проект "В мире тканей"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «МИР ТКАНЕЙ»
Цель: ознакомление с видами тканей, различными видами деятельности с тканью.
Задачи педагогической деятельности: обобщить знания о натуральных и искусственных видах ткани, об их происхождении; расширять представления детей об окружающем мире, развивать мотивацию к познавательной деятельности; активизировать речь, расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда людей, доброжелательное отношение друг к другу, любовь к труду, интерес к чтению художественной литературы.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Состав участников: групповой.
Срок реализации: среднесрочный.
Целевые ориентиры образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка):
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
Образовательные области проекта
Познавательно-исследовательская
Знают некоторые виды тканей и их свойства, активно включаются в экспериментирование
Художественно-эстетическое развитие
Рисуют предметы разной формы, соотнося пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет для изображения настроения, времени года, суток, создают композиционный рисунок, используя вырезанные изображения.
В индивидуальной и коллективной работе используют разные виды изобразительной деятельности.
Самостоятельно создают индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности.
Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла
Социально-коммуникативное развитие
Свободно и с интересом играют в разные игры: сюжетно-ролевые «Магазин “Ткани”», «Ателье “Наперсток”», игра с правилами «Дуют ветры», дидактические игры «Волшебный мешочек», «Одень куклу по погоде», «Что нужно швее?», участвуют в викторине.
Согласуют творческие индивидуальные замыслы с партнерами-сверстниками, продолжают свои игровые действия, включая в них события, предложенные партнером.
Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить о помощи и оказать ее, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме.
Могут включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим
Коммуникативная
Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т. п.), правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми
Речевое развитие
С удовольствием слушают жанровые произведения в исполнении взрослого.
Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения
Физическое развитие
Участвуют в физкультминутках, правильно повторяют движения за взрослым, в том числе под музыку
Ход проекта
I. История возникновения ткани и ее предназначение.
Работа с тканью (определение ее вида и назначения).
II. Чтение художественной литературы. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
III. Эксперименты с тканью (исследовательская деятельность «Свойства тканей»).
Материал: разные кусочки ткани (хлопок, мех, плащовка, джинсовая ткань, ситец, марля и т. д.), тарелочки с водой, ножницы, клей, степлер, тазик с мылом и водой для стирки, увеличительное стекло.
– Сегодня мы будем исследователями, проведем эксперименты с тканью. Как вы думаете, что можно сделать с куском ткани? (Варианты ответов детей: помять, разрезать, порвать и т. д. – все это детям разрешается попробовать и самостоятельно рассказать о полученных результатах, своих эмоциях, количестве приложенных усилий и т. д.)
Опыт 1.
Дети пытаются склеить два куска ткани, разорвать (хлопок и мех), сшить, постирать грязный лоскуток, постирать цветную ткань, порезать ножницами, помять (натуральную и искусственную ткани).
Вывод: основные свойства ткани – она склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, рвется, мнется.
Опыт 2.
Дети капают на лоскуты ткани водой и делают вывод о том, какая ткань впитывает воду, а какая не впитывает (рассматривается плащовка и хлопок).
Опыт 3.
Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в различных лоскутках и делают вывод, что у ткани, которая промокла, нити переплетаются реже, чем у непромокаемой.
Опыт 4.
Дети берут кусок ткани и кусок бумаги. Два ребенка держат бумагу (ткань) за разные концы, третий пытается ее порвать.
Вывод: бумага порвалась, ткань – нет. Ткань прочнее бумаги.
Опыт 5.
Дети берут два кусочка ткани (хлопок и мех) и дуют на них.
Вывод: мех тяжелее, чем хлопок, его труднее сдвинуть с места.
Опыт 6.
Дети берут несколько видов тканей (ситец, джинсовую, хлопок, тюль и др.) и режут их ножницами, после чего делают выводы о том, какая ткань режется труднее (легче).
IV. Аппликации из бумаги и ткани».
V. Создание украшений из ткани.
VI. Рисование узоров на ткани
VII. Сюжетно-ролевые игры.
VIII. Итоговое мероприятие.
1. Викторина «В мире лоскутков».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Что лучше: бумага или ткань?»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группеТема: «Что лучше: бумага или ткань?»Программное содержание: - закрепить знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и каче...
Конспект НОД по реализации образовательной области "Познание" (формирование целостной картины мира) "Одежда. Ткани" в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи
Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме "Одежда.Ткани"...
ОО «Познание» ФЦКМ Тема: В мире ткани.
ОО «Познание» ФЦКМТема: В мире ткани.Воспитатель: Черенева И.М.Цель: познакомить с происхождением тканей. Задачи:Познакомить с историей создания одежды.Вызвать интерес к процессу изменения и прео...
В мире тканей.
Конспект занятия по экспериментированию "В мире тканей" для старшего дошкольного возраста. ...
Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе «В мире тканей»
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе «В мире тканей»...
Проектная деятельность на тему "В мире тканей"
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. И мало задаются вопросом: «Откуда это взялось? Для чего это нужно? Какими ...