Занятие для детей подготовительной группы Знакомство со свойствами стекла
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
- Знакомить детей со свойствами стекла: твёрдое, хрупкое, шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное.
- Формировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала,
- Знакомить с историей изобретения стекла, с профессией взрослых: стеклодув.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Знакомство детей со свойствами стекла».
Воспитатель: Шарифуллина А.М.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: Знакомство детей со свойствами стекла.
Задачи
Образовательные:
- Знакомить детей со свойствами стекла: твёрдое, хрупкое, шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное.
- Формировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала,
- Знакомить с историей изобретения стекла, с профессией взрослых: стеклодув.
Развивающие:
- Развивать внимание, любознательность, умение обследовать предметы, восприятие, память, связную речь, наблюдательность, мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла.
-Воспитывать умение выслушивать товарища.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения.
-Воспитывать уважение к труду взрослых.
Безопасность: Формировать знания детей о технике безопасности: со стеклянными предметами надо обращаться осторожно, они очень хрупкие, осколками стекла можно пораниться, нельзя брать в рот.
Материал и оборудование:
Изделия из стекла: вазочки, салатницы, стаканы, бутылочки, флакончики, пробирки, линзы для очков, термометры, лампочки, баночки и другие стеклянные изделия, пуговицы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у меня для вас сюрприз. К нам в гости пришла Королева Стеклянной страны. (Воспитатель показывает куклу)
«Здравствуйте, милые друзья! Зовут меня Принцесса Хрупкая-я живу в стеклянной стране. В моей стране все сделано, из стекла и я хочу пригласить вас в гости. Но для этого вам необходимо вспомнить вежливые слова, ведь жители моей страны очень любят воспитанных детей.»
Воспитатель: Дети, а вы хотите посетить незнакомую страну? Тогда давайте выполним условие Принцессы Хрупкой.
Дети: Называют вежливые слова.
Воспитатель: Дети, как много вежливых слов вы знаете, теперь Принцесса Хрупкая разрешит нам попасть в свою страну. Как много изделий делают из стекла. Давайте познакомимся с ними поближе и узнаем свойства стекла.
(Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя.) Что вы видите?
Дети: Мы видим много разных предметов.
Воспитатель: Правильно, вокруг нас находится много предметов. Эти предметы сделаны из разного материала.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:
- Холод терпит, а палку нет.
- Что зимой дома мёрзнет, а на улице нет.
- Его не видишь, а потрогать можно.
- На окошечках простое,
А в бутылочках цветное,
Не бежит, не льётся,
А ударишь - разобьётся.
- Очень хрупко и прозрачно
В пользу людям предназначено.
Дети: Это стекло.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки, это стекло.
Дети, посмотрите внимательно, как много здесь красивых предметов.
Назовите их. Дети называют предметы, стоящие на столе.
Воспитатель: Вам нравятся эти предметы?
Дети: Да. Нравятся.
Воспитатель: Мне тоже понравились все предметы - они красивые, все блестят, разного цвета.
Воспитатель: Предметы разные по назначению. Чем они отличаются друг от друга?
Дети: Предметы разные по цвету, по форме, по величине, по назначению и т. д.
Воспитатель: Дети, а чем эти предметы похожи, какой у них общий признак? Из какого материала они сделаны?
Дети: Все предметы сделаны из стекла.
Воспитатель: Правильно, все предметы сделаны из стекла. А если они сделаны из стекла, как можно сказать, какие предметы?
Дети: Стеклянные.
Воспитатель: Да, все эти предметы сделаны из одного и тоже материала - стекла, они стеклянные.
Воспитатель: Ребята, а сейчас Принцесса Хрупкая расскажет вам как изобрели стекло.
«Стекло изобрели очень – очень давно, пять тысяч лет назад. Делали его так: в глиняный горшок сыпали песок, золу, соду (воспитатель показывает песок, золу, соду), добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер – стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри. На один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал в стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльный пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом. Однажды старому мастеру – стеклодуву пришла мысль: выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. Получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобретатели придумали машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ровной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части и вот готово оконное стекло. Стекло для шкафов. Стеклодув – трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина. Завод, на котором производят стекло, называется - стекольный».
(Воспитатель читает стихотворение)
«Какого только в мире нет стекла!
Стекольная промышленность – нам в помощь!
И разными бывают мастера,
И с ними не страшна любая полночь!
Ведь украшаем часто дом стеклом,
И даже обереги покупаем!
Разглядываем внешний мир в окно,
Его без стёкол мы не представляем»
Воспитатель: Дети, а сейчас потрудимся и мы с вами, поближе рассмотрим изделия из стекла. Проходите в нашу «мастерскую», усаживайтесь поудобнее, закройте глаза и представьте ещё раз, какие изделия вы видели. Дети, открывайте глаза, сегодня вы будете исследователями, вы будете определять свойства стекла. Посмотрите, как много предметов у меня на столе. Как вы думаете, из какого материала они сделаны?
Дети: Из стекла.
Воспитатель: Возьмите в руки один предмет. Попытайтесь его согнуть. Получилось?
Дети: Нет, не получилось.
Воспитатель: Что можно сказать о стекле? Какое оно?
Дети: Не гнётся, стекло твёрдое.
Воспитатель: Правильно, стекло твёрдое.
Воспитатель: Дети, возьмите с подноса и положите в стакан пуговицу. Что вы видите в стакане?
Дети: В стакане мы видим пуговицу.
Воспитатель: Какого цвета пуговица?
Дети: Голубого.
Воспитатель: Если в стакане вы видите пуговицу, значит, что можно сказать про стекло, какое оно?
Дети: Прозрачное.
Воспитатель: И так, мы определили, что стекло, материал прозрачный. Как выдумаете, где используется это свойство стекла?
Дети: Оконное стекло, аквариум, очки, электрические лампочки и т. д.
Воспитатель: Дети, а сейчас налейте в стакан воды. Вытекает вода из стакана?
Дети: Нет, вода из стакана не вытекает.
Воспитатель: Вода из стакана не вытекает. Значит можно сказать, что стекло водонепроницаемое (дети повторяют это слово хором и индивидуально).
Воспитатель: Дети, проведите по стеклянным предметам рукой. Какое ещё свойство можно выделить у стекла?
Дети: - Стекло гладкое, (не гладкое), с бугорками, ребристое.
Воспитатель: Правильно, предметы, сделанные, из стекла могут быть гладкими, а могут быт и шероховатыми.
Воспитатель: Дети, возьмите флакончик с духами и приложите к щеке. Что вы ощущаете? Тёплое или холодное стекло?
Дети: Стекло холодное.
Воспитатель: Возьмите предмет, погладьте его рукой. Что можно сказать о стекле, какое оно?
Дети: Стекло скользкое.
Воспитатель: Дети, возьмите в руку стеклянный предмет и скажите лёгкий он?
Дети: Тяжёлый.
Воспитатель: Правильно, предметы, изготовленные из стекла – тяжёлые.
Воспитатель: Дети посмотрите у меня в руках стеклянная ёлочная игрушка. Если я неосторожно её выроню из рук, что с ней произойдёт?
Дети: Игрушка разобьётся.
Воспитатель: Правильно, игрушка разобьётся на мелкие осколки, с острыми краями, о которые можно пораниться. Уронить игрушку?
Дети: Нет, не надо её ронять, игрушка красива, блестящая, ей можно украсить новогоднюю ёлку, а она может разбиться.
Воспитатель: Стеклянные предметы не прочные, легко бьются. Что можно сказать о стекле, какое оно?
Дети: Стекло бьётся. Оно хрупкое.
Воспитатель: Стеклянные предметы легко бьются, стекло хрупкое. Если стеклянный предмет случайно разбился, как надо убрать осколки? Нам сейчас расскажет Настя:
«Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат совок
И для мусора бочок.
Вмиг осколки соберут, наши руки сберегут»
Воспитатель: Правильно осколки можно собрать с помощью веника, совка и на руки надеть перчатки, чтобы не пораниться.
Воспитатель: Дети, стеклянные предметы какого цвета могут быть?
Дети: Зелёного, жёлтого, красного и т. д.
Воспитатель: Да, стеклянные предметы бывают разного цвета. А сейчас возьмите карандаши и постучите по стеклянному предмету. Что вы слышите?
Дети: Мы слышали звон, мелодичный звук.
Воспитатель: Правильно. У стекла есть ещё одно свойство: если до него дотронуться, оно издаёт мелодичный звук, похожий на звучание металлофона.
Динамическая пауза «Отражение в стекле» (воспитатель показывает различные фигуры, дети, как отражение, повторяют их).
Воспитатель: Дети, сегодня мы на занятии познакомились со свойствами стекла. Давайте ещё раз назовём эти свойства.
Дети:
- Прозрачное
- Цветное
- Твёрдое
- Холодное
- Гладкое
- С бугорками
- Скользкое
- Хрупкое
- Тяжёлое
- Водонепроницаемое
Воспитатель: Дети, а сейчас давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо».
(Дети находят в стекле положительные и отрицательные качества).
Дети:
Положительные: стеклянные предметы: красивые, прозрачные, блестящие. удобные в применении и т. д.
Отрицательные: стеклянные предметы хрупкие – если уронишь, они могут разбиться, когда будешь убирать осколки - можно пораниться.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте расскажем стихи о стекле.
Настя: Давно уже не каменный век,
Всё лучшее изобретает человек.
Дома он строит, города возводит,
Но без стекла никто не обойдётся:
Посуда нужна нам всем и всегда,
И окна нам нужны, конечно насовсем.
Даня: Если не было б стекла,
Очень скучно жизнь текла:
Без очков мы стали б слепы,
Дом без стёкол – стал бы склепом…
Печально б очень время шло.
Степа: А какая б жизнь у нас была?
Сегодня и представить сложно.
Такое чувство – без стекла
И жизнь была бы невозможна.
Воспитатель: Ребят, Принцесса Хрупкая предлагает поиграть с ней в игру: «Назови, из чего сделан предмет?»
(Дети становятся в круг, воспитатель с куклой Принцессой Хрупкой садится на стульчик в середину круга.)
Дети подходят по очереди, достают предмет из корзины, называют предмет и материал, из которого сделан этот предмет. Например:
Стульчик – из дерева – деревянный
Шарик – из пластмассы – пластмассовый
Ложка – из металла – металлическая
Мяч – из резины – резиновый
Ваза - из глины – керамическая
Лампочка – из стекла – стеклянная и т. д.
(Кукла Принцесса Хрупкая хвалит детей за игру).
Воспитатель: Принцесса Хрупкая «Ребята, мы много сегодня говорили о стекле, говорили, что оно хрупкое. Но сейчас учёные сумели создать очень прочное стекло. Из него можно делать окна автомобилей и самолётов. Если на такое стекло бросить тяжёлый стальной шар оно не разобьётся, а если оно всё же разобьётся, то от него не будет осколков с острыми краями. И если в автобусе, автомобиле стоят такие стёкла, то при аварии люди не поранятся осколками. Из стекла даже научились ткать искусственное волокно для не горючих тканей, оно так и называется – стекловолокно.»
Воспитатель:
«Трудно мир представить без стекла!
Отрасль стекольная очень важна»
Воспитатель: Дети, вот и закончилось наше пребывание в Стеклянной стране! Скажем до свидание Принцессе Хрупкой. Нам пора обратно в детский сад. Дети вам понравилось занятие?
Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо отвечали на поставленные вопросы, были активны, любознательны, внимательны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей подготовительной группы "Знакомство с кружевоплетением"
Начиная со старшей группы происходит знакомство детей с декоративно - прикладным искусством - кружевоплетением. Это древнейшее народное искусство. Чтобы побыть в роли мастеров - кружевниц, дети ...
Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство со свойствами воды"
Использование нетрадиционных методов обученияИспользование технологий исследовательской деятельностиЦель: Совершенствовать представление детей о жидком состоянии воды...
Конспект занятия во второй младшей группе «Знакомство со свойствами снега».
Конспект занятия во второй младшей группе «Знакомство со свойствами снега».Программное содержание:Продолжать знакомить детей с предметами окружения, их назначением.Закрепить знания о зимних явле...
Занятие во второй младшей группе «Знакомство со свойствами глины»
Познавательно - исследовательское занятие во второй младшей группе "Знакомство со свойствами глины"...
Конспект занятия во второй младшей группе «Знакомство со свойствами снега»
Цели:познакомить детей с некоторыми свойствами снега;закреплять навыки рисования красками; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. За...
Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство со свойством воды».
Развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с водой....
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе "Знакомство со свойствами воздуха"
Конспект занятия ООД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему “Знакомство со свойствами воздуха&rdquo...