Проект "Путешествие в историю русского быта"
проект по окружающему миру

Панькина Оксана Ивановна

В современном мире все более остро встают социально – культурные проблемы общества: постепенная аккультурация и утрата этнокультурной идентичности, разрыв и отчуждение между поколениями. Приобщение детей к истокам русской народной культуры и развитие интереса к народным традициям является актуальным вопросом в наше время. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_v_istoriyu_russkogo_byta.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Путешествие в историю русского быта»

Основные характеристики проекта:

Тип проекта: практико-ориентированный

По количеству участников: групповой

По продолжительности: две недели

Сроки реализации проекта – 2018-2019 уч. год

Участники проекта: воспитатели, дети и родители.

Материалы и оборудование:

предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, корзина с баранками и калачами, рушник, деревянные ложки, самовар, чугун, крынка, горшок, ухват, рубель

мультимедийная установка, презентация; запись русских народных песен.

Используемые методы и приемы работы в ходе образовательной деятельности:

Игровые:

  • сюрпризный момент
  • создание игровой ситуации
  • воображаемая ситуация в развернутом виде

Словесные:

  • разговор, беседа
  • вопросы
  •  использование художественного слова
  •  напоминание, пояснение
  • загадки

Практические:

  • пальчиковая гимнастика «Хлеб»
  • игра на музыкальных инструментах (ложки, ухват, рубель)
  • работа с тестом

Наглядные:

  • рассматривание предметов домашней утвари
  • презентация

Актуальность: В современном мире все более остро встают социально – культурные проблемы общества: постепенная аккультурация и утрата этнокультурной идентичности, разрыв и отчуждение между поколениями. Приобщение детей к истокам русской народной культуры и развитие интереса к народным традициям является актуальным вопросом в наше время. Для этого необходимо знакомиться с традициями нашего народа, изучать историю и культуру, имеющие свой язык и свой «голос». В народном творчестве заложена историческая память поколений и неразрывная связь времён, взгляд на мир, место человека в этом мире. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры.

Цель проекта: Формировать интерес и любовь к традициям русского народа. Приобщить детей  к русской народной культуре. Расширить представление детей о старинном русском быте, вызвать интерес к старинным русским традициям- встреча гостей с угощением.

Задачи:

Образовательные: 

  • познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар)
  • активизировать речь детей, пополнить  словарь новыми словами;
  • обогатить знания детей народными поговорками, прибаутками, загадками.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
  • воспитывать интерес детей к народным  музыкальным инструментам;
  • вызвать эмоциональный отклик к игре на музыкальных инструментах;
  • воспитывать аккуратность, инициативность в художественном творчестве, вызывать желание создавать предметы для игры своими руками.

Развивающие:

  • развивать художественно-творческие способности детей; умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
  • развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, воображение.

Охватываемые образовательные области:

Познавательное развитие (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора). Экскурсия в музей детского сада. Рассматривание иллюстрации на тему «Домашняя утварь»

Речевое развитие:

Сюжетно-ролевая игра «Печем каравай», беседы «Как жили наши предки» (познакомить детей с предметами быта). Чтение пословиц, поговорок, потешек по теме «Русская изба», русской народной сказки «Заюшкина избушка», «Теремок»

Художественное-эстетическое развитие

Создание мини музея «Русский быт», создание макета «Русская изба»

Физическое развитие

«Клубок», «Заплетись плетень», «У медведя во бору».

Этапы проекта и планируемые результаты:

1 этап – подготовительный (вторая неделя октября)

  • Составление плана реализации проекта, оборудование и оснащение педагогического процесса, создание информационной базы
  • Разработка конспектов НОД, прогулок, экскурсий
  • Подбор и оформление наглядного  материала (фотографии, репродукции, слайды, дидактические игры, макеты)
  • Пополнение материальной базы видео-аудиоматериалами краеведческого содержания
  • Установление взаимосвязи с социальными партнерами (музеем, библиотекой)

2 этап-практический (третья неделя октября)

  • Беседы, рассказы
  •  Экскурсии, целевые прогулки
  •  Чтение художественной и  познавательной литературы, рассматривание картин, фотографий, репродукций
  •  Продуктивная деятельность
  •  Игровая деятельность
  •  Досуговая деятельность

3 этап- обобщающий (четвертая неделя октября)

  • Презентация проекта «Путешествие в историю русского быта»
  • Показ открытого занятия
  • Создание мини музея «Русский быт»
  • Создание макета «Русская изба»
  •  Фото отчет о проделанной работе
  • Презентация проекта

Подведение итогов по проекту.

Передо мной стояла задача, приобщить детей к истокам русской народной культуры. Сформировать у детей  представления о жизни и быте русского народа, о его традициях. Обогатить активный словарь у детей. Приобщить родителей  к совместной творческой работе с детьми и педагогами группы. Сформировать навыки совместной деятельности детей, родителей и педагогов, плодотворного общения. Пополнить материал в нашей группе для ознакомления детей с бытом русского народа (картинки с изображениями старинных предметов русского быта, музейные экспонаты, русско-народные костюмы, изготовление макета русской избы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История русского быта

Познакомить старших дошкольников с историей и традициями русского быта...

Ознакомление дошкольников с историей русского быта в процессе проектной деятельности

Организация проектной деятельности по ознакомлению дошкольников с историей русского быта: план реализации проекта, конспект занятия....

Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"

Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"...

ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТА КРУЖКА «РУССКАЯ ИЗБА»

ПРОГРАММАПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТАКРУЖКА «РУССКАЯ ИЗБА»...

Конспект открытого занятия "Путешествие в историю русского быта"

Знакомство детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта      ...

Экскурсия в музей "История русского быта"

Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"...

ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТА

Цель:          Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания детей через приобщение дошкольников к основам русской народной культуры, изучение на...