Перспективное планирование экологического кружка в соедней группе "Юные экологи родного края"
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование экологического кружка в средней группе
«Юные экологи родного края»
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Кружок «Юные экологи родного края» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить ребенка правильно общаться с природой родного края, любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.
Работа кружка нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю, позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность.
Реализация данной деятельности помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы родного края. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
Новизна данной работы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Актуальность заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Программно - методическое обеспечение.
Основой к структуре разработки перспективного планирования экологического кружка являются федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» по редакцией Н. Вераксы, М Васильевой и парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».
Цель работы - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней.
Задачи экологической деятельности:
- подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе;
- учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах;
- дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут;
- дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...);
- включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление);
- воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных;
- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
Работа с родителями.
Работа кружка малоэффективна, если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей.
Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Нужно сделать родителей участниками образовательно - воспитательного процесса через домашние задания, экскурсии, праздники, конкурсы; периодически проводить консультации, собрания.
В течение года запланировано оформить следующие папки-ширмы: «Прогулки в природу»,«Осень золотая», «Овощи богаты витаминами»,«Шесть советов о морозной погоде» и т. д.;
В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера…
Организация деятельности и режим:
Кружок проводится 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут.
Ожидаемый результат совместной деятельности с детьми:
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Дошкольник должен: | |
ЗНАТЬ | Правила поведения в природе. Растения и их характерные признаки. Основные признаки диких и домашних животных. Виды птиц своей местности. Несколько видов явлений неживой природы. |
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. | О перелётных птицах. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы. О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы. О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе. |
УМЕТЬ | Выполнять правила поведения на природе. Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Обеспечивать уход за растениями цветников (полив) Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора). Изготовление поделок и панно из собранного природного материала. |
Тематический план экологического кружка «Юные экологи родного края»
Месяц | Тема занятий | Цель и задачи наблюдений | Формы работы |
Сентябрь
| Курская область – наша малая Родина. | Развивать интерес к изучению родного края, воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. | 1. Рассматривание иллюстраций о нашем крае. 2. Просмотр видеоролика. |
«Овощи и фрукты» | Закреплять представление детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | 1. Рассматривание иллюстраций с их изображением. 2. Разгадывание загадок. 3. Игра «Угадай на вкус». | |
«Что растет в нашем лесу?» | Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам(береза, клен, тополь, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. | 1. Рассказ Лесовичка о лесе (презентация «Деревья»). 2. Рассматривание листьев коры, плодов деревьев. 3. Отгадывание загадок. 4. Игра «Дорисуй листочек». | |
«Зеленая аптека» | Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой, подорожником. Воспитывать бережное отношение к растениям. | 1.Беседа о лекарственных травах. 2. Загадки. 3. Доктор лечит от простуды: «Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя». | |
Октябрь | «Вот она какая, осень золотая!» | Уточнять и расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений. Воспитывать любовь к природе и интерес к ее явлениям. | 1. Чтение пословиц, поговорок и примет. 2. Игра «Найди такой же листочек». 3. Эксперимент «Легкий — тяжелый». |
«Домашние животные – друзья человека» | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными(их кормят, лечат, выгуливают). | 1. Беседа о домашних животных. 2. Отгадывание загадок про домашних животных. 3. Игра «Кого не стало». | |
«Чудо- ягодка» | Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах(лечат, имеют запах). | 1. Рассматривание иллюстраций, муляжей. 2. Отгадывание загадок. 3. Дидактическая игра «Лесные и садовые ягоды». | |
Развлечение «Волшебница-осень! » | |||
Ноябрь | «Грибное царство нашего края» | Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы(рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. | 1. Разгадывание загадок о грибах. 2. Дидактическая игра «Найди лишний гриб». 3. Игра «Собери грибы». |
«Рыбки плавают, молчат, ни о чем не говорят… .» | Познакомить с аквариумными рыбками. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. | 1. Наблюдение за аквариумными рыбками. 2. Кормление рыбок. 3. Игры с водой «Рыбаки». | |
«Мир растений» | Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по строению, запаху, окраске. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. | 1. Рассматривание иллюстраций. 2. Дидактические игры: «Собери букет,«Узнай растение». | |
«В гостях у птиц» | Продолжить знакомить детей с зимующими и перелетными птицами(сорока, ворона, скворец, грач, голубь). | 1. Презентация «Зимующие птицы» 2. Игра «Кто, где живет?» 3. Устройство птичьей столовой 4. Наблюдение за птицами на участке 5. Слушание пения птиц (аудио запись) | |
Декабрь | «А снег идет» | Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха(на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). | 1. Наблюдение «Снег, какой он? » 2. Рассматривание снежинок через увеличительное стекло». 3. Игра «Собери фигурки» |
«Воздух» | Учить выявлять свойства воздуха(невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха(воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. | 1. Эксперимент «Что в пакете?» 2. Игры с воздушными шариками и соломинкой 3. Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей | |
«Путешествие по временам года». | Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года | 1. Путешествие по временам года. 2. Дидактическая игра «Какое время года?» 3. Практическое занятие для дома: изготовление кормушек для птиц | |
«Водичка-водичка». | Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды(вода может быть холодной, теплой; вода прозрачная, но может менять окраску, имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества). Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. | 1. Беседа «Что было бы, если не было воды? 2. Эксперименты по определению свойств воды 3. Изготовление цветных льдинок | |
Январь | «Елочка-красавица всем ребятам нравиться». | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Формировать умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе | 1. Сравнение живой и искусственной елей. 2. Игры с шишками. 3. Чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка». |
«Зимушка-зима». | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. | 1. Беседа «Что нам нравится зимой». 2. Эксперименты с водой. 3. Лепка из снега «Снежный городок»(совместно со взрослыми). 4. Аппликация» Деревья зимой»(коллективная, обрывание полосок). | |
«Кто живет в лесах нашего края? | Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нем диких животных(как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Воспитывать любовь и заботу к животным. | 1. Беседа о зимних изменениях в природе. 2. Игра «Угадай по описанию». 3. Эксперимент «Лед- твердая вода. | |
Развлечение «Зимушка – зима в гости к нам пришла». | |||
Февраль | «Крылатые соседи» | Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим» | 1. Дидактическая игра «Опиши птичку» 2. Игра «Собери из частей» 3. Подвижная игра «Снегири» |
«Знакомство с лягушкой» | Познакомить с циклом развития лягушки. | 1. Рассказ о лягушке. 2. Игра «Посели лягушку». 3. Эксперимент «Вода нужна всем». | |
«Посадка лука» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. | 1. Беседа о временах года, о посадке лука. 2. Посадка лука. 3. Игра «Сложи картинку». | |
«Зимние явления в неживой природе» | Воспитывать любовь к природе и интерес к ее явлениям. | 1. Встреча со снеговиком. 2. Беседа о свойствах снега. 3. Эксперименты со снегом. | |
Март | «Комнатные растения» | Закрепить названия знакомых растений(бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | 1. Беседа о строении растения. 2. Игра «Выбери себе растение и дай ему имя» (с последующим ухаживанием за растением-другом) . 3. Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы». |
«Домашние любимцы» | Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. | 1. Наблюдение за черепахой. 2. Знакомство со строением черепахи. 3. Эксперимент «Какой бывает вода» | |
«Весна идет!» | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. | 1. Разгадывание загадок о весне. 2. Чтение стихотворений о весне. 3. Эксперимент «Таяние снега». | |
«Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями» | Познакомить с новыми растениями (аспидистра, герань). | 1. Встреча с Веснянкой. 2. Беседа об уходе за комнатными растениями. 3. Игра «Живые картинки». | |
Апрель | «Земля- мой дом» | Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения(деревня, город, страна), о звездах. | 1. Беседа « Где я живу» 2. Игра «Кто живѐт на суше, а кто в воде». 3. Беседа о звѐздах 4. Рисование» Звѐздное небо». |
«Водоемы родного края» | Дать представление о водоемов (пруд, болото, озеро, река, море). | 1. Рассматривание иллюстраций. 2. Беседа о водоемах. 3. Отгадывание загадок | |
«Рыбы наших водоемов» | Расширить сведения детей о многообразии видов рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом. | 1. Беседа о рыбах. 2. Дидактическая игра «Что есть у рыбы». 3. Игра «Рыбная ловля» | |
Развлечение «Весна-красна» | |||
Май | «Камни, песок» | Научить узнавать и называть камень, песок. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. | 1. Рассматривание камней и песка на прогулке. 2. Эксперименты с камнями и песком. 3. Дидактическая игра «Чудесные фигурки». |
«Экологическая тропинка» | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе(о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелѐной аптеке). Упражнять в практической помощи природе(уборка мусора, лечение деревьев). | 1. Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги природу». 2.. Целевая прогулка по экологической тропинке. 3. Подвижная игра «Раз, два, три- к дереву беги». | |
«Растения на территории детского сада» | Закрепить умение ухаживать за растениями; воспитывать отношение к растениям как к живым существам. | 1. Наблюдение за растениями. 2. Дидактическая игра «Угадай растение». | |
«Насекомые- наши помощники». | Дать элементарные знания о жуках (майский, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница). Показать пользу насекомых.. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | 1. Наблюдение за насекомыми на прогулке. 2. Лепка «Зеленая гусеница». 3. Дидактическая игра «Летает – не летает». 4. Отгадывание загадок. |
Показатели диагностических исследований определения уровней развития детей экологического кружка «Юные экологи родного края» для детей средней группы.
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью диагностики три раза в течение учебного года, основанной на наблюдениях за детьми, заполнив следующие диагностические карты.
За каждый показатель диагностических исследований, определения уровней развития детей, ставится соответствующий балл.
Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл |
Имеет представления о сезонных изменениях в природе (Название и характерные особенности времен года) | Имеет частично представления. | Не имеет представления. |
Знает природные явления (дождь, ветер, снег) | Знает частично. | Не знает. |
Имеет представление о многообразии растительного мира, называет по 3 представителя. | Частично имеет представления. | Не имеет представления. |
Знает овощи, фрукты, ягоды | Знает овощи, фрукты.... | Знает ягоды |
Владеет навыками ухода за растениями. | Владеет частично. | Не владеет. |
Имеет представление о многообразии животного мира, называет по 3 представителя. | Имеет частично представления. | Не имеет представления. |
Дикие животные. | Домашние животные. | ------- |
Знает о существовании различных сред обитания (земля, воздух, вода). | Знает частично. | Не знает. |
Отражает свои впечатления в продуктивных видах деятельности (анализ свободных работ). | Отражает свои впечатления частично. | Не отражает. |
Знает правила поведения в природе. | Знает частично. | Не знает |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование экологического кружка в старшей группе "Лесовичок"
Перспективное планирование работы кружка по месяцам. Так как я работаю в логопедической группе, где вся работа ведется по лексическим темам, то старалась работу кружка привязывать к этим т...
Перспективное планирование экологического кружка "Родничок"
Перспективное планирование экологического кружка "Родничок" с детьми 6-7 лет...
Перспективное планирование по ознакомлению детей с дикими животными родного края (подготовительная группа)
Перспективное планирование по ознакомлению детей с дикими животными родного края: Тамбовской области...
Программа экологического кружка в средней группе "Юные Экологи родного края"
Программа экологического кружка в средней группе детского сада "Незабудка"...
Программа экологического кружка в средней группе "Юные Экологи родного края"
Программа экологического кружка в средней группе "Юные экологи родного края"...
Рабочая программа кружка "Юный эколог родного края" (младшая группа)
рабочая программа...
Методические рекомендации и перспективное планирование экологического кружка "Светлячок".
Экологический кружок "Светлячок"...