Секреты маленьких человечков (элемент ТРИЗ)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
НОД для детей старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_sekrety_malenkikh_chelovechkovelement_triz.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 25 «ПЧЁЛКА» СТ. БРЮХОВЕЦКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
Непосредственно-образовательная деятельность
Тема: «Секреты веселых человечков» с элементами ТРИЗ.
Разработчик: Баранникова.Т.Ю., воспитатель.
Образовательная область: Познавательное развитие
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема: «Секреты веселых человечков «с элементами ТРИЗ.
Цель:
- посредством элементов ТРИЗ формировать представления о свойствах различных веществ и их способности перехода из одного состояния в другое под влиянием температурных воздействий;
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
Программное содержание
Образовательные задачи:
Закреплять правила поведения при работе с лабораторным инвентарем;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
- обобщить и закрепить знания детей о воде;
Развивающие:
- развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире;
- развивать навыки проведения лабораторных опытов;
- развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей;
- продолжать учиться отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;
- формировать желание соблюдать правила дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о значении воды
- Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой
-Чтение сказки «Путешествие Капельки»
- Проведение отдельных опытов с водой и предметами
- Дидактическая игра «Кому нужна вода»
- Дидактическая игра «Плавает – тонет»
- Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
Словарная работа: закрепить в речи детей слова: твёрдое, жидкое, газообразное, пар.
Материалы и оборудование: сосуды с жидкостями, лёд, колба, спиртовка(свеча), твёрдые предметы (камень, дерево, железо), полиэтиленовый мешочек с воздухом, салфетки, карандаши. Баночка с натёртым чесноком, флакон духов. ТСО - музыкальное сопровождение; использование ИКТ.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята сегодня я вас хочу пригласить в удивительное путешествие, а в какое вы попробуете догадаться сами послушав сказку.
В одной сказочной стране жили весёлые человечки. Они жили в красивых домиках, были они очень дружны и трудолюбивы. Всегда ходили эти человечки, взявшись за руки, и любая работа была им не почём, их трудно было разлучить. ( Слайд 1) Но вот однажды. Случилось несчастье. На эту страну напал злой колдун. (Слайд 2). Он хотел стать владыкой этой страны. И поэтому решил рассорить всё население этой страны. ( Слайд 3).Колдун стал нашёптывать человечкам всякую неправду, и они стали сориться, их дружба стала рушиться и поэтому они не так крепко стали держаться за руки и расцепили руки. А те, которые поверили всем небылицам колдуна, вообще разбежались в разные стороны. (Слайд 4). С тех пор эта страна превратилась из сказочной в обычную. И человечки стали жить среди нас людей. Но они так и остались одни дружны. Другие не очень, а третьи сами по себе.
Воспитатель: А хотите познакомиться с этими человечками поближе?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Эти человечки живут в окружающих нас предметах.
Те человечки, которые дружные. Крепко держаться за руки живут в твердых предметах и образуют твёрдые вещества.
А какие вы можете назвать предметы, в которых бы жили эти человечки?
Дети: Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т.д. (слайд 5)
Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте убедимся, что в столе живут эти человечки.
Опыт №1(с карандашом)
Дети, взяв по карандашу пытаются пройти сквозь стол карандашом.
Воспитатель: А как вы думаете где живут человечки, которые, не очень крепко держаться за руки?
Дети: В нетвердых предметах.
Воспитатель: Вы правы и сегодня мы познакомимся с человечками, которые живут в жидкостях и образуют жидкие вещества. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать её.
К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился - весной.
Дети: Ручей.
Воспитатель: Молодцы отгадали. Ручеёк — это вода и она жидкая.
А что вы ещё знаете жидкое?
Дети: Сок, чай, кисель, молоко, кефир и т.д. (Слайд 6)
Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте убедимся, что в жидкостях живут эти человечки.
Опыт №2 (с карандашом)
Дети, взяв карандаш пытаются пропустить его сквозь жидкость. Переливают из одной ёмкости в другую.
Воспитатель: Ребята, а какие человечки живут в воздухе? Можно ли их увидеть, потрогать?
Дети: Дым, пар. Не всегда, но, можно, когда кипит чайник или горит костёр. Потрогать нельзя. ( Слайд 7)
Воспитатель: Да их не всегда можно увидеть, эти человечки непоседы они прыгучие, бегущие, они газообразные.
Опыт №3 (с полиэтиленовым мешочком, воздушным шаром, духами, баночкой с чесноком).
Воспитатель: Ну как понравились вам человечки? Я хочу вас пригласить в научную лабораторию. Как вы думаете, что делают в лаборатории? Чем занимаются ученые?
Дети:(Ответы детей.)
Воспитатель: Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
Дети: Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.
Воспитатель: Но, чтобы мы смогли заняться интересны, дело нам нужно отдохнуть и немного поиграть.
Игра - на координацию речи с движением.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1,2,3,4, вот как славно освежились.
Как приятно в речке плавать,
Берег - слева, берег - справа.
Речка лентой впереди,
Сверху мостик - погляди.
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами?
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Воспитатель: Теперь мы будем с вами учёными. И я вас буду учить делать небольшие опыты. И посмотрим какие человечки живут в воде. Вот для вас новая подсказка:
Коль зимою прыгнуть с вышки,
То набьёшь, конечно шишки.
Знать тверда была вода,
Ты ответишь без труда.
Воспитатель: (показывает лёд, даёт потрогать) Почему вода твёрдая зимой? Какие живут там человечки?
Дети: Зимой мороз и вода замерзает, превращается в лёд, а лёд очень твёрдый. Там живут дружные человечки. Твёрдые.
Воспитатель:
Ну, а если прыгнуть в воду
В очень тёплую погоду,
Будешь мокрый ты до нитки,
Летом лёд бывает жидким.
Вот такая чехарда: то здесь лёд, а то вода.
Опыт №4 (Лёд тает)
Берётся спиртовка или свеча и кусочек льда нагревается пока не растает.
Воспитатель: Почему лёд превратился в воду? Что произошло с человечками?
Дети: Когда лёд нагрелся он растаял. Человечки стали не совсем дружными они расцепили руки. Жидкими.
Воспитатель:
Зачерпнём воды из речки
И поставим греть на печке.
Пар заполнит весь наш дом,
А воды мы не найдём.
Опыт №4 (Нагревание воды, испарение)
Берётся ложка и наливается вода и нагревается, пока вода не испарится. Или электрический чайник показать, как идёт пар.
Воспитатель: Что произошло с водой? Что произошло с человечками?
Дети: Вода при нагревании испарилась и превратилась в пар. А человечки разбежались в разные стороны и стали бегать и прыгать. Газообразными.
Воспитатель:
И вода, и лёд и пар,
Скажет вам и млад, и стар,
Это всё – таки вода, ты запомни навсегда!
Ну что, вам понравилось быть учёными? Так из каких человечков может состоять вода?
Дети: Из твёрдых, жидких и газообразных.
Воспитатель: Расставляются блюда с предметами. А теперь задание на смекалку.
- Стол находит предметы, состоящие из твёрдых веществ.
- Стол из жидких веществ.
- Стол газообразных веществ.
Воспитатель: Ребята вам понравилось, чем мы сегодня занимались? Мы каждый день будем встречаться с человечками и ещё узнаем много интересного. Спасибо Света за внимательность, Богдан за сообразительность, Саша за, то что был хорошим учёным.
Литература:
- О.В.Дыбина «Из чего сделаны предметы» Москва, 2005г
- Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- http://vospitatel.com.ua/
- http://dohcolonoc.ru/cons/5279-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-starshikh-doshkolnikov.html
- Гин.С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Секреты маленьких человечков
Конспект занятия с элементами ТРИЗ по опытно - экспериментальной деятельности....
Методическая разработка "Секреты маленьких человечков"
ВведениеИспользование методики ТРИЗ является развитие таких качеств мышления как гибкость, вариативность, системность, диалектичность: развитие поисковой активности, речи и творческого воображения...
«Познавательная гостиная с одарёнными детьми», По теме: «Секреты маленьких человечков с элементами ТРИЗ» Для детей от 5 до 6 лет
Посредством элементов ТРИЗ формировать представления о свойствах материалов неживой природы. Расширять представления о многообразии веществ неживой природы; Используя метод моделирования...
«Секреты маленьких человечков» с элементами ТРИЗ
Мастер – класс по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе...
Методическая разработка "Секреты маленьких человечков"
Метод маленьких человечков (ММЧ) – прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутренние строения объектов и взаимодействия между ними....
Конспект НОД: Тема "Секреты маленьких человечков" с элементами ТРИЗ-технологий в подготовительной к школе группе
Окружающий мир...
Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ
Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ...