ООД в подготовительной группе «Прошлое жилища»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Цель: углубить знания детей об истории жилища; учить понимать, что человек постоянно стремиться улучшить свое жилище.
Ход занятия:
· Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок, не высок, не высок
Кто в тереме живет? (ответы детей)
· А сейчас вспомните сказки, где рассказывается, в каких домах жили их герои?
(Теремок, рукавичка, три медведя и т.д.)
· Вот видите, ребята, каждому нужен дом.
ü У лисы в лесу глухом
Есть нора - надежный дом
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу
Из ветвей, корней, коры-
Дома делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу,
Есть у каждого свой дом
Всем тепло, уютно в нем!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД в подготовительной группе «Прошлое жилища»
Цель: углубить знания детей об истории жилища; учить понимать, что человек постоянно стремиться улучшить свое жилище.
Ход занятия:
- Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок, не высок, не высок
Кто в тереме живет? (ответы детей)
- А сейчас вспомните сказки, где рассказывается, в каких домах жили их герои?
(Теремок, рукавичка, три медведя и т.д.)
- Вот видите, ребята, каждому нужен дом.
- У лисы в лесу глухом
Есть нора - надежный дом
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу
Из ветвей, корней, коры-
Дома делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу,
Есть у каждого свой дом
Всем тепло, уютно в нем!
Дидактическая игра «Найди домик»
(на доске изображены животные по одной стороне и их дома на другой)
Цель: необходимо провести ниточку от «животного» до его дома.
Например : Медведь – берлога
Белка – дупло
Муравей – муравейник
Лиса – норма и т.д.
Живым существам без жилища – беда.
Но людям без дома – совсем никуда!
- Давайте поговорим, как появились дома. В те далекие времена, когда человек еще не научился строить жилье, он волей – неволей стал искать, где бы ему спрятаться. Искал, искал и нашел. Это была пещера (показ иллюстрации). Заглянув в пещеру человек, понял, что это очень хорошее место. Потому что там можно было укрыться от дождя, от непогоды, от хищных диких зверей. Он принес туда веток, сухой травы и соорудил постель.
Когда древний человек научился разводить огонь, то устроил в пещере очаг (показ иллюстрации). Очаг обогревал жилище и на огне можно было приготовить пищу.
- Но не в любой местности были пещеры, а жить где то надо. Люди, которые кочевали с места на место, сооружали шалаши (показ иллюстрации).
Из чего строили шалаши? (Из веток)
- Для постройки шалаша брали стволы молодых деревьев, располагали их конусом и накрывали ветками. Так пещера и шалаши стали для далекого нашего предка его первым домом.
- Как вы думаете удобно было жить в шалаше?
- Да, неудобно и тесно. Летом жарко, зимой холодно, ураган и ветер может сдуть.
- Как выдумаете после пещер и шалашей где стали жить люди? Люди построили дома и стали жить в деревянных домах (показ иллюстрации).
Шли годы, люди научились строить избы из бревен и стали там жить. Давайте рассмотрим деревянный дом – избу (показ иллюстрации).
А вот и наша изба. А строили ее так:
- на Руси было правило: шел хозяин к соседу:
- «Приходите, говорил, люди добрые ко мне помогите мне избу построить».
- «Непременно придем» - говорили соседи
Шел хозяин к другому соседу и тот ему тоже не отказывал в помощи. Наутро, много мужиков собирались, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.
«Рубить избу» - означает строить, а строили ее топорами.
На Руси такие мастера были, что могли построить избу без единого гвоздя, так бревна подтёсывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.
- Посмотрите на деревянный дом.
- Что там есть? (окна, двери)
- В деревянном доме можно печку топить, в нем тепло и уютно, хорошо дымиться. Дождь не попадает в дом, ветром не сдует.
В избе всегда считали святыми три места:
- Красный угол (показ иллюстрации) – в красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол самое почетное место в доме. Человек пришедший в избу мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «Красный» означает – красивый, хороший, светлый. Его убирали вышитыми полотенцами.
- Печь (показ иллюстрации). Без печи изба не изба. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать или лежать греться. Место где люди спали на печи называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а ещё в ней пекли хлеб и готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супами или кашей вытащить из печи. А эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать.
- Дети, а кто знает пословицы о хлебе?
- Был бы хлеб, а каша будет….
- Без соли, без хлеба – половина обеда
- Хлеб - батюшка, вода – матушка
- Покуда есть хлеб да вода – все не беда.
- Плох обед, коли хлеба нет
- Сытый думает о деле, а голодный о хлебе
- Стол (показ иллюстрации) . Это «Божья ладонь» - говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.
Итак в деревянном доме можно и печку топить, сделать окно и трубу. В нем тепло и уютно, хорошо дышится. Дождь не попадает в дом и ветром его не сдует.
А вот подумайте, если деревянный дом так удобен, то почему люди придумали вот такие большие многоэтажные дома? (показ иллюстрации). (В многоэтажном доме можно расселить много людей, в них созданы все условия и удобства для жизни людей).
- Хочу рассказать я о доме своем
Где с папой и мамой мы вместе живем
В селе или в городе – это не важно
Дом может быть красивым и многоэтажным
Из дерев, камня, бетонный, кирпичный,
Поверьте что в нем мне живется отлично!
Тепло и уютно в жилище моем
Нет места родней, чем любимый мой дом!
Как называется профессия людей, которые строят дом? (Строители)
- Наши дети много мечтают
И кем угодно себя представляют
Я предлагаю вам помечтать
И в строителей сейчас поиграть.
Давайте представим, что мы строители и построим дом, в котором вы живете.
Рисование дома (звучит песня в исполнении Л. Сенчиной «Русская изба»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по социально-личностному развитию ребёнка в подготовительной к школе группе «Прошлое жилища».
Данная непосредственно образовательная деятельность направлена на социально-личностное развитие детей, имеет следующее программное содержание:1. Углубить знания детей об истории жилища.2. Продолжать у...
НОД для детей подготовительной группы ""Прошлое, настоящее и будущее будешь знать - сможешь другу помогать"
Интегрированная образовательная деятельность с использованием ИКТ, системно- деятельностного подхода...
Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию (познание предметного мира) в старшей группе на тему "Путешествие в прошлое жилища"
Материал будет полезен воспитателям ДОУ для проведения открытых просмотров, методических объединений. Конспект ООД составлен по программе "Детство" с учетом ФГОС....
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "История жилища"
Цель – создание условий для развития у дошкольников представлений об эволюции жилища от древнего мира до сегодняшних дней.Задачи:Обучающие:Расширить ориентацию детей в пространстве и во времени;З...
Конспект практического занятия по ранней профориентации дошкольников для детей подготовительной группы "Прошлое- далекое и близкое"
Конспект практического занятия по ранней профориентации старших дошкольников...
Технологическая карта образовательной ситуации в подготовительной группе «Юрта – жилище бурят»
Приобретение у детей старшего дошкольного возраста знаний об особенностях строения юрты, ее убранстве, моделирование обстановки юрты в игровой деятельности....
Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Прошлое Бердской промышленности»
Программные задачи: познакомить детей с промышленностью г. Бердска в прошлом; дать понятие «промышленность», воспитывать у детей старшего дошкольного возраста уважения к труду взрослых, лю...