Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Детям о лесе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мельникова Татьяна Юрьевна

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Детям о лесе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе «Детям о лесе»

Цель: Закрепить представления детей о лесе и его значении в жизни людей.

Задачи:

- Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе;

- Формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе;

- Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;

- Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к объектам природы.

Словарная работа: Активизировать словарь детей: сосновый бор, дубрава, березовая роща, ельник, смешанный лес, лиственный лес, хвойный лес.

Предварительная работа: просмотр презентации «Изучаем деревья и жителей леса», разучивание стихов и пословиц о лесе и его обитателях, наблюдение за деревьями на прогулке.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением леса, ягод, грибов; желуди, орехи, каштаны, шишки, кленовые листочки, клей, карандаши, ватман, ножницы, картинки для вырезания.

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: - Ребята, для того чтобы узнать тему нашего занятия вам нужно отгадать загадку: 

Он большой, густой, зелёный

Представляет целый дом

В нём найдут приют и птицы

Зайки, волки, кабаны. 

Дети: - Лес.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Сегодня, мы с вами поговорим о лесе. Лес - наше богатство. Как вы думаете, почему? 

Дети: – Лес – это целый мир! В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называет природным сообществом.

Воспитатель: -Без чего невозможно представит лес?

Дети: Без деревьев.

Воспитатель: - А какие деревья вы знаете мы сейчас проверим.

От дровец ее в печи уголёчки горячи

Из дощечек ладят бочки

Для больных готовят почки

А когда растет она-

Белоствольна и стройна.

Дети: - береза

Воспитатель: - А если лист с березы, то он какой?

Дети: - березовый.

Воспитатель: - Если в лесу растут одни березы?

Дети: -березовая роща, березняк.

Воспитатель: - Что весной собирают с деревьев березы?

Дети: - Березовый сок.

Воспитатель: - Он очень полезен, в нем много витаминов, он утоляет жажду в жару.

Воспитатель: -Кузовочки, лапоточки

Что за дерево дает?

И в июле пахнет медом,

Ароматом пчел зовет.

Дети: -Липа

Воспитатель: - Какие дары нам приносит липа?

Дети: - Мед липовый, цветки липы заваривают и пьют настой липовый от простуды.

Воспитатель: - Дружно к деревцу спешат

Птицы и зверята-

Витаминами зимой

Ягода богата….

Дети: - Рябина

Воспитатель: - У дерева этого листья немножко

Похожи на пальцы раскрытой ладошки

Какое же дерево шлет нам поклон?

Не дуб, не береза, а дерево

Дети: - Клен.

Воспитатель: - Какие же листья у клена?

Дети: -  Кленовые.

Воспитатель: - Если на небе появятся тучи

Прячутся птицы под кроной могучей

Здесь кабаны у него под корнями

Громко похрустывают желудями,

Мебель из дерева сноса не знает,

Вредных микробов кора убивает.

Дерево это живет сотни лет

Кто его знает? Подскажет ответ?

Дети: - Дуб.

Воспитатель: - Какой лист у дуба?

Дети: - Дубовый

Воспитатель: - Как называется лес, где растут одни дубы?

Дети: - Дубрава

Воспитатель: - Назовите дары дуба? Кому они нужны?

Ответы детей.

Воспитатель: - Как называются деревья, о которых мы говорили? Дети: - Лиственные

Воспитатель: - Какие еще лиственные деревья вы знаете?

Дети: - Осина, тополь, кедр ….

Воспитатель: - Если в лесу растут одни лиственные деревья, как он называется?

Дети: - Лиственный.

Воспитатель: - Это дерево не елка.

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол, сверху крона, как шатер.

Дети: - Сосна.

Воспитатель: - Если в лесу растут одни сосны?

Дети: - Сосновый бор.

Воспитатель: - Сосна- это высокое дерево, поэтому нижних веток у нее нет. Она очищает воздух от микробов. смола очень полезна.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет

А в иголках круглый год?

Дети: - Елка.

Воспитатель: - Елка солнца не любит. Она очищает воздух. Из ее древесины делают бумагу, музыкальные инструменты. Если в лесу растут одни ели он называется?

Дети: - Ельник.

Воспитатель: - что же у ели и сосны вместо листьев?

Дети: - Хвоя

Воспитатель: -Есть у родственницы елки неколючие иголки

Но в отличие от елки – опадают все иголки

Дети: - Лиственница.

Воспитатель: -Если в лесу растут одни сосны, ели, лиственница, как называют такой лес?

Дети: - Хвойный.

Воспитатель: - Ребята, а как называется лес где растут разные деревья, хвойные, лиственные?

Дети: - Смешанный.

Воспитатель: -  Молодцы! Вы очень правильно назвали все виды лесов, которые встречаются в нашем родном краю. А что еще растет в лесу?

Дети: кустарники, ягоды, цветы, грибы…

Воспитатель: - Ребята, а теперь давайте вспомним кто живет в лесу.

Длинные ушки, быстрые лапки.

Серый, но не мышка.

Кто это?

(зайчишка)

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

по деревьям быстро скачет,

был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это…(белочка)

Рыжая плутовка

спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?..

(лиса)

Сердитый недотрога

живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

(ёж)

Вперевалку зверь идет

по малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

(медведь)

Серый, страшный и зубастый

произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…

(волк)

Физкультминутка:

Вместе по лесу идём.

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Воспитатель: - Как животные помогают лесу?

Дети: - Животные едят траву, кустарники, молодые деревья и не дают лесу превратиться в непроходимую чащу.

Воспитатель: -  Как птицы помогают лесу?

Дети: -  Птицы питаются насекомыми (гусеницами, жуками, червяками).

Воспитатель: - Какие насекомые необходимы для растений?

Дети: Бабочки, пчелы, осы, шмели и др.

Воспитатель: - А для чего эти насекомые необходимы для растений?

Дети: - Они опыляют цветы.

Воспитатель: -  Правильно они опыляют растения.

Воспитатель: - Ребята, какие пословицы о лесе вы знаете?

Нет милей чудес, чем наш русский лес.

Много леса — береги, мало леса — не руби, нет леса —посади.

От большого дерева и польза большая.

Дуб — дерево хорошее, да плоды его только свиньям.

Сломить дерево - секунда, а вырастить - года.

Срубленное дерево вновь не вырастет.

Воспитатель: - Лес - часть природы. Мы можем помочь лесу, животным и птицам, живущим там. Для этого, отправляясь в лес, нужно соблюдать правила поведения. А вы эти правила знаете?

Дети: - Да.

Воспитатель: -  Сейчас мы это проверим. Слушайте внимательно и отвечайте вместе можно или нельзя.

1. Ходить в лесу по тропинкам… (можно)

2. Ходить по траве, где попало (нельзя)

3. Собирать в лесу грибы (можно)

4. Вырывать их с корнем (нельзя)

5. Слушать пение птиц (можно)

6. А шуметь в лесу, включать громко музыку (нельзя)

7. Наблюдать за муравьями (можно)

8. А разрушать муравейники (нельзя)

9. А можно брать детенышей диких животных домой … (нельзя).

Воспитатель: Ребята, а почему нельзя брать детенышей диких животных домой

Дети: -Лес – это родной дом зверей и создать дома такие же условия, как в лесу – очень трудно. Животные не смогут жить с человеком.

Воспитатель: -Молодцы! Я вижу, вы знаете правила поведения в лесу. А сейчас я предлагаю сделать вам коллективную аппликацию, в которой мы покажем, что природу нужно беречь и охранять.

Воспитатель: -Чтобы наши пальчики были послушными давайте с ними поиграем.

Пальчиковая игра «Лес»

Сосны, ели, (Ладони сомкнуты, пальцы соединены попарно. Постукивать пальцами друг о друга.)

Дубы, березы, клены…

Это лес – он наш друг зеленый! (Пальцы рук соединить в «замок».)

Добрый друг, он шумит, поет, (Покачивание раскрытых ладоней влево-вправо.)

И в прохладную тень зовет. («Зовущие» движения пальцами рук.)

Дети выполняют коллективную аппликацию.

Воспитатель: -  Молодцы, ребята! Так хорошо работали на занятии. Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей

Воспитатель: - Я уверена, что вы вырастите настоящими защитниками природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".

Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Леса – наша гордость и краса».

Занятие по познавательному развитию способствует уточнению и обобщению у детей конкретных представлений о роли леса в жизни детей. Уточняет понятия: русский лес - богатство каждого человека нашей стра...

План-конспект занятия по познавательному развитию «Приключения в весеннем лесу» для детей с нарушением зрения (средняя группа)

Целью занятия является формирование элементарных математических представлений и мыслительных операций, развитие у детей компенсаторных возможностей. Игровые методы и приёмы, присутствие сказочного гер...

Конспект занятия по познавательному развитию "Кто живет в лесу"

Закрепить знания о диких животных.  Развивать моторику речевого аппарата....

Конспект занятия по познавательному развитию «ФЭМП» Тема: «В лесу геометрических фигур» (младшая и средняя подгруппа разновозрастной группы)

Образовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических     представлений»Тема: «В лесу геометрических фигур...