Перспективное планирование по ознакомлению детей с дикими животными родного края (подготовительная группа)
методическая разработка по окружающему миру на тему

Пономаренко Татьяна Викторовна

Перспективное планирование по ознакомлению  детей с дикими животными родного края: Тамбовской области 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon per.plan_.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

  Перспективное планирование по ознакомлению  детей с дикими животными родного края (подготовительная группа)

                 Занятия  

Сентябрь

                                                                          Работа вне занятий

Чтение худ. литературы

Дидактические  игры

Подвижные  игры

Беседы

«Сравнение диких и домашних животных» 

Цель: Уточнить с детьми признаки домашних животных.  Показать, что домашние животные отличаются от диких - они не приспособлены самостоятельно, жить в лесу: не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут хорошо защитить себя от врагов.

«Дикие животные нашего  края»    Цель: Познакомить с повадками, особенностями поведения диких животных нашего края, их пользе для природы. Закрепить и обобщить знания детей о диких животных, их приспособлении к условиям жизни. Воспитывать интерес к  диким животным.

Октябрь.

«Ёж»

Цель: Закрепить  представления : внешний вид, жилище, как готовиться к зиме, как зимует, чем питается. Рассказать о том, кто его враги, как ёж выводит потомство.

«Осень»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени, развить интерес к объектам природы, расширить кругозор  представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью, развить обобщённые представления о птицах.

Ноябрь.

«Заяц»

Цели: Закрепить и расширить знания детей о зайцах. Познакомить детей с особенностями приспособления зайцев к местному климату. Уточнить понятие о травоядных животных, о временах года, о способах приспособления животных к окружающему миру.

«Беседа о белке»

Цель:   Закрепить и уточнить знания детей о белке: о внешнем виде, о том, чем питается, о повадках, о том, как готовится белка к зиме, как выводит потомство.

Декабрь.

«Дикие животные - волк»

Цель: Закреплять знания детей о жизни и повадках диких животных, особое внимание остановить на животном-волке. Познакомить детей с особенностями волка, как представителя диких животных. Воспитывать бережное отношение к животным.

«Медведь»    

Цель: Закрепить представление о медведе : внешний вид, как готовиться к зиме, как зимует, чем питается. Рассказать, как медведь выводит потомство и чем он опасен.

Январь.

«Лиса»

Цель: Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде. Закрепить знания о домашней птице. Воспитывать любознательность, интерес к природе родного края.

«Прогулка по зимнему лесу»

Цель: Расширить представления детей о зимовке диких животных наших лесов. Учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона. Уточнить, чем питаются дикие животные, как добывают себе пищу, как называется их жилище.

Февраль

«Дикие свиньи»

Цели: Расширить и уточнить знания детей о диких свиньях-кабанах. Объяснить детям значение фразеологизма «встать грудью. Воспитывать интерес и гуманное отношение к природе. Словарь: разъяренный, калкан, рыло.

«Лес как экологическая система» 

Цели: Сформировать понятие «этажи леса». Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных. Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».

Март

«Пищевые цепочки в лесу» Цель: Закрепить знания о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы на уровне частных и обобщённых понятий. Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. Учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. 

« Кто в лесу главный» Цель: Дать представление о леснике-человеке, который заботится о лесе. Уточнить знания детей о том, какие звери живут в наших лесах. Стараться помочь лесникам, изготовив плакаты правил поведения в лесу.

Апрель

 « Красная книга»  Цель: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о  необходимости ее оберегать. Словарь: Красная Книга, заповедник.

« Барсук»   Цель:  Познакомить детей с барсуком. Учить понимать зависимость между внешним видом, средой обитания и образом жизни животного. Закрепить знания о животном мире, Красной книге. Ввести в активный словарь детей слова: барсук, миролюбивый, от норок. Воспитывать интерес к природе, экологическое мировоззрение.

Май

Экскурсия в лес

Цель: Систематизировать знания детей о лесе, уточнить представления о животных и других обитателях леса (в лесу живут звери, птицы, насекомые, можно встретить ящериц, лягушек; растут разные травы; люди заботятся о лесе – охраняют его от пожара, расчищают, сажают новые молодые деревья); вызвать радость и удовольствие от пребывания в лесу.

КВН «в гостях у Животных»  Цель:

Закрепить навык у детей классифицировать животных (домашние - дикие), различать и называть их, рассказывать о том, как животные готовятся к зиме и как зимуют, отгадывать загадки.

Загадки про диких и домашних животных.

 Чтение и обсуждение Р.Киплинг «Кошка , гулявшая сама по себе»;

Сказка «Хаврошечка»;

Сказка   «Заяц-хвастун»;

Н.Сладков «Котёнок».

Пословицы:  

 «Холоден сентябрь, да сыт».                        «Собака за зайцем, а заяц за волей».

 Загадки  и стихи про  ежа, про осень.

Рус.нар.приговорка «Осень»

Чтение и обсуждение

Д.Зуев «Золотой клубочек», «Ночной гость»;

А.С.Пушкин «Осень». (Унылая пора!);

В.Сутеев  «Палочка-выручалочка»; Н.Сладков «Поющий Ёж».

Пословицы: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит и рвёт, и льёт, и снизу метет».    «Ежа без рукавиц не удержишь».

Загадки и стихи о зайце, о белке.

Чтение и обсуждение

С.Гейченко «В Михайловском»;

Рассказ «Белка на балконе»;

По Г.Скребицкому «Заяц»;

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»;

Н.Рубцов «Про зайца»;

К.Коровин «Белка». Поговорки:      «Ноябрь- сумерки года».  «Заяц не трус, себя бережет».                 «Белку ловить – ножки отбить».

Загадки и стихи о волке, медведе и о зиме.

Чтение и обсуждение

В.Бианки «Волчья хитрость»;

 Е.Чарушин «Волчишко»;

А.Чехов«Белолобый»;

Т.Нуждина «Чудо-всюду»;

Л.Квитко «Медведь в лесу»;  

 И.Соколов-Микитов «Медвежья семья».

Поговорки: «Зима не лето: в шубу одета»;  «Медведь одну лапу сосет, а всю зиму живет».

Загадки и стихи о зиме и лисе.

Чтение и обсуждение

Е.Чарушин «Лиса»;

А.Барто «Лиса»;

Н.Сладков «Январь»;

И.Винокуров «Кто как зимует» ;

Д.Зуев «Лиса мышкует»;

«Как птицы проучили  лисицу»;

Г.Скребицкий «На лесной полянке зимой».

Поговорки: «Январь- вершина зимы».   «Шкура лисы – ее несчастье».

Загадки и стихи о зиме , кабане.

Чтение и обсуждение

С.Маршак «Февраль»;

Сказка «Зимовье зверей»;

В.Бианки «Лес зимой»;

Г.Ладонщиков «Что мы видели в лесу»;

О.Дмитриева «Что такое лес»;

М.Пришвин «Этажи леса».

Поговорка:

«Февраль силён метелью, а март  капелью».

Загадки и стихи о весне

Чтение и обсуждение

В.Танасийчук «Цепочки в лесу»,

«Невидимые весы»;

Л.Толстой «На что нужны мыши?»

Л. Зеленовской “Лесник”.

Пословицы:

«Март зиму кончает, весну начинает».

«Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью».

“Много леса - не губи, мало леса – береги, нет леса – посади”.

Загадки и стихи о весне и барсуке.

Л. Дайнеко

«Есть на земле огромный дом…»;

Н.Сладков «Апрель»;

Д.Андреев «Барсуковые истории»;

Кабардинская сказка «Лиса и барсук»;

П.Скотт «Охраняется «Красною книгой».

Пословица:

«Апрель всех напоит».

 «Не поймав барсука, не оценивай его шкуры».

Загадки о лесе, о мае.

Стих о весне в лесу

М. Семёнова «Ау!»;

Г.Ладонщиков «Дикарь в лесу»;

В.Бианки «Лесные домишки»;

А.Тамбиев «Кто в кустах живёт?»;

Л.Толстой «Тайны леса».

Пословица:

«Май леса наряжает, лето в гости ожидает».

«Кто лес любит, тот его не губит».

«Кто где живёт» -закрепить знания, где живут животные.

«Угадай, чей хвост»-закреплять умение различать и называть животных.

«Какое это животное»-закрепить знания о том, какие звуки издают животные.

Лото «Домашние и дикие  животные» - закрепить знания о животных.

«Разрезные картинки»-развивать логическое мышление.

«Когда это бывает?»- закрепить времена года.

«Цепочка»  -учить детей  выстраивать логическую цепочку в рассказе о диких животных.

«Вспомни сказку» - называть сказку с участием зайца.

«Чей силует?»-уточнить представления о жизни зверей наших лесов осенью.

«Времена года» - закрепить в какое время года родились зайчата.

 «Танграм» -  из семи фигур выложить изображение зайца по предложенному рисунку-образцу.

«Зоологическое лото» - закрепить знания о животных, уметь классифицировать по  признаку обитания (лес, луг, вода).

«Чьи детки?»- закрепить представления о детях  диких зверей.

«Где чей хвост?»- закрепить представление о хвостовых конечностях.

«Найдите, кого опишу»- уточнить знания детей о животных на слух.

«У кого какой дом» - закрепить  знания о жилище зверей.

«Узнай животное по следу, отгадав загадку» - закрепить знания о животных по их следам.

«Детки, как вас зовут?» - закрепить название детей животных.

 «Хищник – добыча»-закрепить кто кем питается.  

 «Кто где живёт?» - закрепить знания, где живут животные.

«Узнай дерево по листку и плоду»- закрепить знания о деревьях.

«Пищевые цепочки леса»-закрепить представления о пищевых зависимостях обитателей леса.

«Волшебная палочка» - уметь заканчивать рассказ начатый ведущим (дикие животные)      

 «С чем нельзя в лес ходить?» - уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

"Птицы-рыбы-звери"- уметь классифицировать.

«Да – нет» - развивать логическое мышление, познавательный интерес к животным.

«Четвёртый лишний» - учить детей не путать диких животных  с другими  животными.

«Самые-самые»-пополнить знания детей о животном мире, развивать логическое мышление.

«Зоологическое лото» - закрепить знания о животных, уметь классифицировать по  признаку обитания (лес, луг, вода).

«Береги природу» - учить детей беречь природу.

«Цепочка»  -закрепить умение выстраивать логическую цепочку в рассказе о диких животных.

«Кто живёт в родном лесу» - закрепить животных  родного леса.

Закрепить знания о животных:  

«У медведя в бору»,

«Лохматый пёс»,

«Пастух и козы»,

«Кот и мыши»,

«Кролики» .

«Расскажи без слов»(с элементами пантомимы)- продолжать учить детей имитировать животных.

Закрепить знания о животных:  

«Собираем листья»,

«Прятки с ёжиком».

Театрализованная игра: «Разыгрывание сказки по ролям»         ( В.Сутеев «Палочка – выручалочка»).

Закрепить знания о животных:  

«Охотники и зайцы»,

«Волк и зайцы»,

«Зайка беленький сидит»,

 «Бездомный заяц»,

«Зайка серый умывается»,

«Зайцы и одуванчики».

Закрепить знания о животных:  

«Волк и зайцы»,

«Волк во рву»,

«У медведя в бору».

«На кого похож?»(с элементами пантомимы) -  закреплять представления о животных.

Закрепить знания о животных:  

«Лиса в курятнике»,

«Хитрая лиса»,

«Лиса и зайцы».

Игра-имитация «Лиса»,

 «Зайка»

 

«Летает, плавает, бегает» - закрепить передвижение объекта природы.

«К названному дереву беги» - закрепить знания о деревьях.

«Лесорубы» - учить детей спасать деревья.

Игра с мячом «Я знаю»

-учить называть по 5 объектов природы.

Игра с мячом  «Птицы, рыбы, звери» - закрепить знания детей об этих животных.

Игра с мячом «Я знаю»

-продолжать учить называть по 5 объектов природы.

«Барсучья нора»- имитировать барсука.

«Летает, плавает, бегает» - закрепить передвижение объекта природы.

«Комары и ребята» -имитация.

«Природа и человек»-объяснить детям необходимость  бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага  всего живого на Земле.

 «Мой четвероногий друг»-закрепить, что собаке  нужно внимание.

«Домашние животные» -закрепить представление о домашних животных.

«Какие животные живут в лесу» - выявить представления детей об обитателях леса.

«Унылая пора! Очей очарованье!..»закрепить преставление о золотом периоде осени.

 «Подготовка диких животных к зиме» –дать представление о причинах изменений в жизни зверей осенью.

 «Ежата» - учить детей понимать животных, подвести к пониманию, что диким зверям хорошо только в природе.

«Ноябрь-ворота зимы»-обобщать на материале собственных наблюдений.

«Дедушка Мазай и зайцы»-учить детей доброте на примере литературного героя, который помог бедствующим зайцам.

«Помоги белке» - учить детей активному содействию животным. Объяснить, как плохо бывает, когда люди думают только о себе.

«Волчок»-закрепить представление о биологии  обычного для Тамбовской фауны зверя.

«Декабрь-полночь года»-обобщить наблюдения детей о декабре.

«Как животные приспособились  к зиме»- расширить представления детей о приспособлении животных к зимним условиям существования.

«Где живёт медвдь? – закрепить знания о буром лесном жителе.

«Зимой в лесу»-уточнить представления об образе жизни лесных зверей.

«Лисица-сестрица»-расширить представления о лисе через рус.нар.сказки.

«Может ли мороз убить животное»- подвести к пониманию, что мороз может навредить животному.

«Как вести себя в природе» -закрепить знания о культуре поведения в природе.

«Зачем зимой снег» -

дать представление о том, какую роль играет снег в жизни животных зимой.

«Что помогает животным выжить?»- уточнить за счёт чего животные выживают зимой.

«Этажи леса» -закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме.

«Некоторые сведения из жизни животных» - пополнить кругозор детей о животных.

 «Все нужны друг другу в лесу» - обобщить представления о лесе как сообществе, в котором живут вместе растительный и животный мир.

«Лесник»-закрепить представления о профессии лесника.

«Весна в  природе» - учить замечать весенние изменения      в природе.

«Три победы весны»-закрепить признаки весны.

«Кто в лесу «вредный», а кто «полезный»?-уточнить знания о «пользе и вреде» леса  и справедливо ли это утверждение.

«Книга тревоги» - закрепить знания о животных Красной книги.

«Что было бы, если из леса исчезли…»-учить детей простейшему представлению.

«Беседа о родной природе» - закрепить представление о разнообразии природы леса, в тои числе и животных.

«Да сохраниться шар земной!»- подвести детей к пониманию, что красота, которую дарит природа, бесценна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в средней группе "Дикие животные родного края".

Ряд игр представленных на занятии способствует не только развитию и разкреплению знаний об окружающем мире, но и вбольшей мере развивает грамотность речи....

Перспективное планирование образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем детей старшей группы

Формирование исторического и патриотического сознание дошкольников очень важная составляющая развития личности ребёнка. Поэтому необходимо включать разнообразные виды деятельности по освоению основ кр...

Проект "Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним"

Проект в средней группе ДОУ "Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним".Данный проект направлен на фор­мирование экологической культуры и...

НОД по познавательному развитию детей в средней группе: «Дикие животные родного края»

Тема НОД по познавательному развитию детей в средней группе: «Дикие животные родного края»Программное содержание: Цель: закрепить знания детей о жизни диких животных, особенностях их ...

Проект на тему:"Дикие животные родного края"

Презентация проекта по образовательной облати познание на тему: "Дикие животные родного края"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы с использованием ИКТ «Дикие животные родного края»

Программное содержание: Цель: закрепить знания детей о жизни диких животных, особенностях их питания, местах проживания.Образовательные:расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их вне...

Краткосрочный проект по познавательному развитию в первой младшей группе на тему: "Дикие животные родного края"

Актуальность: На земле нашего края живут разнообразные животные, о которых дети младшей группы не имеют представление. Моя задача познакомить детей с обитателями леса и сформировать представления о ди...