Конспект НОД по теме "Путешествие в прошлое жилища"
план-конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) на тему
Конспект занятия " Путешествие в прошлое жилища", цель которого - это углубление знаний детей об истории жилища, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить своё жилище.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_teme.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по теме:
«Путешествие в прошлое жилища человека».
Цель: Углубить знания детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремиться улучшить свое жилище.
Задачи:
- Обобщить и конкретизировать знания детей об истории жилища.
- Продолжать знакомить детей с жилищем наших предков:
-жилище пещерного человека-пещера
-жилище древних славян/крестьян – изба - Сформировать представление о жизни пещерных людей (разнообразие видов труда, добывание и приготовление пищи)
- Познакомить детей с обычаями русского народа
- Дать представление об основных предметах быта и их значении: ухват, кочерга, рукомойник , лохань, печь, чугунок, г оршок и т.д.
Продолжать знакомить детей с эволюцией в строительстве жилища:
ПЕЩЕРА-ИЗБА-СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ
В отоплении и освещении : ОЧАГ-ПЕЧЬ
- Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.
- Научить детей сравнению и анализу
Предварительная работа:
- Познавательная деятельность: игры-путешествие в прошлое посуды, одежды. Рассматривание иллюстраций по теме: «История развития человека», «Славянская изба», «Госпожа Честная Масленица» и т.д.
- Речевая деятельность: составление коротких рассказов о жизни пещерных людей (жилище, добывание огня, труд пещерных людей); чтение х/л: «Мороз Иванович», «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций.
- Театрализованная деятельность: кукольный театр «Встреча Вани с мальчиком Янго из племени древних людей», «В гости к дедушке и бабушке, к внучке Аленушке».
- Игровая деятельность: д/и «Волшебный сундучок», «Что перепутал художник?»; «Эволюция вещей»; словестные игры : «Раньше и теперь», «Охотники», «Дом».
- Изобразительная деятельность: лепка : «Избушка», «Аленушка-русская красавица», рисование: «Печка-Матушка», «Дом для Мороза Ивановича», «Чудо-Масленица», «Сарафан для Аленушки»; аппликация: «Многоэтажный дом», «Очаг для пещерного человека».
Материал к занятию: дидактические игры, макеты «Пещера», деревянная изба» ,»Многоэтажный дом», «Печка» ; альбом с иллюстрациями древних людей ,предметы быта : ухват, чугунок, крынка, горшок, лапти и т.д ; «Ворота времени».
В-ль – Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько гостей пришло к нам в гости!Давайте поприветствуем наших гостей. Подарим им свои улыбки и частичку своего сердца.
Мы занятие начинаем, всех собраться приглашаем!
Дверь захлопнем мы сейчас – раз (Дети показывают руками как захлопывается дверь, на слове «раз» все одновременно делают хлопок руками).
Вот посмотрим мы сейчас, кто же опоздал у нас! (Дети складывают ладошки так, чтобы между ладошками получилась «дырочка», смотрят одним глазом, другим).
Все собрались. Все на месте.
Хорошо. Закроем дверь.
Дети выполняют упражнение «Двери закрываются» (произносят на выдохе фразу, одновременно сводя руки – «закрывают двери»):
Наши ручки – эти двери.
Двери закрываются, занятие начинается.
В-ль: Сегодня день у нас особый.
Я приглашаю вас, друзья!
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я!
- Я приглашаю вас в удивительный музей, чтобы совершить путешествие в прошлое и настоящее. Вас ждет много увлекательных игр, вы узнаете много интересного.
-Ребята, а что значит «прошлое и настоящее»?
Дети: Прошлое-это то, что было давно , а настоящее – то, что существует сейчас.
В-ль: А чтобы попасть в прошлое , надо пойти через ворота времени .Ворота времени ( дети проходят через ворота времени, подходят в первому макету-пещера)
В-ль: Ребята, мы с вами оказались в музее прошлого и настоящего. Посмотрите сколько интересных предметов в музее. Давайте подойдем к первому макету.
-Ребята, как вы думаете, что это за жилище?
Дети: Пещера.
В-ль: - Когда-то давно, в древние времена, люди жили в пещерах.
-А как можно назвать людей, которые жили в пещерах?
Дети: - Пещерные, древние, первобытные.
В-ль : - Ребята, как вы думаете древним людям было удобно жить в пещерах (нет)
-Почему?
Дети: -Не было окон, дверей, было холодно ,дул ветер.
В-ль: - И тогда древние люди научились добывать огонь.
- Как же добыть огонь?
Дети : - Огонь разжигают спичками.
В-ль: - Но раньше не было спичек. Люди зажигали огонь с помощью трения палочки о палочки и ударов камней. Хотите провести опыт?
Дети: - Да.
В-ль:- Для этого надо потереть ладонь о ладонь .Чувствуете ,как нагрелись ладони? Если тереть долго палочки, то они нагреваются и получается огонь. А еще огонь добывали с помощью специальных камней. Их ударяли друг о друга и получали искорки огня.
В-ль: - Как называется костер у древних людей (очаг)
- Как вы думаете ,зачем очаг вокруг обложили камнями?
Дети:- Камни долго сохраняют тепло.
В-ль:- Зачем древние люди начали делать очаг внутри пещеры?
Дети: -Чтобы защитить его от ветра и дождя ,для тепла ,для приготовления пищи.
В-ль: - А ещё ребята, очаг отпугивал животных от жилища человека.
- Ребята, как трудились древние люди?
Дети:- Строили и обустраивали себе жилище, добывали пищу.
В-ль: - Что служило пищей древнему человеку?
Дети:- Ягоды, грибы, рыба, звери.
В-ль:- Женщины и дети собирали грибы и ягоды, а мужчины ловили рыбу, охотились.
- Ребята, как называют людей, которые охотятся на диких животных?
Дети:- Охотники.
Давайте и мы с вами отправимся на охоту!
Игра «ОХОТНИКИ»
В-ль:- Замечательная охота, ребята у нас получилась. Устали?
- Давайте немного отдохнем и попьём водички.
В-ль: - Наша экскурсия продолжается….
- Ребята, как называется это жилище?
Дети: -Изба.
В-ль: - Давным-давно жили люди на Руси в домах таких, как этот.
Давайте рассмотрим это жилище.
Кирпичей не было, а деревьев вокруг видимо-невидимо.
В-ль: - Из чего же строили избы?
Дети:-Из брёвен.
В-ль: -Пойдут люди в лес, нарубят деревьев и начнут избу строить.
-Что есть у избы? Чем она отличатся от пещеры?
Дети:-Есть крыша, окна, дверь.
В-ль: -Вы заметили, что дверь маленькая? Почему?
Дети:-Чтобы холод в дом не пробрался.
В-ль: -Ребята, а какой предмет в избе был самый главный?
Дети:-Печь.
В-ль:-В старину говорили: «Без печи хата-не-хата».
-Как вы думаете, зачем нужна была печь?
Дети:-Чтобы в холод избу согревать, пищу готовить.
В-ль:-Ребята, как называли печь в народе?
Дети:- «Кормилицей», «Матушкой», «Сердцем дома».
В-ль:- Ребята, как вы думаете, удобно людям было жить в деревянном доме?
Дети:- Да, дождь не попадает в дом, ветер не страшен, тепло…
Игра «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
В-ль:- Молодцы, ребята, быстро вы нашли предметы прошлого.
В-ль:- Ребята, сколько людей могло жить в таком деревянном доме?
Дети:- Мало, одна семья.
В-ль:- Время шло, и люди научились строить дома, состоящие из нескольких этажей.
- Как ещё можно назвать эти дома?
Дети:- Многоэтажные.
В-ль:- Как вы думаете, зачем люди стали строить многоэтажные дома?
Дети:- Чтобы много людей могло там жить.
В-ль:- Ребята, а сейчас я предлагаю проверить, как вы запомнили, чем одно жилище отличается от другого. Какие предметы человек придумал, живя в пещере, какие появились в избе, а какие существуют в настоящем.
Игра «РАССЕЯННЫЙ ХУДОЖНИК»
Перед детьми плоскостное изображение пещеры, светлицы, кухни
В-ль:- Молодцы, ребята, исправили все ошибки художника.
- Сегодня, ребята, люди живут в самых разных домах: деревянных, кирпичных, малоэтажных, многоэтажных.
Давайте построим свой дом. / Дети встают в круг, пальчиковая игра «Дом»/
Я хочу построить дом, / Руки над головой «домиком»./
Чтоб окошко было в нём, / Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко»./
Чтоб у дома дверь была, / Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями./
Рядом чтоб сосна росла / Пальцы растопырены. Руки тянем вверх./
Чтоб вокруг забор стоял,/ Руки перед собой кольцом, пальцы соединены./
Пёс ворота охранял. / Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев./
Солнце было, / Скрестить кисти рук, пальцы растопырены./
Дождик шёл, /«Стряхивающие» движения/
И тюльпан в саду расцвёл / Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх./
В-ль:- Наша экскурсия по удивительному музею прошлого подошла к концу.
- Ребята, что вам больше всего понравилось, запомнилось?
Ребята, если бы вы отправились на «Машине времени» в прошлое, в какое время вы хотели бы попасть?
/Во времена древних людей: пожить в пещере, сходить на охоту, или во времена
крестьян: пожить в русской избе, полежать на печи и др./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по социально-личностному развитию ребёнка в подготовительной к школе группе «Прошлое жилища».
Данная непосредственно образовательная деятельность направлена на социально-личностное развитие детей, имеет следующее программное содержание:1. Углубить знания детей об истории жилища.2. Продолжать у...
КОНСПЕКТ ООД по ознакомлению с окружающим миром Тема "Путешествие в прошлое жилище"
Углубить знания детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремится улучшить свое жилище. Пополнить знания детей о конструкциях домов; продолжать зна...
ООД в подготовительной группе «Прошлое жилища»
Цель: углубить знания детей об истории жилища; учить понимать, что человек постоянно стремиться улучшить свое жилище.Ход занятия:·...
Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию (познание предметного мира) в старшей группе на тему "Путешествие в прошлое жилища"
Материал будет полезен воспитателям ДОУ для проведения открытых просмотров, методических объединений. Конспект ООД составлен по программе "Детство" с учетом ФГОС....
Методическая разработка организованная образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию «Прошлое жилища».
" Прошлое жилища"...
Конспект занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое жилища человека"
По методике Коротковой Н.А....
НОД "Путешествие в прошлое жилища человека"
Конспект занятия в средней группе на тему «Путешествие в прошлое жилища человека»....