Конспект СООД в старшей группе "Путешествие в прошлое предметов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Управление дошкольного образования» Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ
«Путешествие в прошлое предметов»
Конспект совместной организованной образовательной деятельности в старшей группе по ФЦКМ
(предметный мир)
Зотикова Елена Ивановна
воспитатель I кв.категории
МБДОУ №3 "Огонек"
п.г.т.Камские Поляны
Нижнекамского муниципального района РТ
2017г.
Технологическая карта организованной образовательной деятельности (ООД)
СОД в возрастной группе | Старшая группа (5 лет) |
ФИО педагога | Зотикова Елена Ивановна |
Разработана в соответствии творческого отчета | Открытый показ занятия для воспитателей. |
Цель | Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов, происхождение которых имеют историческое значение и побуждение к совместной деятельности на основе использования информации, полученной на занятии. |
Тема СОД | «Путешествие в прошлое предметов» |
Интеграция содержания образовательных областей (выделить ведущую ОО) | Познание (предметный мир), речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. |
Программные задачи образовательной программы (обязательная часть) | Обучающие задачи: Создать условия для закрепления знаний детей о достижении человечества и их историческое прошлое– электричество, телефон, утюг. Применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях, проявлять активный познавательный интерес. Развивающие задачи: Систематизировать знания о свойствах и действиях различных предметов-предшественников электрической лампочки, телефона, утюга. Совершенствовать правила речевого этикета при общении по телефону, знание номеров телефонов служб экстренной помощи: пожарной, милиции, скорой помощи. Развивать внимание, воображение логическое мышление, память через дидактические игры, развивать мыслительную и речевую деятельность. Формировать безопасное поведение в быту и социуме, умение устанавливать причинно-следственные связи, разгадывать загадки, делать выводы. Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, активность, познавательный интерес, желание больше узнать о жизни людей раньше. Воспитывать чувство уважения и гордости к достижениям человека. |
Задачи образовательной программы (часть, формируемая участниками образовательного процесса) коррекционные, УМК по обучению татарскому языку, ЭКС –этнокультурная составляющая | УМК – диалог по телефону- закрепить умение составлять диалог на татарском языке по теме: «Знакомство». 234567- Исәнме, Катя! Исәнме Карина! Халләр ничек, Катя? Әйбәт, рахмәт Карина. Синең халләр ничек. Карина? Әйбәт рахмәт. Сау бул Карина. Сау бул Катя. ЭКС- воспитывать интерес к историческим предметам родного края. |
Предполагаемый результат | Ребёнок имеет представление о прошлом предметов (лучина, факел, рубель) . Умеет обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, интересуется историей происхождения предметов, обогащён словарный запас |
Виды деятельности | познавательный, речевой, социально - коммуникативный, двигательный, |
формы и методы организации совместной деятельности | формы: экскурсия в пределах группы, игра методы: игровые, познавательные, беседа, экспериментирование, приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, поощрения. |
Индивидуальная работа | Активизировать Зарину и Ксению во время беседы. |
Словарная работа | работа со словом (словотворчество): активизация словаря: электричество, рубель. Обогащение словаря: лучина, факел |
Предварительная работа | Подборка материала с изображениями прошлого предметов- утюга, лампочки, телефона, беседы на тему «Как жили люди без электричества», «Чем был предмет раньше», «Как нужно вести себя в общественных местах». Заучивание стихов о телефоне, утюге, лампочке, диалоги по телефону на татарском языке. Дид/игры «Хорошо – плохо», загадывание загадок о предметах домашнего обихода. |
Последующая работа: | Ознакомление детей с прошлым посуды. |
Оборудование и средства: зрительный ряд: (наглядные средства обучения) литературный ряд: (стихи, загадки, произведения литературы) музыкальный ряд: запись | Картинки с изображением старинных утюгов, телефонов. Изображение факелов, лучины. Предметы для музея: скалка, рубель, различные утюги, светильники, телефоны. Свечка, лучина. Для эксперимента –свеча, лучина, ведро с водой, спички. Кувшин с письмом и подарком от музея. Мяч для игры. Два телефона для диалога. Запись татарской музыки. |
Мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы | Проигрыватель для музыкального сопровождения. |
Структура ООД | Вводная часть Организационный момент- нахождение кувшина с письмом от Феи прошлого. Загадывание загадок. Беседа о поведении в музее. Основная часть: реализация задач программного содержания. Позитивный настрой «Я иду, и ты идешь». 1 Музей утюга. Правила безопасности. Стихотворение об утюге. 2 Музей лампочки. Эксперимент с лучиной и свечой. Правила безопасного пользования электричеством. Стихотворение о лампочке. Физминутка «Неделя». 3 Музей телефона. Дид/игра «Куда позвонить?» Стихотворение о телефоне. УМК - диалог по телефону. Заключительная часть: Дид/игра «Чем был раньше», нахождение кувшина с сюрпризом, релаксация «Что понравилось на занятии». |
Вводная часть | Ребенок. Посмотрите ,что я нашел! Воспитатель: Ребята, какой то старинный кувшин и что -то в нем лежит. Посмотрим? А нем - лежит письмо. Можно, я его прочитаю? Дорогие ребята приглашаю вас в путешествие в прошлое предметов. Вы узнаете много интересного. Но сначала отгадайте мои загадки. Это чудо-аппарат Донесет быстрее ветра Голос друга, даже если Друг – за сотни километров...(Телефон) Дом — стеклянный пузырёк, А живёт в нём огонёк, Днём он спит, А как проснётся — Ярким пламенем зажжётся. (Лампочка) В полотняной стране, По реке простыне, Плывет пароход, То назад, то вперед, А за ним такая гладь, Ни морщинки не видать. (Утюг) Счастливого путешествия. Фея прошлого. Воспитатель. Ребята, хотите отправиться в путешествие? А. вы знаете, где можно увидеть старинные предметы, которые видели ваши бабушки и дедушки. Ответы детей (можно увидеть в музее, на выставке, в деревне у старенькой бабушки) Воспитатель. А вы знаете как нужно себя вести в музее. Ответы детей. ( нельзя разговаривать, толкаться, если нужно что то спроси нужно поднять руку, в музее руками ничего трогать нельзя.) |
Основная часть: | Воспитатель. Мы с вами отправляемся в путешествие. Я иду, и ты идешь. Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.) Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.) Мы идем, и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.) Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Дают друг другу руки.) Воспитатель. В музее много отделов и 1 отдел Музей утюга. Здравствуйте. Исэнмесез! (дети стоят полукругом) 1 Экскурсовод Здравствуйте, проходите пожалуйста. Вы пришли в музей утюга. Посмотрите какие утюги были давным- давно. Это ребристая палка ее водили по одежде. А это угольный утюг. Для того чтобы выгладить белье нужен был горячий уголь. Я сейчас вам расскажу. «Когда то давным-давно, когда не было ваших родителей и даже ваших дедушек и бабушек, а тем более не было утюгов, люди не ходили в мятой одежде. Постирав свою одежду в реке, они ее отжимали, тщательно встряхивали, расстилали на ровной поверхности, придавливали сверху плоским камнем и оставляли на некоторое время». Воспитатель. Как вы думаете, хорошо ли разглаживалась одежда под тяжелым камнем? А удобно это было? Ответы детей ( нужно было найти большой камень, одежда плохо разглаживалась, мог начаться дождик) Экскурсовод. «Прошло немного времени и люди стали пользоваться скалкой, на которую наматывали мятое белье. Толстой плашкой с зарубками и рукоятью передвигали вперед-назад по намотанной на скалку вещи. Ребра этой плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины. Такое гладильное приспособление называлось «рубель». Мастера – резчики украшали рубели причудливыми узорами». Воспитатель. Хорошо ли разглаживалось белье таким способом? (нет) - Ребята, я с вами согласна. Таким гладильным орудием нельзя было хорошо разгладить одежду, оставалось много складок. Да и трудно было несколько раз наматывать и разматывать – уставали руки. Потом появились литые утюги - они были тяжелые, подошву утюга нужно было разогревать. Удобные были такие утюги? Почему? Воспитатель. Наши дети тоже знают о прошлом утюга, можно они расскажут. Ребенок Потом придумали угольный утюг. (показ утюга) Это была железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угли. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Утюгом необходимо было непрерывно размахивать». Воспитатель.1- Как вы думаете, удобно было пользоваться угольным утюгом? (нет) 2 Почему? (нужны были постоянно горячие угли, углями можно было обжечься, угли могли упасть на одежду) Воспитатель. Изготавливали такие утюги вручную, при литье их украшали орнаментом, и стоили они очень дорого. Наличие утюга в доме считалось признаком достатка и благополучия. Иногда утюг выставляли на салфеточке рядом с самоваром в качестве украшения, и он с гордостью демонстрировался гостям. 3 Ребенок Но время стремительно летело вперед. Человек стремился как-то облегчить свой труд и придумал много вещей, которые помогали ему. Когда появилось электричество, люди догадались, что утюг можно нагреть электрическим током. Это были простейшие электрические утюги. Сначала их нагревали, потом отключали и только после этого гладили. Затем люди придумали регулятор, которым можно контролировать температуру нагревания. А сейчас современным утюгом можно даже отпаривать вещи. Такие утюги называют паровые». Воспитатель. Вот такие этапы прошел утюг, прежде чем стал удобным, легким, практичным. Всегда нужно помнить правила безопасности. 1 не оставлять утюг включенным. 2 ставить на специальную подставку. 3 не пользоваться утюгом без взрослых. 4 не наливать воду во включенный утюг. 5 нельзя оставлять утюг на вещах. Воспитатель. Про утюг мы знаем красивое стихотворение. Давайте его расскажем. Не игра Шагалиева Галина Маша с куклою играла, Платье новое помяла. Взять хочу утюг у мамы, Но она мне отказала. Брать утюг тебе нельзя - Он не детская игра. Может он детей обжечь, И горяч он, словно печь. А чтоб не было огня, Только как поглажу я, Отключу его всегда. Крошка, все ты поняла? С мамой спорить я не стала, Детский утюжок достала. Воспитатель. Ребята поблагодарим экскурсовода и пойдем дальше. 2 экскурсовод. Проходите пожалуйста и присаживайтесь. ( дети садятся на стульчики в 2 ряда) Здесь у меня Музей лампочки. Здесь есть факел, лучина, свечка, лампа керосиновая, настольная лампа, светильники, современный фонарь. Воспитатель. Что общего у этих предметов? (Они зажигаются и дают свет.) Сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет. Но сначала скажите, всегда ли была электрическая лампочка? (Ответы.) Конечно, нет. Как вы думаете, чем люди в древности освещали свои пещеры? Верно, они разжигали очаг, и от него становилось светлее. А как вы думаете, нашим далеким предкам не страшно было ходить по улице ночью? 2 Экскурсовод. Сначала люди использовали факелы. Факел – это короткая палка с намотанной на нее просмоленной паклей. С факелами ходили по улице, их укрепляли также на стене, и тогда они освещали помещение. Затем люди стали использовать лучину. Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения - свечу. Ее делали из пчелиного воска, бараньего сала. Показывает свечу. Посмотрите, внутри нее есть фитиль, сделанный из ниток, ее нужно зажигать. Воспитатель. Я сейчас вам покажу, как горят лучина и свеча. Опыт с лучиной и свечой – показать детям как она коптит. Как вы думаете, чем удобна лучина, свеча? Дети. Ею можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает мало света. Воспитатель. Уважаемый экскурсовод наши дети тоже знают о прошлом лампочки, они хотят рассказать. Ребенок. Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы. Нужно открутить головку лампы, налить керосин – закрутить. Выкрутить чуть-чуть фитиль и зажечь ее. (Показывает детям керосиновую лампу, объясняет принцип ее действия.) Воспитатель: Удобной ли была керосиновая лампа? Почему? (Ответы.) Действительно, керосиновая лампа плохо освещала комнату, в нее постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал' лампу, керосин разливался, и вспыхивал огонь. Ребенок. Прошло много лет. Люди искали все новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах - бра, на столах стоят - настольные лампы, на полу стоят - торшеры. Воспитатель. Закрепим правила безопасного пользования электричеством. 1.С электричеством обращаться надо очень осторожно. 2.Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы, нужно знать правила обращения с ними. 3.Помните: неосторожное обращение приводит к пожарам! Воспитатель. Иногда по техническим причинам отключают свет, и что же происходит, расскажем Отключили в доме свет Ирина Микулович Отключили в доме свет - Катастрофа прямо! Мы остались без котлет, Их не жарит мама. Папа наш ужасно зол, Весь чернее тучи: Пропускает он футбол - Небывалый случай! Отключили в доме свет - Катастрофа прямо! Интернета тоже нет, А вот это - драма! Воспитатель. Ребята встанем в круг, сделаем разминку и перейдем в следующий отдел музея. В понедельник я купался, (Изображаем плавание.) А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.) В среду долго умывался, (Умываемся.) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.) Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.) Воспитатель. Переходим в 3 зал музея. 3Экскурсовод. Проходите, пожалуйста. У меня открылся музей телефона. Посмотрите у меня много различных телефонов. (иллюстрации древних телефонов: дисковый телефон, кнопочный и сотовые телефоны) Давным - давно, если необходимо было сообщить какую-то новость в другую деревню, люди забирались на высокую гору и разводили костер. Позже использовали звуки барабанов - сильно били в барабан, чтобы было далеко слышно. Также использовали сигнальные трубы, или били в колокола. Воспитатель Удобны ли были эти способы? Почему? ( не всем было слышно, не будешь с собой носить барабан или колокол, железку.) Экскурсовод Время шло. И вот был изобретен первый аппарат, он представлял собой две трубки, похожие на воронки, которые соединялись между собой длинным проводом. В одну трубку говорили, другую прикладывали к уху. Этот аппарат назвали «телефон». Что необычного для нас в этом телефоне? Слово «телефон» означает: «теле» - далеко, «фон» - звук. При помощи этого аппарата звук можно было услышать далеко. Позднее виды телефонов менялись и люди изобрели телефоны с диском для набора номера, палец вставляли в отверстия на диске, помеченные цифрами, и крутили диск. Это было не очень удобно: уставал палец, диск вращался медленно. Поэтому диск заменили кнопками. У многих такие телефоны есть и сейчас, но таким аппаратом можно было пользоваться, находясь в помещении, с собой его взять нельзя. Воспитатель. Почему? ( Размышления детей ) Ребенок Ученые снова стали думать, как телефон сделать более удобным. И вот изобрели мобильный телефон. Мобильный – означает переносной, его можно брать с собой и общаться, где бы человек ни находился. Предлагает детям рассмотреть различные телефонные аппараты: телефон с диском, кнопочный телефон, телефон с автоответчиком - если вас нет дома, человек, который вам звонил, может оставить сообщение для вас. Воспитатель. Почему люди во всем мире пользуются им? ( Можно поговорить с другом, мамой - если она далеко ) Воспитатель. Ребята, у каждого телефона есть свой номер. Это помогает нам позвонить именно тому человеку, которому нужно. А есть номера телефона, которые мы обязательно должны знать. Это номера очень важных служб. Специальные номера телефонов – карточки с номерами. Пожарной службы – 01; полиция – 02; скорая помощь – 03. Игра «Куда мы позвоним» 1.Сильно заболел маленький ребенок. 2.Хулиганы подрались 3.Загорелась опушка леса. Воспитатель. Расскажем стихотворение о номерах важных служб. Телефон. Вишнякова Т. Телефон, телефон: Почему поставлен он? — Мало ль что у вас случится! Без меня никак нельзя! Если что-то загорится, Вызову пожарных я. Если видишь гарь и дым, Набираешь "01". Телефон, телефон: Почему поставлен он? — Потому что если кто-то Будет в двери к вам ломиться, Ну а вы его не ждете — Вызвать можете полицию. Но для этого сперва Набираете "02". Телефон, телефон: Почему поставлен он? — Потому что всем я нужен, Без меня никак нельзя. Если кто-то занедужил, Прихожу на помощь я. У тебя температура? — В детский садик не ходи, Вот моя клавиатура, Мама наберет "03". А еще, ну так и быть, Можешь другу позвонить. Воспитатель. Сейчас нам ребята покажут, как нужно разговаривать по телефону. УМК- диалог по телефону. ( на татарском языке) 3456798- набор номера на татарском языке.
|
Заключительная часть: | Воспитатель. А знаете, ребята, ведь все предметы и объекты имеют свою историю. Давайте поиграем в игру «Чем был раньше? » (игра с мячом) Дети становятся в круг, передают друг другу мяч, я называю любой предмет, например, Книга – деревом лужа- дождем Велосипед – железом; мука - пшеницей Стол – деревом; дрова- деревом Хлеб – мукой; платье - тканью Дуб – желудем; кирпич –песком Корова – теленком; сосулька- водой Бабочка – гусеницей; Дом – кирпичами; Очки – стеклом; Снег– водой Воспитатель. Ребята в кувшине, что то есть. Фея прошлого дарит нам папку о старинной посуде. Поблагодарим ее. |
Итог | Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие в прошлое предметов. Понравилось путешествие? Что больше всего понравилось? Расскажите своим родителям, что вам больше всего понравилось на занятии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с прошлым предметов «История куклы»
На занятии дети знакомятся с историей возникновения и изменения куклы, в конце занятия изготавливают куклу из ниток....
Конспект занятия в старшей группе на тему: "Предметы, облегчающие труд человека в быту"
Закреплять и развивать имеющиеся знания о предметах в быту. Дать правильное пониманиетого, для чего нужны нам бытовые приборы, и те приборы, которые помогают человеку в работе. Развивать желание узнав...
Конспект занятия в старшей группе « Быт и предметы утвари русской избы».
Цель:Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа.Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и си...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в старшей группе. Тема: «Величина предметов»
Коррекционно- образовательные задачи: Учить детей находить предметы заданной формы и величины; закреплять понятия «под», «над», «рядом», «навстре...
Конспект НОД в старшей группе по соц.предмету
Пан-конспект...