Знакомство дошкольников с бытом русского народа посредством игр - путешествий в прошлое предметов
консультация по окружающему миру на тему
материал содержит заимствованное с интернет-ресурсов перспективное планирование по теме «Путешествие из прошлого в будущее» для старшей и подготовительной групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_proshloe_predmetov.docx | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство дошкольников с бытом русского народа посредством игр - путешествий в прошлое предметов
Наша жизнь стремительно движется вперед, меняется жизнь, меняемся мы. Если идти в ногу со временем, то несомненно получается так: что-то мы приобретаем, что-то теряем. А если рассматривать сложившуюся ситуацию более масштабно, то получается так, что в погоне за современной жизнью мы теряем самое дорогое для нас - наше прошлое. А причиной всего этого является то, что дети очень мало получают информации о русской культуре, о быте своего народа, о том, как жили предки, каким было их жилище, какими предметами они пользовались и как назывались эти предметы. И для того, чтобы не потерять окончательно наше историческое наследие, надо начать приобщать к культуре и истории детей уже с дошкольного возраста.
Так как, дошкольникам характерно наглядное и образное мышление, недостаточно использовать только печатную продукцию и иллюстрации. Необходимо ознакомить детей с реальными предметами и материалами (старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Неоценимую помощь в этом окажут игры-путешествия в прошлое предметов быта (таких как самовар, ухват, чугун, прялка, ручная мельница, весы «кантарь», коромысло, сундук, ткацкий станок и т. д.).
Цель данных игр :
Формирование представлений об истории создания предметного мира.
Задачи:
- учить детей видеть предметы и явления окружающего мира в их развитии (прошлое, настоящее, будущее предмета);
- развивать умение рассматривать окружающие предметы во взаимосвязях и взаимозависимостях («человек – предмет», «ребенок – предмет»);
- расширять кругозор ребенка;
- развивать способность прогнозировать будущее предметов;
- воспитывать у детей бережное отношение к предметам окружающего мира.
В самом начале таких игр-путешествий необходимо рассказать детям о том, как появились данные, как они использовались в быту, обратить внимание на то, какие предметы быта уже не используются в быту и какие из них ещё и не используются в обычном разговоре. Названия этих предметов мы сейчас можем найти в большей степени только в сказках, пословицах, поговорках и исторических произведениях.
В ходе ознакомления с предметами быта, можно составили список предметов быта. Это нужно для того, чтобы найти дополнительную и полную информацию об этих предметах. Затем обязательно нужно подготовить наглядные материалы для занятий с детьми - брошюру и презентацию.
В брошюре может содержатся информация о каждом предмете быта, фотография и названия этих предметов.
Презентация содержит аналогичную информацию, но только в большем информационном объеме. Презентация может быть, как в мультимедийном формате, так и в натуральном – предметы в живую.
Например, можно отправиться в путешествие в прошлое стиральной машины. Во время данного путешествия детям сообщается, как стирали раньше, дети знакомятся со стиральной доской, древними устройствами для стирки и современными стиральными машинами.
Аналогично можно отправиться в путешествие в прошлое утюга. Здесь так же необходимо познакомить детей с тем, каким был утюг в старину. От рубеля и валька до современных отпаривателей.
Так же детям интересно попутешествовать в прошлое ручки, зеркала, телефона и светильников.
Наиболее эффективные методы и приемы во время таких игр-путешествий:
- познавательные беседы;
- наблюдения;
- рассматривание картин, иллюстраций, ТСО;
- рассказ педагога;
- чтение художественной, познавательной литературы;
- создание специальных игровых проблемных ситуаций;
- метод моделирования и конструирования;
- метод вопросов;
- метод повторения (прямое применение знаний в сходной ситуации);
- решение логических задач;
- эксперименты и опыты.
Одной из распространенных игр в данном направлении является игра – «что сначала, что потом», а так же в уголке экспериментирования не лишним будет изучить свойства различных предметов с помощью вот таких сигнальных карт.
Для осуществления данных игр-путешествий необходимо создать соответствующую предметно-развивающую среду. Это может быть, например, лаборатория «Почемучка», где дети будут проводить опыты и эксперименты с материалами для ознакомления с их свойствами;
центр преобразования «Мастерилка», где должен быть собран природный, бросовый материал, ткань, бумага, изобразительные материалы: пластилин, проволока, клей. Здесь дети могут самостоятельно изготовлять поделки, постройки, композиции, игрушки.
Центр «Знайки» - это познавательная литература, наглядный материал для накопления опыта;
«Игротека» - дидактические игры, подобранные в соответствии с возрастом по различны разделам.
Помните, ребенок начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Но ему мало этих сведений, и он обращается к взрослым: "Почему? " "Как? " Главное, что требуется от взрослого, - уважительное отношение к первым попыткам ребенка выйти в область неведомых знаний.
Дошкольный возраст – период активного вхождения в социальный мир, период познания окружающего во всем его многообразие. То, что привычно и даже не замечается взрослым в быту, может стать настоящим открытием для дошкольника. И как бывает увлекательно и интересно для ребенка то, чего мы просто не замечаем в потоке дел и повседневной суете, – даже самые простые вещи, которые окружают нас (игрушки, посуда, мебель…)! Мир рукотворных вещей так разнообразен! У каждой вещи есть своя судьба, своя история. Как часто, используя те или иные предметы, мы даже не задумываемся о том, как жили люди, когда не было этих предметов. А что если изначально этот предмет использовался человеком совсем в иных целях ? И если так, то в каких? А почему раньше данный предмет выглядел по-другому? А что ждет его в будущем? На эти и многие другие вопросы мы можем найти ответы вместе с детьми.
Ведь еще Аристотель сказал: «Без понимания прошлого мы не можем понять настоящего»
Но, как и любой вид деятельности, данные игры должны проводиться в системе, быть продуманы до мелочей и запланированы заранее. Как пример, я принесла для вас перспективное планирование по теме «Путешествие из прошлого в будущее»
Представленные перспективные планы по теме ознакомления с эволюцией предметов рекомендуем использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование по теме «Путешествие из прошлого в будущее»
СТАРШАЯ ГРУППА
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Мониторинг развития детей ООД «Мода в прошлом, настоящем и будущем» Программные задачи: Расширять и обобщать знания и словарь детей по данной теме, закрепить обобщающие понятия «одежда», «обувь». Развивать интерес к предметам одежды, обуви, расширять знания детей о прошлом, настоящем и будущем этих предметов. Познакомить с названием данных предметов в прошлом, настоящем и будущем. С/р игры «Ателье», «Показ мод» Д/И «Путешествие во времени» Рисование «Одежда будущего» Просмотр мультфильмов по теме: «История вещей». | Родительское собрание тема «Мы изучаем прошлое, зачем это нужно». Выставка рисунков «Одежда будущего». |
Октябрь | ООД «От свечи до электрической лампочки» Программные задачи: Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому предмета. Воспитывать познавательный интерес. Познавательно-исследовательская деятельность: Сравнение освещения при свече и при электрической лампочки. |
|
Ноябрь | ООД «Утюг вчера и сегодня» Программные задачи: Познакомить детей с историей утюга. Побудить детей понимать назначение и функции утюга, необходимость его для жизни человека; Формировать интерес к предметам прошлого. Рассматривание иллюстраций различных видов утюгов. Д/И «Эволюция вещей» Лепка: Утюг нового поколения. | Выставка «Утюг нового поколения» |
Декабрь | ООД «Елочная игрушка» Программные задачи: Познакомить детей с историей елочной игрушки, откуда появились, какая была изначально. Закрепить знания о видах игрушек, о материалах, из которых они изготовлены. Вызывать интерес к истории елочной игрушки. Д/И «Музей прошлого» Аппликация «Моя новогодняя игрушка» | Привлечение родителей к созданию музея елочной игрушки«Игрушки от и до». |
Январь | ООД «Путешествие в прошлое телефона» Программные задачи: Познакомить детей с историей изобретения и развития телефона. Развивать ретроспективный взгляд на предмет; познакомить с правилами пользования телефонам. Д/И «Эволюция вещей» Рассматривание и обсуждения различных видов телефонов (предметные картинки) Творческое задание «Дорисуй чего не хватает» Лепка телефона прошлого |
|
Февраль | ООД «Путешествие в прошлое стиральной машины» Программные задачи: Научить понимать названия стиральной машины, понимать , что человек создал стиральную машину для облегчения жизнедеятельности; закреплять умения определять особенности предмета и его признаки. Д/И «Музей прошлого» | Анкетирование «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» |
Март | ООД «Путешествие в прошлое автомобиля» Программные задачи: формировать познавательный интерес к изучению автомобиля ; закрепить умение выделять некоторые особенности предмета (форму, части, размеры). Д/И «Путешествие во времени» П/И «Цветные автомобили» |
|
Апрель | ООД «Первым делом самолеты» Программные задачи: формировать познавательный интерес к изучению самолетов. Аппликация «Самолеты» |
|
Май | Мониторинг развития детей КВН (совместное мероприятия с родителями) «Путешествие из прошлого в будущее» Программные задачи: Закреплять обобщающие понятия по темам «Одежда», «Лампочка», «Телефон», «Стиральная машина», «Автомобиль», «Самолет». Уточнять, расширять, активизировать словарь по данным темам. Развивать познавательный интерес | Привлечь родителей к участию в КВН «Путешествие из прошлого в будущее» |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Мониторинг развития детей ООД «Путешествие игрушки во времени» Программные задачи: Расширить и обогатить знания детей по теме «Игрушки». Закрепить обобщающие понятия «игрушки». Развивать интерес к игрушкам, обобщать знания детей о прошлом, настоящем и будущем игрушек. Развивать умение составлять описательные рассказы об игрушках с использованием картинно-графической схемы. Д/И «Музей прошлого» Рисование «Игрушки будущего» Изготовление книги «Будущее игрушки глазами детей» |
|
Октябрь
| ООД «Жилище людей, его прошлое, настоящее и будущее» Программные задачи: Расширять и обогащать словарь детей по теме «Жилище человека». Познакомить детей с историей жилища человека; показать какими были дома в прошлом, какими строиться в настоящем, каким, возможно, будет жилище человека в будущем. Д/И «Музей прошлого» Рисование «Дом будущего» | Папка-раскладушка «От избы до коттеджа» |
Ноябрь
| ООД «Эволюция посуды» Программные задачи: Закрепить обобщающие понятия «посуда». Закрепить понимание назначения посуды человеком. Познакомить детей с историей возникновения и совершенствования предметов посуды, показать историю эволюции посуды, познакомить с возможными вариантами преобразования посуды в будущем. Рисование «Посуда будущего» Пополнение книги «Будущее глазами детей» | Выставка рисунков «Посуда будущего» Родительское собрание «Музей старинных вещей». |
Декабрь
| ООД «Эволюция мебели» Программные задачи: Расширять и обогащать знания и словарь детей по теме, закрепить обобщающие понятие «мебель». Подводить детей к пониманию того, что предмет результат творческой деятельности человека по его созданию и преобразованию. Научить детей прослеживать историю предметов мебели. Д/И «Эволюция вещей» Рисование «Мебель будущего» Конструирование предметов мебели из бросового материала «Мебель будущего» |
|
Январь
| ООД «Путешествие в прошлое карандаша» Программные задачи: познакомить детей с историей возникновения современного карандаша; вызвать интерес к деятельности в прошлом и будущем. Составление сказки про карандаш. Рисование на свободную тему карандашами и фломастерами. Продолжение книги «Будущее глазами детей» «Карандаши будущего» |
|
Февраль | ООД «Принцесса ручка» Программные задачи: Учить детей понимать назначение и функции ручки и ее необходимость в жизни человека; научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления; развивать интерес и желание знать прошлое предмета. Д/И «Музей прошлого» Рассматривание выставочных образцов ручек «от гусиного пера до гелиевой ручки» Продолжение книги «Будущее глазами детей» Эскизы ручки будущего (совместное художественное творчество детей и родителей) | Продолжение книги «Будущее глазами детей» Эскизы ручки будущего (совместное художественное творчество детей и родителей) |
Март. | ООД «Путешествие в прошлое бумаги» Программные задачи: Создать увлекательную историю самым обычном предмете листе бумаги; активизировать речь словами «береста», «пергамент» развивать ретроспективный взгляд на бумагу (прошлое, настоящее) Д/И «Эволюция вещей, фантазеры» Выставка поделок из бумаги «Оригами» |
|
Апрель | ООД «Эволюция книги» Программные задачи: познакомить детей с историей возникновения книги (эволюция, материалы изготовления), расширять словарный запас детей по теме «книга».воспитывать бережное отношение к книге. Д/И «Путешествие во времени» Ручной труд «Книжки-самоделки» | Помощь в организации мини-музея «Предметы старины |
Май | Мониторинг развития детей КВН (совместно дети и родители) «Путешествие из прошлого в будущее» Программные задачи: Закреплять обобщение понятия по темам «Игрушки», «Жилища человека», «Посуда», «Карандаш», «Ручка», «Бумага», «Книга». Уточнять, расширять, активизировать словарь по данным темам. Развивать познавательные интерес, сенсорное восприятие. Развивать связную речь, лексико-грамматический строй речи, фонематические функции, мелкую моторику. Организация мини-музея «Предметы старины» | КВН (совместно дети и родители) «Путешествие из прошлог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»
Федеральные государственые требования ориентированны на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитани...
План-конспект занятия. Знакомство детей с бытом русского народа
Знакомство детей с бытом русского народа.НОД: «Внутренний мир русской избы- горенка».Цель: сформировать у детей образные представления об организации внутреннего пространства избы.Хо...
конспект нод для средней группы "знакомство с жилищем, одеждой и предметами быта русского народа
Знакомить детей с укладом жизни русских людей, расширять представление о культуре и традициях русского народа. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа. Обогащать словарный ...
Консультация "Знакомство дошкольников с окружающим миром посредством игр-путешествий в прошлое предметов"
Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира....
«Формирование познавательного интереса у детей 6–7 лет к быту русского народа посредством экскурсий»
Для детей дошкольного возраста, характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходс...
Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа
Родительское собрание...
«Формирование познавательного интереса у детей 6–7 лет к быту русского народа посредством экскурсий в краеведческие музеи» статья
Внедрение такой формы работы (экскурсии в краеведческие музеи), даёт возможность детям приобрести опыт познания, создаёт ситуации переживания и преобразования окружающей действительности, способствует...