НОД "Путешествие в прошлое жилища человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Исангалина Асия Каюмовна

Конспект занятия в средней группе на тему «Путешествие в прошлое жилища человека».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     Конспект занятия в средней группе :

                    по теме «Путешествие в прошлое жилища человека».

 Цель: Углубление  знания детей об истории жилища;и ориентироваться в прошлом

Задачи:

Обобщить и конкретизировать знания детей об истории жилища.

Продолжать знакомить детей с жилищем наших предков:
-жилище пещерного человека-пещера
-жилище древних славян/крестьян – изба

Сформировать представление о жизни пещерных людей (разнообразие видов труда, добывание и приготовление пищи)

Продолжать знакомить детей  с эволюцией в строительстве жилища:
ПЕЩЕРА-ИЗБА-СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ

Научить детей сравнению и анализу
Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций по теме, составление коротких рассказов о жизни пещерных людей (жилище, добывание огня, труд пещерных людей); чтение х/л: «Мороз Иванович», «Гуси-лебеди», д/и «Раньше и теперь», «Охотники», «Дом».

Материал к занятию: дидактические игры, иллюстрация «Пещера», деревянная изба» ,»Многоэтажный дом», «Печка» ; альбом с иллюстрациями древних людей ,предметы быта : ухват, чугунок, крынка, горшок, лапти и т.д ; «Дорожки времени».
Ход занятия :

В-ль – Здравствуйте, ребята! Давайте поздораваемся с друг другом и  подарим  свои улыбки и частичку своего сердца.

Дети: Здравствуй солнце золотое;

Здравствуй небо голубое;

Здравствуй утро,здравствуй день;

Нам здороваться не лень.

В-ль: Сегодня день у нас особый.
Я приглашаю вас, друзья!
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я!
- Я приглашаю вас совершить путешествие в прошлое и настоящее.
-Ребята, а что значит «прошлое и настоящее»?
Дети: Прошлое-это то, что было давно , а настоящее – то, что существует сейчас.

В-ль: А чтобы попасть в прошлое мы с вами перейдем по дорожке, и окажемся в прошлом.( дети проходят через дорожку  времени, подходят в первой иллюстрации -пещера)
-Ребята, как вы думаете, что это за жилище?
Дети: Пещера.
В-ль: - Когда-то давно, в древние времена, люди жили в пещерах.
-А как можно назвать людей, которые жили в пещерах?
Дети:  - Пещерные, древние, первобытные.
В-ль : - Ребята, как вы думаете древним людям было удобно жить в пещерах (нет)
-Почему?
Дети: -Не было окон, дверей, было холодно ,дул ветер.
В-ль: - И тогда древние люди научились добывать огонь.
- Как же добыть огонь?
Дети : - Огонь разжигают спичками.
В-ль: - Но раньше не было спичек. Люди зажигали огонь с помощью трения палочки о палочки  и ударов камней. Хотите провести опыт?
Дети: - Да.
В-ль:- Для этого надо потереть ладонь о ладонь .Чувствуете ,как нагрелись ладони? Если тереть долго палочки, то они нагреваются и получается огонь. А еще огонь добывали с помощью специальных камней. Их ударяли друг о друга и получали искорки огня.
В-ль: - Как  называется костер у древних людей (очаг)
         - Как вы думаете ,зачем очаг вокруг обложили камнями?
Дети:- Камни долго сохраняют тепло.

В-ль:-  Зачем древние люди начали делать очаг внутри пещеры?
Дети: -Чтобы защитить его от ветра и дождя ,для тепла ,для приготовления пищи.

В-ль: - А ещё ребята, очаг отпугивал животных от жилища человека.

          - Ребята, как трудились древние люди?

Дети:- Строили и обустраивали себе жилище, добывали пищу.

В-ль: - Что служило пищей древнему человеку?

Дети:- Ягоды, грибы, рыба, звери.
В-ль:-  Женщины и дети собирали грибы и ягоды, а мужчины ловили рыбу, охотились.
        -  Ребята, как называют людей, которые охотятся на диких животных?
Дети:- Охотники.

В-ль: ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру «ОХОТНИК»

Когда я говорю охотник вы замираете,когда говорю заяц вы прыгаете.

В-ль:- Замечательная охота, ребята у нас получилась. Устали?

         В-ль: - Наша экскурсия продолжается….Дальше пройдем еще одну дорожку времени.

Подходим к иллюстрации изба.

          - Ребята, как называется это жилище?

Дети: -Изба.

В-ль: - Давным-давно жили люди на Руси в домах таких, как этот.

 Давайте рассмотрим это жилище.

Кирпичей не было, а деревьев вокруг видимо-невидимо.

В-ль: - Из чего же строили избы?

Дети:-Из брёвен.

В-ль: -Пойдут люди в лес, нарубят деревьев и начнут избу строить.

          -Что есть у избы? Чем она отличатся от пещеры?

Дети:-Есть крыша, окна, дверь.

В-ль: -Вы заметили, что дверь маленькая? Почему?

Дети:-Чтобы холод в дом не пробрался.

В-ль: -Ребята, а какой предмет в избе был самый главный?

Дети:-Печь.

В-ль:-В старину говорили: «Без печи хата-не-хата».

         -Как вы думаете, зачем нужна была печь?

Дети:-Чтобы в холод избу согревать, пищу готовить.

В-ль:-  Ребята, как вы думаете, удобно людям было жить в деревянном доме?

Дети:- Да, дождь не попадает в дом, ветер не страшен, тепло…

Во-ль: ребята посмотрите,тут еще один конвертик с заданиями.Откроем,посмотрим что там.

Игра «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК» В сундучке лежат картинки  предметы быта избы: ухват, чугунок, крынка, горшок, лапти.

Дети достают картинку называют предмет, и для чего он предназначается.

В-ль:- Молодцы, ребята, быстро вы нашли предметы прошлого.

В-ль:- Ребята, сколько людей могло жить в таком деревянном доме?

Дети:- Мало, одна семья.

В-ль:- Время шло, и люди научились строить дома, состоящие из нескольких этажей.

Давайте ,ребята проидем еще одну дорожку времени.

Подходим к иллюстрации многоэтажного дома.

 В-ль:как можно назвать эти дома?

Дети:- Многоэтажные.

В-ль:-  Как вы думаете, зачем люди стали строить многоэтажные дома?

Дети:- Чтобы много людей могло там жить.

  -  Сегодня, ребята, люди живут в самых разных домах: деревянных, кирпичных, малоэтажных, многоэтажных.

Давайте построим свой дом. / Дети встают в круг, пальчиковая игра «Дом»/

Я хочу построить дом, / Руки над головой «домиком»./

Чтоб окошко было в нём, / Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко»./

Чтоб у дома дверь была, / Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями./

Рядом чтоб сосна росла / Пальцы растопырены. Руки тянем вверх./

Чтоб вокруг забор стоял,/ Руки перед собой кольцом, пальцы соединены./

Пёс ворота охранял. / Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев./

Солнце было, / Скрестить кисти рук, пальцы растопырены./

Дождик шёл, /«Стряхивающие» движения/

И тюльпан в саду расцвёл / Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх./

В-ль:- Наша экскурсия по удивительному музею прошлого подошла к концу.

         - Ребята, что вам больше всего понравилось, запомнилось?

Ребята, если бы вы отправились на «Машине времени» в прошлое, в какое время вы хотели бы попасть?

Во времена древних людей: пожить в пещере, сходить на охоту, или во времена  крестьян:  пожить в русской избе, полежать на печи и др.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по теме "Путешествие в прошлое жилища"

Конспект занятия " Путешествие в прошлое жилища", цель которого - это углубление знаний детей об истории жилища, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить ...

Конспект НОД по социально-личностному развитию ребёнка в подготовительной к школе группе «Прошлое жилища».

Данная непосредственно образовательная деятельность направлена на социально-личностное развитие детей, имеет следующее программное содержание:1. Углубить знания детей об истории жилища.2. Продолжать у...

КОНСПЕКТ ООД по ознакомлению с окружающим миром Тема "Путешествие в прошлое жилище"

Углубить знания детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремится улучшить свое жилище. Пополнить знания детей о конструкциях домов; продолжать зна...

ООД в подготовительной группе «Прошлое жилища»

Цель: углубить знания детей об истории жилища; учить понимать, что человек постоянно          стремиться улучшить свое жилище.Ход занятия:·...

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию (познание предметного мира) в старшей группе на тему "Путешествие в прошлое жилища"

Материал будет полезен воспитателям ДОУ для проведения открытых просмотров, методических объединений. Конспект ООД составлен по программе "Детство" с учетом ФГОС....