Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Чей домик лучше?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Озалайнен Наталья Михайловна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

 

 

 

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Чей домик лучше?»

 

 

 

 

 

 

 

Составила воспитатель высшей квалификационной категории 

                                                                                   Озалайнен Н.М

 

 

Цель: обобщить знания о том, как звери готовятся к зиме.

Познавательные задачи:

1.Закрепить, систематизировать и обобщить знания детей о том, как дикие звери готовятся к зиме, о причинах изменений в их жизни.

2.Расширить знания детей о среде обитания животных в зимний период.

3.Учить самостоятельно составлять творческий рассказ, логически выстраивать его и облекать в правильную словесную форму.

4.Активизировать словарь детей по теме.

Развивающие задачи:

1.Развивать доказательную речь детей, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

2.развивать воображение, логическое мышление, любознательность.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

2.Воспитывать бережное отношение к обитателям живой природы, любовь к природе.

Материалы к занятию: картинки с изображением животных: лесных – белка, заяц, лиса, норка, медведь, еж; домашних – овца, корова, свинья, лошадь. Птицы – клесты, синицы, дятел, тетерев.

Отдельная картинка большого размера с изображением черепахи или игрушка .

Три конверта с адресами. Домики для животных: дупло. берлога, нора, хлев. Картины с изображением леса, деревни.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята! Я предлагаю вам отгадать загадку:

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий.

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ!

Дети: Эта загадка по осень.

Воспитатель: О каком периоде осени идет речь?

Дети: О поздней осени.

Воспитатель: Ребята! Вы знаете, что скоро наступит зима. Все звери и птицы приготовились к этому непростому периоду в их жизни. А наша черепашка Глаша не знает что делать, как ей перезимовать. Поэтому она написала объявление в газету с просьбой помочь ей: «Помогите, пожалуйста. найти дом, теплый и уютный, чтобы можно было его носить с собой» .  Я думаю, нам с вами нужно сходить на почту и получить письма, которые прислали нашей черепашке.

(Дети соглашаются и идут цепочкой. зигзагом на «почту» (повешен почтовый ящик). Дети вынимают  конверты и бегут к черепашке.

Воспитатель: Сколько писем! Давайте узнаем, от кого они. А чтобы узнать, от кого первое письмо , нужно отгадать загадку:

С ветки на ветку

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету

Он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

Дети: Это белка.

Воспитатель: Послушайте, что она пишет: »Здравствуй , Глаша!. Я живу в лесу. К зиме меняю свою шубку с рыжей на серую, более теплую. К тому же она позволяет мне быть незаметной среди деревьев. Мой домик – дупло,  оно высоко на дереве. В дупле я храню часть своих запасов, а еще я прячу их под деревьями. Ведь всю осень я трудилась: собирала орешки, грибы, таскала в дупло мох и листья, чтобы в мороз не замерзнуть. Бери, черепашка, мое дупло»

Воспитатель: А вот и второе письмо! Давайте прочтем его! (Открывает конверт и читает). «Нет, я для себя его строил, старался, носом долбил». Как вы думаете, ребята, кто это пишет?

Дети: Это дятел.

Воспитатель: Еще одно письмо! «Я тоже хочу занять дупло! Попробуйте меня выгнать! Дупло уютное! Мне подходит!»

Дети: Занимай, черепашка, дупло! Видишь, как оно всем нравится!

Черепашка: А возить его с собой можно?

Дети: Нет! Оно находится высоко на дереве.

Черепашка: Не ссорьтесь, пожалуйста! Такой домик мне не подходит!

Воспитатель: Не расстраивайся, Глаша!  Мы найдем для тебя подходящий домик. Посмотри, здесь еще одно письмо!  Ребята! Помогите узнать от кого оно.

Не любит семечек и шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она – краса!

Плутовка рыжая…

Дети: Лиса!

Воспитатель: Как называется лисий домик?

Дети: Нора.

Воспитатель: (читает) «Мой домик бери, мой бери! Целый день по лесу бегаю, охочусь на полевок, мышей, хомяков и даже на зайцев. Потом в норку заберусь, калачиком свернусь, хвостом накроюсь – тепло, мягко. Мой домик самый лучший: среди деревьев и кустарников лежу, никого не вижу, ничего не слышу»

Черепашка: А твой домик возить с собой можно?

Дети: Нельзя! Ведь свои норы лисицы роют под обрывами, в корнях деревьев.

Черепашка: Очень жаль! Тогда придется еще что-нибудь поискать

Воспитатель: Глаша! Есть еще письма!

В чаще он лесной живет,

Сладкоежкою слывет.

Летом ест малину, мед,

Лапу зиму всю сосет.

Может громко зареветь.

А зовут его…

Дети: Медведь.

Воспитатель: А что же делает зимой медведь?

Дети: Медведь спит под большим сугробом, в медвежьей берлоге..Тихо, тепло, темно! До весны не проснется. Медведи все лето и осень ели все, что можно добыть без особых усилий: молодую хвою, ягоды, насекомых, мед, рыбу, мелких грызунов. Накопили много жира, чтобы спать до весны.  А свою зимнюю квартиру они готовят заранее: устилают ее травой и листьями, вход в берлогу заваливают листьями и травой. Забираются в берлогу в конце ноября, до первого снега, чтобы не было видно следов у берлоги.

Воспитатель: А почему про медведя говорят, что он сосет лапу?

Дети: У медведя происходит смена жесткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается,  шелушится, и сильно зудит. Поэтому медведь облизывает лапу, чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения.

Воспитатель: Ну что, черепашка, подходит тебе медвежий домик?

Черепашка: Хороший у медведя дом, теплый и уютный, да уж больно большой, такой мне точно не унести.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем, а потом продолжим поиски!

Физминутка «Прогулка в зимнем лесу»

Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес (маршируют на месте, разводят руки в стороны)

Справа – березка в шубке стоит, слева елка на нас глядит (повороты вправо – влево)

Снежинки в небе кружатся, на землю красиво ложатся (кружатся, приседают)

Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал (прыгают)

Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет (двигают руками.)

Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас (приседают)

Лишь медведь в берлоге спит, сладко носиком сопит (закрывают глаза)

Воспитатель: Смотрите-ка! Здесь есть еще письма!

Воспитатель вскрывает конверт и читает: »Мой домик самый лучший, он везде, в любой ямке. Лягу в снег, ушки прижму. И меня не видно!» Кто это написал?

Дети: Это письмо от зайчика.

Воспитатель: Как зайчик приготовился к зиме?

Дети: Зайчик меняет свою шубку с серой на белую, чтобы быть незаметным на снегу. К тому же новая шубка более теплая. Сначала у зайчика белеет хвост, потом задние лапы, и только затем спинка и бока. Днем он спит в снежной ямке, а ночью выходит еду добывать: обгладывает кору деревьев, травинки, торчащие из-под снега.

Черепаха: Нет, я не хочу жить в снегу, холодно!

Дети: Посмотри, Глаша, может быть, тебе птичьи гнездышки подойдут?  (Дети держат картинки с изображением клеста и синицы). Посмотри, какие они аккуратные, как красиво сплетены и совсем незаметны  между ветвями деревьев. Никто их не сможет достать, так они высоко от земли.

Черепаха: Спасибо, ребята! Мне они очень понравились. Но слишком высоко от земли. Я боюсь!

Воспитатель: Здесь есть еще два письма.

Дети вскрывают конверт и читают: «Добрый день, Глаша! Приглашаем тебя в деревню. У нас все есть. Здесь тепло и уютно.

Воспитатель :  Поедем в деревню! Посмотрим, как живется домашним животным.

Дети идут к картине «Деревня». На ней изображены овца, свинья, корова, лошадь.

Дети: Посмотри, черепашка, какой у них дом, большой и уютный, теплый.

Черепаха: А кто же ухаживает за вами? Кто вас кормит? Чем кормят?

Дети: За ними ухаживают люди: заготавливают на зиму сено, отруби, зерно, комбикорма; заботятся о них.

Черепаха: Понравилось мне у вас, да только ваш дом с собой не унесешь. Придется другой дом поискать. Только где его найти, я не знаю.

Воспитатель: Давайте последнее письмо прочитаем. Может быть, там найдем ответ.

Воспитатель вскрывает конверт – там рисунок, на котором изображен панцирь. Показывает его детям и спрашивает:  «Дети! Что это?»

Дети: Это панцирь. В нем живут черепахи. Он костяной. Черепаха носит его на себе, прячется в него, когда ей грозит опасность.

Черепаха: Спасибо, ребята! А ведь я и не догадывалась, что мой домик всегда со мной, у меня за спиной.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашей  Глашей и подарим ей  рисунки с лесными домишками, чтобы она помнила о путешествии и не забывала, где ее дом.

Рефлексия

Воспитатель: Вам понравилось помогать черепашке? Что особенно запомнилось? Что бы вы хотели узнать?

 

 

 

 

 

 

 

.

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21.11.2021_chey_domik_luchshe.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Чей домик лучше?»

Составила воспитатель высшей квалификационной категории  

                                                                  Озалайнен Н.М

 


Цель: обобщить знания о том, как звери готовятся к зиме.

Познавательные задачи:

1.Закрепить, систематизировать и обобщить знания детей о том, как дикие звери готовятся к зиме, о причинах изменений в их жизни.

2.Расширить знания детей о среде обитания животных в зимний период.

3.Учить самостоятельно составлять творческий рассказ, логически выстраивать его и облекать в правильную словесную форму.

4.Активизировать словарь детей по теме.

Развивающие задачи:

1.Развивать доказательную речь детей, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

2.развивать воображение, логическое мышление, любознательность.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

2.Воспитывать бережное отношение к обитателям живой природы, любовь к природе.

Материалы к занятию: картинки с изображением животных: лесных – белка, заяц, лиса, норка, медведь, еж; домашних – овца, корова, свинья, лошадь. Птицы – клесты, синицы, дятел, тетерев.

Отдельная картинка большого размера с изображением черепахи или игрушка .

Три конверта с адресами. Домики для животных: дупло. берлога, нора, хлев. Картины с изображением леса, деревни.


Ход занятия.

Воспитатель: Ребята! Я предлагаю вам отгадать загадку:

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий.

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ!

Дети: Эта загадка по осень.

Воспитатель: О каком периоде осени идет речь?

Дети: О поздней осени.

Воспитатель: Ребята! Вы знаете, что скоро наступит зима. Все звери и птицы приготовились к этому непростому периоду в их жизни. А наша черепашка Глаша не знает что делать, как ей перезимовать. Поэтому она написала объявление в газету с просьбой помочь ей: «Помогите, пожалуйста. найти дом, теплый и уютный, чтобы можно было его носить с собой» .  Я думаю, нам с вами нужно сходить на почту и получить письма, которые прислали нашей черепашке.

(Дети соглашаются и идут цепочкой. зигзагом на «почту» (повешен почтовый ящик). Дети вынимают  конверты и бегут к черепашке.

Воспитатель: Сколько писем! Давайте узнаем, от кого они. А чтобы узнать, от кого первое письмо , нужно отгадать загадку:

С ветки на ветку

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету

Он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

Дети: Это белка.

Воспитатель: Послушайте, что она пишет: »Здравствуй , Глаша!. Я живу в лесу. К зиме меняю свою шубку с рыжей на серую, более теплую. К тому же она позволяет мне быть незаметной среди деревьев. Мой домик – дупло,  оно высоко на дереве. В дупле я храню часть своих запасов, а еще я прячу их под деревьями. Ведь всю осень я трудилась: собирала орешки, грибы, таскала в дупло мох и листья, чтобы в мороз не замерзнуть. Бери, черепашка, мое дупло»

Воспитатель: А вот и второе письмо! Давайте прочтем его! (Открывает конверт и читает). «Нет, я для себя его строил, старался, носом долбил». Как вы думаете, ребята, кто это пишет?

Дети: Это дятел.

Воспитатель: Еще одно письмо! «Я тоже хочу занять дупло! Попробуйте меня выгнать! Дупло уютное! Мне подходит!»

Дети: Занимай, черепашка, дупло! Видишь, как оно всем нравится!

Черепашка: А возить его с собой можно?

Дети: Нет! Оно находится высоко на дереве.

Черепашка: Не ссорьтесь, пожалуйста! Такой домик мне не подходит!

Воспитатель: Не расстраивайся, Глаша!  Мы найдем для тебя подходящий домик. Посмотри, здесь еще одно письмо!  Ребята! Помогите узнать от кого оно.

Не любит семечек и шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она – краса!

Плутовка рыжая…

Дети: Лиса!

Воспитатель: Как называется лисий домик?

Дети: Нора.

Воспитатель: (читает) «Мой домик бери, мой бери! Целый день по лесу бегаю, охочусь на полевок, мышей, хомяков и даже на зайцев. Потом в норку заберусь, калачиком свернусь, хвостом накроюсь – тепло, мягко. Мой домик самый лучший: среди деревьев и кустарников лежу, никого не вижу, ничего не слышу»

Черепашка: А твой домик возить с собой можно?

Дети: Нельзя! Ведь свои норы лисицы роют под обрывами, в корнях деревьев.

Черепашка: Очень жаль! Тогда придется еще что-нибудь поискать

Воспитатель: Глаша! Есть еще письма!

В чаще он лесной живет,

Сладкоежкою слывет.

Летом ест малину, мед,

Лапу зиму всю сосет.

Может громко зареветь.

А зовут его…

Дети: Медведь.

Воспитатель: А что же делает зимой медведь?

Дети: Медведь спит под большим сугробом, в медвежьей берлоге..Тихо, тепло, темно! До весны не проснется. Медведи все лето и осень ели все, что можно добыть без особых усилий: молодую хвою, ягоды, насекомых, мед, рыбу, мелких грызунов. Накопили много жира, чтобы спать до весны.  А свою зимнюю квартиру они готовят заранее: устилают ее травой и листьями, вход в берлогу заваливают листьями и травой. Забираются в берлогу в конце ноября, до первого снега, чтобы не было видно следов у берлоги.

Воспитатель: А почему про медведя говорят, что он сосет лапу?

Дети: У медведя происходит смена жесткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается,  шелушится, и сильно зудит. Поэтому медведь облизывает лапу, чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения.

Воспитатель: Ну что, черепашка, подходит тебе медвежий домик?

Черепашка: Хороший у медведя дом, теплый и уютный, да уж больно большой, такой мне точно не унести.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем, а потом продолжим поиски!

Физминутка «Прогулка в зимнем лесу»

Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес (маршируют на месте, разводят руки в стороны)

Справа – березка в шубке стоит, слева елка на нас глядит (повороты вправо – влево)

Снежинки в небе кружатся, на землю красиво ложатся (кружатся, приседают)

Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал (прыгают)

Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет (двигают руками.)

Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас (приседают)

Лишь медведь в берлоге спит, сладко носиком сопит (закрывают глаза)

Воспитатель: Смотрите-ка! Здесь есть еще письма!

Воспитатель вскрывает конверт и читает: »Мой домик самый лучший, он везде, в любой ямке. Лягу в снег, ушки прижму. И меня не видно!» Кто это написал?

Дети: Это письмо от зайчика.

Воспитатель: Как зайчик приготовился к зиме?

Дети: Зайчик меняет свою шубку с серой на белую, чтобы быть незаметным на снегу. К тому же новая шубка более теплая. Сначала у зайчика белеет хвост, потом задние лапы, и только затем спинка и бока. Днем он спит в снежной ямке, а ночью выходит еду добывать: обгладывает кору деревьев, травинки, торчащие из-под снега.

Черепаха: Нет, я не хочу жить в снегу, холодно!

Дети: Посмотри, Глаша, может быть, тебе птичьи гнездышки подойдут?  (Дети держат картинки с изображением клеста и синицы). Посмотри, какие они аккуратные, как красиво сплетены и совсем незаметны  между ветвями деревьев. Никто их не сможет достать, так они высоко от земли.

Черепаха: Спасибо, ребята! Мне они очень понравились. Но слишком высоко от земли. Я боюсь!

Воспитатель: Здесь есть еще два письма.

Дети вскрывают конверт и читают: «Добрый день, Глаша! Приглашаем тебя в деревню. У нас все есть. Здесь тепло и уютно.

Воспитатель :  Поедем в деревню! Посмотрим, как живется домашним животным.

Дети идут к картине «Деревня». На ней изображены овца, свинья, корова, лошадь.

Дети: Посмотри, черепашка, какой у них дом, большой и уютный, теплый.

Черепаха: А кто же ухаживает за вами? Кто вас кормит? Чем кормят?

Дети: За ними ухаживают люди: заготавливают на зиму сено, отруби, зерно, комбикорма; заботятся о них.

Черепаха: Понравилось мне у вас, да только ваш дом с собой не унесешь. Придется другой дом поискать. Только где его найти, я не знаю.

Воспитатель: Давайте последнее письмо прочитаем. Может быть, там найдем ответ.

Воспитатель вскрывает конверт – там рисунок, на котором изображен панцирь. Показывает его детям и спрашивает:  «Дети! Что это?»

Дети: Это панцирь. В нем живут черепахи. Он костяной. Черепаха носит его на себе, прячется в него, когда ей грозит опасность.

Черепаха: Спасибо, ребята! А ведь я и не догадывалась, что мой домик всегда со мной, у меня за спиной.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашей  Глашей и подарим ей  рисунки с лесными домишками, чтобы она помнила о путешествии и не забывала, где ее дом.

Рефлексия

Воспитатель: Вам понравилось помогать черепашке? Что особенно запомнилось? Что бы вы хотели узнать?

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы "Дорога безопасности"

Данный вид деятельности представляет собой учебную игру-викторину – занятие, которое имеет определённые правила и служит для познания, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных п...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной группы. Тема: «Защитники Отечества»

Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми подготовительной группы.Тема:  «Защитники Отечества»...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы: «Зачем нужны часы?»

                    Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы:            ...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Еда вкусная и полезная»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга     Конспект НОД по познавательному развитию с детьм...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Новая история про Колобка»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга   Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовит...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Воздух – невидимка»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района  г .Санкт- Петербурга    Конспект НОД по познавательному развитию с деть...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Фотоаппарат»

Цель: ознакомление детей с техническим средством фотоаппарат, профессией фотограф.Задачи: - развивать умение детей поддерживать беседу, выражать свои мысли;- развивать познавательную активно...