Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию (познание предметного мира) в старшей группе на тему "Путешествие в прошлое жилища"
материал (старшая группа) на тему
Материал будет полезен воспитателям ДОУ для проведения открытых просмотров, методических объединений. Конспект ООД составлен по программе "Детство" с учетом ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_prosmotra_zhilishche_starshaya_gruppa.docx | 24.17 КБ |
puteshestvie_v_proshloe_-_kopiya.pptx | 2.96 МБ |
stroim_dom.ppt | 401 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
по социально- коммуникативному развитию
(познание предметного мира)
Старшая группа
Тема:
«Путешествие в прошлое жилища»
Провела: воспитатель старшей группы
Азеева Ирина Валерьевна
МДОУдетский сад №1 «Чебурашка»
Г.Петровск-Забайкальский
2015г.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Предварительная работа: беседы на тему «Мой дом», «Профессия- строитель»,ООД и игры на тему «Жилища животных или кто где живет», рассматривание зданий (детский сад, школа, близлежайшие дома), рассматривание иллюстраций различных домов в «Энциклопедии Почемучек», разучивание стихотворений
Материал и оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Путешествие в прошлое жилищ», игра «Кто где живет», макеты (пещера, шалаш из веток, шалаш из шкуры, сарай , бревенчатый дом, замок, современный многоэтажный дом), мягкий спортивный модуль, машина времени, 3 стола, строительные материалы (камень, кирпич, шифер, металлопрофиль и т.д.)
Программное содержание:
Цель: Углубить знания детей об истории жилища;
научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшать свои жилища. Формировать представление о взаимосвязи человека с природой.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей об истории жилища
- познакомить детей с жилищами наших предков (пещера, шалаш, дом-сарай, изба, замок, дворец)
- продолжать знакомить с различными строительными материалами;
- закрепить знания о жилищах животных
- развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять
- обогащать словарный запас детей по теме (прошлое, настоящее, жилища, пещера, шалаш, изба, замок, металлопрофиль, шифер и др.)
- развивать логическое мышление
- развивать ловкость, координацию движений
- продолжать воспитывать у детей устойчивый интерес к познанию истории жилища человека; воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками
- стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности
Ход ООД:
Организационный момент:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
А с чего должно начинаться доброе утро? Как вы думаете? (с добрых дел).
(обращаю внимание на животных (игра «Кто где живет?). Как вы думаете, какое доброе дело мы можем для них сделать? (найти их жилища).
Выбирайте себе животное и отыщите ему его дом.
Игра «Кто где живет?». (вопросы по ходу игры: почему ты поселил белку в дупло? Как называется жилище волка? И.т.п.)
Молодцы, ребята, помогли животным найти свои жилища? Теперь действительно наступило доброе утро.
-Ребята, а давайте вспомним, в каких домах жили сказочные герои? (теремок, избушка, соломенный домик, рукавичка и т.п.).
-Вот видите ребята, каждому нужен дом. Об этом Тая расскажет стихотворение.
Живым существам очень трудно без дома!
Жильё нужно птицам, зверям, насекомым.
Для шустрых и быстрых лесных муравьёв
В большом муравейнике пища и кров.
Лиса и барсук в тёмных норах живут.
А птицы уютные гнёздышки вьют
Живым существам без жилища – беда.
Но людям без дома – совсем никуда!
Воспитатель: Да, ребята людям без дома – совсем никуда. Расскажите мне, в каких домах вы живете? Из чего они сделаны? Что в них есть?
-А как вы думаете, дома всегда были такими?
-Посмотрите, у меня есть макеты из музея жилищ. Давайте попробуем расставить дома в том порядке, в каком они появлялись, т.е. какое жилище, на ваш взгляд, было первым домом человека, какое вторым и т.д. Работать будете коллективно, обсуждать с товарищами, советоваться.
(дети расставляют макеты, как считают нужным- воспитатель не вмешивается)
-Вот, ребята, вы составили цепочку домов «Что сначала, что потом». Хотите узнать правильно ли вы сделали? А как это узнать? Я предлагаю вам отправиться в прошлое. Что такое прошлое? (то, что уже прошло). А что мы должны будем там узнать? (прошлое жилищ).
На чём (как) можно попасть в прошлое? (на машине времени). Вот и она. Садитесь поудобнее. Мы отправляемся в гости к первобытному человеку. Чтобы пройти через временной тоннель, нужно закрыть глаза. (звучит сигнал перехода). (просмотр презентации)
Рассказ воспитателя: Ребята, мы с вами оказались в гостях у первобытного человека. первобытный человек был совсем не похож на нас: он не умел разговаривать, не умел шить одежду, а одевал на себя звериные шкуры; у него совсем не было дома- спал он на дереве, чтобы его не могли достать хищники.
Как построить дом надежный
Человек еще не знал.
В первобытном мире сложном
Он жилье себе искал.
Он страдал от зимней стужи,
Хищный зверь ему грозил,
Человеку дом был нужен,
Где бы он спокойно жил.
Где бы он готовил пищу,
Ел и мирно отдыхал.
Он хотел иметь жилище,
Где б бояться перестал.
И в заботах невеселых
Человек мечтал порой,
Как с добычею тяжелой
Возвращается домой.
Как семья его встречает,
Тесно сидя у костра…
И теперь он точно знает –
Дом найти ему пора!
И вот однажды первобытный человек нашел пещеру и подумал: «Какое хорошее жилище!». Почему он так подумал? (предположения детей- можно спрятаться от дождя, ветра и т.д.). Но все-таки пещера была не совсем удобна. Почему? (там не было окон, печки, дверей и т.д.).
Ребята, вот у нас в настоящем у каждой семьи свой дом. Бывает в доме или в квартире живет только один человек. А как вы думаете, у первобытных людей было так же ? (если дети затрудняются с ответом, задаю наводящие вопросы: Кто строит дома? Из чего? Сколько домов можно построить за год? А кто строит пещеры? Обобщаю: дома строят люди из дерева, кирпичей, бетона. За год можно построить очень много домов, для этого есть специальные бригады строителей и строительная техника. А вот пещеру построить нельзя- её создала природа. (пещера- это пустое место в горе, которое образовалось с помощью ветра и воды). Поэтому пещер было мало и первобытные люди жили в них не семьями, а племенами (несколько семей вместе). Другие племена, у которых не было своей пещеры, пытались отобрать уже заселенную пещеру, отсюда возникали войны.
Физминутка: игра «Защити свою пещеру»
Ребята, а где брали пищу первобытные люди? (охотились). Да, первобытные люди были охотниками, они часто кочевали с места на место, поэтому они придумали себе вот такое жилище. Что это ? (шалаш). Из чего строили шалаши первобытные люди? (из веток, травы).
Давайте изобразим шалаш. (4-5 детей- шалаш, остальные кочевники).
-Ребята, вам удобно в шалаше ? (нет). Почему? (тесно, неудобно). А зимой там холодно, ураган или ветер может сдуть шалаш. (возвращаются в машину времени). Тогда люди начали строить вот такие жилища. Как оно называется? (дом-сарай). Подскажите, ребята, чем дом-сарай отличается от дама-шалаша? (был побольше, было маленькое окно, дверь). Из каких материалов строили древние люди свои дома? (ветки, бревна, кожа, солома, камни). Где они брали эти материалы? (Подвести к выводу, что не будь у человека таких природных материалов, как кожа, дерево, камни, он не смог бы сделать свое жилье).
-А теперь я предлагаю вам переместиться на машине времени в настоящее. Что такое настоящее? (то, что есть сейчас). Пока мы перемещаемся в настоящее, а путь у нас с древности длинный, я предлагаю вам посмотреть, какие еще были жилища у человека.
Когда у человека появились такие орудия труда как, железный топор, пила, железный молоток, он научился строить более прочные дома- назывались они хижины. Правда в это время жили рыцари, а рыцари были воинами. Они часто сражались за земли, за власть, за богатства. Главным оружием у них были мечи, стрелы и огонь. Одни рыцари сжигали владения другого рыцаря. Люди не успевали строить деревянные дома, поэтому решили строить дома из камня. Такие дома были очень высокими и назывались они замками. Замки ставили за высокой прочной каменной стеной. Окон с внешней стороны замки не было, только на самом верху башни были маленькие бойницы. Вокруг замка выкапывали глубокий ров и наполняли его водой. Как вы думаете, зачем? Из чего строили замки и стены? Где они брали камень? Вам бы хотелось жить в таком доме-замке?
Прошло много лет и богатые люди (графы, князья, короли) стали строить из камня красивые дома-дворцы. Простые деревенские люди строили себе вот такие деревянные избы. До сих пор в маленьких городах и пригородах люди живут в таких деревянных домах.
-Ребята, у вас такие дома? Удобно вам в них жить? Почему? (в них тепло, уютно, хорошо дышится и т.д.).
-Хорошо, если деревянный дом так удобен, то почему люди придумали вот такие большие многоэтажные дома? (там можно расселить много людей). Из чего построен такой многоэтажный дом? Где люди брали материал?
Игра «Волшебная коробка». Обращая внимание детей на яркую коробку. Как вы думаете, что в ней? Давайте посмотрим. (каждый из детей вынимает из коробки по одному предмету и называет его. (стекло, шифер, камень, кирпич, глина, цемент, известь, песок, деревянные бруски, металлопрофиль, ДВП, ДСП, солома, ветки).
Игра «Что сделано человеком, а что природой».
-А вы бы, ребята, какой хотели дом? Из какого материала? А кто строит дома? (строители). Я предлагаю вам построить дом.
Интерактивная игра на развитие логического мышления «Строим дом».
-Ну вот, ребята, наше путешествие в прошлое жилища заканчивается. Что мы там узнали? Давайте теперь вернемся к нашей цепочке домов из музея и проверим правильно ли мы её составили. (дети проверяют, если надо исправляют, подводят итог).
В селе или в городе, это- неважно
Дом может быть красивым и многоэтажным.
Из дерева, камня, бетонный, кирпичный.
Поверьте, что в нем мне живется отлично,
тепло и уютно в жилище моем.
нет места родней, чем любимый мой дом!
Где бы мы с вами не жили, в городе или деревне, без дома нам не обойтись. Лучше всего себя мы чувствуем в своем родном доме. Недаром говорится: «В гостях хорошо, а дома лучше».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как построить дом надежный Человек еще не знал. В первобытном мире сложном Он жилье себе искал. Он страдал от зимней стужи, Хищный зверь ему грозил, Человеку дом был нужен, Где бы он спокойно жил. Где бы он готовил пищу, Ел и мирно отдыхал. Он хотел иметь жилище, Где б бояться перестал. И в заботах невеселых Человек мечтал порой, Как с добычею тяжелой Возвращается домой. Как семья его встречает, Тесно сидя у костра… И теперь он точно знает – Дом найти ему пора!
Первобытные люди жили племенами
Когда у человека появились такие орудия труда как, железный топор, пила, железный молоток, он научился строить более прочные дома- назывались они хижины.
Правда в это время жили рыцари, а рыцари были воинами. Они часто сражались за земли, за власть, за богатства. Главным оружием у них были мечи, стрелы и огонь. Одни рыцари сжигали владения другого рыцаря. Люди не успевали строить деревянные дома, поэтому решили строить дома из камня.
Такие дома были очень высокими и назывались они замками. Замки ставили за высокой прочной каменной стеной.
Окон с внешней стороны замка не было, только на самом верху башни были небольшие бойницы. Вокруг замка выкапывали глубокий ров и наполняли его водой.
Прошло много лет и богатые люди стали строить из камня красивые дома-дворцы.
. Простые деревенские люди строили себе вот такие деревянные избы.
До сих пор в маленьких городах и пригородах люди живут в таких деревянных домах.
В нашем городе тоже много деревянных домов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какая крыша должна быть у дома? Щёлкни мышкой по выбранному рисунку крыши Подумай, какой домик нужно построить. 1 2 3
Какая крыша должна быть у дома? Возврат Подумай ещё! Подумай, какой домик нужно построить. 3 2 1
Какого цвета должна быть у дома крыша? Щёлкни мышкой по выбранному рисунку крыши Подумай, какой домик нужно построить. 1 2 3
Сколько этажей должно быть у дома? Щёлкни мышкой по выбранному рисунку Подумай, какой домик нужно построить. 1 2
Какого цвета должна быть у дома крыша? Подумай ещё! Возврат Подумай, какой домик нужно построить. 3 2 1
Какого цвета должно быть окно у дома? Щёлкни мышкой по выбранному рисунку окна Подумай, какой домик нужно построить. 1 2
Сколько этажей должно быть у дома? Подумай ещё! Возврат Подумай, какой домик нужно построить. 2 1
Какого цвета должно быть окно у дома? Подумай ещё! Возврат Подумай, какой домик нужно построить. 1 2
Молодец! Ты построил хороший дом! Возврат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности По познанию окружающего мира в старшей группе.
Тема НОД: «В гостях у гномика»(ознакомление с лекарств. растением - обыкновенной календулой).Программное содержание: Образовательные задачи: Познакомить с новым лекарственным растением- календулой, за...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию окружающего мира в старшей группе
Жизнь человека связана с природой, а значит и с жизнью растений. Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища, святыни. В процессе данного занятия дети знакомятся с разнообразие...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое куклы"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое куклы"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «Путешествие в прошлое телефона»
Цель:Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к совместной творческой деятельности на основе использования информации, полученной на занятии. Задачи:1. Познакомить...
Конспект НОД по ознакомлению детей с предметным миром в старшей группе. «Путешествие в прошлое часов»
Программное содержание: познакомить детей с историей часов, используя игровые приемы, формировать умение ориентироваться в прошлом часов, развивать умение устанавливать связь между разнообр...
РАБОЧАЯПРОГРАММА Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Модуль «Познание предметного мира, ОБЖ» (младшая группа, второй год обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Модуль «Познание предметного мира, ОБЖ» (младшая группа, второй год обучения)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Путешествие в прошлое часов»
Познакомить детей с историей часов.Формировать умение изготавливать простейшие виды часов.Воспитывать интерес к познанию нового....