Методическая разработка «Практическая деятельность познания природы детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Методическая разработка «Практическая деятельность познания природы детьми старшего дошкольного возраста»
Аннотация: Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы ищем пути в реализации практической деятельности по всестороннему развитию ребенка. В процессе организованной образовательной деятельности с детьми были выделены основные направления работы по познавательной области. Реализуя эти направления в контексте с традиционными формами работы, мы использовали инновационные технологии. Описание нашего опыта работы поможет начинающим педагогам плавно влиться в образовательный процесс ДОО.
Цель: Описание видов совместной деятельности педагогов с детьми по познавательному развитию.
Актуальность: Рациональное использование и организация образовательного процесса помогают в первую очередь дошкольникам. В силу их возраста и без компетентной помощи взрослых, дошкольникам тяжело познавать и обогащать свой внутренний мир. Используя данные формы взаимодействия, мы реально увидели эффективность выбранных нами методических приемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad.docx | 29.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17
комбинированного вида Колпинского района г. Санкт-Петербурга
«Практическая деятельность познания природы детьми старшего дошкольного возраста»
Методическая разработка
Автор-составитель:
Минина Н.В.
Название методической разработки: «Практическая деятельность познания природы детьми старшего дошкольного возраста»
Краткое описание:
В группе старшего дошкольного возраста выделены направления по формированию экологических основ совместной деятельности с детьми и их родителями:
- В познавательно-исследовательской деятельности используется ведение индивидуальных альбомов «Юный исследователь», где дети отражают свои опыты, дополняют элементами из техники ТРИЗ.
- Систематически детьми выполняются зарисовки изменений в природе в альбоме «Дети рисуют мир» (где используются условные обозначения в соответствии с обозначениями календаря наблюдений группы).
- В группе активно используется мини-музей, в соответствии с комплексно – тематическим планированием осуществляется сменяемость экспозиций по лексическим темам (экологическая тематика). Родители поддерживают сменяемость экспонатов экспозиций (бросовый и природный материал, киндер-игрушки, игрушки в технике оригами), совместно с детьми изготавливают книжки-малышки о своих экспонатах; коллажи и альбомы.
- На странице в ВК нашей группы постоянно меняется материал (в соответствии с лексической темой недели) – это: обучающие презентации, мультфильмы, рекомендации к обсуждению.
Аннотация: Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы ищем пути в реализации практической деятельности по всестороннему развитию ребенка. В процессе организованной образовательной деятельности с детьми были выделены основные направления работы по познавательной области. Реализуя эти направления в контексте с традиционными формами работы, мы использовали инновационные технологии. Описание нашего опыта работы поможет начинающим педагогам плавно влиться в образовательный процесс ДОО.
Цель: Описание видов совместной деятельности педагогов с детьми по познавательному развитию.
Актуальность: Рациональное использование и организация образовательного процесса помогают в первую очередь дошкольникам. В силу их возраста и без компетентной помощи взрослых, дошкольникам тяжело познавать и обогащать свой внутренний мир. Используя данные формы взаимодействия, мы реально увидели эффективность выбранных нами методов и методических приемов.
Введение: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, а именно бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это большой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение. Разрабатывая пути решения по данной проблеме, мы ориентировались на обеспечение целостно-интегрированного подхода к формированию у детей основ экологической культуры. Для себя выделили основные задачи:
- способствовать развитию познавательных психических процессов, логического мышления, познавательно – исследовательской деятельности;
- содействовать формированию представления о системном строении природы;
- способствовать устойчивому познавательному интересу к миру природы;
- воспитывать осознанное бережное отношение к ней.
Использовали разнообразные методы экологического образования детей:
- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов и мультфильмов о природе, мнемотаблицы);
- словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов, прослушивание аудио-записей, рассказывание с опорой на мнемотаблицы);
- практические (экологические игры, опыты и эксперименты, труд в природе, изготовление книжек-малышек, ведение индивидуальных альбомов «Юный исследователь», оформление природных изменений в альбоме «Дети рисуют мир», продуктивная деятельность).
Модель образовательного процесса
Комплексно – тематическое планирование работы на каждый месяц начинается с планирования образовательных задач.
Задачи разделены на 3 группы:
1-я группа - задачи, направленные на формирование у детей экологической культуры.
2-я группа – задачи, направленные на развитие познавательных психических процессов (речи, мышления, памяти и т.д.)
3-я группа - воспитательные задачи, направленные в первую очередь на воспитание у детей познавательного интереса к природе, желания ухаживать за растениями и животными, на воспитание доброго и чуткого отношения к ним.
В итоге, все эти задачи направлены на достижение единой цели –осознанного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.
Содержание комплексно – тематического планирования реализуется в следующих направлениях:
- непрерывная образовательная деятельность;
- совместная деятельность педагогов с детьми в режимных моментах и с сотрудничеством с родителями в образовательной деятельности;
- самостоятельная деятельность детей.
- Непрерывная образовательная деятельность. В планировании предлагаются разнообразные по форме организованная образовательная экологического содержания, комплексные, игровые, беседы, экскурсии, экспериментальные.
Особенность непрерывной образовательной деятельности в игровой форме заключатся в том, что они включают совместное творчество педагога и ребенка. Такая деятельность стимулирует познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям сотрудничества.
-Совместная деятельность педагогов с детьми и в сотрудничестве с родителями. Занимает ведущее место в формировании у детей экологической культуры. Сюда относятся наблюдения, опыты, беседы, экологические игры, чтение художественной литературы экологического содержания, использование фольклора, труд в природе, совместная продуктивная детско-родительская деятельность и совместный просмотр обучающих материалов.
-Самостоятельная деятельность детей. Планируя работу в этом направлении мы предполагали в первую очередь создание условий, способствующих ее возникновению. Окружающая детей развивающая предметно-пространственная среда нашей группы оказывает позитивное влияние на познавательную активность дошкольников. Для нас было важным, чтобы игры, пособия, модели, книги, продукты детского творчества были доступны детям и находились в их свободном пользовании, тем самым хорошо стимулировали устойчивую активность детей к познанию.
В свою очередь хочется отметить значимость нашей разработки для решения актуальных задач развития системы образования Санкт-Петербурга. Наши инновационные методы и приемы соответствуют основным направлениям государственной политики в сфере образования: Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Стратегическая идея этого направления заключается в переходе от задачи «доступности места в детском саду» к задаче «разнообразие услуг для дошкольников». Указанное направление включает темы: модели раннего развития детей; уровни и качество дошкольного воспитания и образования детей; территория детского сада - как образовательное пространство; разновозрастные группы и группы для детей с ограниченными возможностями здоровья; семейное воспитание; инновационная педагогика и организация системы дошкольного воспитания;Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года, утверждённой Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2014г. №355;
Обоснование актуальности нашей практической деятельности:
Область результатов | Видимые эффекты |
Образовательные | Улучшение качества образовательной деятельности наших дошкольников на основе здоровьесберегающих технологий |
Педагогические | Расширение методическое сопровождения образовательного процесса |
Социальные | Повышение эффективности взаимодействия модели: ребенок-педагог-родитель на основе педагогики сотрудничества. |
Основная часть.
Теперь остановимся отдельно на конкретных направлениях нашей образовательной работы по познавательному развитию.
- Когда возник вопрос организации мини-музея в нашей группе. Мы продумали самое эффективное его использование. Соотнесли его функционал с комплексно-тематическим планированием. Серьезной была предварительная работа, а именно мы совместно с детьми выбирали оформление, обсуждали, чем будем его насыщать и как подготавливали его открытие и атрибуты. Родители активно откликнулись на появление в группе нового центра взаимодействия. Смену экспозиций стараемся проводить по основным темам годового планирования и исходя из запроса интересов детей (иногда приходиться вносить изменения в планировании, так как у детей может проявится интерес поделиться своими увлечениями). Родители активно откликнулись на создание данного центра: изготавливают книжки-малышки описательного характера к экспонатам, занимаются продуктивной деятельностью-поделки из пластилина, бросового и природного материала). Мы в свою очередь при завершении определенной темы разыгрываем сюжетно-ролевую игру, в которой каждый ребенок принимает посильной участие.
- Результаты научных исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, Г.И. Щукина показывают, что дошкольники могут успешно познавать не только внешние, видимые свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Ребенок наблюдает за опытами, проводимыми педагогом, воспроизводит их самостоятельно, познавая физические законы и явления в наглядно-образной, а затем в понятийной форме, получая таким образом начальные знания об этих законах и явлениях. В нашей группе мы широко используем материалы пособия Е.А. Дмитриевой, О.Ю. Зайцевой, С.А. Калиниченко «Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками». Данные материалы позволяют удовлетворить присущую ребенку любознательность, поддержать его инициативу в изучении окружающего мира, поскольку включают в себя карты-схемы, работая по которым дошкольник может самостоятельно (после освоения алгоритма действий вместе с педагогом) проводить определенные простейшие опыты. Для более конкретного понимания детьми проблемы исследования используем технику ТРИЗ (метод «маленьких человечков»). У каждого ребенка есть индивидуальный альбом «Юный исследователь», куда он делает свои зарисовки познания.
- В нашей практике используются материалы программы «Ребенок-педагог-родитель» г. Ноябрьск. Исходя из данных материалов, сочли целесообразным организовать в ВК страничку для родителей и их детей. В наш век модернизации всем не хватает тесного общения – поэтому приходится переходить на другие уровни. Выкладывая материал на страницу, нацеливаем всех участников педагогического процесса на активное участие в нем и пока это у нас получается.
- Поддерживая детский интерес к родной природе, ее изменениям в группе стационарно укреплен календарь наблюдений с условными обозначениями. Заведен альбом «Дети рисуют мир». Проведя наблюдение, обсудив его в совместном диалоге – дети делают зарисовки и приобщают к своим изображениям - условные. Что в данном случае еще больше закрепляет полученную информацию и стимулирует детей к дальнейшему познанию.
Заключение.
Данный материал используется на практике. Его результаты видны в положительной динамике, как в проявлениях дошкольников к познанию окружающей действительности, так и в активном участии родителей в обучающем процессе группы.
Список использованных источников.
- «Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками» Е.А. Дмитриева, О.Ю. Зайцева, С.А. Калиниченко Изд. «Сфера», 2016
- «Занятия по ТРИЗ в детском саду» С.И. Гин Изд. «Школьных технологий», 2009
- «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок-педагог-родитель» А.В. Дронь, О.Л. Данилюк Изд. «Детство-пресс», 2012
- «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007
-Материал из интернета учебно-методического комплекса «Добро пожаловать в экологию!». Автор Ольга Алексеевна Воронкевич, методист ГБОУ ИМЦ Калининского района Санкт-Петербурга, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
-Парциальная программа «Добро пожаловать в экологию!» О.А. Воронкевич, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «ПОЗНАНИЕ», «КОММУНИКАЦИЯ», «БЕЗОПАСНОСТЬ», «ТРУД», «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» «ВОЛШЕБНЫЙ ГАЗ – НЕВИДИМКА»
Данная НОД была проведена с целью формирования у дошкольников навыков самостоятельности, инициативы в поиске ответов на вопросы, сбора информации, и применении полученных знаний на практике, раз...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации области познание с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прозрачный невидимка".
Непосредственно образовательная деятельность помогает формировать у детей элементарные представления о воздухе, его свойствах. Способствует развитию мыслительных процессов, умении делать простейшие вы...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...
Конспект образовательной деятельности (ситуации) по познавательному развитию (в области познание) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Расскажу я вам ребята, фермер – кто это такой».
Конспект образовательной деятельности (ситуации)по познавательному развитию (в области познание)с детьми старшего дошкольного возрастапо теме: «Расскажу я вам ребята, фермер – кто это такой»....
Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за живой природой в летний период.
Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за живой природой в летний период....
«Экологическая сказка как средство познания природы детьми старшего дошкольного возраста»
Использование сказок в экологическом воспитании дошкольников, позволяет сделать этот процесс интересным для детей и потому результативным.Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через э...
Методическая разработка совместная деятельность родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Развитие математических способностей у детей через игру»
Творчество педагога состоит в умении определить и выбрать максимально эффективные, основанные на детских интересах и возможностях пути и средства развития ребенка. Связующим звеном Образовательной про...