Секреты маленьких человечков
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия с элементами ТРИЗ по опытно - экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_malenkih_chelovechkov.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Секреты веселых человечков «с элементами ТРИЗ.
Цель: посредством элементов ТРИЗ формировать представления о свойствах различных веществ.
Задачи:
- используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ). объяснить детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными;
- обобщить и дополнить знания детей о разных агрегатных состояниях воды в природе;
-расширить представления детей о многообразии веществ
- учить детей опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ;
-учить детей моделировать объекты неживой природы;
Материалы и оборудование:
- стаканчики с водой и молоком, деревянный брусок, небольшой камень, кусочек пластмассы, деревянная палочка, пустой полиэтиленовый пакет небольшого размера (все оборудование готовится на каждого ребенка);
- раздаточные карточки с моделями " маленькие человечки";
Приветствие.
Солнышко лучики к нам в окошко светит,
Самые лучшие дети мы на свете,
Пусть ладошки хлопают вот так: хлоп, хлоп,
Каблучки потопают вот так: топ, топ,
Целый день играть, нам совсем не лень,
Говорим с улыбкой: Добрый день!
Воспитатель:
Фантастическая гипотеза:
Ребята, что было бы, если перестало светить солнце?
Дети:
Птицы погибли, растения не росли, было бы холодно, темно и т.д.
Ребята сегодня я вас хочу пригласить в удивительное путешествие, а в какое вы попробуете догадаться сами, послушав сказку.
В одной сказочной стране жили весёлые человечки. Они жили в красивых домиках, были они очень дружны и трудолюбивы. Всегда ходили эти человечки, взявшись за руки, и любая работа была им нипочём, их трудно было разлучить. (Рисунок с человечками крепко держатся за руки). Но вот однажды случилось несчастье. На эту страну напал злой колдун. Он хотел стать владыкой этой страны. И поэтому решил рассорить всё население этой страны. Колдун стал нашёптывать человечкам всякую неправду, и они стали ссориться, их дружба стала рушиться и поэтому они не так крепко стали держаться за руки и расцепили руки. (Рисунок с жидкими человечками) А те, которые поверили всем небылицам колдуна, вообще разбежались в разные стороны.(Рисунок с бегущими человечками). С тех пор эта страна превратилась из сказочной в обычную. И человечки стали жить среди нас людей. Но одни так и остались дружны. Другие не очень, а третьи сами по себе.
Воспитатель: Ребята, так в какую страну мы с вами отправляемся?
Дети: В страну маленьких человечков.
Воспитатель:
Эти частицы крошки, увидеть их нельзя, их так много, когда они соединяются между собой, получается, то камень, то вода, то воздух. Это маленькие человечки, жидкие, твердые, газообразные.
Эти человечки живут в окружающих нас предметах.
Те человечки, которые дружные. Крепко держаться за руки живут в твердых предметах и образуют твёрдые вещества.
Воспитатель:
А какие вы можете назвать предметы, в которых бы жили эти человечки?
Дети:
Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т.д.
Воспитатель:
Правильно, молодцы! У вас на тарелочках лежат камень, кубики. Давайте убедимся, возьмите карандаш и попробуйте проткнуть эти предметы, постучите по ним, можно постучать по столу.
Опыт №1(с карандашом)
Воспитатель:
Ребята, какие предметы?
Дети:
Твердые, они крепко держатся за руки.
Воспитатель:
А как вы думаете, где живут человечки, которые, не очень крепко держаться за руки?
Дети: В нетвердых предметах.
Воспитатель:
Ребята, перед вами баночка с водой, возьмите карандаш, опустите его в воду и помешайте.
Опыт №2(с карандашом и баночкой с водой)
Воспитатель:
Легко мешается?
А что вы ещё знаете жидкое?
Дети:
Сок, чай, кисель, молоко, кефир и т.д.
Воспитатель:
Что скажите про эти вещества? Что делают человечки?
Дети:
Стоят посвободнее друг от друга.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Воспитатель: Ребята, а какие человечки живут в воздухе? Можно ли их увидеть, потрогать?
Дети:
Газообразные человечки, бегущие.
Воспитатель:
Где могут жить эти человечки?
Дети:
В дыме, паре, воздухе, можно увидеть, когда кипит чайник или горит костёр. Потрогать нельзя.
Воспитатель:
Да их не всегда можно увидеть, эти человечки непоседы они прыгучие, бегущие, они газообразные.
Опыт №3 (с полиэтиленовым мешочком)
Воспитатель:
Ребята, давайте попробуем поймать воздух. Откройте пакеты.
Воспитатель:
Пакеты раздуваются? Что там внутри?
Дети:
Воздух, он невидимый.
Воспитатель:
Какие человечки живут в воздухе?
Дети:
Бегущие, газообразные.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Воспитатель: Ну как понравились вам человечки? Я хочу вас пригласить в научную лабораторию. Как вы думаете, что делают в лаборатории? Чем занимаются ученые?
Дети:(Ответы детей.)
Воспитатель: Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
Дети: Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.
Воспитатель: Но, чтобы мы смогли заняться интересным делом, нам нужно отдохнуть и немного поиграть.
Физминутка: Игра «Найди свой домик»
Детям раздают картинки с предметами разного агрегатного состояния. В обручах находятся схемы маленьких человечков (жидкий, твёрдый, газообразный). Дети под музыку прыгают, между обручами. По окончании музыки дети должны занять свой домик.
Воспитатель: Теперь мы будем с вами учёными. И я вас буду учить делать небольшие опыты. И посмотрим, какие человечки живут в воде. Вот для вас новая подсказка:
Коль зимою прыгнуть с вышки,
То набьёшь, конечно, шишки.
Знать, тверда была вода,
Ты ответишь без труда.
Воспитатель: (показывает лёд, даёт потрогать) Почему вода твёрдая зимой? Какие живут там человечки?
Дети: Зимой мороз и вода замерзает, превращается в лёд, а лёд очень твёрдый. Там живут дружные человечки. Твёрдые.
Воспитатель:
Ну, а если прыгнуть в воду
В очень тёплую погоду,
Будешь мокрый ты до нитки,
Летом лёд бывает жидким.
Вот такая чехарда: то здесь лёд, а то вода.
Опыт №4 (Лёд тает)
Берётся спиртовка или свеча и кусочек льда нагревается, пока не растает.
Воспитатель: Почему лёд превратился в воду? Что произошло с человечками?
Дети: Когда лёд нагрелся, он растаял. Человечки стали не совсем дружными они расцепили руки. Жидкими.
Воспитатель:
Зачерпнём воды из речки
И поставим греть на печке.
Пар заполнит весь наш дом,
А воды мы не найдём.
Опыт №5 (Нагревание воды, испарение)
Берётся ложка и наливается вода и нагревается, пока вода не испарится. Или электрический чайник показать, как идёт пар.
Воспитатель: Что произошло с водой? Что произошло с человечками?
Дети: Вода при нагревании испарилась и превратилась в пар. А человечки разбежались в разные стороны и стали бегать и прыгать. Газообразными.
Воспитатель:
И вода, и лёд и пар,
Скажет вам и млад и стар,
Это всё – таки вода, ты запомни навсегда!
Ну что, вам понравилось быть учёными? Так из каких человечков может состоять вода?
Дети: Из твёрдых, жидких и газообразных.
Игра «Хорошо – плохо»
Почему вода это хорошо?
Почему вода это плохо?
Ребята я приготовила для вас интересный опыт с волшебным стаканом. Хотите посмотреть? Посмотрите, на тарелке лежит в воде монетка. Скажите, как достать монетку, не замочив рук? Тарелку переворачивать нельзя, воду выливать нельзя. (Варианты детей). Смотрите, у меня есть волшебный стакан, который поможет нам достать монету, не замочив рук. Я ставлю стакан вверх дном в тарелку с водой. Сморите внимательно. Что происходит? (Вода из тарелки исчезла и оказалась в стакане) А почему это произошло? Как вы думаете? Мы узнаем во время следующего исследования.
Подвижная игра " Игры маленьких человечков"
Дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.
Оценка работы детей на занятии.
– Сегодня я хочу поблагодарить вас и наградить медалями «Юный исследователь» за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие исследователи. Вы выполнили все задания. Молодцы! Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Секреты маленьких человечков (элемент ТРИЗ)
НОД для детей старшего возраста...
Методическая разработка "Секреты маленьких человечков"
ВведениеИспользование методики ТРИЗ является развитие таких качеств мышления как гибкость, вариативность, системность, диалектичность: развитие поисковой активности, речи и творческого воображения...
«Познавательная гостиная с одарёнными детьми», По теме: «Секреты маленьких человечков с элементами ТРИЗ» Для детей от 5 до 6 лет
Посредством элементов ТРИЗ формировать представления о свойствах материалов неживой природы. Расширять представления о многообразии веществ неживой природы; Используя метод моделирования...
«Секреты маленьких человечков» с элементами ТРИЗ
Мастер – класс по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе...
Методическая разработка "Секреты маленьких человечков"
Метод маленьких человечков (ММЧ) – прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутренние строения объектов и взаимодействия между ними....
Конспект НОД: Тема "Секреты маленьких человечков" с элементами ТРИЗ-технологий в подготовительной к школе группе
Окружающий мир...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Секреты маленьких человечков"
Занятие с применением метода ТРИЗ "Маленькие человечки"....