательность
- воспитывать умение работать сообща, в подгруппах
Материалы и оборудование: картинки, рисунки счетных устройств, камешки, веревочки, счетные палочки, счеты, калькуляторы, ноутбук.
Предварительная работа:
- знакомство с понятием «счетное устройство»
- знакомство со счетами, принцип вычисления на них
- знакомство с калькулятором, принципом простейшего вычисления на нем
- знакомство с компьютером, его устройством (компьютер – ЭВМ – электронная вычислительная машина)
- отгадывание загадок
- беседа «Компьютер в жизни человека»
- рисование на тему: «Мой компьютер»
Все виды счетных устройств показываются воспитателем на медиапректоре или ноутбуке.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Организационный момент. Введение в тему. Постановка цели занятия
Младший воспитатель, сидя за столом, производит вычисления на калькуляторе.
- Чем Вы занимаетесь, Елена Николаевна? Что делаете? (считаю)
- Мальчики и девочки, а на чем считает Елена Николаевна? (считает на калькуляторе)
-Что это за предмет такой? (это счетное устройство)
- Для чего он нужен? (калькулятор нужен для облегчения счета)
- А на чем и как считали люди раньше, вы знаете? Хотите узнать?
- Знаю, что вы любите путешествовать. Сегодня я предлагаю вам отправиться в прошлое счетного устройства.
II. Основная часть.
1.Рассказ воспитателя об истории возникновения счетных устройств.
- Присаживайтесь поудобнее и слушайте.
Счетные устройства использовались людьми ещё в древности для выполнения денежных расчетов (сегодня они используются во всех сферах человеческой деятельности)
История счетных устройств уходит далеко в прошлое. Накопление запасов, дележ добычи, торговля – все это было связано со счетом, с вычислениями. Нужно было на чем – то считать. Для подсчетов люди стали использовать собственные пальцы. Пальцы и были самым первым счетным устройством. Когда для счета перестало хватать пальцев на руках. Люди стали использовать каменные палочки, узелки.
Считать приходилось много, становилось все сложнее и сложнее и совершенно естественно возникла потребность в изобретении устройств, помогающих счету, т. е. счетных устройств.
Первый помощник человека в счете появился очень давно (в V в. До н. э.) в Греции и Египте, и назывался абак. «Абак» - слово греческое, переводится как « счетная доска». Это была обычная доска с полосками, вдоль которых складывались камешки. Потом абак изменился, на нем появились металлические прутья с косточками. Существовала целая наука о счете при помощи этого счетного устройства. Этим счетным устройством пользовались еще долгое время, много – много веков и столетий (даже в Западной Европе).
С развитием торговли, расчеты стали более сложными, люди (ученые) решили переложить этот труд на плечи машин. И в XVII столетии стали появляться первые механические счетные машины. Французский математик Блэз Паскаль изобрел первое счетное устройство - счетчик – регистратор, затем немецкий физик и математик Лейбниц создал ступенчатый вычислитель. Эта счетная машина умела складывать, вычитать, умножать, делить.
После появлялись еще счетные машины, которые постепенно усложнялись.
В XIX веке петербургский инженер Однер создал арифмометр, который позволил считать быстрее и притом большие числа. В XX веке он выглядел уже так…
Немного позднее было создано другое счетное устройство – табулятор (первая электромеханическая счетная машина).
Наряду с механическими счетными устройствами люди начинают выполнять вычисления на русских счетах (массовое счетное устройство). До сей поры люди иногда используют это счетное устройство для вычислений.
Изобретатели создают в XX веке и калькулятор (римское calculi – камешки (вычислять)), который работает сначала от розетки, затем от батареек.
Считать с каждым годом приходится все больше, сложнее. У людей возникает желание упростить систему расчетов. Появляется компьютер (англ. Computer – считаю) – машина для приема, переработки, сохранения и выдачи информации в электронном виде.
Устройство, которое можно назвать первым компьютером, изобрел английский математик Чарльз Беббидж, но построить этот прибор ему не удалось. Первый автоматический компьютер IBM в 1944 году (в прошлом веке), весил 35 тонн и занимал несколько комнат.
Постепенно ученые – изобретатели усовершенствовали компьютер, и в конце XX века ( в 1981г.) появились первые компьютеры – персональные, для частного, домашнего использования.
Современные компьютеры состоят из системного блока и внешних устройств: монитора, клавиатуры, мыши; к ним добавляются такие устройства, как принтер, сканер, акустическая система (колонки), джойстики.
Изобрели и переносные микрокомпьютеры – ноутбуки, карманные компьютеры – палмтопы.
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Во время проведения физминутки предложить одному из детей с помощью счетных палочек посчитать количество действий. Выполняемых детьми.
2.Практическая часть
Предложить детям разделиться на подгруппы и произвести вычисления с помощью различных счетных устройств:
- пальцы
- узелки
- камни
- счеты
- калькулятор
Примеры для вычисления даются детям на карточках.
После выполнения вычислений, дети проводят взаимопроверку.
III. Заключительная часть.
Итог занятия.
- О чем сегодня шла речь на занятии ? (слушали рассказ о счетных устройствах, об их происхождении)
- Какое было самое первое счетное устройство? (пальцы)
- Какие счетные устройства вы еще запомнили?
- С помощью какого счетного устройства производят вычисления сейчас?
- Назовите самое современное счетное устройство.
- Перечислите основные и дополнительные части компьютера.
- И в заключении я предлагаю вам отгадать загадки об устройстве компьютера. ( см. Приложение 1)
Приложение 1.
- Из земли на опушке
Торчит лысая макушка.
Вырос на макушке мох,
А вокруг – чертополох.
(камень)
- По десятку на листочке
Сели умные кружочки.
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук!
(счеты)
- Что за чудо – агрегат,
Может делать все подряд –
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать.
(компьютер)
- На столе стоит сундук,
В сундуке окошко.
Можно видеть чудеса,
Если знать немножко
(монитор)
- На доске по строчечке
Разместились кнопочки.
Догадайтесь, мальчики
Как здесь тыкать пальчиком?
(клавиатура)
- По ковру зверек бежит,
То замрет, то закружит,
Коврика не покидает,
Что за зверь, кто угадает?
(компьютерная мышь)
- То – то радость, то – то смех,
На бумаге без, огрех,
Из какой коробки лезет,
Текст на удивленье всех?
(принтер)
- Если что – то отключить,
То компьютер замолчит,
Тугоухий, как медведь –
Ничего не сможет петь.
(колонки, акустическая система)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (подготовительная группа) «Путешествие на вотчину Деда Мороза»
Занятие будет интересно воспитателям....
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну сказочных героев»
Конспект по математике....
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математика»
Программное содержание:Обучающие задачи:-закреплять у детей умение составлять числа из двух меньших;-продолжать учить решать простые арифметические задачи на сложение;-закрепить с детьми...
конспект занятия по грамоте в подготовительной группе:"Путешествие в страну АБВГДейка"
Задачи, поставленные в конспекте, помогут закрепить у детей умение проводить звуковой анализ слов (деление слов на слоги, различать гласные-согласные звуки, твердые-мягкие звуки).Развивает связную реч...
Конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) "Путешествие в лес"
Конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) Путешествие в лес.Цель: уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе.Задачи: Обобщить и конкретизировать знания де...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие на математические острова» подготовительная группа ________________________________________
Продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и листе в клетку.Упражнять в счете в пределах 20.Уч...