Экологический проект «От семечка до плода» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Экологический проект «От семечка до плода»для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Долгопрудного
детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»
(АОУ детский сад № 13 «В гостях у сказки»)
Экологический проект «От семечка до плода»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовили и провели:
воспитатель :Нарзикулова Д.М.
г. Долгопрудный
2022г.
Информационная карта проекта
Авторы проекта:
Нарзикулова Д.М. - воспитатель высшей квалификационной категории.
Продолжительность проекта: долгосрочный (с февраля по сертябрь)
Тип проекта: групповой, познавательно - исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели старшей группы № 3
Возраст детей: Старшая группа, 5-6 лет.
Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в открытом грунте.
Задачи:
Образовательные задачи. Формировать у детей представление о росте культурных растений. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Формировать осознанно - правильное отношение к природным объектам и явлениям. Формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
Развивающие задачи. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности
Воспитательные задачи. Воспитывать бережное отношение к своему труду. Привлечь к работе проекта родителей воспитанников
Актуальность проекта: Необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений на огороде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому. Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Краткое описание проекта: Проект рассчитан для детей старшей группы, реализуется на протяжении шести месяцев. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий, серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Деятельность педагога | Взаимодействие с семьёй | Деятельность детей |
Подбор и изучение методической литературы. Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур. Создание предметно- развивающей среды по теме проекта. | Проведение беседы с родителями «Участие в проекте «От семечка до плода ». Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки, инвентарь (лопатки, грабельки, леечки). | Дети выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений. |
2 ЭТАП – реализация проекта
На данном этапе дети наблюдают за ростом растений, проводят опыты, эксперименты. Устанавливают связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети знакомятся с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривают иллюстрации, картины. Проводятся занятия, дидактические игры, беседы и т.д.
В ходе проектирования:
1. Будет проведена НОД - рисование, лепка, аппликация.
2. Участие родителей с детьми в создании альбомов фотографий «Мы огородники», «Мои любимые блюда»
3. Оформление выставки детских работ «Мой любимый овощ»
Продукт проекта:
1. Пополнение развивающей среды.
2. Фоторепортаж «Мы огородники».
Виды детской деятельности
ОО «Познавательное развитие»
1. Рассматривание картинок, муляжей по теме «Овощи».
2. Проведение ООД:
- Рассказ воспитателя о труде овощевода.
- «Все начинается с семечка»,
- «Посев семян»,
- «Первые всходы
Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Строение растений»
- «Размножение, рост, развитие растений»
- «Условия, необходимые для жизни растений»:
- Земля / Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т.д./
- Вода и растения / Выявить насколько вода необходима для роста растений/
- Солнце и растения /Определить роль солнца в жизни растений/
- Человек и растения / Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека/
ОО «Развитие речи» (чтение художественной литературы)
1. Отгадывание загадок об овощах.
2. Заучивание стихотворений об овощах:
- «Овощи» Ю. Тувима.
- «Таня и овощи».
3. Беседа об овощах.
4. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», «Репка».
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
1. Рисование «Что созрело в огороде».
2. Аппликация «Огурцы и помидоры».
3. Лепка «Овощи».
4. Ручной труд «Макет огорода»
ОО «Физическое развитие»
1. Гимнастика для пальчиков «Капуста».
2. Физкультурная пауза: «Вот так семечки».
3. Речевое упражнение.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Дидактические игры «Вершки, корешки», «Подумай и ответь», «Определи на ощупь», «Попробуй на вкус».
2. Рассматривание иллюстраций по теме «Овощи».
3. Домино «Овощи, фрукты».
4. Разгадывание мнемотаблицы.
5. Знакомство с трудом взрослых, профессией «Овощевод». (рассматривание картин).
6. Экскурсия на приусадебный участок, уборка урожая лука, чеснока.
7. Совместные действия, задания.
Игры и литературный материал по теме проекта
Речевые упражнения:
Если они такие большие, то как мы их назовем?
- Не репка, а… (репища) .
- Не морковка, а… (морковища) .
- Не лук, а… (лукища) .
- Не чеснок, а… (чесночище) .
- Не картошка, а… (картошища) .
Физкультурная пауза: «Вот так семечки».
Беседа:
- Ребята, как начинается сказка «Репка»? («Посадил дед репку… »). Взял вот такую репку (показать изображение репки) и посадил? Нет. Он взял маленькое зернышко – вот такое (показать настоящее зернышко) и посадил. А из зернышка выросла большая-пребольшая репка. (Рассмотреть зернышко) .
- Ребята, вы сейчас тоже мои зернышки, я вас посажу (дети садятся) и буду ухаживать за вами: за кем я не очень хорошо буду ухаживать, тот и расти будет хуже. Вам надо показать, кто как вырос: кто-то будет большой-пребольшой, кто-то не очень, а кто-то из вас, к кому я подойду, совсем не вырастет.
Дидактическая игра: «Подумай и ответь».
Перед детьми изображения или муляжи репки, картофеля, груши, лесного гриба.
- Что общего у репы и картофеля? (это - овощи, они круглые, растут на огороде) .
- Чем отличается от них груша? (груша – это фрукт).
- Что общего у репы, картошки и груши? (все съедобные, за ними ухаживает хозяин) .
- Чем отличается от них гриб? (гриб растет в лесу, и за ним никто не ухаживает) .
- Что общего у репы, картошки, груши и гриба? (все они съедобные) .
- Чем репа, картошка, груша и гриб отличаются от игрушек? (игрушки нельзя есть, ими можно только играть) .
Загадки:
1. Разве в огороде пусто,
Если там растет …. (капуста) .
2. Под кустом копнешь немножко,
Выглянет на свет… (картошка) .
3. За ботву, как за веревку,
Можно вытянуть… (морковку) .
4. Не пугайтесь, если вдруг
Слезы лить заставит … (лук) .
5. Ярче солнечного диска,
Краснощекая… (редиска) .
6. Кто, ребята, не знаком
С белозубым … (чесноком) .
7. Рядом с ним его подружка -
С белым корешком… (петрушка) .
8. С тростью смотрится неплохо,
А стручки полны… (гороха) .
9. Отыскали, наконец,
И зеленый… (огурец) .
10. Вот на грядке круглый бок,
Только он не колобок,
Врос он в землю крепко,
Что же это… (репка) .
Рассказ воспитателя о корнеплоде.
- Ребята, а знаете ли вы, почему эти овощи называют корнеплодами? Корнеплодами называют те овощи, плоды которых находятся в земле.
Плод – толстый корень – этих овощей идет в пищу человеку или на корм животным.
Репка – самое древнее огородное растение: его разводили еще в Древней Греции и Древнем Риме.
А на Руси это был самый главный овощ. Ни один стол не обходился без репы, пока не появилась картошка. А она появилась у нас только в самом начале ХVIII века.
3 ЭТАП – заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Деятельность педагога | Деятельность детей | Взаимодействие с семьёй |
Составление отчета о проделанной работе; Оформление документации; Подготовка презентации проекта.
| Подготовка к презентации своего альбома «От семечка к урожаю» (индивидуальная, ребенок-родитель) |
По реализации проекта «Чудесная грялка» были получены следующие результаты:
- Дети познакомились с многообразием культурных растений.
- У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений.
- В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
- Дети увидели конечный результат своего труда, смогли его увидеть, потрогать и даже попробовать.
- Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
- Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
- Родители приняли активное участие в проекте.
Работа с родителями:
- Беседа с родителями «От семечка до урожая».
- Консультация для родителей.
- Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
Список используемой литературы:
Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009
Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008
Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: ≪КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА≫, 2008.
Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001
Николаева С.Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "С какого дерева листок" для детей старшего дошкольного возраста.
Экологический проект "С какого дерева листок" для детей старшего дошкольного возраста. Цели проекта: расширить представлений о многообразии растительного мира; сформировать у детей умения...
Экологический проект "Батарейки - это опасный мусор?" для детей старшего дошкольного возраста
Мы все живём в таком мире, где уже невозможно представить себе хоть один день без батарейки. На них работают сотовые телефоны, ноутбуки, множество бытовых предметов, а также каждая вторая игрушка...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Спасём Землю от мусора» для детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Проблема экологического состояния территорий и природы в ц...
Экологический проект "Земля-наш общий дом" (для детей старшего дошкольного возраста)
Экологический проект "Земля-наш общий дом"...
Социально – экологический проект «Мы за чистый город!» для детей старшего дошкольного возраста
Проект "Мы за чистый город!" направлен на изучение экологической обстановки городе Усть-Лабинска, изучение роли жителей, проживающих в нашем городе в загрязнении окружающей среды и определен...
Социально – экологический проект «Мы за чистый город!» для детей старшего дошкольного возраста
Проект "Мы за чистый город!" направлен на изучение экологической обстановки городе Усть-Лабинска, изучение роли жителей, проживающих в нашем городе в загрязнении окружающей среды и определен...
Экологический проект «Эколята - молодые защитники природы» для детей старшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30809201","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30809218","attributes":{"alt":"","class"...