Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Загадочный космос»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Озалайнен Наталья Михайловна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

 

 

 

 

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Загадочный космос»

 

 

 

Составила воспитатель высшей категории Озалайнен Н.М.


 

Цель: Обогатить и закрепить знания детей по теме «Космос».
Познавательные задачи:
1. Закрепить знания о Солнечной системе, о последовательности расположения планет Солнечной системы на своих орбитах, обобщать и расширять знания детей об особенностях планет.
2.Знакомить с биографией первого космонавта Юрия Гагарина.
3. Закреплять активный словарь по теме «Космос».

4.Упражнять в согласовании числительного с прилагательным и существительным, умение подбирать слова-антонимы.
5. Продолжать учить отвечать полными распространенными предложениями, развивать связную речь.
 

Развивающие задачи:
1. Развивать диалогическую речь (уметь высказывать и доказывать свою точку зрения.
2.Развивать умение решать ребусы.
3. Закреплять умение ориентироваться на плоскости, работать по схеме.
4.Упражнять в обратном счете, сложении и вычитании в пределах 10.


Воспитательные задачи:
1.Закреплять умение осуществлять самостоятельную совместную деятельность в парах, формировать коммуникативные качества, дружелюбие;
2.Совершенствовать навыки работы в команде.

 

 Материалы к занятию: макет «Солнечная система», портрет  Ю.А .Гагарина, мяч, схема «Космические корабли», карточки с математическими  примерами, ребусы, фломастеры, аудиозапись, презентация «Космос».


 

Ход занятия:

Сюрпризный момент
Воспитатель:  Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло странное письмо. Давайте его прочитаем!  (дети читают сообщение на мониторе ноутбука): «SOS! Земляне, помогите!  Мы - ваши друзья, но живем на планете Венера. У нас случилась беда: нашу планету завалило мусором. Помогите нам!»
Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем друзьям с Венеры? (Да!)
Воспитатель: Возьму-ка я карету, запрягу в нее пару коней, да и помчимся. Как вы думаете, доедем?

Дети: Нет!

Воспитатель:  Почему? (Ответы детей).
Тогда я предлагаю поехать на самой быстрой машине. Как вы думаете, доедем? Почему?
Так на чем мы с вами отправимся?

Дети:  Долететь можно только на ракете

Воспитатель:. А почему именно на  ракете?  (Ответы детей).
 Кто управляет ракетой?

Дети: Ракетой управляют космонавты.
Воспитатель: Какими должны быть космонавты?

Дети:  (Сильными, ловкими, решительными, умелыми, дисциплинированными).
Воспитатель: А вы готовы стать такими космонавтами?

Дети: Да!
  Д/Игра «Наоборот» (с мячом в круге).

Воспитатель:
Проверим готовность к полету! Я называю слово и кому-либо из вас бросаю мяч. Тот, кому бросили мяч, должен назвать слово, противоположное по значению. Взлететь – а наоборот… (приземлиться), ярко – тускло, темно – светло, прилететь – улететь, далеко – близко, высоко – низко, длинный – короткий, вверх – вниз, легкий – тяжелый, горячая – холодная, трусливый – смелый, включать – выключать, медленно – быстро, гигант – карлик.
Воспитатель:  Молодцы, ребята, к полету все готовы!
 Мы на космодроме. Что это за место?

Дети: Это место, откуда запускают космические ракеты

Воспитатель:  Нас ждет космическая ракета. Давайте, используя схему, найдем космический корабль, который готов лететь в космос (у каждого ребенка задание на бумажном носителе, дети работают самостоятельно за столами).


Описание: https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/5/12125_6d29e99ae7d3f0feb44bdc4d9d8a065d.jpg

Дети раскрашивают  дорожку на бумаге фломастерами и объясняют, почему они выбрали
 именно этот корабль?
Д/И «Найди посадочное место»
Воспитатель: Места в космическом корабле обозначены цифрами. Каждый из вас должен взять карточку с примером (2 уровня сложности) и найти свое посадочное место с правильным ответом (согласование числительного с существительным).
Примерные ответы детей: «К двум звездам прибавить 4 звезды, получится 6 звезд. Мое место номер 6).
Воспитатель: Молодцы!  Вы все справились с заданием и нашли свои посадочные места.
 Для того, чтобы ракета взлетела, нужно отсчитать от 20 до 0. (20,19,18,17,16,15, ….. 1,0) Пуск! ( Аудиозапись «Запуск ракеты») - Взлетели!
Воспитатель:  Вот мы и в космосе! Ребята, посмотрите в иллюминатор, как красива наша Земля! В иллюминаторы мы видим много разных планет. Все они вращаются вокруг  Солнца. Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечная система. Глава этой семьи – Солнце! Среди планет есть большие и маленькие. Одни из них ближе расположены к Солнцу, другие – дальше от него.

Воспитатель: Почему планеты, вращаясь вокруг Солнца, не наталкиваются друг на друга?

Дети: Каждая из планет вращается по своей собственной орбите. Планеты никогда не сталкиваются друг с другом и не покидают Солнечной системы.
Воспитатель: Чего не хватает на орбитах?

Дети: Не хватает Солнца и нескольких планет.
Воспитатель: Каких планет не хватает?

Дети: Не хватает  Меркурия, Марса, Юпитера, Сатурна.
Воспитатель: Ваша задача - правильно разместить недостающие небесные тела на свои места на карте Солнечной системы.
Д/Игра «Объяснялки».
Каждый ребенок по очереди берет карточку с изображением небесного тела и называет его отличительный признак, дети должны отгадать загаданное. Если ребенок затрудняется, воспитатель предлагает ему карточку-подсказку со схематическим изображением отличительного признака загаданного небесного тела.
Воспитатель:  Итак, мы приступаем к выполнению задания. Отгаданное небесное тело вы находите и помещаете на карте Солнечной системы.
Примерные ответы детей:
 Огромная раскаленная звезда (Солнце);
Самая маленькая планета, она находится ближе других планет к Солнцу (Меркурий);
 Красная планета, на ней большое количество железа, и она покрыта красным песком (Марс)
Самая большая планета, на ней нет твердой поверхности, она состоит из ядовитых газов, ее называют «газовым гигантом» (Юпитер).
 Планета с кольцами, которые состоят из ледяных глыб и камней (Сатурн).
Давайте проверим нашу карту с помощью стихотворения-помощника:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел учет.
Меркурий – раз,
Венера – два-с,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
 Воспитатель: Молодцы!  Вы восстановили карту Солнечной системы,  и теперь мы знаем, куда нам лететь!

Воспитатель: Ребята, я предлагаю подзарядиться космической энергией .

Физминутка.

(звучит космическая музыка )

Будем очень мы стараться,

Дружно спортом заниматься : (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью) Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (приседают)

И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра,

 Всех возьмут нас в космонавты ! (руки на поясе) .

Воспитатель: Ровно 61 год назад произошло очень важное событие — первый полёт человека в космос. Его совершил Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток». Он был человек храбрый и мужественный. (слайд №1).
У Гагарина было много интересов. Он любил музыку, спорт, хорошую шутку, рыбалку, охоту, любил фотографировать (слайды № 2, 3, 4).
У Юрия была семья – жена и две дочки: Лена и Галя (слайд №5).
Для первого полета в космос был строгий отбор. Из 3000 человек отбор прошли 6 летчиков (слайд №6). Их строго проверяли врачи, проводились занятия по парашютной подготовке, тренировки на разных тренажерах. (слайд №7).
Потом летчики сдавали экзамены космонавтов, Гагарин получил оценку «Отлично» (слайд №8).
Перед стартом Гагарин сказал знаменитое слово «Поехали!» (слайд №9). Полет Юрия Гагарина длился 108 минут, его корабль выполнил один оборот вокруг Земли. Задания, которые дали Гагарину, были самыми простыми: он попробовал есть и пить в космосе, сделал несколько записей карандашом (слайд №10).
Уже после приземления Гагарин говорил, что, облетев Землю, он увидел, как прекрасна наша планета. И, обращаясь к людям, просил хранить эту красоту, а не разрушать её (слайд №11).
Гагарина уважали и радостно принимали во многих странах (слайд №12).
За его подвиг его наградили многими наградами в разных странах (слайд №13).
Полет Юрия Гагарина открыл людям всей Земли дорогу к звёздам (слайд №14).

 

Игра «Блоки Дьенеша».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь мусора! Хорошо, что планета Земля защищена атмосферой, если даже и залетает к нам мусор, он сгорает в атмосфере.
 Выходим из космического корабля! Нужно помочь местным жителям убрать мусор (на ковре лежат блоки Дьенеша и рядом стоят 3 контейнера).
Для того, чтобы мусор было легче переработать, его нужно рассортировать по 3-м контейнерам. На каждом контейнере есть обозначения свойств, на которые мы должны ориентироваться.
Для того, чтобы нам проще было работать, нужно разделиться на 3 подгруппы. Каждая подгруппа заполняет свой контейнер в соответствии с обозначенными свойствами. Договаривайтесь между собой, обсуждайте свое решение.
После раскладывания фигур воспитатель спрашивает, какие фигуры положили в первый контейнер, второй и третий. Дети называют их свойства.
Получаем сообщение на бортовой компьютер (планшет):
«Спасибо вам, ребята, вы спасли нашу планету. Вы настоящие друзья!»
Воспитатель: Ребята! Ведь недаром говорят: «Друзья познаются в беде».
 Ну, а нам пора возвращаться на нашу планету. Но что это! Вход на космический корабль заблокировался. Нужно подобрать кодовое слово. Для этого мы отгадаем ребус (каждому предлагается конверт с ребусом). Можете выбрать вариант со звездочкой – он потруднее, а можно выбрать вариант полегче. Кто справится с заданием – пишет отгаданное слово на своей карточке с ребусом и возвращается на корабль.

 Чтобы наша ракета взлетела, нам надо ее завести:


Заводим моторы (вращение рук перед грудью)
Соединить контакты (соединить кончики пальцев)
Приготовиться к запуску ракеты (присесть)
Пуск! (подпрыгнуть вверх).
Занимайте свои места, пристегните ремни!  (Звучит космическая музыка).

Воспитатель:  Ребята! Вам понравилось путешествие на планету Венера? А давайте напишем письмо жителям планеты Венера и пригласим их к нам в гости. Но в письме нужно так красиво описать нашу планету, чтобы они обязательно захотели сюда прилететь.
- Перед вами карточки с различными изображениями, характеризующими планету Земля. Для того, чтобы как можно подробнее описать нашу планету, нужно составить план рассказа. Посовещайтесь, договоритесь, про что именно вы будете рассказывать, выберите нужные карточки, разложите их в нужном порядке, чтобы ваш рассказ получился связным. В помощь я дам вам карту мира.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Загадочный космос»

Составила воспитатель высшей категории Озалайнен Н.М.


Цель: Обогатить и закрепить знания детей по теме «Космос».
Познавательные задачи:
1. Закрепить знания о Солнечной системе, о последовательности расположения планет Солнечной системы на своих орбитах, обобщать и расширять знания детей об особенностях планет.
2.Знакомить с биографией первого космонавта Юрия Гагарина.
3. Закреплять активный словарь по теме «Космос».

4.Упражнять в согласовании числительного с прилагательным и существительным, умение подбирать слова-антонимы.
5. Продолжать учить отвечать полными распространенными предложениями, развивать связную речь.

Развивающие задачи:
1. Развивать диалогическую речь (уметь высказывать и доказывать свою точку зрения.
2.Развивать умение решать ребусы.
3. Закреплять умение ориентироваться на плоскости, работать по схеме.
4.Упражнять в обратном счете, сложении и вычитании в пределах 10.


Воспитательные задачи:
1.Закреплять умение осуществлять самостоятельную совместную деятельность в парах, формировать коммуникативные качества, дружелюбие;
2.Совершенствовать навыки работы в команде.

 Материалы к занятию: макет «Солнечная система», портрет  Ю.А .Гагарина, мяч, схема «Космические корабли», карточки с математическими  примерами, ребусы, фломастеры, аудиозапись, презентация «Космос».


Ход занятия:

Сюрпризный момент
Воспитатель:  Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло странное письмо. Давайте его прочитаем!  (дети читают сообщение на мониторе ноутбука): «SOS! Земляне, помогите!  Мы - ваши друзья, но живем на планете Венера. У нас случилась беда: нашу планету завалило мусором. Помогите нам!»
Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем друзьям с Венеры? (Да!)
Воспитатель: Возьму-ка я карету, запрягу в нее пару коней, да и помчимся. Как вы думаете, доедем?

Дети: Нет!

Воспитатель:  Почему? (Ответы детей).
Тогда я предлагаю поехать на самой быстрой машине. Как вы думаете, доедем? Почему?
Так на чем мы с вами отправимся?

Дети:  Долететь можно только на ракете

Воспитатель:. А почему именно на  ракете?  (Ответы детей).
Кто управляет ракетой?

Дети: Ракетой управляют космонавты.
Воспитатель: Какими должны быть космонавты?

Дети:  (Сильными, ловкими, решительными, умелыми, дисциплинированными).
Воспитатель: А вы готовы стать такими космонавтами?

Дети: Да!
  Д/Игра «Наоборот» (с мячом в круге).

Воспитатель:
Проверим готовность к полету! Я называю слово и кому-либо из вас бросаю мяч. Тот, кому бросили мяч, должен назвать слово, противоположное по значению. Взлететь – а наоборот… (приземлиться), ярко – тускло, темно – светло, прилететь – улететь, далеко – близко, высоко – низко, длинный – короткий, вверх – вниз, легкий – тяжелый, горячая – холодная, трусливый – смелый, включать – выключать, медленно – быстро, гигант – карлик.
Воспитатель:  Молодцы, ребята, к полету все готовы!
Мы на космодроме. Что это за место?

Дети: Это место, откуда запускают космические ракеты

Воспитатель:  Нас ждет космическая ракета. Давайте, используя схему, найдем космический корабль, который готов лететь в космос (у каждого ребенка задание на бумажном носителе, дети работают самостоятельно за столами).


https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/5/12125_6d29e99ae7d3f0feb44bdc4d9d8a065d.jpg

Дети раскрашивают  дорожку на бумаге фломастерами и объясняют, почему они выбрали
именно этот корабль?
Д/И «Найди посадочное место»
Воспитатель: Места в космическом корабле обозначены цифрами. Каждый из вас должен взять карточку с примером (2 уровня сложности) и найти свое посадочное место с правильным ответом (согласование числительного с существительным).
Примерные ответы детей: «К двум звездам прибавить 4 звезды, получится 6 звезд. Мое место номер 6).
Воспитатель: Молодцы!  Вы все справились с заданием и нашли свои посадочные места.
Для того, чтобы ракета взлетела, нужно отсчитать от 20 до 0. (20,19,18,17,16,15, ….. 1,0) Пуск! ( Аудиозапись «Запуск ракеты») - Взлетели!
Воспитатель:  Вот мы и в космосе! Ребята, посмотрите в иллюминатор, как красива наша Земля! В иллюминаторы мы видим много разных планет. Все они вращаются вокруг  Солнца. Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечная система. Глава этой семьи – Солнце! Среди планет есть большие и маленькие. Одни из них ближе расположены к Солнцу, другие – дальше от него.

Воспитатель: Почему планеты, вращаясь вокруг Солнца, не наталкиваются друг на друга?

Дети: Каждая из планет вращается по своей собственной орбите. Планеты никогда не сталкиваются друг с другом и не покидают Солнечной системы.
Воспитатель
: Чего не хватает на орбитах?

Дети: Не хватает Солнца и нескольких планет.
Воспитатель: Каких планет не хватает?

Дети: Не хватает  Меркурия, Марса, Юпитера, Сатурна.
Воспитатель: Ваша задача - правильно разместить недостающие небесные тела на свои места на карте Солнечной системы.
Д/Игра «Объяснялки».
Каждый ребенок по очереди берет карточку с изображением небесного тела и называет его отличительный признак, дети должны отгадать загаданное. Если ребенок затрудняется, воспитатель предлагает ему карточку-подсказку со схематическим изображением отличительного признака загаданного небесного тела.
Воспитатель:  Итак, мы приступаем к выполнению задания. Отгаданное небесное тело вы находите и помещаете на карте Солнечной системы.
Примерные ответы детей:
Огромная раскаленная звезда (Солнце);
Самая маленькая планета, она находится ближе других планет к Солнцу (Меркурий);
Красная планета, на ней большое количество железа, и она покрыта красным песком (Марс)
Самая большая планета, на ней нет твердой поверхности, она состоит из ядовитых газов, ее называют «газовым гигантом» (Юпитер).
Планета с кольцами, которые состоят из ледяных глыб и камней (Сатурн).
Давайте проверим нашу карту с помощью стихотворения-помощника:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел учет.
Меркурий – раз,
Венера – два-с,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Воспитатель: Молодцы!  Вы восстановили карту Солнечной системы,  и теперь мы знаем, куда нам лететь!

Воспитатель: Ребята, я предлагаю подзарядиться космической энергией .

Физминутка.

(звучит космическая музыка )

Будем очень мы стараться,

Дружно спортом заниматься : (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью) Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (приседают)

И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра,

 Всех возьмут нас в космонавты ! (руки на поясе) .

Воспитатель: Ровно 61 год назад произошло очень важное событие — первый полёт человека в космос. Его совершил Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток». Он был человек храбрый и мужественный. (слайд №1).
У Гагарина было много интересов. Он любил музыку, спорт, хорошую шутку, рыбалку, охоту, любил фотографировать (слайды № 2, 3, 4).
У Юрия была семья – жена и две дочки: Лена и Галя (слайд №5).
Для первого полета в космос был строгий отбор. Из 3000 человек отбор прошли 6 летчиков (слайд №6). Их строго проверяли врачи, проводились занятия по парашютной подготовке, тренировки на разных тренажерах. (слайд №7).
Потом летчики сдавали экзамены космонавтов, Гагарин получил оценку «Отлично» (слайд №8).
Перед стартом Гагарин сказал знаменитое слово «Поехали!» (слайд №9). Полет Юрия Гагарина длился 108 минут, его корабль выполнил один оборот вокруг Земли. Задания, которые дали Гагарину, были самыми простыми: он попробовал есть и пить в космосе, сделал несколько записей карандашом (слайд №10).
Уже после приземления Гагарин говорил, что, облетев Землю, он увидел, как прекрасна наша планета. И, обращаясь к людям, просил хранить эту красоту, а не разрушать её (слайд №11).
Гагарина уважали и радостно принимали во многих странах (слайд №12).
За его подвиг его наградили многими наградами в разных странах (слайд №13).
Полет Юрия Гагарина открыл людям всей Земли дорогу к звёздам (слайд №14).

Игра «Блоки Дьенеша».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь мусора! Хорошо, что планета Земля защищена атмосферой, если даже и залетает к нам мусор, он сгорает в атмосфере.
Выходим из космического корабля! Нужно помочь местным жителям убрать мусор (на ковре лежат блоки Дьенеша и рядом стоят 3 контейнера).
Для того, чтобы мусор было легче переработать, его нужно рассортировать по 3-м контейнерам. На каждом контейнере есть обозначения свойств, на которые мы должны ориентироваться.
Для того, чтобы нам проще было работать, нужно разделиться на 3 подгруппы. Каждая подгруппа заполняет свой контейнер в соответствии с обозначенными свойствами. Договаривайтесь между собой, обсуждайте свое решение.
После раскладывания фигур воспитатель спрашивает, какие фигуры положили в первый контейнер, второй и третий. Дети называют их свойства.
Получаем сообщение на бортовой компьютер (планшет):
«Спасибо вам, ребята, вы спасли нашу планету. Вы настоящие друзья!»
Воспитатель: Ребята! Ведь недаром говорят: «Друзья познаются в беде».
Ну, а нам пора возвращаться на нашу планету. Но что это! Вход на космический корабль заблокировался. Нужно подобрать кодовое слово. Для этого мы отгадаем ребус (каждому предлагается конверт с ребусом). Можете выбрать вариант со звездочкой – он потруднее, а можно выбрать вариант полегче. Кто справится с заданием – пишет отгаданное слово на своей карточке с ребусом и возвращается на корабль.

Чтобы наша ракета взлетела, нам надо ее завести:


Заводим моторы (вращение рук перед грудью)
Соединить контакты (соединить кончики пальцев)
Приготовиться к запуску ракеты (присесть)
Пуск! (подпрыгнуть вверх).
Занимайте свои места, пристегните ремни!  (Звучит космическая музыка).

Воспитатель:  Ребята! Вам понравилось путешествие на планету Венера? А давайте напишем письмо жителям планеты Венера и пригласим их к нам в гости. Но в письме нужно так красиво описать нашу планету, чтобы они обязательно захотели сюда прилететь.
- Перед вами карточки с различными изображениями, характеризующими планету Земля. Для того, чтобы как можно подробнее описать нашу планету, нужно составить план рассказа. Посовещайтесь, договоритесь, про что именно вы будете рассказывать, выберите нужные карточки, разложите их в нужном порядке, чтобы ваш рассказ получился связным. В помощь я дам вам карту мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы "Дорога безопасности"

Данный вид деятельности представляет собой учебную игру-викторину – занятие, которое имеет определённые правила и служит для познания, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных п...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной группы. Тема: «Защитники Отечества»

Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми подготовительной группы.Тема:  «Защитники Отечества»...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы: «Зачем нужны часы?»

                    Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы:            ...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Еда вкусная и полезная»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга     Конспект НОД по познавательному развитию с детьм...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Новая история про Колобка»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга   Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовит...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Чей домик лучше?»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга   Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовит...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Воздух – невидимка»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района  г .Санкт- Петербурга    Конспект НОД по познавательному развитию с деть...