Методическая разработка ООД "Значение воды в жизни живых организмов. Охрана воды от загрязнений"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Обобщить знания детей о роли воды в жизни живых организмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №32 комбинированного вида
Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
196605, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Генерала Хазова, д.11, литера А
Методическая разработка ООД
по теме годового проекта
«Юные защитники природы»
«Значение воды в жизни живых организмов.
Охрана воды от загрязнений».
(подготовительный дошкольный возраст)
Составитель: Воспитатель
Высшей квалификационной
категории
Дементьева Наталия Александровна
Санкт – Петербург
2022г.
Цель: Обобщить знания детей о роли воды в жизни живых организмов.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с глобусом, как модели Земли;
- обогатить знания детей об обитателях воды;
- раскрыть значение воды для растительного, животного мира, для человека.
Развивающие:
- способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях;
- развивать мышление, умение обобщать и делать выводы;
-развивать интерес к опытно - исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.
- воспитать бережное отношение к водным ресурсам.
Оборудование: глобус, чаши с солёной и пресной водой, куриное яйцо, пазлы «Морские обитатели», картинки-подсказки с обитателями водоемов, экологические знаки по охране природы, иллюстрации растений, птиц, животных, человека, водного транспорта, картина водоема с загрязнениями.
Предварительная работа: Беседы о воде, её значении в жизни растений, человека, природы. Беседа о бережном отношении к водным ресурсам. Еженедельный труд в уголке природы: полив и рыхление растений, протирание листьев влажной тряпочкой.
Ход занятия
- Организационный момент
Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю.
Воспитатель читает стихотворение
В. : Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам вех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря-
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
А кто скажет, на какой планете мы живем? (Земля)
А только ли из космоса можно увидеть нашу планету?
Воспитатель показывает глобус.
-Вот такой планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.
-Кто знает, как называется эта модель? (глобус)
-Какие цвета на глобусе и как вы думаете что они означают?
- Какого цвета больше на нашей планете? (голубого).
-Что это значит? (вода занимает больше места, чем суша).
У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета (разрезать яблоко на четыре части) Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода. Так много или мало воды на Земле? Совместно с детьми делаем вывод: большая часть планеты занята океанами и морями (на доску прикрепляется картинка соотношения суши и воды).
Стихотворение Н. Рыжовой
Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает В лес туманом заползает, | На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожит |
- Интеграционная работа по новой теме.
- -Ребята, так что же такое вода и где она встречается?
Вода – одно из самых важных для природы вещество и встречается повсюду (в морях, реках, озерах, океанах, ручьях, в лужах, родниках, даже внутри живого организма).
-А кому нужна вода?
-Кто без воды не может жить? (люди, растения, животные, птицы)?
Ребята, давайте обо всем по порядку:
- Вы сказали, что без воды не могут жить растения?
-А какие это растения? (водные).
Демонстрация водных растений и прикрепление одного из растений на доску. Могут ли все эти растения жить без воды. (Нет. Вода - это их дом, без которого они жить не могут. Там, где нет воды, нет и таких растений).
-Каким растениям еще нужна вода? (трава, деревья, цветы и т.д.)
(Прикрепление цветка на доску).
-Зачем нужна вода растениям? (чтобы жить и расти, растения надо поливать водой, иначе они засохнут).
-Как растения получают воду? (Ответы детей)
- -Ребята, вы сказали, что без воды не могут и животные. Какие животные?
Д: Волки, лисы, бобры, барсуки и другие животные строят свои норы и растят малышей на берегу реки или лесного ручья, где всегда быстро и безопасно утолить жажду.
(На доску прикрепляется иллюстрация животного).
- -А для многих вода – это среда обитания, т.е. дом. Например, рыба.
-Могут рыбы жить без воды? (нет)
- Вы правы без воды они погибнут. Недаром говорят: «Рыбы - дети воды».
- Они живут в соленой воде и в пресной.
А кто еще без воды не может жить, мы сейчас узнаем.
Каждый из вас получает фрагменты картинок. Собрав эти фрагменты в единую картинку, мы и узнаем, для кого вода является домом. Приступаем к работе, если кому, то нужна помощь поднимите руку.
3. Игра «Собери картинку»
-Итак, ребята, что получилось?
- А где живут они?
-Давайте уточним, в какой воде?
-А как вы думаете, в пресной воде эти обитатели выживут?
- Ребята, не смотря на то, что среда обитания у водных обитателей общая – вода, но она разная и подводный мир морей и рек отличается.
- Как вы думаете, чем отличается вода в море от воды в реке?
В реках, озерах, вода без вкуса. Она называется пресной.
В морях и океанах вода соленая.
Проведение опыта
Ребята, на столе две емкости с водой, как же определить, где морская вода, а где пресная? (Попробовать!)
А если не пробовать? Решить эту проблему нам поможет обычное куриное яйцо. Что для этого нужно сделать? Опустить яйцо в обычную и морскую воду. Посмотреть плавает оно или нет.
Как вы думаете, в какой воде легче плавать и почему? В соленой. Соль делает воду более тяжелой и людям плавать в такой воде легче. А это значит, что в солёной воде яйцо будет плавать, а в пресной опустится на дно. Давайте проверим. Кто мне поможет?
Ложкой опустите яйцо в ёмкость, только аккуратно, скорлупа у сырого яйца очень хрупкая. Что случилось с яйцом? (Оно опустилось на дно, значит вода пресная.) Теперь опустим другое яйцо в другую ёмкость. Что случилось с яйцом? (Оно плавает, значит, вода солёная.)
Теперь вы можете сказать, где вода солёная, а где пресная.
- Музыкальная физкультминутка
- Мы выяснили, что вода важна для растений, животных, а для кого еще она важна.
-Есть на земле такие обитатели, которые живут на суше, но много времени проводят в воде. Вы знаете таких? (утки, гуси, лебеди)
Дикие утки, гуси строят гнезда и выводят птенцов на берегу водоемов в зарослях камышей и тростников. Вылупившихся птенцов сразу ведут к реке или озеру, учат плавать, нырять, находить корм: жуков, червяков, всякую водяную мелочь. Каждое утро утиная семья водные процедуры: ныряют и плещутся.
-Но не только для водоплавающих птиц вода важна.
Например, если найдет воробушек большую лужицу так и норовит «принять ванну», поплещется в холодной прозрачной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется.
- Ребята, напомните, кто еще не сможет прожить без воды?
На доске изображение человека. -Почему?
Потому что в теле взрослого человека – около 70% воды, а тело ребенка содержит до 80% воды. Без воды человек не проживет и трех дней!
- А теперь давайте подумаем, какую роль еще играет вода в жизни человека?
(В быту)
-Без нее не замесить тесто для хлеба, не попьете чаю, не приготовить бетон для стройки, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды.
- Какую воду мы используем в быту? (пресную)
- Как вы думаете а какой воды на нашей планете больше пресной или соленной?
(на доске картинка соотношения пресной и соленной воды),
Вывод: экономить воду.
-Еще вода — это самая большая и удобная дорога.
По воде человек передвигается. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.
- Ребята, вода — одно из главных богатств на Земле и имеет большое значение в жизни живых организмов.
-Ребята, а всегда ли человек добр к воде?
- Творческая работа на закрепление материала.
Люди построили много заводов, фабрик, электростанций, атомных станций. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется вода в водоемах.
От загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа.
Загрязнение воды несет гибель всему живому.
И каждый из нас должен бороться за чистоту воды.
-И сейчас я предлагаю вам освоить профессию эколог.
-Вы знаете, чем они занимаются?
Экологи - это специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег.
-Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека.
-Они разрабатывают пути наименьшего воздействия людей на природу.
-И сейчас перед вами задача спасти водоемы от загрязнений, из множества экологических знаков вам нужно выбрать только те, которые нужно разместить вблизи рек, озер и объяснить их значение.
- не бросать мусор
- не сливать отходы
- строить очистительные сооружения
- не рассыпать удобрения
- экономить воду
- очищать от нефти
(По мере объяснения знака с водоема убирается одно черное пятно).
Итог занятия.
- Посмотрите на доску и скажите, кому нужна вода?
Ни одно живое существо не может обходиться без воды.
- Для чего нужна вода?
-Она нужна для: питья, в быту, средство гигиены, среда обитания, дорога, красота, познание и отдых. И мы должны помнить о значении воды и бережно относиться к ней.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги, -
Мы ведь на планете не одни!
Воду попусту не лей.
Дорожить водой умей!
Ребята, сегодня мы узнали только не большую часть информации о воде и ее значении в жизни всего живого на земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи- "Чтение народной песенки - потешки «Водичка-водичка»
Ориентировано на младший дошкольный возраст...
Методическая разработка проекта «Водичка-водичка».
Методическая разработка проекта «Водичка-водичка».Воспитание бережного отношения к водным ресурсам....
Значение воды в жизни живых существ
Тема занятия: значение воды в жизни всех живых существ. 1 слайдВозраст дошкольников: старшая группа (6-7 лет) Цели и задачи:2 слайд-продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозр...
Методическая разработка "Живая вода или для чего нужна кровь"
Цель: Познакомить детей с сердцем и его функции в организме человека, рассказать детям о кровеносной системе нашего организма. Объяснить, что сердце сжимается и разжимается, работает, как н...
Методическая разработка исследовательско-игрового проекта в младшей группе «Вода-водичка»
Учить детей делать выводы на основе практических опытов;- принимать посильное участие в экспериментах;- закреплять знания о значении воды для людей и ее физических свойствах....
Методическая разработка "Вода водичка"
Методическая разработка на тему "Вода водичка" для воспитателей средней группы детского сада....
Методическая разработка "Водичка, водичка..."
Формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; развивать наблюдательность; воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки,...