проект «Чудеса, опыты, эксперименты»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Соколова Марина Васильевна

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №8» Сказка»

Краткосрочный проект

для детей среднего дошкольного возраста

Тема:  «Чудеса, опыты, эксперименты»

                                                                                                          Разработала

                                                                                                          Воспитатель: Сычева М.В.

                                                                                                         

2022 г.

Пояснительная записка

Вид проекта: опытно - экспериментальный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Срок реализации:  (18 – 29 июля).

Актуальность

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности и способности к самостоятельному экспериментированию; приобщить родителей к экспериментальной деятельности совместной с детьми в домашних условиях.

Задачи:

- Расширять представления детей об окружающем мире.

- Развивать понимание взаимосвязей в природе.

- Развивать мышление, речь в процессе познавательно - исследовательской деятельности.

- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир.

- Заинтересовать родителей в экспериментальной деятельности, дать понятие об экспериментах, привести примеры некоторых опытов в домашних условиях.

Предполагаемый результат:

Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, принятие активного участия в продуктивной деятельности, проявление эмоциональной отзывчивости.

Этапы реализации проекта

1 этап: Подготовительный

Подбор художественной литературы, развивающих мультфильмов.

Подбор и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.

Подбор наглядно-иллюстративного материала.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Составление конспектов тематических занятий по теме

2 этап: Выполнение проекта

«День Света»

Беседа «Солнышко лучистое»

Цель: Формировать представление детей о том, то солнце является источником света и тепла; о пользе и вреде солнца для здоровья.

Пальчиковая игра «Солнышко»

Цель: Формировать умение соотносить слова и движения рук, развивать память, речь, моторику рук.

Опытно – экспериментальная деятельность: «Солнечные зайчики»

Цель: Познакомить с естественным источником света – солнцем;

происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность

Прогулка «Наблюдение за тенью»

Цель: Познакомить с природным явлением - тенью. Рассказать о том, что, когда лучи солнце закрывает непрозрачный предмет, появляется тень

Опытно – экспериментальная деятельность «Что в коробке?»

Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы

Сюжетно – ролевая игра «Идем в теневой театр»

Цель: Побуждать играть сообща, самостоятельно выполнять игровые действия в соответствии с выбранной ролью.

Опытно – экспериментальная деятельность «Горячее – холодное»

Цель: Учить определять температурные качества веществ и предметов на примере нагретых солнцем предметов (горка, скамейки, песок)

Работа с родителями: Анкетирование для родителей «Детское экспериментирование в семье»

«День воздуха»

Беседа «Воздух»

Цель: Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами

Опытно – экспериментальная деятельность «Почувствуй воздух»

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, выявить его свойство – невидимость

СОД по речевой деятельности «Где прячется воздух»

Цель: Расширить словарный запас детей, развивать познавательную деятельность, расширить знания о воздухе

Прогулка. Наблюдение за ветром

Цель: Повторить понятие «ветер», раскрыть зависимость между деревьями, их состоянием и ветреной погодой.

Опытно – экспериментальная деятельность «Вертушка»

Цель: С помощью вертушки учить определять направление ветра

Чтение сказки «Как медвежонок ловил воздух»

Цель: Формировать умение слушать без наглядного сопровождения, воспитывать любовь к чтению

Просмотр мультфильма «Воздух везде»

Цель: Познакомить со свойствами воздуха

Дыхательная гимнастика «Подуй как ветерок»

Цель: Развитие речевого дыхания

Опытно – экспериментальная деятельность «Пенный замок»

Цель: Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на паруснике»

Цель: Побуждать играть сообща, самостоятельно выполнять игровые действия в соответствии с выбранной ролью.

Работа с родителями: Предложить родителям провести дома эксперимент и зафиксировать его, принести фото в детский сад

«День земли»

Беседа «Как песок может быть опасным»

Цель: Показать детям игры с песком и предупредить их, что играть с ним небезопасно.

Опытно – экспериментальная деятельность «Рассматривание земли, глины и песка через лупу»

Цель: Познакомить детей со свойствами земли, глины и песка.

СОД по изобразительной деятельности «Тарелочка»

Цель: Расширить представления о свойствах глины, показать приемы лепки из глины, развивать моторику рук

Прогулка. Опытно – экспериментальная деятельность. Опыты с песком

Цель: Расширять кругозор детей, учить устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности. Закрепить свойства песка, почвы, глины

Чтение сказки «Как кусочек глины стал красивой чашкой»

Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком, глиной и землей.

Просмотр мультфильма «Глинька»

Цель: Познакомить с новой сказкой, доставить радость детям.

Отгадывание загадок про песок и глину

Цель: Развивать логику, мышление

Сюжетно – ролевая игра «Ищем клад»

Цель: Учить действовать в неожиданной ситуации, формировать поисковые навыки детей, закрепить знания о свойствах песка, умение определять предметы на ощупь, воспитывать дружеские взаимоотношения и взаимопомощь.

Прогулка. Опытно – экспериментальная деятельность. Наблюдение за почвой

Цель: Познакомить со свойствами почвы.

Работа с родителями: Консультация для родителей «Эксперименты с детьми в домашних условиях»

«День звука и цвета»

Беседа «Звук»

Цель: Дать первые представления о звуке, развивать слуховое внимание.

Опытно – экспериментальная деятельность «Звуки вокруг нас»

Цель: Формировать умение определять происхождение звуков, различать музыкальные и шумовые звуки

СОД по речевому развитию «Цветные сказки»

Цель: Закрепить названия цветов, воспитывать любовь к чтению, усидчивость, формировать умение слушать без наглядного сопровождения.

Прогулка. Наблюдение за цветником

Цель: Расширять представления о цветах, рассмотреть какие есть цветы на клумбе. Назвать их цвет.

Подвижная игра «Найди свой цвет»

Цель: Формировать умение ориентироваться в пространстве, различать цвета основного спектра.

Просмотр мультфильма «Радуга»

Цель: Закрепить названия цветов радуги, их последовательность

Опытно – экспериментальная деятельность. «Сказка о том, как радуга в воде купалась»

Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красок.

Опытно – экспериментальная деятельность. Игры – опыты: «Прятки с водой», «Пейте куклы вкусный сок»

Цель: Познакомить с тем, что вода может менять цвет.

Подвижная игра «Жмурки»

Цель: Развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве на слух.

Работа с родителями: Памятка родителям «Что нельзя и что нужно делать для интереса детей к познавательному экспериментированию»

«День воды» «День радуги и мыльных пузырей»

Беседа «Вода вокруг нас»

Цель: Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать где, в каком виде существует вода, о разнообразии воды в природе

Просмотр мультфильма «Круговорот воды в природе»

Цель: Дать первичные представления о круговороте воды в природе.

Пальчиковая игра «Дождик»

Цель: Развивать речь, память, моторику рук

Экспериментирование - образование радуги

- Развлечение «Праздник мыльных пузырей».

- Закаливание водой, солнцем

 - Изготовление мыльных пузырей.

- Подвижные игры «Невод», «Море волнуется», «Караси и щука

- Просмотр презентаций и видеофильмов «Волшебные превращения воды», «Вода помощница»

СОД по познавательной деятельности «Водичка - водичка»

Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды и ее значении для всего живого. Развивать у детей любознательность, умение высказывать предположение и проверять его. Воспитывать аккуратность при обращении с водой.

Опытно – экспериментальная деятельность. «Какую форму принимает вода?», «Чем собрать воду?»

Цель: Выявить свойство воды - текучесть

Чтение рассказа «Как Костя не умывался»

Цель: Познакомить с рассказом, помочь в понимании содержания, воспитывать усидчивость

Просмотр мультсериала «Мир в одной капле»

Цель: Дать первичные представления о значении волы в природе

Игры с водой. «Лодочки плывут», «Мыльные пузыри»

Цель: Учить играть сообща, не ссорясь

Опытно – экспериментальная деятельность. «Радуга»

Цель: Познакомить с природным явление «радуга». Показать, как получается радуга.

Работа с родителями: Оформление фотоотчета «Юные исследователи»

«Чудеса своими руками с использованием магнита»

Организация и демонстрация занимательных опытов и экспериментов с магнитами.

Организация самостоятельной деятельности детей в экспериментировании.   Демонстрация занимательных опытов старшими дошкольниками для малышей

«День воздушных шаров»

-Эксперименты с воздушными шарами

-Игры с шарами

- Рисование на воздушных шарах

«Как интересен воздушный змей»

- Просмотр мультфильмов про воздушного змея

- Изготовление воздушного змея

- Эксперименты «Запустим воздушного змея»

«День экспериментов в песочнице»

- Беседа « Моя безопасность в играх с песком»

- Изготовление формочек для песка из бросового материала

- Аппликация из цветного песка «Замок феи Песка»

- Выставка работ «Песочные фантазии»

3 этап: Итоговый

Развлечение - конкурс «День увлекательных экспериментов»

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах); активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме недели.

Развивающие: развивать навыки проведения первых опытов; развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование на неделю тема: "Чудеса, опыты, эксперименты"

Цель: Формирование познавательно- исследовательского интереса к предметам и  явлениям, свойствам и особенностям. Учить детей опытным путем находить ответ и решения.  Поощрять интерес к экспе...

Летний проект по опытно – экспериментальной деятельности «Чудеса, опыты, эксперименты» в средней группе

Актуальность Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопр...

Проект "Чудеса, опыты, эксперименты"

В данном материале показано возможное оформление проекта для представления родителям, а также передаваемый опыт молодым педагогам.Проект выполнен в программе "Microsoft Power Point" и предст...

Фотоотчёт по проекту "Чудеса, опыты, эксперименты"

Фотоотчет представлен к проекту "Чудеса, опыты, эксперименты", который был проведен в июне на средней группе Детского сада №9....

Проект "Чудеса, опыты, эксперименты"

Цель:Обогатить знания детей об экспериментировании, научить применять на практике эти методы.Задачи:Выявить значение детского экспериментирования всистеме воспитания детей.Расширять представления дете...

Мини-проект "Чудеса. Опыты. Эксперименты".

Летний проект для детей 4-5 лет, в котором по блоком указаны какие опыты и эксперименты можно проводить с дошкольниками на прогулочном участке ( с песком, водой, ветром)....

Проект "Чудеса, опыты, эксперименты"

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» ...